Возможности прямых сообщений
Лидеры внутриобластных пассажирских перевозок - личные автомобили, микроавтобусы и рейсовые вместительные Икарусы, ЛАЗы и ПАЗы. Жители региона пользуются этим транспортом и для поездок в соседние Пензенскую, Воронежскую, Волгоградскую, Тамбовскую, Самарскую, Астраханскую области, в Москву, Казань или Уральск, а также в отпуск к морю - до Анапы или Геленджика.
Расстояния от 400 до 1 500 км около 64% саратовцев предпочитают преодолевать на поездах. Саратов соединен прямым железнодорожным сообщением со множеством российских городов, со всеми странами ближнего зарубежья, а вот из европейских городов - только с Берлином и Варной, по дороге в зарубежные края приходиться делать пересадки в Москве или в Санкт-Петербурге. Как правило, самолеты саратовцы выбирают, если от пункта отправления до пункта назначения лежит более 1 500 км, и в особенности в туристических зарубежных путешествиях. Улететь из Саратова на сегодняшний день можно в Москву, Сургут, Ганновер (Германия) и в города ближнего зарубежья - Худжанд и Ереван. Летом организуются чартеры в Анталию (Турция), в Адлер и в Санкт-Петербург.
К слову сказать, вскоре в стране появятся единые "сквозные билеты" - для тех, кто пассажиров, которые добираются до нужного пункта и поездом, и самолетом. Об этом договорились главы РЖД и компании "Аэрофлот - российские авиалинии". Комплексные проездные документы можно будет купить в кассах или через системы электронных продаж "Аэрофлота" и РЖД.
Изменение цен в предновогодние и праздничные дни
Цены на автобусные перевозки, как правило, в предпраздничный период не изменяются.
РЖД в канун Нового года по традиции применит сезонную индексацию тарифов. Перед всенародно любимым праздником вводятся самые высокие тарифы: 26-27 декабря - билеты подорожают на 4%, 27-28 - на 15%, 29-30 - на 45%. У ценовой медали есть и обратная сторона: когда спрос на билеты падает, цены уменьшаются: 31 декабря билет будет стоить на 11% меньше, 1 января - на 55%. Первый день нового года ежегодно отмечается самыми низкими ценами на железнодорожные билеты. Однако в этом году рекордное снижение тарифов будет распространяться только на купейные вагоны и вагоны СВ, плацкартные билеты дешевле не станут. Дорожать билеты начнут 2-6 января - на 12%, 7-8 января - на 20%. А с 9 января по 20 февраля на столько же подешевеют.
Вместе с этим стоит заметить, что с 1 января 2008 г. нас ждет очередное повышение цен на железнодорожные билеты: купейные и в вагоны СВ подорожают на 19%, плацкартные - на 14%. Таким образом, в каникулы цена купейного билета на фирменную "девятку" (поезд N9 Саратов-Москва) сравняется со стоимостью авиабилета на рейс Саратов-Москва. Между тем, Федеральная служба по тарифам приняла решение о том, что с 1 января средний годовой рост тарифов на проезд в спальных и купейных вагонах не будет превышать 19%. А билеты экономкласса в плацкартных и общих вагонах не могут дорожать в течение года больше, чем на 14%.
Билеты на рейсы компании Саравиа накануне праздников снижаться в цене не обещают. Напомним, что в прошлом году в период новогодних каникул билеты в Москву и из Москвы стоили около 2 тыс. руб., их раскупили еще в первые дни декабря. Подобные скидки в этом году не ожидаются, но по сравнению с нынешним летом, когда максимальная стоимость билета до Москвы достигала 4,85 тыс. руб., тарифы уменьшились.
В этом году резко подорожали новогодние туры в Эмираты, Пхукет, Хургаду. Цены взлетели по сравнению с прошлогодним уровнем на 20-30%. Причина дороговизны вовсе не инфляция и не цены на топливо, а растущие аппетиты владельцев отелей и авиакомпаний, которые именно в новогодние дни увеличивают цены в три, а то и в четыре раза - объясняют "Финансовые известия". К повышению цен российскими перевозчиками в новогодние праздники отечественные туристы давно приспособились - пользовались услугами иностранных компаний, которые поднимали тарифы лишь на период католического Рождества. Теперь сезон удорожания билетов продлен ими с 28-29 декабря до середины января - на активности российского туриста можно неплохо заработать. Так в ноябре билет из Москвы до Бангкока стоил 19 тыс. руб., 29 декабря - 50 тыс. В Париж в ноябре можно было долететь за 8 тыс. руб., под Новый год - за 23 тыс.
Существует немало историй предновогодних приключений, связанных с перелетами и путешествиями, одну их них - из фильма "Ирония Судьбы или с легким паром" знают все наши соотечественники. Но не все они так романтичны. Например, наличие авиабилета на рейс в праздничные дни вовсе не гарантирует посадочное место. Авиакомпании, борясь за наполнение бортов, продают несколько больше билетов, чем следует, справедливо полагая, что кто-то отменит поездку, еще кто-то опоздает, не лететь же самолету пустым. И то, что вполне оправданно в низкий сезон, в период повышенного спроса на транспортные услуги ежегодно превращается в катастрофу - мест в самолете хватает не всем. Случаются и долгие ожидания в очереди на взлет. В предновогоднее время самолеты взлетают и садятся с минимальным временным промежутком: слишком много туристов, слишком много самолетов, потому приходится подолгу ждать разрешения на взлет и на приземление.
Ценовая политика и некоторые ухищрения перевозчиков
Цены на автобусные перевозки зависят от стоимости бензина, от дальности маршрута, частные перевозчики поднимают цены на популярные направления. Также прослеживается закономерность - чем большее расстояние предстоит проехать, тем меньше стоимость километра пути. Например, стоимость проезда до Балашова (219 км) составляет около 260 руб., до Волгограда (390) - 328 руб., до Воронежа (545) - 474, до Белгорода (802) - 656 руб. Билеты на автобусы появляются в продаже за 15 суток до отправления, бронирование билетов по телефону начинается за 10 дней до поездки. Купленный заранее билет стоит на 7 руб. дороже.
Стоимость железнодорожного билета зависит от дальности пути, от вида вагона, от уровня сервиса и обслуживания, от типа поезда. К примеру, некоторые фирменные составы оборудованы телевизорами (например, в поезде N5 Москва-Астрахань есть телевизоры в вагонах СВ), в некоторых предусмотрены выход в Интернет и кабельное телевидение, а в известной "Красной стреле" (поезд N1 Москва-Санкт-Петербург) есть вагоны "люкс" с теплыми полами и отдельными душевыми и туалетными комнатами. Нашей "девятке", конечно, до этого далеко, но здесь застилают постели и работает биотуалет, который не закрывается во время стоянок. Билеты в фирменные поезда стоят на 30-35% дороже. Впрочем, и в обычных поездах есть вагоны "люкс", вагоны "купе" и "купе с обслуживанием и питанием". В последних предоставляют набор продуктов (йогурт, джем, масло, булочка, колбаса, печение и т.п.), комплект печатных изданий (газеты, журнал) и набор для личной гигиены (мыло, салфетки и др.). Билет в таких купе стоит на 15% дороже, но, как правило, в таких вагонах чисто и комфортно.
Большинство саратовцев предпочитают вагонам купе демократичный плацкарт, он обходится примерно в 3 раза дешевле, именно в плацкартные вагоны билеты расходятся особенно быстро. В этом году билеты на 29-30 декабря в плацкартные вагоны на поезд N17 Москва-Саратов раскупили буквально за 20-30 мин., за несколько дней разошлись обычные купейные билеты. Уже в конце ноября, т.е. за 30 дней до отправления, не было ни купейных (без обслуживания), ни тем более плацкартных билетов из Москвы до Саратова, оставались только "купе с обслуживанием", "люксы" и несколько купейных билетов на ночные не очень удобные поезда.
Вообще, свой человек в билетных кассах еще с советских времен остается весьма полезным знакомством и этот факт может в какой-то степени указывать на степень реформирования отрасли.
Достаточно сложно заранее приобрести билет на проходящий поезд. Информация о билетах появляется за сутки, а до этого в кассах отвечают: "Билетов нет". В то время на станции формирования поезда билеты зачастую успешно продаются заранее. Дело в том, что путь между конечными станциями длиннее, чем путь от промежуточной станции до пункта назначения, а значит и билет стоит дороже и продать его выгоднее. Купит ли кто-нибудь билет от пункта отправления до нужной нам станции - неизвестно, а если не купит (что весьма вероятно), то часть пути места будут пустовать, не принося прибыли РЖД.
Есть мнение, что в периоды повышенного спроса билеты едва поступив в кассы РЖД (т.е. за 45 суток до отправления поезда), перепродаются в специальные агентства по реализации билетов, особенно "плацкарты" и обычные "купе". В РЖД такую информацию отрицают, утверждая, что билеты расходятся невероятно быстро, потому что так велик спрос.
Железнодорожников обвиняют и в том, что в периоды повышенного спроса в составах появляется больше купейных и "люксовых" вагонов, ведь при необходимости пассажиры готовы заплатить за билеты больше. В РЖД же утверждают, что плацкартных вагонов не становится меньше, просто в России их не хватает, и если идет увеличение состава, то чаще за счет купейных вагонов. Или за счет сидячих. Например, к поезду N47 Саратов-Москва в периоды особого спроса на билеты прицепляют вагон с сидячими местами - эдакую альтернативу автобусу примерно за 300 руб.
Цена на авиабилеты также зависят от стоимости бензина и дальности полета, а также от условий возврата/обмена билета, уровня сервиса, питания на борту, марки самолета, класса салона и даже от аэропорта, из которого вылетает и где приземляется самолет - стоимость аренды взлетно-посадочной полосы везде разная. Все авиакомпании предоставляют скидки детям, а некоторые и пенсионерам, студентам, молодоженам и др. категориям граждан. Саравиа делает скидки для детей в возрасте до 2 лет без предоставления отдельного места - 100% от тарифа на внутренних перевозках и 90% - на международных, для детей в возрасте до 2 лет с предоставлением отдельного места и в возрасте от 2 до 12 лет - 50%.
Cтоимость полета может изменяться в зависимости от популярности маршрута. На популярных туристических направлениях (например, Турция, Египет) в сезон организовываются чартерные рейсы, которые стоят значительно дешевле регулярных. Это обусловлено тем, что чартеры полностью заполняются туристами, и даже при относительно невысокой стоимости билетов полет окупается, а регулярные рейсы не всегда заполняются на 100% и даже на 50%. В убыток летать никто не хочет и авиакомпании увеличивают цены на билеты. Поэтому-то так дороги билеты на рейсы "Саравиа": билет в один конец до Ганновера обходится в 265-305 евро, до Москвы - 3-4 тыс. руб. (если приобретать билет за 30 суток, то он стоит 3 тыс. руб.). Билет "Саравиа" в Сургут стоит 3,75 тыс. руб., билет "Аэрофлота" на рейс Москва-Сургут-Москва (т.е. туда и обратно) стоит 5,5 тыс. Меньше спрос - выше цены: не совсем по правилам экономической теории, но зато оправдывает стоимость перелета. При этом стоит отметить, что из Саратова в Сургут летает ЯК-42, а у Аэрофлота - ТУ-154.
Кстати сказать, билеты на чартеры в Анталию из Саратова прошлым летом обходились так же дороже, чем билеты на аналогичные чартеры из Москвы. Но зато стоимость авиабилета в Адлер была сопоставима с ценой купейного билета на поезд Саратов-Адлер. Хочется подобного соотношения и в будущем году.
По Голландии - на велосипеде, по Индии - на борту авиалайнера
В Европе и Америке билеты купить тоже не всегда просто в летний сезон отпусков, в преддверии Рождества и Пасхи, а также других национальных и религиозных праздников (например, перед Днем Благодарения). Правда, в отличие от России очереди перед кассами выстраиваются гораздо реже, потому что в странах развитого капитализма давно принято покупать и бронировать билеты через Интернет или заказывать их в агентствах, комиссии которых практически никому не кажутся высокими. И даже в экономически слабо развитых странах, например, в Индии билеты тоже принято бронировать и покупать в Сети. Разве что железнодорожные билеты третьего класса и билеты на автобусы раскупаются в кассах, потому что они пользуются популярностью у бедных слоев населения, для которых не доступен Интернет и дороги услуги агентств.
Практикуется на Западе и индексация билетов в зависимости от сезона и спроса, в канун Новогодних праздников и в периоды отпусков. Там, где нет государственных монополий на перевозки, цены регулируются более гибко, а молодые компании в то время, когда все известные перевозчики повышают цены, наоборот, могут проводить рекламные акции, привлекая пассажиров.
В США особой популярностью для путешествий как внутри страны, так и в зарубежных поездках пользуются самолеты. События 11 сентября 2001 года снизили объем пассажирских авиаперевозок на 3%. На втором месте - собственные автомобили - это в США культ, а путешествие по Шоссе 66 - это чуть ли не святое паломничество. А вот автобусы, и особенно поезда в Штатах не очень популярны и билеты на них достаточно дороги, хотя если покупать заранее, то можно сэкономить. Авиабилеты, напротив, сравнительно недороги, так как большое число авиакомпаний и жесткая конкуренция между ними способствуют снижению тарифов, кроме того, авиаперевозчики постоянно проводят всевозможные акции, делают большие скидки на внутренние перелеты, разрабатывают накопительные бонусные программы для пассажиров международных рейсов.
Самолеты уважают и в Европе, особенно если собираются на отдых или в гости в другие страны, авиаперелеты в Европе также доступны. Однако, в путешествия по Евросоюзу большинство европейцев отправляются на личных автомобилях или автобусах - это экономично, удобно и оставляет большую свободу действий. По родным странам европейцы также передвигаются на машинах и на автобусах или на скоростных поездах, а голландцы, прославившиеся на весь мир любовью к велосипедам - даже на них.
В небогатых странах Азии, Ближнего Востока и Африки большинство населения для путешествий по стране выбирает автобус и даже мопеды и мотоциклы, а за рубеж жители этих стран отправляются не так уж часто. А вот в уже упомянутой Индии, как не странно, в чести и авиаперевозки, в стране есть множество бюджетных авиакомпаний, услуги которых доступны среднему классу.
Большинство жителей России пребывают в длительном ожидании того и другого - доступных услуг по авиаперевозкам и появления мифического и благополучного среднего класса.
Ольга Петрова
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей