Не самые оптимистичные прогнозы предваряли "кризисный" летний туристический сезон-2009. Эксперты говорили о значительном падении спроса на дорогостоящие зарубежные направления, перераспределение потока туристов в сторону бюджетных туров. Вместе с тем, предполагалось, что кризис заметно повысит доступность качественных программ. Некоторые ожидали заметного снижения цен на услуги отельеров, транспортных компаний, туроператоров и агентств. Предварительные итоги летних месяцев, по словам участников туристического рынка, выглядят довольно неплохо - спад активности туристов оказался далеко не критичным. Не сбылись и прогнозы о ценопаде, признали почти во всех турагентствах. Некоторые скидки прошли незамеченными на фоне снижения курса рубля по отношению к доллару и евро.
На месяц в Хорватию
Далеко не все саратовские турагентства подтверждают показатели
российского туристического рынка о падении спроса на 15-20%. В компании "Вива-тур" признали, что число отправленных в путешествие в конце августа прошлого года было в полтора раза больше. В фирме "Атлантик" отметили снижение числа клиентов на 10%. В "ПримаВере" сказали о незначительном сокращении потребительской активности: "Заметное снижение мы наблюдаем лишь среди корпоративных клиентов". В агентстве "Лагуна-тур" заверили, что уровень продаж остался на уровне прошлого года. И только в "Вояж-сервисе" заявили о повышении спроса: "Ситуация лучше, чем в прошлом году. Многие стараются как будто сесть в последний вагон, в преддверии грядущих перемен и неизвестности, и отдохнуть".
Перераспределение внимания туристов в пользу более доступных программ также отметили не все. Директор фирмы "Глобус" Екатерина Телегина ответила: "Бюджетные направления, такие как автобусные туры, исчезли вовсе. Те, кто в прошлом году выбирал экономичные туры , в этом году не поехал вообще. Особенностью этого сезона стал более продолжительный отдых - тот, кто мог себе позволить путешествие, отдыхал дольше'. В подтверждение прогнозов об увеличении доли внутреннего туризма, Екатерина Телегина отметила высокий спрос на экскурсионные туры в Санкт-Петербург. "Намного больше представителей среднего класса в этом году проявили интерес к историческим ценностям".
Вместе с тем, в агентстве "Вива-тур" автобусные туры по Европе заняли вторую позицию по популярности. В этом году, отмечают здесь, их востребованность заметно возросла. Директор фирмы Галина Лексина также рассказала, что этим летом туристы экономили за счет "горящих" туров: "Многие ждали до последнего момента и ловили горячие, когда можно забронировать тур дешевле, чем он на самом деле. И мы вместе с клиентами хитрили, хотя нам это принесло хлопот значительно больше, чем бронирование тура в рабочем порядке. Иногда не получалось поймать горящий тур, потому что заканчивались места. Но туристы настаивали на том, чтобы мы ждали до последнего момента".
В компании "Атлантик" указали на то, что в этом сезоне наиболее популярными были наиболее дешевые и довольно дорогие программы. Например, вырос спрос на отдых в Абхазии. Кстати, это сделало один из самых экономных вариантов немного дороже.
Директор компании "ПримаВера" Владимир Маныкин сказал: "Туристический рынок сегментирован и наши клиенты не выбирали экономных направлений. Мы остались на дорогих турах, достаточно серьезных программах. Кто-то хотел сэкономить, но не настолько, чтобы повлиять на картину".
Самым популярным направлением этого летнего сезона, как и в предыдущие годы, стала Турция. В категории дорогих туров на лидерство претендовала Хорватия. Ольга Новикова из фирмы "Вояж-сервис" рассказала: "Отдых в Хорватии стал популярен и в России. Там красивая природа и чистое море. Видимо, приелась Турция с системой "все включено" и захотелось чего-то нового. Хорваты в этом году поняли, что их направление окончательно закрепилось на рынке, вошло в моду и подняли цены на отели и на авиаперелеты. В этом году это довольно дорогой отдых".
В компании "Атлантик" отметили востребованность туров в Болгарию. "В эту страну пришли мировые компании, выстраивают сеть отелей, повышают уровень обслуживания. По сравнению с Краснодарским краем, в Болгарии выше сервис, ниже цены на фрукты, овощи. По сравнению с Турцией, более привычное, насыщенное мясными блюдами меню, и это особенно устраивает мужчин. Многим нравится климат в Болгарии".
В "Лагуне-тур" рассказали, что впервые в этом году двое туристов улетели на остров Фиджи.
В Турцию через Волгоград
Основное число опрошенных признало, что вопреки прогнозам,
продукты туристического рынка не стали более доступными. Скидки на зарубежных курортах прошли незамеченными на фоне снижения курса рубля по отношению к доллару и евро.
Директор турагентства "Лагуна-тур" Дмитрий Анпилогов сказал: "Конечно, категоричные заявления о том, что никто никуда не ездит и цены упали, не соответствуют действительности. Можно сказать, что цены в этом году немного подросли. Но эти вопросы не к нам. В прошлом году цены на нефть росли до 140 доллю/барр. - так оправдывали высокие цены на бензин. Сегодня цена в 2 раза ниже, но бензин дешевле не стал. Стоимость авиатоплива снизилась, но не на столько, чтобы это можно было бы назвать логичным. А топливо является основной составляющей стоимости перелета. И стоимость туров комментировать не нам. В этом году операторы, прогнозируя падения спроса, заранее сократили программы. Если раньше туроператоры из-за амбиций соперничали - кто больше запустит самолетов и закупит отелей, то в этом году все перешли на режим экономии. Сейчас не до войны. Лучше самолетов будет меньше, но они будут полные. И поэтому возник некоторый недостаток авиабилетов на дальние перелеты. Операторы боялись, и сейчас опасаются заранее выкупать чартерные рейсы".
Галина Лексина говорит: "Тарифы на вылет из Саратова в Турцию были ничуть не ниже, чем в прошлом году, даже выше. Монополист в части воздушных чартерных рейсов держал цены. Очень редко были спецпредложения, горящие туры со скидками. К нам чаще обращались с просьбами забронировать вылет из Волгограда - в этом случае можно сэкономить 10-20 тыс. руб. До Волгограда туристы без труда добираются на автомобиле (есть стоянка), электричке, в крайнем случае, ночным поездом. Снижение цен в Турции я тоже не почувствовала". Галина Лексина обратила внимание на антикризисные меры туроператоров - это льготные условия при оплате (срок увеличен с 3 до 5 дней), отмена штрафных санкций, бонусы агентствам за организацию туристических групп. Всяческие уступки в цене операторы предоставляли и туристам, например, 4 человека приобрели тур, а 5-й отправляется в путешествие бесплатно.
Также о повышении цен в этом сезоне сказал Владимир Маныкин: "Могу подтвердить, что отдых на Черноморском побережье стал дороже, чем в Турции. Это наблюдалось и ранее, но сейчас становится более явственно".
Впрочем, присутствует и другое мнение. Екатерина Телегина говорит: "Цены снизились. Проживание в гостиницах Анапы, Лазоревского, Адлера в этом году стоило 4 тыс. руб. за неделю. В прошлом году такого не было. И Турция сейчас довольно экономична - перелет и неделя проживания в пятизвездочном отеле стоит 20 тыс. на человека. Это тоже, я считаю, хороший показатель".
Плюсы и минусы увеличения фингарантий
Летний туристический сезон начался в повышения размера финансового обеспечения деятельности туроператоров в сфере выездного туризма (с выручкой менее 100 млн руб. в год - до 30 млн, с выручкой до 300 млн - до 60 млн, с выручкой свыше 300 млн - до 100 млн руб.).
Участники опроса высказали свое мнение.
Галина Лексина: "Некоторые операторы не выдержат жестких условий. Но очищение рынка от слабых игроков - это плюс".
Игорь Глущенко: "В этих условиях происходит укрупнение операторов - мелкие уходят, сильные остаются. Но если на рынке останется 7-10 крупных операторов, они будут диктовать цены - это тоже не к чему хорошему не приведет".
Дмитрий Анпилогов: "По моему мнению, это делается не совсем правильно. Я бы страховал каждого туриста в отдельности на риск банкротства туроператора. Так было бы идеально. Вообще, сейчас на туристическом рынке ходит много разговоров о банкротстве операторов. Пока, слава богу, все работает".
Владимир Маныкин: "На саратовском рынке повышение размера фингарантий практически не отразилось. Потому что у нас 99,9% участников рынка - это агентства и те операторы, которые работают с черноморскими программами и внутренними турами в Саратове. Саратовское правительство пока не проявляет заинтересованность в большем числе местных операторов, поэтому рынок потихоньку занимают москвичи. Здесь уже несколько лет работают сильные московские компании, которые будут расширяться. Да, не все выдерживают новые требования. Мы в этом году не стали брать гарантии как международный оператор, взяли как оператор по внутреннему туризму.
В этой ситуации есть и положительные, и отрицательные стороны. Сложно сказать однозначно. Плюсы в том, что такой рынок с определенным числом сильных игроков легко контролировать для государства. С другой стороны крупный игрок не будет заниматься индивидуальными турами - у него другие технологии и они рассчитаны на массового туриста. Более того, мы сталкиваемся с тем, что крупные московские операторы не интересуются - доволен ли турист, есть ли жалобы. А мы носим клиента на руках - составляем индивидуальные программы. Но сейчас формально мы не имеем право этим заниматься".
Татьяна Гордеева
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....