Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

В местных туркомплексах саратовцев не ждут. Летний отпуск-2009

  • 11:30, 10 апреля 2009
  • Комментариев[0]
Эксперты рынка туристических услуг говорят о 30%-м снижении объема зарубежных поездок к концу 2009 года. Судя по всему, период летних отпусков укажет на эту тенденцию. Следовательно, можно прогнозировать интерес туристов к внутренними маршрутам. Уже известно, что этим летом цены на базах отдыха области вырастут на 15-20%. Следует ли ждать других изменений на внутреннем региональном туристическом рынке?

Козырная карта
На оживление внутреннего туризма сейчас уповают многие - муниципалитеты, владельцы баз отдыха, туроператоры. Дескать, девальвировавший рубль подтолкнет соотечественников к поездкам в нужном направлении - например, в Саратов. А что? Волга, солнце, Хвалынск, наконец. Однако на этом видимые конкурентные преимущества области кончаются. Потому что ставить знак равенства между понятиями есть что посмотреть и есть где отдохнуть абсолютно бессмысленно. И если на запрос "отдых в Саратове" поисковик выдает список местных турбаз и гостиниц, где можно с той или иной степенью комфорта полежать на пляже недельку-другую, то отклик на слова "туристические маршруты" иногороднему пользователю поможет мало.
Конечно, истинные любители родного края слышали о существовании Дурман-горы и утеса Стеньки Разина, представляют себе примерное месторасположение пещеры Кудеяра и знают, с какой протоки надо заходить в Собачью дыру, чтобы потом из нее благополучно выплыть. Для жителей других регионов это навсегда останется тайной. Нет, сами описания достопримечательностей, причем подчас вполне литературные, встречаются. Но как-то в отрыве от всего остального - к ним не прилагается даже схемы проезда, не говоря уж о подробной топографической карте. Это не Карпаты или Крым, любовно выложенные в Интернете с точностью до полукилометра. И даже не Южный Урал с помеченными маршрутами наиболее популярных сплавов. Саратовская область до сих пор остается закрытым объектом - трудно, наверное, избавится от многолетней привычки.
Отсутствие нужной информации, причем изложенной коротко и внятно - одно из основных препятствий на пути внутреннего туризма. Да, заманить в нашу область неорганизованных путешественников, стремящихся увидеть что-то новое, а не просто поваляться на пляже, намного труднее. Зато гораздо перспективнее.
К сожалению, активным продвижением Саратова на внешнем уровне никто не занимается. На сайтах туроператоров значатся лишь стандартные фразы из разряда "любой каприз за ваши деньги - хоть яхты, хоть собачьи упряжки". В неофициальных же беседах менеджеры признаются, что продавать туры в Анталью намного проще и выгоднее, чем возиться с байдарками или экскурсиями к месту приземления Гагарина. А раз нет предложения, откуда взяться спросу?
Что касается власти, то попытка действовать системно была предпринята всего пару лет назад - именно тогда приняли областную программу по развитию туризма, а сама область начала светиться на различных выставках.
- Программа малобюджетная, многое в ней повторяется из года в год, - честно признается замминистра по развитию спорта, физической культуры и туризма области Дмитрий Козлачков. - Это подготовка гидов-экскурсоводов, проведение научно-практических конференций, конкурс на лучший маршрут:Из крупных мероприятий можно отметить выделение Хвалынску четырех миллионов рублей для благоустройства набережной, намывки пляжа и сооружения причальной стенки, у которой смогут швартоваться круизные теплоходы. На 500 тысяч закупили инвентаря для Маркса и Петровска - байдарки, палатки, спальные мешки, чтобы муниципалитеты могли сами походы организовывать. В этом году будем Балашову и Ртищево покупать. Еще планируем доработать и вывесить на сайте электронную туристическую карту - щелкаешь в интересном тебе месте, и сразу видишь, где гостиницы расположены, где - спортивные объекты с достопримечательностями. В Интернете она будет абсолютно доступной для всех.
Карта - это, конечно, хорошо, только вот разговоры о ней ведутся уже лет семь, не меньше. За это время другие города успели обзавестись не только исчерпывающими интернет-ресурсами, но и уличными справочными терминалами, как в Екатеринбурге, не говоря уж об обычных киосках "Tourist information" с бесплатными схемами и советами по размещению. Причем, делается это совсем не обязательно за бюджетные деньги.
Однако саратовские предприниматели вкладываться в раскрутку области не спешат. По словам Козлачкова, информацию о Саратове министерству иногда удается разместить бесплатно - например, в журнале, посвященном автотуризму. Обещает снять и показать получасовую программу об области канал "Культура". Но самые большие надежды у чиновников на новую программу, которая будет верстаться в следующем году с учетом всех необходимых нюансов. Многое в ней станет зависеть и от активности муниципалитетов. Нравятся хвалынским властям туристы - они и производство сувениров наладили, и клумбы на набережной разбили, и в национальный парк изо всех сил зазывают. "А вот в Саратове, например, экскурсии с теплоходов уже давно никуда дальше Консерватории не водят - страшно показывать", - замечает Дмитрий Владимирович.

Лежать и ничего не делать
По прикидкам, область в прошлом году посетили около 250 тысяч иногородних туристов. Подавляющее большинство из них отдыхали все на тех же волжских турбазах, которые смогли разыскать самостоятельно или через туроператора. "На мой взгляд, сотрудничество с турфирмами мало что дает, - говорит директор комплекса "Авангард" Илья Лыков. - Активной рекламой продукта они не занимаются, а потому пару сезонов назад мы запустили обновленный сайт и вплотную занялись интернет-маркетингом. Все прошлое лето были на первой-четвертой позиции практически всех поисковиков. Кстати, большинство москвичей нас так и находит". Сейчас ссылка на "Авангард" - вторая при запросе "отдых на Волге Саратов", зато при изменении на Саратова на Саратовскую область опускается в туманную даль. "Не сезон, - пожимает плечами Илья, - сейчас мы себя не продвигаем, но ближе к лету опять раскрутимся".
Ставку на летних туристов делают и остальные места отдыха. Корпоративные мероприятия, выручавшие круглогодичные турбазы в прошлые годы, съежились в разы, сделав загрузку комплексов непредсказуемой и сильно уменьшив рентабельность. А потому ожидать в сезон демпинговых цен вряд ли придется. По крайней мере в местах, предлагающих высокий по саратовским меркам уровень комфорта. Двухнедельный отдых на семью с двумя детьми обойдется тысяч в 40 - вполне турецкие расценки. Низкие цены могут позволить себе только летние турбазы, экономящие на квалифицированном персонале. Круглогодичный бизнес предполагает не только авторскую кухню, обученных официантов и горячую воду в душе, но и на порядок больший набор развлечений - от неизменной сауны с бильярдом до экспедиций на гидроциклах.
Впрочем, к активным развлечениям гости турбаз, похоже, не очень-то и стремятся. "Наслаждаются природой, в основном, москвичи, -- подтверждает Илья. - Они могут на день уплыть в протоки и возвратиться лишь к вечеру, попросив тут же приготовить пойманную рыбу. Или зимой на ледяной горке до темноты кататься. У саратовцев модель отдыха другая - они приезжают, как правило, на 2-3 дня, в выходные, и дальше пляжа не ходят".
Повысить как престиж области, так и загрузку круглогодичных турбаз могли бы протекционистские действия властей. Правда, под такими действиями зачастую понимаются абсолютно разные вещи - от ремонта дорог ("проехать к нам невозможно!") до активного проведения конференций с участием иногородних гостей ("Волга в Нижнем ничуть не лучше, а народ ломится и приличных объектов там на порядок больше. Раскрутили потому что").
В целом же надежды на расширение бизнеса связаны у менеджеров туркомплексов с повышенным наплывом москвичей и богатых северян. Как признался один респондент, у саратовцев для этого еще слишком долго не будет денег. Кстати, по слухам, именно по этой причине отказалась от клубной модели отдыха одна из саратовских баз - платить весомые деньги за право каждый уик-енд отдыхать в одном и том же месте с одним и тем же набором развлечений захотело не слишком большое количество людей.
А вот речные круизы пользуются любовью состоятельных саратовцев уже не первый год. С одной стороны, делать ничего не надо, с другой - все время перед глазами что-то новенькое. По словам сотрудников бюро путешествий и экскурсий "Саратовское", туры на волжские теплоходы, плывущие по редким маршрутам в Петербург или Чайковский, уже почти все раскуплены. Зато более дешевые путевки до Самары или Волгограда пользуются гораздо меньшим спросом. "Это прошлым летом люди могли себе позволить заплатить 4-5 тысяч за выходные, а как сейчас будет - не знаем", - вздыхают в бюро.

А я еду за туманом
Если в российских столицах велопоходы, сплавы и полеты на дельтопланах уже давно стали модным трендом, то в Саратове активный отдых по-прежнему остается уделом самодеятельных туристов. Приобщиться к прелестям походной жизни легко: надо лишь купить палатку-байдарку-велосипед-котелок и можно начинать. Большинство увлеченных походами людей так и сделали. Немногие оставшиеся одалживают у друзей то, что купить не сумели. Чуть больше повезло сотрудникам продвинутых фирм: по заявками трудящихся многие саратовские агентства готовы организовать корпоративный отдых с элементами экстрима - от преодоления полосы препятствий до велогонки. Средняя стоимость такого отдыха прошлым летом обходилась работодателям в 1000 руб. за человека. В этом году, видимо, все технически сложные изыски будут заменять безотказным волейболом. Что точно не претерпит изменений, так это рыбачья инфраструктура - взять в прокат лодку и договориться о стоянке для машины по-прежнему можно будет практически на любой волжской турбазе.
Зато нераскрученные районы - например, Красноармейский, вряд ли что смогут предложить туристам, кроме дикого берега. А жаль - именно здесь расположена знаковая для саратовских уфологов Дурман-гора, связанный с именем Стеньки Разина овраг Тюрьма, и балка Даниловская, по масштабу напоминающая весомый Гранд-Каньон. Не говоря ж о лесах, где легко можно встретить не только кабанов, но и косуль.
Живописный Базарный Карабулак тоже не слишком востребован у саратовцев - в основном, в грибную пору. Приехал на машине на день - и обратно домой. Такой же вариант светит и любителям лыжных прогулок. Если несколько лет назад на ночь-другую можно было задержаться в местной гостинице и набегаться по сосновым борам всласть, то сейчас количество номеров в ней съежилось до трех, да и качество лыжни в день, не совпадающий с "Лыжней России", оставляет желать лучшего. И хотя карабулакские власти этой зимой активно чистили протекающую через райцентр речку, планируя летом насыпать у запруды песок, поставить зонтики и спустить на воду катамараны, ждать туристам настоящих кемпингов придется еще долго.
Не хватает цивилизованных стоянок и на Медведице с Хопром. Кто-то из проплывающих туристов и рыбаков убирает за собой, но большинство игнорируют это дело. Как результат - кучи мусора на чудесном мелком песке, так хорошо известные и по волжским островам. Знакомые экологи каждый год снаряжают школьные походы по Хопру, пытаясь хоть чуть-чуть привести берега в порядок, но их усилий хватает ненадолго.
А вот энтузиазм у организаторов конных походов в Лысогорском районе, похоже, закончился. И не сказать, что прогулки в седле в одежде древних славян оказались невостребованными - нет, желающие были. Зато у партнеров - конного завода в селе Шереметьевка, не оказалось ни нужного количества сбруи, ни стремления хоть как-то продвигать этот бизнес. "Человек пять в неделю можно было бы водить, собирать с них две-три тысячи рублей за выходные, - говорит автор идеи Александр Владимирович, - но, видимо, доход заводу показался слишком незначительным. Это менталитет наш такой - если надо вкладываться и работать на перспективу, интерес мгновенно теряется".
Похоже на то, что мечты о разнообразном, дешевом и цивилизованном отдыхе в Саратовской области этим летом по-прежнему останутся мечтами. И бесполезно разбираться, что тому виной - менталитет, кризис или что-то другое. Лучше купить палатку.

Марина Лайкаск

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 10 апреля 2009
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x