В сентябре жители области получили уведомления об уплате налога на имущество физических лиц и отправились по инстанциям выяснять причину значительного увеличения суммы платежа. К примеру, налог на сельский деревянный дом с надворными постройками в некоторых районах вырос до 5-10 тыс. руб. Эксперты предупреждают, что вслед за нынешним значительным повышением размера налога на имущество, в следующем году последует куда большее его увеличение - в некоторых случаях до нескольких десятков тысяч рублей.
Налог на имущество вырастет до нескольких десятков тысяч
В этом году размер налога на имущество вырос в нескольких регионах страны. Российские эксперты замечают - коэффициенты пересчета инвентаризационной стоимости имущества более всего увеличились там, где влияние кризиса на бюджеты оказалось особенно значительным. "РГ" сообщает: в Свердловской области коэффициент в этом году вырос на 23%, а в Новосибирской, Ульяновской и Орловской областях не менялся уже несколько лет.
Увеличение налога на имущество в Саратовской области оценивается специалистами как значительное. Называются две главные причины - устаревшие границы, так называемых зон, которые разделяют объекты в зависимости от размера инвентаризационной стоимости и величина коэффициента, который применяется для ее расчета.
В филиале ФГУП "Ростехинвентаризация" объясняют, что налоговая инспекция получает сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, находящихся в собственности физических лиц от специалистов бюро технической инвентаризации федерального, регионального и городского значения. При расчете стоимости используются, так называемые, "территориальные" и "инфляционные" коэффициенты. Величина первых была установлена Распоряжением Правительства Саратовской области от 15 июля 1999 года "Об утверждении дифференцированных поправочных коэффициентов на 1999 год для пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" (с изменениями от 7 июня 2004 года) с правом для каждого района ввести понижающий коэффициент от 0,6 для сельской местности. Величина коэффициента варьируется в зависимости от вида строения - многоквартирный, индивидуальный кирпичный и индивидуальный деревянный дом. "Инфляционный" коэффициент может пересматриваться региональными властями ежегодно в зависимости от видов на поступления в бюджет. С жилой недвижимостью так и происходит ежегодно. В позапрошлом году ограничились коэффициентом в размере - 1,14%, в прошлом году он вырос до 1,17%. Этим летом правительство области установило величину коэффициента 1,25%, который уже сейчас применяется для расчета инвентаризационной стоимости жилых объектов капитального строительства, а в феврале 2010 года сведения об инвентаризационной стоимости жилья с учетом данного коэффициента должны быть переданы организациями технической инвентаризации в налоговые органы. (С нежилой недвижимостью ситуация проще: Последний раз его инвентаризационная стоимость индексировалась в 2004 году и по сегодняшний день находится на этом уровне.) В связи с этим эксперты дают тревожные прогнозы о глобальном росте размера налоговых платежей граждан на жилую недвижимость, дачи. Инвентаризационная стоимость объектов при повышенном коэффициенте намного увеличится (на фоне снижения их рыночной стоимости), а главное, за этим последует применение более высоких ставок для расчета налога на имущество.
Еще немного теории. Еще в 90-х годах Правительством РФ были приняты границы, так называемых зон, которые ограничиваются инвентаризационной стоимостью объектов. Их три- до 300 тыс. руб, вторая - от 300 до 500 тыс. и третья - от 500 тыс. От ценовой градации зависит размер налоговой ставки. Если к дачам, квартирам, гаражам с низкой стоимостью применяется ставка 0,1%, то налог на имущество из третьей зоны рассчитывается с учетом верхней планки - от 0,5 до 2%. Проблема заключается в том, что сегодня большая часть объектов переместилась за верхнюю границу стоимости. Начальник управления информации и анализа Саратовского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Сергей Калмыков приводит следующие цифры: "К примеру, в этом году уже однокомнатная квартира в нестаром кирпичном многоквартирном доме Саратова имеет инвентаризационную стоимость около 500 тыс. руб. А следовательно, при начислении налога начинают применяться кратно увеличивающиеся налоговые ставки, поэтому размер налога увеличивается в разы. К тому же, усугубило ситуацию письмо минфина РФ от 21 апреля 2008 года. Оно ставит налогоплательщиков, имеющих имущество в общей долевой или общей совместной собственности, в невыгодное положение, однако не всех, а только тех, в чьих регионах местные власти установили дифференцированную ставку налога. Допустим, вы владеете долей, равной 20 процентам, в объекте стоимостью 1 млн руб, и в регионе применяется дифференцированная ставка для нежилых помещений (до 300 тыс. руб. - 0,1%, от 300 до 500 тыс - 0,3%, свыше 500 тыс. - 0,5%). Несмотря на то, что стоимость вашей доли составляет лишь 200 тыс. руб. (1 млн - 20%), по мнению минфина, вы должны будете заплатить налог по максимальной ставке (0,5%), т.е. заплатить налога в 5(!!!) раз больше. В 2008 году налоговые органы при расчете суммы налога определяли налоговую базу исходя из стоимости доли, а не целого объекта (в рассматриваемом примере могла быть применена ставка 0,1%). С 2009 года начал применяться расчет исходя из стоимости целого объекта либо суммы стоимостей объектов в границах района, принадлежащих гражданину. На нас обрушился шквал звонков, письменных обращений, посещений жителей области, которые говорят об увеличении налога на имущество в несколько раз. Но отказаться от применения утвержденных коэффициентов мы не можем, поэтому бессильны что-либо изменить. Назрела необходимость пересмотра, так называемой, вилки стоимости объектов (300-500 тыс.), она второй десяток лет остается неизменной и через год-два будет практически не актуальной ввиду отсутствия объектов, оцененных ниже 500 тыс. Это прерогатива правительства РФ, но никто не мешает региональным властям выйти с подобной инициативой. А вот пересмотр Распоряжения Правительства Саратовской области от 15 июля 1999 года, утверждающего территориальные дифференцированные поправочные коэффициент, был бы своевременным, обоснованным и взвешенным решением региональной власти". Но если в этом году не все объекты пересекли стоимостную отметку в 500 тыс. руб, продолжает Сергей Калмыков, то в следующем году этого вполне стоит ожидать. Стоит добавить, что законодательные собрания районов области тоже вносят свой существенный вклад в указанную проблематику. К примеру, в некоторых районах применяется максимально возможная (вилка от 0,5 до 2) налоговая ставка в 2%. "Людям придется платить от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей".
Битый небитого везет
Российские эксперты в комментариях к действиям региональных властей по наполнению кризисных бюджетов говорят о популярной практике "недостроенных" коттеджей. Для того, чтобы увеличить налоговые поступления в казну, надо внести в налогооблагаемую базу особняки, которые владельцами не регистрируются, но успешно используются. Как правило, коммуникации к таким коттеджам подключаются по временной схеме и используются в таком режиме годами.
Вопрос о том, остается ли эта проблема актуальной в Саратове, оказался весьма непростым для представителей Управления "Роснедвижимость" по Саратовской области. Там ответили: "Мы никогда с этой проблемой не сталкивались". В Управлении Федеральной налоговой службы по Саратовской области сказали: "Сведения о незарегистрированных коттеджах в налоговых органах отсутствуют". Отказались от комментариев в комитетах по имуществу города и области.
Обстоятельный ответ дали лишь в Саратовском филиале ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ". Здесь признали актуальной проблему фальшивого "недостроя", но подчеркнули: "Мы заявительная организация и насильно заставить собственника оплатить оформление техпаспорта не можем. А в случае, если объект не прошел инвентаризацию, налоговая служба не получает о нем информацию, значит коттедж остается вне налогообложения".
В разговоре в Сергеем Калмыковым мы напомнили о рейдах по якобы недостроенным особнякам в Саратовском районе. Ту акцию проводила экс- глава района Стефанида Тимохина. Собеседник сказал: "Я помню об этом. Но вопрос намного шире. Рекомендовать зарегистрировать коттедж можно, но я не знаю о каких-либо рычагах, с помощью которых можно было бы понудить гражданина к оплате за процедуру технической инвентаризации имущества. Решение проблемы зависит от действий законодательной и исполнительной власти - надо либо поднимать проблему на уровне РФ, либо решать самостоятельно в зависимости от закрепленных полномочий". К примеру, в Орловской области подумывают повысить плату за коммунальные услуги для граждан, затягивающих с оформлением необходимых документов.
Еще один существенный момент, который влияет на уровень сбора налоговых платежей. Если раньше поставить объект собственности на учет в регистрационную службу можно было только при наличии техпаспорта, то сейчас гражданин может самостоятельно заполнить декларацию и зарегистрировать объект. В итоге, в налоговую службу приходят сведения из регслужбы об объекте и его собственнике. А служба инвентаризации о нем знать не знает, потому и сведений об инвентаризационной стоимости объекта не имеет, следовательно, и в налогооблагаемую базу этот объект не попадает. Видимо поэтому власти принимают решения компенсировать эти проблемные участки увеличением налоговых ставок. То есть, добросовестный плательщик будет платить еще больше, а тот, кто уходит от налогов, и в дальнейшем платить не будет.
Отчасти с этим соглашается заместитель руководителя управления регистрационной службы по Саратовской области Екатерина Беличенко. Она пояснила, что процедура регистрации индивидуальных домов в связи с, так называемой, дачной амнистией, при наличии права на земельный участок значительно упрощена. А если объект зарегистрирован, то он автоматически становится объектом налогообложения. Другое дело - размер налога. Налоговые органы при начислении платежей опираются на инвентаризационную оценку.
По ценам времен СССР
Повышение размера налога на имущество послужило поводом для разговора об устаревшей законодательной базе. Уже говорилось о необходимости пересмотра принципов градации объектов в зависимости от инвентаризационной стоимости.
Требуют корректировки и индексы и тарифы, которыми пользуются специалисты БТИ при ежегодном пересчете инвентаризационной стоимости. Дело в том, что изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, оптовые цены на стройматериалы, лес, тарифы на грузовые перевозки, условия по оплате труда рабочих в строительстве и даже страховые тарифы были утверждены Госстроем СССР в 1990 году. Здесь же фигурируют наценки уже давно ушедших в исторические летописи снабженческо-сбытовых организаций СССР. А условия по оплате труда рабочих в строительстве рассчитываются исходя из совместного постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР от сентября 1986 года.
Сергей Калмыков признает: "На самом деле нормативная база по формированию налогооблагаемой базы, налоговых ставок и сбору налогов сильно устарела и в каких-то частях противоречит друг другу. Поэтому необходимо комплексное решение на уровне федерации. О нем давно говорится, но до состояния рабочего инструмента еще очень далеко, в любом случае двумя-тремя годами не обойдемся. Поэтому, просто необходимо продолжать совершенствовать существующую федеральную и региональную нормативную базу, регламентирующую действующий порядок. К слову - некоторые развитые государства не облагают налогом на недвижимость граждан, имеющих единственное жилье в рамках социальных норм".
Владимир Ворох
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей