Первые разговоры страховщиков гражданской ответственности автомобилистов о повышении базового тарифа ОСАГО появились уже в 2004 году. Тогда после периода существенного превышения премий над выплатами появилась тенденция "нарастающего объема исполнения страховщиками своих обязательств". В следующем 2005 году коэффициент выплат вырос еще на 10%, почти до половины собранных средств. Показатель 2006 года остался на этом же уровне, а в прошлом году выплаты впервые составили более половины от совокупных сборов - 54%. Признанной условной границей опасного положения страховщиков является соотношение выплат к сборам равное 77%. Но на рынке ОСАГО царит паника - руководители компаний уверяют в чрезвычайном росте убыточности этого вида страхования, вплоть до 100%. К росту страховых сумм, говорят участники этого рынка, приведут нововведения в законе об ОСАГО - это повышение выплат по жизни и здоровью пострадавших в ДТП до 160 тыс. руб. и данная законодательная норма уже вступила в силу. Напомним, раньше действовал принцип- 160 тыс. руб. на каждого пострадавшего, но не более 240 тыс. на всех участников аварии. На очереди еще 2 новшества. Это, так называемый, европейский протокол - процедура прямого урегулирования, при ней за выплатой надо идти к "своему" страховщику, у которого и был куплен полис ОСАГО. И возможность оформления без сотрудника ГИБДД аварий с участием двух автомобилей при условии ущерба не более 25 тыс. руб.
На все прежние обращения Российского союза автостраховщиков о повышении тарифа ОСАГО Минфин отвечал отказом - финансовые показатели демонстрировали уверенную благополучность страхового сегмента в целом и обязательной "автогражданки" в частности. Последнее обращение решено было рассмотреть и предоставить правительству страны свои предложения. Пока информации о неизменности базового размера в СМИ не поступало. Надежды на это весьма слабые, но ждем. Вместе с тем ожидается и изменение региональных коэффициентов. Увеличить тариф планируется в тех регионах, где объем выплат превышает размер поступивших средств. Юрист Сергей Астахов на это предложение замечает: "Коэффициенты следует менять и для регионов-доноров: иначе окажется, что регионы-доноры по-прежнему будут пополнять карманы страховщиков, тогда как убыточных регионов не будет, поскольку тарифы там вырастут. Общим итогом станет безусловный рост доходов страховщиков при отсутствии компенсации для автолюбителей регионов-доноров".
По словам представителей саратовского страхового рынка, саратовская область держит положительный баланс поступлений и выплат в случаях ДТП. По данным strahovkasar.ru, за первое полугодие 2008 года сборы по ОСАГО в регионе составили 512 млн руб, автовладельцам вернулся 291 млн. Поводов считать саратовскую область дотационным регионом вроде бы нет. Однако, местные страховщики в комментариях о повышении тарифа полностью солидарны со своими российскими коллегами. "Денег на выплату всем участникам ДТП не хватает", заявляют они.
Павел Михеев, президент гильдии страховщиков Саратовской области
- Разговор об изменениях тарифа по ОСАГО продиктован практикой- выросли страховые суммы в расчете на пострадавшего и автомобиль, а тарифы были увеличены только для юридических лиц. Сейчас некоторые страховые компании уходят с рынка ОСАГО из-за больших выплат. Страховая компания - это сложный финансовый институт, который осуществляет множество видов страхования, не всегда прибыльных, где существует инвестиционная деятельность и необходимое отчисление в бюджет через налоги. Нельзя сложить все поступающие страховые взносы, отнять страховые выплаты на моменте и получить доход от деятельности. Если страховая компания закончила финансовый год с положительной разницей во взносах и выплатах по ОСАГО - это не факт, что компания будет прибыльная в целом, но даже если она будет прибыльна, она обязана заплатить налог на прибыль с этой суммы, акционеры получают дивиденды и опять отчисляют налог с доходов. Таким образом, более 30% средств уходят в бюджет, из которого получают зарплату и дотации значительная часть нашего населения, в том числе страхователи. А доход компании, связанный с инвестированием страховых резервов вообще не прогнозируем.
Повышение тарифа считаю необходимым, но на сколько процентов, по каким позициям - должны считать специалисты на основе опыта стран, где страхование ОСАГО существует не один десяток лет.
Как автомобилист, я к увеличению тарифа отношусь спокойно. Для меня важно, чтобы компания, в которой я застрахован была финансово устойчивой и работала как можно дольше. Чтобы она обеспечивала мне защиту, выполняла обязательства перед бюджетом и предоставляла скидки и дополнительный сервис.
Лев Борисов, директор саратовского филиала страховой группы "Уралсиб"
- Разговоры о повышении вполне обоснованы. Когда в стране вводилось обязательное страхование гражданской ответственности, большинство россиян ездили на отечественных автомобилях. Сейчас многие пересели на зарубежные, а стоимость их ремонта значительно дороже. И именно иномарки чаще попадают в аварии, поэтому постоянно растет оценка ущерба. За 5 лет выросла и стоимость услуг автосервиса.
Надо сказать и об увеличении общего числа автомобилей. Больше машин, значит больше аварий, следовательно выше средний ущерб. Нельзя забывать и об инфляции.
Елена Избалыкова, руководитель саратовского филиала страховой компании "АСКО СК ЗАО"
- Повышение тарифов для страховщиков - это необходимый шаг. Для моей компании осаго - убыточный вид страхования и многие компании отказываются от него. А для некоторых это поможет выжить и остаться на рынке. Естественно мы понимаем, что для людей увеличение платежей ударит по карману.
Я готова согласиться и теми, кто видит сегодняшнюю ситуацию, как способ очистить страховой рынок от балласта. Может быть прав и тот, кто уверяет, что возмещение убытков при обязательном страховании другими видами - это нормальный процесс.
Павел Крутитский, автомобилист
- Уверен, что страховщики лукавят, когда говорят о нехватке средств. Стало больше автомобилей, так ведь и число страхователей выросло. Народ пересел на иномарки, но на дорогах немало и отечественных машин. За что наказывать владельцев 10-х, 12-х, 14-х моделей ВАЗа. Я бы хотел, чтобы страховые компании сначала улучшили качество своих услуг, поработали над сервисом, повысили оперативность, а потом говорили о повышении тарифов. Пока Осаго не стало верным спасением от нервотрепки. Даже если я не виновен в ДТП, то должен сам бегать с запросами в ГИБДД и в компанию, где застрахован виновник.
Справка
По данным rg.ru, за 1-е полугодие 2008 г. российские страховые компании собрали по ОСАГО 39,1 млрд руб. премий и выплатили потерпевшим 22,5 млрд. Разница составляет 16,6 млрд. Даже с учетом изъятия страховщиками на ведение дел 20% от собранных премий (7,8 млрд) и резервирования "под крылышком" Российского союза автостраховщиков 3 процентов "на всякий случай" (1,2 млрд) в чистом остатке оказывается сумма в размере 7,6 млрд. За 5 лет существования ОСАГО страховые компании получили таким образом уже 92,9 млрд руб. Для сравнения: выплаты за последние 2,5 года (с 1 января 2006-го по 30 июня 2008-го) составили 98,3 млрд. Таким образом, страховщики на текущий момент имеют запас по выплатам на несколько лет вперед не то что при неизменности тарифов, а при непоступлении доходов вообще!
Татьяна Гордеева
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей