Ползучая катастрофа
Мы в зловонной трясине и живем. Хилое городское хозяйство из последних сил донашивает нерадивое начальство. Но как нынче заматерел чиновник... Еще не так давно его бодрила ритуальная перекличка у шефа после очередного ЧП - руки подтрясывались, голос дрожал, на лбу пот выступал: "Меры приняты. Уже оповестили и списки составили". И дома рушились и трубы лопались, но испуганный чиновник добавлял совещанию порцию рабочего настроя, а саратовцам хоть какую-то надежду на решение проблем. Сегодня чем больше дыр в трубах, тем толще кожа у сотрудника администрации. Счет идет не просто на дыры и ямы, а на ямищи.
В последнее время участились случаи провалов дорожного полотна. Асфальт обрушился на Киселевой, улице Танкистов, Чернышевского, Горького - это некоторые яркие примеры этого лета. Начальник управления по инженерной защите Саратова Павел Овчинников, наверное, всякий раз отворачивался от дыр в асфальте, потому как ничего конкретного об этих случаях сказать не сумел. После образной лекции о причинах образования провалов он дал понять, что события эти в Саратове рядовые и их периодичность не выше, чем в предыдущие годы. Вопрос о мерах по решению этой проблемы видимо показался Павлу Овчинникову излишним: "Вот асфальт закатан, стоит до поры до времени и никто не подозревает, что там нет грунта, основания нет, а остался асфальт. Кто это может определить? Мы же не ходим, по асфальту не простукиваем. Как провал образовывается, так его устраняем. Выезжаем, смотрим и принимаем решение". Куда же тогда ездил начальник управления, если о причине провалов по названным адресам ничего не смог сказать?
Заметим, что слово "защита", что состоит в названии управления, которым руководит чиновник, подразумевает выработку мер, выстраивание системы действий для решения проблем, стратегию воздействия на негативные проявления особенностей природной среды. Хороша защита - провалился автомобиль в яму, ее запланировали заделать. Да и управление что ли асфальт закатывает? Нет. На эту цитату саратовский управленец дал такой ответ: "Я не знаю, что вы хотите услышать что-то кардинального. Я не могу вам сказать что-то сверх. Я не знаю, что вы хотите от меня услышать. Увидеть провал, пока он не образовался невозможно. А сделать так, чтобы его не случилось... если бы так можно было сделать, они бы не образовывались. Потому что все закапывания, засыпания грунтом делаются для того, чтобы этого не происходило. Если это происходит, то это в моем понимании случайность".
Что бы хотелось услышать от начальника управления инженерной защиты Саратова? Во всяком случае, не приправленного высокомерным равнодушием "я не причем".
Вероятно, пока нынешний глава управления инженерной защиты работал в Озинках, то не интересовался событиями в областном центре. Наверное, не слышал, что на рубеже 50-60 годов на Волге было построено Волгоградское водохранилище, затем в Саратове были засыпаны овраги и, таким образом, нарушена естественная дренажная система города. Причем порой засыпаны неграмотно - где битым кирпичом, а где осколками стекла. И это при том, что протяженность ливневой канализации не удовлетворяет потребностям города, а часть ее забита или заасфальтирована, т.е. не выполняет своей изначальной функции. За последние полвека уровень грунтовых вод в центральной части города поднялся местами до отметки 50 см от поверхности. Разве могут быть здесь случайными провалы на дорогах?
Выводы саратовских ученых кафедры геоэкологии СГУ диаметрально отличаются от мнения Павла Овчинникова о том, что число провалов в Саратове в будущем не увеличится. "Есть в экологии такое понятие, как ползучая катастрофа. Это когда накапливаются разные изменения, а потом резко проявляются", - говорит сотрудник лаборатории геоэкологии СГУ Александр Шешнев. Как уже было отмечено, речь идет и об изменениях, связанных со строительством плотин на Волге и в структуре естественной дренажной системы, с отсутствием должного внимания к работе ливневых коллекторов, состоянию гидроизоляции колодцев и водонесущих трубопроводов и качеству ремонтных работ дорожного полотна.
На последнем пункте остановимся подробно. Но прежде еще несколько слов в качестве ответа на реплику Павла Овчинникова о неизбежности провалов. Московские власти рассматривают предложения специалистов о выводе на поверхность городской речки Неглинки, которая была заключена в коллектор полвека назад. Так водная артерия будет лучше выполнять свои функции. Есть и специальные технологии уплотнения грунта - с помощью пресса и тяжеловесных катков. Понятно, что бюджет Саратова вряд ли способен на такой креатив, но ведь инженерная "защита" и не предлагает.
Между тем и саратовским ученым есть что сказать. На кафедре геоэкологии СГУ под руководством профессора Алексея Иванова проведены интересные исследования. "Изучение особенностей состава и строения техногенных грунтов, их мощности в древних оврагах - кладбищах "культурного слоя" города, открывает и объясняет причины большой и сложной проблемы образования пустот и провалов на городской территории", - говорит ассистент кафедры геоэкологии СГУ Иван Яшков.
Провальный период
О проведении очной ставки заявил председатель комитета дорожного хозяйства Валерий Данилин после того как услышал, что одной из причин провалов названы некачественные ремонтные работы. Павел Овчинников сказал: "Провалы могут образовываться в результате различных случаев, таких как недостаточное уплотнение грунта вследствие ремонтных работ". Но меня сначала обвинили в небольшом уме - не поняла то, что мне сказали, а потом заподозрили в интригах - мол, специально навожу тень на плетень, чтобы бросить тень на имя Валерия Данилина. Не мог такого никто сказать. Дорожное полотно, убеждал сотрудник горадминистрации, проваливается не в результате ремонтных работ, а из-за некачественного восстановления покрытия после вскрышных работ. То есть, под контролем Валерия Данилина в Саратове выполняется безупречный капитальный и ямочный ремонт дорог. Город гордится своими магистралями, они как атласные ленты украшают областной центр. Дороги, контроль за качеством которых осуществляет комитет дорожного хозяйства, служат людям века, ни трещинки на них нет, ни бугорка. И только случай вскрытия дороги и ее восстановление позволяют найти изъяны.
Итак, автомобилист, попавший в яму на дороге должен ругать не власть, а организации, которые вскрыли асфальтовое покрытие, чтобы починить трубу или кабель. Пара недобрых слов должна достаться и организации, которая по договору дорогу восстанавливала. Потому что первые в образовавшуюся яму накидали мокрый грунт - труба-то текла и щедро орошала все вокруг, а потом грунт просох и провалился. А вторую, потому, что не проверила плотность основания дороги, а шлепнула асфальт на что было, да еще и в мокрую погоду. Разве восстановительные работы не подвергаются контролю? Подвергаются, отвечает Валерий Данилин, той организацией, которая выдает разрешение на вскрышные работы, т.е и есть дорожное подразделение администрации. Так почему же контроль есть, а качества работ нет. Ответ председателя комитета: "За вами тут тоже это, так сказать, а вы тоже ляпы делаете". Глупо в этой ситуации оценивать профессиональную квалификацию журналистов - плохо сказано о дорогах, значит неправильно.
А когда очередной владелец автомобиля примется к его восстановлению после полета в яму, может вспомнить сколько раз Валерий Данилин говорил о мерах, которые позволят поставить заслон недобросовестным подрядчикам, не допустить их к городским дорогам. Сколько лет прошло, здоровая конкуренция очищает рынки товаров и услуг, усилия властей нередко приводят к положительным результатам. Но только не в сфере дорожного строительства. Почему здесь по-прежнему процветает тяп-ляп?
Ради справедливости отметим, что ответственность за качество восстановительного ремонта после вскрышных работ несет та организация, которая дорогу и раскопала. Так почему и ей нет дела до соблюдения технологий - сначала сухой песок насыпать, потом полить его или прогреть, если зима на дворе? В саратовской администрации "провальный период" объясняется упразднением административной комиссии. Якобы, только ее и боялись предприятия и организации. А теперь мер воздействия нет и порядок кончился. Это говорит о том, что не было власти в городе и до того.
Будет ли увеличиваться число провалов на дорогах? Будет. И дома будут проваливаться и падать. Это в других регионах идет борьба с неблагоприятными природными условиями, грунтовые породы у них проблемные. В Саратове проблема заключается в людях с большими портфелями - чиновниках. И она крепчает на глазах от неприличных размеров невежества и лицемерия.
Татьяна Гордеева
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей