Козырная карта
На оживление внутреннего туризма сейчас уповают многие - муниципалитеты, владельцы баз отдыха, туроператоры. Дескать, девальвировавший рубль подтолкнет соотечественников к поездкам в нужном направлении - например, в Саратов. А что? Волга, солнце, Хвалынск, наконец. Однако на этом видимые конкурентные преимущества области кончаются. Потому что ставить знак равенства между понятиями есть что посмотреть и есть где отдохнуть абсолютно бессмысленно. И если на запрос "отдых в Саратове" поисковик выдает список местных турбаз и гостиниц, где можно с той или иной степенью комфорта полежать на пляже недельку-другую, то отклик на слова "туристические маршруты" иногороднему пользователю поможет мало.
Конечно, истинные любители родного края слышали о существовании Дурман-горы и утеса Стеньки Разина, представляют себе примерное месторасположение пещеры Кудеяра и знают, с какой протоки надо заходить в Собачью дыру, чтобы потом из нее благополучно выплыть. Для жителей других регионов это навсегда останется тайной. Нет, сами описания достопримечательностей, причем подчас вполне литературные, встречаются. Но как-то в отрыве от всего остального - к ним не прилагается даже схемы проезда, не говоря уж о подробной топографической карте. Это не Карпаты или Крым, любовно выложенные в Интернете с точностью до полукилометра. И даже не Южный Урал с помеченными маршрутами наиболее популярных сплавов. Саратовская область до сих пор остается закрытым объектом - трудно, наверное, избавится от многолетней привычки.
Отсутствие нужной информации, причем изложенной коротко и внятно - одно из основных препятствий на пути внутреннего туризма. Да, заманить в нашу область неорганизованных путешественников, стремящихся увидеть что-то новое, а не просто поваляться на пляже, намного труднее. Зато гораздо перспективнее.
К сожалению, активным продвижением Саратова на внешнем уровне никто не занимается. На сайтах туроператоров значатся лишь стандартные фразы из разряда "любой каприз за ваши деньги - хоть яхты, хоть собачьи упряжки". В неофициальных же беседах менеджеры признаются, что продавать туры в Анталью намного проще и выгоднее, чем возиться с байдарками или экскурсиями к месту приземления Гагарина. А раз нет предложения, откуда взяться спросу?
Что касается власти, то попытка действовать системно была предпринята всего пару лет назад - именно тогда приняли областную программу по развитию туризма, а сама область начала светиться на различных выставках.
- Программа малобюджетная, многое в ней повторяется из года в год, - честно признается замминистра по развитию спорта, физической культуры и туризма области Дмитрий Козлачков. - Это подготовка гидов-экскурсоводов, проведение научно-практических конференций, конкурс на лучший маршрут:Из крупных мероприятий можно отметить выделение Хвалынску четырех миллионов рублей для благоустройства набережной, намывки пляжа и сооружения причальной стенки, у которой смогут швартоваться круизные теплоходы. На 500 тысяч закупили инвентаря для Маркса и Петровска - байдарки, палатки, спальные мешки, чтобы муниципалитеты могли сами походы организовывать. В этом году будем Балашову и Ртищево покупать. Еще планируем доработать и вывесить на сайте электронную туристическую карту - щелкаешь в интересном тебе месте, и сразу видишь, где гостиницы расположены, где - спортивные объекты с достопримечательностями. В Интернете она будет абсолютно доступной для всех.
Карта - это, конечно, хорошо, только вот разговоры о ней ведутся уже лет семь, не меньше. За это время другие города успели обзавестись не только исчерпывающими интернет-ресурсами, но и уличными справочными терминалами, как в Екатеринбурге, не говоря уж об обычных киосках "Tourist information" с бесплатными схемами и советами по размещению. Причем, делается это совсем не обязательно за бюджетные деньги.
Однако саратовские предприниматели вкладываться в раскрутку области не спешат. По словам Козлачкова, информацию о Саратове министерству иногда удается разместить бесплатно - например, в журнале, посвященном автотуризму. Обещает снять и показать получасовую программу об области канал "Культура". Но самые большие надежды у чиновников на новую программу, которая будет верстаться в следующем году с учетом всех необходимых нюансов. Многое в ней станет зависеть и от активности муниципалитетов. Нравятся хвалынским властям туристы - они и производство сувениров наладили, и клумбы на набережной разбили, и в национальный парк изо всех сил зазывают. "А вот в Саратове, например, экскурсии с теплоходов уже давно никуда дальше Консерватории не водят - страшно показывать", - замечает Дмитрий Владимирович.
Лежать и ничего не делать
По прикидкам, область в прошлом году посетили около 250 тысяч иногородних туристов. Подавляющее большинство из них отдыхали все на тех же волжских турбазах, которые смогли разыскать самостоятельно или через туроператора. "На мой взгляд, сотрудничество с турфирмами мало что дает, - говорит директор комплекса "Авангард" Илья Лыков. - Активной рекламой продукта они не занимаются, а потому пару сезонов назад мы запустили обновленный сайт и вплотную занялись интернет-маркетингом. Все прошлое лето были на первой-четвертой позиции практически всех поисковиков. Кстати, большинство москвичей нас так и находит". Сейчас ссылка на "Авангард" - вторая при запросе "отдых на Волге Саратов", зато при изменении на Саратова на Саратовскую область опускается в туманную даль. "Не сезон, - пожимает плечами Илья, - сейчас мы себя не продвигаем, но ближе к лету опять раскрутимся".
Ставку на летних туристов делают и остальные места отдыха. Корпоративные мероприятия, выручавшие круглогодичные турбазы в прошлые годы, съежились в разы, сделав загрузку комплексов непредсказуемой и сильно уменьшив рентабельность. А потому ожидать в сезон демпинговых цен вряд ли придется. По крайней мере в местах, предлагающих высокий по саратовским меркам уровень комфорта. Двухнедельный отдых на семью с двумя детьми обойдется тысяч в 40 - вполне турецкие расценки. Низкие цены могут позволить себе только летние турбазы, экономящие на квалифицированном персонале. Круглогодичный бизнес предполагает не только авторскую кухню, обученных официантов и горячую воду в душе, но и на порядок больший набор развлечений - от неизменной сауны с бильярдом до экспедиций на гидроциклах.
Впрочем, к активным развлечениям гости турбаз, похоже, не очень-то и стремятся. "Наслаждаются природой, в основном, москвичи, -- подтверждает Илья. - Они могут на день уплыть в протоки и возвратиться лишь к вечеру, попросив тут же приготовить пойманную рыбу. Или зимой на ледяной горке до темноты кататься. У саратовцев модель отдыха другая - они приезжают, как правило, на 2-3 дня, в выходные, и дальше пляжа не ходят".
Повысить как престиж области, так и загрузку круглогодичных турбаз могли бы протекционистские действия властей. Правда, под такими действиями зачастую понимаются абсолютно разные вещи - от ремонта дорог ("проехать к нам невозможно!") до активного проведения конференций с участием иногородних гостей ("Волга в Нижнем ничуть не лучше, а народ ломится и приличных объектов там на порядок больше. Раскрутили потому что").
В целом же надежды на расширение бизнеса связаны у менеджеров туркомплексов с повышенным наплывом москвичей и богатых северян. Как признался один респондент, у саратовцев для этого еще слишком долго не будет денег. Кстати, по слухам, именно по этой причине отказалась от клубной модели отдыха одна из саратовских баз - платить весомые деньги за право каждый уик-енд отдыхать в одном и том же месте с одним и тем же набором развлечений захотело не слишком большое количество людей.
А вот речные круизы пользуются любовью состоятельных саратовцев уже не первый год. С одной стороны, делать ничего не надо, с другой - все время перед глазами что-то новенькое. По словам сотрудников бюро путешествий и экскурсий "Саратовское", туры на волжские теплоходы, плывущие по редким маршрутам в Петербург или Чайковский, уже почти все раскуплены. Зато более дешевые путевки до Самары или Волгограда пользуются гораздо меньшим спросом. "Это прошлым летом люди могли себе позволить заплатить 4-5 тысяч за выходные, а как сейчас будет - не знаем", - вздыхают в бюро.
А я еду за туманом
Если в российских столицах велопоходы, сплавы и полеты на дельтопланах уже давно стали модным трендом, то в Саратове активный отдых по-прежнему остается уделом самодеятельных туристов. Приобщиться к прелестям походной жизни легко: надо лишь купить палатку-байдарку-велосипед-котелок и можно начинать. Большинство увлеченных походами людей так и сделали. Немногие оставшиеся одалживают у друзей то, что купить не сумели. Чуть больше повезло сотрудникам продвинутых фирм: по заявками трудящихся многие саратовские агентства готовы организовать корпоративный отдых с элементами экстрима - от преодоления полосы препятствий до велогонки. Средняя стоимость такого отдыха прошлым летом обходилась работодателям в 1000 руб. за человека. В этом году, видимо, все технически сложные изыски будут заменять безотказным волейболом. Что точно не претерпит изменений, так это рыбачья инфраструктура - взять в прокат лодку и договориться о стоянке для машины по-прежнему можно будет практически на любой волжской турбазе.
Зато нераскрученные районы - например, Красноармейский, вряд ли что смогут предложить туристам, кроме дикого берега. А жаль - именно здесь расположена знаковая для саратовских уфологов Дурман-гора, связанный с именем Стеньки Разина овраг Тюрьма, и балка Даниловская, по масштабу напоминающая весомый Гранд-Каньон. Не говоря ж о лесах, где легко можно встретить не только кабанов, но и косуль.
Живописный Базарный Карабулак тоже не слишком востребован у саратовцев - в основном, в грибную пору. Приехал на машине на день - и обратно домой. Такой же вариант светит и любителям лыжных прогулок. Если несколько лет назад на ночь-другую можно было задержаться в местной гостинице и набегаться по сосновым борам всласть, то сейчас количество номеров в ней съежилось до трех, да и качество лыжни в день, не совпадающий с "Лыжней России", оставляет желать лучшего. И хотя карабулакские власти этой зимой активно чистили протекающую через райцентр речку, планируя летом насыпать у запруды песок, поставить зонтики и спустить на воду катамараны, ждать туристам настоящих кемпингов придется еще долго.
Не хватает цивилизованных стоянок и на Медведице с Хопром. Кто-то из проплывающих туристов и рыбаков убирает за собой, но большинство игнорируют это дело. Как результат - кучи мусора на чудесном мелком песке, так хорошо известные и по волжским островам. Знакомые экологи каждый год снаряжают школьные походы по Хопру, пытаясь хоть чуть-чуть привести берега в порядок, но их усилий хватает ненадолго.
А вот энтузиазм у организаторов конных походов в Лысогорском районе, похоже, закончился. И не сказать, что прогулки в седле в одежде древних славян оказались невостребованными - нет, желающие были. Зато у партнеров - конного завода в селе Шереметьевка, не оказалось ни нужного количества сбруи, ни стремления хоть как-то продвигать этот бизнес. "Человек пять в неделю можно было бы водить, собирать с них две-три тысячи рублей за выходные, - говорит автор идеи Александр Владимирович, - но, видимо, доход заводу показался слишком незначительным. Это менталитет наш такой - если надо вкладываться и работать на перспективу, интерес мгновенно теряется".
Похоже на то, что мечты о разнообразном, дешевом и цивилизованном отдыхе в Саратовской области этим летом по-прежнему останутся мечтами. И бесполезно разбираться, что тому виной - менталитет, кризис или что-то другое. Лучше купить палатку.
Марина Лайкаск
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей