Заказчики становятся покупателями
Мастер по ремонту холодильников Николай признается, что с приходом кризиса рассчитывал расширить клиентуру, хорошо заработать. Но число заказчиков с конца прошлого года резко сократилось, а потенциальные клиенты отказываются от услуг. Владельцы сломанной техники говорят: "Лучше взять банковский кредит и купить новый холодильник, чем ремонтировать старый". Николай обращает внимание, что стоимость самого затратного ремонта холодильника ценовой категории 14-19 тыс. руб., не превышает 3,5 тыс. руб.
Мастер по ремонту СВЧ, стиральных машин, водонагревателей Дмитрий делится подробностями: "Недавно я осматривал замечательную печь европейской сборки. Мне ответили, что ремонтировать ее не станут, лучше купят дешевый, но новый китайский ширпотреб".
Специалист по ремонту телевизоров Владимир не исключает, что таким образом клиенты пытаются снизить цену за услуги. Так или иначе, поведение потребителей не склоняет к оптимистичным прогнозам. Для борьбы с вынужденным простоем мастера размещают рекламу своих услуг.
По данным минэкономразвития области, в прошлом году объем услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов снизился по сравнению в 2007 годом на 4,5%.
Еще более подавленное настроение у мастеров по ремонту одежды. "Наш офис находится в центре города, - рассказывает индивидуальный предприниматель Светлана. - До кризиса принимали десятки заказов в день, сейчас сидим без работы. В начале января залатали прожженные питардами норковые шубы и с тех пор клиентов практически не было. Почти исчезла работа с длиной новых брюк. С рынка уезжают продавцы, стоят пустые прилавки, а у нас мастера от безделья вышивают крестиком. При разнообразии товаров, в том числе дешевого китайского производства, этот бизнес является малоприбыльным. Нам остается заменять молнии и ставить заплатки. Но складывается впечатление, что у людей нет денег даже на то, чтобы починить старую одежду. Мне кажется, будет еще хуже".
Снижение объемов работ по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, по данным облминэкономразвития, в прошлом году составило 3,8%.
Сложной, но не безысходной ситуацию видят в мастерских по ремонту мебели и обуви. Предприниматель Вероника Чугунова говорит: "В декабре прошлого года заказов на перетяжку мебели было так много, что работали без выходных. В этом году декабрь был спокойным, и после праздников поток клиентов восстанавливается очень медленно, объем работ, конечно, сократился. Но снижение потребительской активности наблюдается повсеместно. Думаю, спрос будет расти вместе с оздоровлением потребительского рынка".
В мастерских говорят о привлекательности расценок на свои услуги: "Набор мягкой мебели, который стоит 50 тыс. руб. нельзя назвать качественной, а у нас максимальная сумма ремонта - 25 тыс. руб".
Не склонен драматизировать ситуацию руководитель мастерской по ремонту обуви "Сперанца" в Центральном доме быта Владимир Баранов. "Значительных колебаний спроса в нашем бизнесе я не наблюдал уже пару лет. Раньше же были отчетливые сезонные увеличения и снижения заказов, сейчас они плавно перешли в ровный поток клиентов. Возможно это было связано с некоторым повышением благосостояния населения в докризисные времена. С прогнозами об увеличении заказов в период кризиса я не соглашусь. Поток клиентов не увеличился, вторую неделю идет небольшое снижение, но работа есть. В другой нашей точке в домах 8 Марта ситуация хуже, там заказов мало. Если вспомнить выход из кризиса 98 года, то объем работ у нас увеличился к 2002 году. Тогда открылось много мелких мастерских. Сейчас говорить о появлении новых мастеров сложно. С одной стороны, стартовые затраты в нашей сфере небольшие, но с другой стороны очень высокая конкуренция".
Итоги работы в прошлом году демонстрируют снижение объемов работ по ремонту и пошиву обуви на 3,8%. Рост объема ремонтных работ по итогам 2008 года показывает лишь сфера технического обслуживания транспортных средств - число оказанных услуг выросло на 10,9%.
И.о. министра экономического развития и торговли Александр Ульянов подытоживает: "Предпосылок к существенному увеличению субъектов, оказывающих социальные виды услуг (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) не наблюдается".
Справка
В прошлом году на территории области действовали 2 200 предприятий бытового обслуживания. Объем бытовых услуг в прошлом году составил 3848,5 млн руб. (на 3,5% больше, чем в 2007 году). Доля субъектов малого предпринимательства в объеме бытовых услуг составляет 83%.
Ремонтом бытовой радиоэлектронной техники в прошлом году занималось 136 субъектов, их доля в общем объеме услуг составляет 12%.
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования оказывали 388 субъектов, их доля составляет 18%.
Ремонт, окраска и пошив обуви - 192 (3%).
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий - 132 (9%).
Ремонт и изготовление мебели - 35(2%).
Классический прокат
Еще один способ избежать дорогостоящих покупок, не лишаясь достижений прогресса - арендовать бытовую технику или другое оборудование, предметы обихода. Есть мнение, что ужесточение банковских требований к заемщикам, высокие процентные ставки по кредитам и сокращение доходов граждан послужит развитию этой услуги. Вернее, продолжению реанимационного процесса пунктов проката. В Москве еще в начале 2000-х годов открылась новая сеть "Прокат.ру". В отличии от пунктов советских времен, здесь в аренду стали предлагать новые вещи последних моделей и, так называемые, предметы не первой необходимости. Например, подводная камера или профессиональный перфоратор стоят немало, но нужны лишь изредка. Одной из самых популярных позиций здесь долгое время оставался моющий пылесос. Прокат.ру называет себя единственной московской сетью, где товары предоставляются без залога. Признак обновленного проката - рекламная аренда.
По словам владельца сети Андрея Озолиня, некоторым производителям для позиционирования своей марки выгодно бесплатно предоставить свою продукцию для проката: "Это ведь демонстрирует надежность товара. К тому же есть вещи, которые человек все равно рано или поздно купит. Вероятность, что он приобретет именно ту марку, с которой уже успел познакомиться, очень высока".
Судя по интернет-контенту, современный прокат предпочел разбиться на узконаправленные услуги. К примеру, прокат спортивного инвентаря, презентационного, банкетного, медицинского оборудования, товаров для малышей (весы, радио-няня, стерилизатор для бутылочек), электроинструментов. Нередко информация об аренде соседствует с объявлениями о продаже. Все это размещается на Московской, Питерской территориях Рунета и Сибири.
Подробности о прокате в Саратове удалось узнать только на одном сайте. Авторы ресурса предлагают посетителям предложить ненужные вещи и попросить необходимое у других. Услуги саратовских пунктов проката представлены здесь в 4-х категориях: инструменты, книги, оборудование, спецтехника, праздничный прокат. Но на сегодняшний день из 9 размещенных объявлений, только 2 являются активными, остальные - архивные.
Офлайновая сфера дает более полную картину. По сведениям минэкономразвития области, услуги проката оказывают 29 пунктов (в том числе видеокассет). Их доля в общем объеме всех видов услуг составляет 0,1%. По данным управления по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию Саратова, в городе работают 6 пунктов проката: 4 из них сдают в аренду свадебные платья и 2 аудио и видеопродукцию. Сведения, собранные редакцией намного шире. Кроме свадебных платьев, соответствующих праздничных аксессуаров и дисков с кинофильмами, в Саратове в аренду можно взять карнавальные костюмы. На Московской есть небольшой торговый отдел, где на прокат дают парики, шляпы, одежду популярных героев. Средняя оплата - 300 рублей в сутки. Кроме того, на условиях проката каждый саратовец может покататься на коньках и автомобиле. Судя по публикациям в прессе, последний вид аренды стал довольно популярным. Прокат отечественного автомобиля в зависимости от модели стоит 600-1450 руб, иномарки - от 1300 до 2 600. Дополнительно вносится залог - 3-10 тыс. руб. Сдается в прокат и строительное оборудование.
По словам респондентов, в Саратове присутствует, так называемый неорганизованный прокат. Информация о том, что владелец дорогостоящей редкой техники сдает свою собственность в аренду распространяется между знакомыми и знакомыми знакомых.
Кроме того, в Саратове работают 2 пункта классического проката, где можно взять в аренду холодильник, стиральную машину, телевизор, туристическую палатку, лыжи. Директор ООО "Луч-Р" Надежда Рулева рассказывает, что востребованность услуг традиционного проката снизилась 2 года назад, в период кредитного бума. Популярностью перестали пользоваться телевизоры и стиральные машины. Холодильниками на сегодняшний день интересуются в основном студенты, стоимость их аренды - 150-200 руб. в сутки. С мая часто на прокат берут туристические палатки, за использование 1 палатки владелец просит 80 рублей в сутки. В пунктах проката признают, что "активы" арендодателей уже успели послужить свое. Новые вещи удастся приобрести только в том случае, если спрос на услуги прокатчиков возрастет. Наиболее перспективным направлением в развитии проката Надежда Рулева видит предоставление спортивного инвентаря с организацией пунктов вблизи лыжных трасс, в лесных массивах. На столичные успехи смотрит скептически: "Сомневаюсь, что предметы для ухода за малышами высоко востребованы в Москве. Мы тоже предлагали весы для маленьких, но брали их 2 раза. И строительное оборудование у нас было - токарный, фрезерный станок, оборудование для фото-лаборатории в рамках серии 'Сделай сам'. Желающих этим воспользоваться было крайне мало. Конечно, я желаю развития этой сферы, но высокая популярность услуг проката видится мне сомнительной".
Еще более категорично саратовские участники рынка прокатных услуг реагируют на слова москвичей о цивилизованных отношениях собственника и арендатора. В салоне проката свадебных платьев сказали: "На пути продвижения подобных услуг будет стоять менталитет наших граждан. Нередко вещь, отданная нами в аренду возвращается в непотребном виде. И никаких "извините" за дыры и пятна, только хамский тон - мы заплатили деньги за пользование, остальное- ваша забота". Надежда Рулева вспоминает: "Одно время мы предлагали в прокат мотоблок. Очень удобно - вспахал свои сотки и отдал обратно. Но если бы с этим оборудованием обращались бережно. Сначала его возвращали неисправным, а потом не отдали совсем".
Тем не менее, директор "Луч-Р" готова участвовать в государственной программе поддержки малого бизнеса. "Если власти примут решение кредитовать малые предприятия на приемлемых условиях, то мы постараемся использовать эту возможность для расширения деятельности".
Роскошь на время
Одной из сфер успешного развития услуг проката в Москве стал рынок ювелирных изделий. Колье, броши и прочие дорогостоящие украшения в аренду предоставляют розничные торговые организации. У саратовских потребителей возможность взять с прилавка дорогое украшение, а потом вернуть, отсутствует. Комментарии представителей ювелирного ритейла позволяют добавить - пока отсутствуют. Хотя мнения о развитии этой услуги в Саратове нельзя назвать однозначными.
В одном магазине ответили, что идея о прокате украшений уже обдумывалась: "Во-первых, аренда дорогостоящего изделия требует залога, необходимо какое-то обеспечение. Это могло быть страхование риска невозврата. Но пойдут ли страховые компании на такой вид деятельности. Во-вторых, продвижение этого сервиса требует серьезных вложений. Без дополнительных рекламных компаний услуга останется не востребованной. В Москве спрос на нее объясняется активной светской жизнью, количество и масштаб мероприятий в Саратове заставляет сомневаться в популярности проката".
Директор другого магазина дала этой бизнес-идее более высокую оценку: "Для нас это очень интересно. У нас разноплановый покупатель. Много богатых людей, которые зачастую скупы. Я думаю, они пойдут на то, чтобы за гораздо меньшую сумму появиться один раз в новом украшении и отдать обратно. Запад не беднее нас и там эта услуга популярна. Но необходимо изучить технологии. У меня есть повод опасаться, что это начинание погрязнет в бумажном оформлении. В России это умеют. Я, например, не смогла внедрить новую услугу - продажу подарочных карт. Это аналог подарочного сертификата, но он ничем не защищен. Бланки печатают в типографии, на них ставят печать и подпись. Подарочная карта - это банковский документ с соответствующей защитой. Существуют технологии, но при этом очень тяжелая постановка всей проблемы".
Более сдержанно высказалась начальник отдела маркетинга сети ювелирных салонов. Она также говорила о региональных особенностях рынка, о принципиальных различиях местного и столичного потребителя: "Тем не менее, эта услуга может иметь место и в Саратове. С точки зрения увеличения покупательского спроса, аренда ювелирных украшений нам, безусловна, интересна. Возможно, что развитие проката украшений станет более актуальным в период экономического кризиса".
По прогнозам специалистов этой сферы, с осложнением экономических условий одна часть ювелирных магазинов закроется в ближайшее время, другая часть будет трудно выживать, с наименьшими потерями кризис переживут крупнейшие сети. Спрос на товар сократится за счет менее обеспеченной прослойки среднего класса и людей и с еще меньшими доходами. Тем более, что заводы повысили отпускную цену изделий. Элита будет и далее приобретать дорогостоящие украшения.
Одним из самых востребованных видов информации в период кризиса стал экономический прогноз. Со временем эксперты, специалисты, знатоки плотно усеяли медиа-пространство мнениями о тенденциях в макроэкономике, о предстоящих изменениях на отдельных рынках. Но проблема недостатка квалифицированных, грамотных прогнозов, как видно из вышесказанного, остается актуальной. Вместе с давно известными тезисами об обочине бизнес-процессов, коей и является провинциальный регион. Новомодные явления и в докризисные времена в глубинку не спешили, вряд ли станут реальностью нынешние оптимистичные предсказания.
Татьяна Гордеева
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей