- Александр Алексеевич, рынок подобных образовательных услуг огромен. Чем отличается ваш институт от других?
- Изменения в общественной, экономической жизни, в законодательстве столь динамичны, что человеку самостоятельно довольно сложно дать ответ на многие возникающие вопросы, нужна оценка имеющихся знаний, умений, навыков применительно к современным условиям. Наши структуры и предназначены для того, чтобы обеспечить специалистам достойный уровень восполнения профессионального образования для повышения компетентности, для карьерного роста.
Институт, как и академия государственной службы, имеет 16-летнюю историю, хотя, на мой взгляд, традиции идут еще от высшей партийной школы, где была серьезная школа переподготовки кадров. У нас накоплен большой опыт работы в деле повышения компетентности именно работников государственного и муниципального управления. За это время в институте свой профессиональный уровень повысили около 18 тысяч специалистов из нескольких областей Поволжья. И это не обязательно представители властных структур. В институте всегда развивали и другие, востребованные и бизнесом в том числе, направления - это менеджмент и маркетинг, экономика и финансы, управление бизнесом, антикризисное управление, юриспруденция, управление персоналом.
- Значит, утверждение, что у вас в основном проходят переподготовку работники администраций, госслужащие не соответствует действительности?
- Современные управленческие технологии, которые мы стараемся максимально использовать, могут транслироваться на любые сферы жизни - будь то государственная служба, бизнес, общественные организации или собственное дело. Принципы управления универсальны, и в нашем институте, по большому счету, учат именно управлять.
Мы стараемся быть конкурентоспособными и держать, как говорится, руку на пульсе, использовать современные методы и технологии обучения, зарубежный опыт. Я считаю, что одним из свидетельств нашей конкурентоспособности выступают международные семинары по управленческим технологиям, которые мы проводим один - два раза в год с французами, канадцами, немцами. Помимо этих полезных для обеих сторон семинаров у студентов, слушателей, практикующих преподавателей есть зарубежные стажировки. Зарубежный опыт нам необходим - большинство западных стран уже прошли тот путь в подготовке кадров, который мы только начали осваивать. Вот, например, мы только начали разрабатывать и внедрять административные регламенты выполнения той или иной деятельности, они жестко очерчивают сферу и порядок организации деятельности чиновника - когда, что, как делать чиновнику в той или иной ситуации. И нам эти регламенты нужны - чтобы прекратить самодеятельность и поставить заслон коррупции. А на западе, где чиновник уже давно и не мыслит работать иначе, уже считают, что подобная регламентация сковывает инициативу. В пользу нашего института говорит и тот факт, что на нашей площадке уже десять лет реализуется президентская программа подготовки управленческих кадров для народного хозяйства ("Менеджер XXI века") и, на мой взгляд, мы достойно ведем эту программу. О широте интересов наших выпускников - а их за десть лет было более 200 человек, говорят названия их итоговых работ: это и маркетинг, и конфликтология, и IT-технологии, системы управления на промышленном предприятии, в розничной торговле, ЖКХ и т. д.
- Учебный процесс для взрослого человека сильно отличается от того, как обучают вчерашнего школьника?
-Конечно, подходы несколько иные. У взрослого слушателя за плечами, как правило, высшее или среднее образование, практический опыт. Эти люди осознанно относятся к обучению, более активны, самостоятельны и требуют не просто новых знаний, но навыков, помощи в осмыслении практики. Сейчас признано, что лекции должны составлять до 30 процентов учебного времени, а остальное время надо отдать активным формам обучения - кейсы, во время которых идет обсуждение конкретных ситуаций, дискуссии, тренинги, деловые игры, круглые столы. И надо сказать, что люди просто требуют именно таких форм взаимодействия между преподавателями и слушателями. Подобный учебный процесс невозможно выстроить без специалистов-практиков, которых мы привлекаем максимально - это представители властных структур, бизнес-сообщества. И подобное сотрудничество продолжается в виде встреч, практик, стажировок, которые слушатели воспринимают, как возможность сопоставить свой опыт с другим, проанализировать ошибки и просчеты. Одним словом, программы для взрослого слушателя - это сочетание теории и практики, выстроенные с учетом требований рынка и растущей экономики. Кстати, краткосрочные программы мы можем составить и под конкретного заказчика, с учетом его требований и пожеланий. Широко внедряем дистанционные технологии, их можно и нужно сочетать с занятиями в институте, но для занятых людей и знающих хорошо компьютер обучение на расстоянии позволяет значительно сократить время на повышение квалификации, учиться без отрыва от работы.
- Каждый второй или даже первый готовят менеджеров. Ваши программы по подготовке менеджеров по развитию персонала и в области маркетинга чем-то отличаются от тех, что реализуются в других учебных заведениях?
- У этих программ, независимо от того, где они реализуются, есть единый стандарт, единые требования. Различаются методики, способы подачи материала, его содержание. В нашем институте есть несколько выгодных отличий - это например, уникальная возможность при подготовке менеджеров для бизнеса дать им дополнительные знания о возможности и специфике взаимодействия с госструктурами. Знание этой специфики необходимо на всех этапах - от организации фирмы до ее функционирования. И потом, менеджмент как прикладная наука возник именно на почве государственной службы и сейчас приобрел универсальный характер - об этом хорошо написано классиком менеджмента Питером Ф.Друкером : "представление о том, что менеджмент - это менеджмент бизнеса, по-прежнему существует. Поэтому важно заявить, причем как можно громче, что менеджмент не есть менеджмент бизнеса - так же, как, скажем, медицина не есть акушерство".
- А чиновники идут учиться в ИППК по разнарядке или по личной потребности?
- Чиновники должны каждые три года повышать свою квалификацию. Но из-под палки ни у кого учеба не пойдет. Человек, который прекращает учиться, безнадежен. Но вот чего пока не хватает госструктурам, так это постоянства в кадрах. Текучка уводит подготовленных людей, а новым снова надо набирать опыт, знания, навыки.
- Но тогда ваш институт всегда будет востребован.
- Да с людьми, выбравшими, например, госслужбу, раз и навсегда, еще интереснее работать - им можно помогать строить карьеру с помощью наших программ. Здесь-то как раз и воплощается в полной мере принцип непрерывного образования, когда человек интегрирует новые знания с имеющимся опытом, постоянно совершенствуется в профессии.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью