Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Рынок репетиторства. ЕГЭ как катализатор

  • 10:00, 9 октября 2009
  • Комментариев[0]

При всех критических замечаниях к ЕГЭ, высказанных школьными учителями в публичных комментариях, в кулуарных беседах экзамен в форме тестирования вовсе не представляется жутким монстром. Так, с введением обязательного единого экзамена по математике заметно вырос спрос на частные уроки. В прошлом году, откровенничали между собой учителя, можно было неплохо заработать с помощью репетиторства. Многоопытные индивидуальные "коучи" замечают - новая система оценки знаний заметно активизировала рынок подобных услуг.

Поиск он-лайн

Одним из подтверждений мнения о развитии рынка репетиторства является активное освоение веб-территорий. В сети присутствуют несколько специализированных федеральных ресурсов-посредников между учеником и репетитором. Некоторые специальные сайты располагают базой предложений в крупных городах, дают советы о том, как выбрать индивидуального педагога, предупреждают о ценах. Координатор одного из таких ресурсов говорит: "Поиск репетитора в Интернете становится все более распространенным. Подобные сервисы будут развиваться, потому что найти клиента и выбрать наставника с нашей помощью проще и быстрее". Конкуренции между сайтами нет, уверяет эксперт, потому что каждый ресурс обладает большим числом предложений, на которые сохраняется высокий спрос. Собеседница отмечает рост клиентской активности с введением ЕГЭ. Самыми востребованными среди посетителей сайта являются преподаватели математики, английского языка и начальных классов. Последние в армии репетиторов составляют явное меньшинство, интерес же родителей и требования к уровню подготовки младших школьников при этом постоянно растут. (При этом в одной из саратовских газет объявления о репетиторах для учеников 1-3-х классов составляют четверть от всех остальных не языковых предметников) Репетиторы размещают свои резюме на сайте при условии, что оплата за первый урок будет перечислена владельцам ресурса.
В сети работают подобные региональные ресурсы с предложениями по Москве, Санкт-Петербургу. На саратовской территории Рунета репетитора можно найти на, так называемых, работных сайтах и "досках" объявлений. В фирме, которая предоставляет услуги по трудоустройству, ответили, что заявки от преподавателей о поиске ученика для индивидуальных занятий поступают редко и в основном перед экзаменами. В случае совпадения спроса и предложения, учитель делает разовый платеж посреднику.
Примерно на таких же условиях создаются группы репетиторов. Педагогам поступают предложения от предприимчивых "коллег" - я представляю ваши интересы и обеспечиваю клиентурой, вы мне - 20% заработка за первый месяц занятий. В Интернете такие объединения можно узнать по объемному перечню предметов. После заголовка "услуги репетитора" следует перечисления нескольких далеких друг от друга дисциплин. В сети удалось отыскать несколько подобных текстов, но ни один указанный телефон, так и не ответил.
Индивидуального педагога для школьника также можно найти по газетным объявлениям и, как говориться, не выходя из школы. Учителя нередко настоятельно рекомендуют родителям "подтянуть" ребенка с помощью дополнительных занятий за определенную плату. В выпускных классах учителя заявляют без сантиментов - "без репетитора единый экзамен не сдать".
Существует еще один вариант поиска репетитора. Индивидуального педагога можно подобрать в образовательном центре, стоит эта услуга 200 руб.
Знатоки этой сферы услуг говорят и о крайне немногочисленной группе репетиторов, адреса и телефоны которых в базах данных не размещаются - они передаются друг другу с наилучшими отзывами. Гонорары этих педагогов чрезвычайно высокие, но, пожалуй, только эта категория дает гарантии результата.
Редкое объявление о репетиторстве обходится без фразы "Подготовлю к ЕГЭ". Таким образом, сферу дополнительных образовательных услуг частным педагогам приходится делить с организаторами курсов по подготовке к единому госэкзамену. Ими являются вузы, образовательные центры.
В министерстве образования области согласились с мнением о некотором оживлении рынка репетиторства. Председатель комитета по контролю и надзору в сфере образования Андрей Ионов сказал: "Для многих стало неожиданностью, что по окончании школы можно не получить аттестат. В этом состоят причины тенденций. Рынок преподавательских услуг заработал по-новому. Все новое вызывает напряженность и люди ищут решения проблемы. Один из выходов - это репетитор. Можно сказать, что рынок репетиторства активизировался и ничего плохого здесь нет".

Учителя, преподаватели и студенты

Учитель русского языка с 20-летним стажем Елена Ивановна рассказывает: "Я достигла пенсионного возраста, ушла из школы и занимаюсь любимым делом - учу того, кто хочет учиться. Конкуренция среди репетиторов невысокая, потому что нелегко найти добросовестного педагога рядом с домом. Многие родители, кстати, желают, чтобы педагог выезжал на дом и ребенок не тратил время на дорогу, но я принимаю у себя. Конечно, с введением ЕГЭ репетиторство стало более востребовано и здесь стали больше котироваться школьные учителя".
Наш эксперт подтверждает: "Родители больше заинтересованы в занятиях со школьными учителями - они более доходчиво объясняют материал".
Организаторы подготовительных курсов в нескольких вузах подчеркнули, что занятия наряду с преподавателями вуза ведут приглашенные учителя из саратовских школ.
На вопрос о позиции министерства по поводу активной занятости школьных учителей в сфере репетиторских услуг Андрей Ионов ответил: "Если учреждение имеет лицензию на оказание дополнительных образовательных услуг, то проведение спецкурсов, направленных на углубленное изучение предметов, подготовку учеников к ЕГЭ, находится в рамках правового поля. Другое дело, если учитель прикрываясь имиджем учебного заведения, ведет репетиторские занятия в своем кабинете. В этом случае у нас появляется много вопросов к руководителю такого учреждения, с молчаливого согласия которого происходит фактически противоправные действия коммерческого характера. Отношение министерства к таким фактам сугубо негативное".
Представитель минобраза дал отрицательную оценку категоричным рекомендациям школьных педагогов о дополнительных занятиях с репетиторами: "Доводы педагогов о том, что мы учим настолько, насколько нам платят, сейчас не очень состоятельны. Материальное положение учителя сильно изменилось. Зарплата выросла. На месте руководства школ я бы пригляделся к таким педагогам, эти заявления являются поводом для размышления. А может ли такой учитель работать в учреждении и для чего он так говорит. Если задуматься над этими словами глубже, то возникают вопросы другого плана".
С сожалением подтвердила подобные факты руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова в интервью "РГ": "Сегодня многие педагоги уже 1 сентября сами говорят родителям выпускников: вы не сдадите ЕГЭ, берите репетиторов. Этаким образом расписываясь в собственной беспомощности".
Андрей Ионов не стал связывать развитие рынка репетиторства с низким уровнем школьной подготовки: "Мы говорим о том, что репетиторством в основном занимаются те же учителя. Значит, в школе он не может подготовить ученика, а вне школы достигнет высокого результата. У нас достаточно грамотные педагоги, которые в состоянии подготовить выпускников к ЕГЭ".
Еще одна большая группа репетиторов - преподаватели вузов. Именно в этой категории находятся высокооплачиваемые именитые наставники, которые уверенно дают гарантию результата. Быть может, это объясняется близостью конечной цели - поступлением в вуз. Однако, преподаватель одного из вузов возражает: "Я занимаюсь репетиторством по математике более 10 лет. Я никогда не говорю в каком вузе преподаю и не готовлю школьников для подготовки именно в мой вуз, не занимаюсь протекцией. Раньше мои коллеги-репетиторы содействовали в поступлении, сейчас после введения ЕГЭ стараются дать необходимые знания. К сожалению, школа плохо готовит выпускников к испытаниям. Может быть, условия работы учителей этого не позволяют. У многих родителей единственная просьба - подтянуть знания до минимального балла".
Меньшую долю участников рынка репетиторства составляют студенты. Среди них встречаются достаточно амбициозные фигуры - в сети есть объявление, где студент просит за академический час занятий 400 руб. Осведомленные люди советуют не слишком доверять репетиторам без опыта работы.

Высший тариф репетитора - 1 000 руб.

На федеральном сайте репетиторов о ценах на услуги репетиторов говорится - молодой репетитор или студент берет за оплату своих услуг 300-500 руб. в час. Опытный репетитор - 600-1 000 руб.
Высшая ценовая планка в Саратове такая же - опытный репетитор с авторской методикой подготовки и гарантией высокого балла по ЕГЭ просит за академический час 1 000 руб. Стартовая же цена в Саратове ниже - по словам вузовского преподавателя, можно найти репетитора по точным дисциплинам с тарифом 150 руб. за час. В основном расценки на индивидуальные занятия составляют 250-350 руб. За занятия с младшими школьниками берут чуть меньше. Традиционно дороже частные уроки с педагогами по иностранным языкам.
Дешевле обходятся групповые занятия - при одновременном занятии с четыремя учениками цена снижается до 100 руб. за академический час. Так на потребность в подготовке к ЕГЭ реагируют некоторые учебные центры, негосударственные образовательные учреждения.
В одном из образовательных центрах подготовка к единому экзамену также проходит в группах, оплата от 100 руб. за академический час. Здесь рассказали о довольно активном спросе на такие занятия в прошлом году. Одна из вероятных причин - снижение актуальности подготовительных курсов при вузах. "В этом году пока спрос не увеличился. Дальнейшую ситуацию прогнозировать сложно. При необходимости будем формировать мини-группы в январе-феврале". В центре предположили, что в этом году произошло очередное перераспределение спроса в пользу индивидуальных занятий со школьными преподавателями.
В информационно-консультативном центре по ЕГЭ, созданном Институтом развития бизнеса и стратегии СГТУ совместно с областным министерством образования на курсах подготовки к экзаменам в том числе проводится психологическая подготовка к испытаниям, дополнительное обучение по заполнению бланков КИМ, контрольное тестирование по окончании курсов. Оплата за подготовку по одному предмету - 950 тыс. руб. в мес. Занятия проводятся 3 раза в неделю, в группе - 8-10 чел.
О подготовительных курсах при вузах. В СГСЭУ к ЕГЭ по математике готовят в течение 8 месяцев за 6 тыс. руб, к единым экзаменам по истории и обществоведению - за 5,5 тыс.
В ПАГСе за подготовку по одному предмету в группе из 20-ти человек берут 3,5 тыс. В группе из 10-12 чел. - 5 тыс. Занятия ведут преподаватели академии и школьные учителя.
В СГУ подготовка по одному предмету стоит 1 200 руб. в мес. (занятие в неделю), в группе около 20-ти чел.
В вузах ответили, что окончившие подготовительные курсы имеют небольшое преимущество при прочих равных условиях.
По оценкам экспертов, услуги репетиторов вряд ли подешевеют.
Большинство опрошенных репетиторов обходятся без заключения договоров на предоставление услуг. В разговоре отмечают, что при желании родителей, готовы составить и подписать документ. Одна из собеседниц сказала: "Я задумываюсь о том, что мне надо пройти регистрацию и платить налоги. Но ничего предпринимать не планирую".
В Управлении налоговой службы по Саратовской области на вопрос о числе репетиторов, прошедших регистрацию и отчисляющих налоги, ничего ответить не смогли. В письменном ответе на запрос сказано: "Представить информацию о количестве репетиторов, прошедших регистрацию и отчисляющих налоги, не представляется возможным, т.к. в формах статистической отчетности, утвержденных Приказами ФНС России на 2009 год, указанный показатель не предусмотрен". Также без ответа остался вопрос о проблемах контроля налогообложения этой категории лиц и масштабах потенциальных налогоплательщиков. В письме сказано о том, что на территории области налогообложение репетиторских услуг возможно по общей системе налогообложения или упрощенной системе налогообложения.

Татьяна Гордеева

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для...
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 9 октября 2009
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x