Женеманж па сис жур
Когда об инициативе директора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Андрея Шарова стало известно широкому кругу общественности, многоголосый хор критиков устроил ему настоящую обструкцию. Дескать, с какой стати? Им бы с сухарями да в более суровые условия, вы же их грантами обкладываете, как унитаз плиткой.
А вот мы Шарова и сокращенных слуг народа поддержим. Российский чиновник не приспособлен к жизни вне системы. Безусловно, есть немало бывших бюрократов, которые после увольнения без труда находят себя в бизнесе. Преимущественно потому, что уже давно совмещали работу с частной предпринимательской деятельностью. Но основная масса больше напоминает редких животных, родившихся и воспитанных в неволе, и которых не желательно отпускать на свободу. Домашний кот по дурости вылетевший на улицу, где никогда не бывал, стремится поскорее залезть под машину или в подвал. Поседевшего и ставшего заикой, его выковыривают оттуда дня через три, возвращают на историческую родину - в мягкое кресло главы семьи или на кухню. И оставшуюся жизнь он будет очень стараться без нужды даже близко не подходить к входной двери.
Однажды ставший чиновником на улицу тоже возвращаться не спешит. Он передвигается исключительно в границах своего "загончика", где все ему знакомо и любо. Он прекрасно информирован о том, что за стенами администрации жизни нет, там даром не кормят и могут побить. Страшно сказать: чтоб получить кусок хлеба с маслом, там надо работать! Средневековье какое-то.
Больно думать о том, что может случиться с сокращенными кадрами. Сегодня многие злорадствуют, но только самому бездушному человеку доставит удовольствие вид голодного дяденьки в костюме, его растерянные глаза и нелепые просьбы подать бывшему заместителю главы по общественным отношениям. Он будет привычно ходить по инстанциям, наблюдать за тем, как люди беседуют друг с другом, оплачивают коммунальные услуги, покупают цветную капусту и устраивают детей в садики. А ему с этого ничего не перепадает! Сколько страданий выпадет на долю чиновника! Сколько обид и унижений предстоит ему вынести!
Вот почему предложение Шарова мы относим к проявлениям высшего гуманизма. На свободе чиновники не размножаются. Здесь не действует ни один из законов Паркинсона. Бюрократам хорошо живется только в неволе, состоящей из постановлений, циркуляров, инструкций и ненормированного рабочего дня. 5-го и 20-го им бросают кость, в остальные дни они добывают пропитание самостоятельно, демонстрируя чудеса изобретательности. Можно ли осуждать их за это? Голодного пса, который тащит сосиску из авоськи зазевавшейся домохозяйки, мы понимаем, а вот человека, который хочет получить за свою подпись денежку, подчас способны охаять. Не ругайте чиновника, он работает, как умеет. Кто ж виноват, что умеет он только после предоплаты.
Им и так сейчас приходится не сладко. Борьба с коррупцией, на которую сегодня толкают чиновников, это постоянный нервный стресс. Как можно бороться с тем, что приносит доход? И как это могут делать те, кто доход получает? Общество тянут за уши к рыночной экономике, а здесь налицо конфликт интересов. Посетитель для решения своего вопроса протягивает деньги, а ты должен от них отказаться. Какое сердце выдержит такое издевательство?
План по магнитикам
Как отреагирует нежная чиновничья психика, эта тончайшая материя, на переход к жизни в обществе, для которого они столько работали, предугадать трудно. Кто-то просто загрустит, а кто-то может и в маньяки податься. Станет нападать на прохожих, связывать их и заставлять слушать свой доклад о динамично развивающейся Саратовской области. В общем, надо не просто помогать экс-чиновникам материально, необходимо постоянной заботой угнетать их административное либидо. Чтоб у него даже мысли не возникло попытаться применить свои чиновничьи навыки на "гражданке". Иначе все пойдет прахом. Дело в том, что российский чиновник - человек, продвинувшийся гораздо дальше любого другого смертного в расширении представлений о стыде и совести. Уши нормального гражданина начинают краснеть гораздо раньше. Смутить ответственного работника намного сложнее. У него другой диапазон. Причем во всем.
Наше чиновничество - это прослойка между рядовыми россиянами и тем, что нам необходимо в повседневной жизни. Прослойка усложняет или облегчает доступ к необходимому. На этом пути залегла целая рота. Они воюют с нами, отстаивая свои права кушать вкусную пищу и ездить на дорогих машинах. Возможность маневрировать между "разрешить" и "запретить" делает их практически неуязвимыми. В конце концов, за взятку сажают не тех, кто берет, а тех, кто не со всеми поделился.
Если уж непременно надо сокращать чиновников, то все общество, из которого они вышли, должно проявить участие. Скажем, крупные бизнесмены могли бы продумать вопросы их дальнейшего трудоустройства. Разве трудно дать бывшему бюрократу отдельный кабинет с кондиционером и некрасивой секретаршей? Не надо сложных поручений. Пусть разработает положение о своих обязанностях. Пусть усложнит доступ к вашему телу. Тут работы - на годы.
Все обязаны протянуть руку помощи в деле социальной адаптации экс-госслужащих. Когда говорят о "дедовщине", военные оправдываются тем, что армия - слепок общества. Чиновники тоже не с другой планеты к нам прилетели. Выходит, все мы в ответе за тех, кого прикормили и приучили к регулярным подаяниям.
Чиновник - такой же инструмент, как молоток. Надо только уметь им пользоваться. Заплати, и он задолбает любого. В напористости и пробивной силе, когда он действительно чего-то хочет, ему не откажешь. Потому и страшновато от мысли, что скоро эта банда хлынет в общество. Как после амнистии. Откровенно говоря, хочется, чтобы выходящие на улицу были под контролем. Служат они рублю - грантами их и повяжем. Ей-богу, дешевле обойдется.
А вот интересно, каким бизнесом могут заняться наши чиновники? Производством березовых веников? Организацией сети столовок "Ностальгия" с интерьером советских времен и гарантированно хамским обслуживанием? Может, магнитики на холодильники делать станут? Или по привычке просто хапнут деньжат? Грант ведь не кредит, его отдавать не надо. Отчитайся только. Впрочем, тут можно не волноваться, это они делать умеют.
Валерий Шпрем
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей