Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Привет от Рузвельта. Рубли, унесенные ветром

  • 12:12, 16 марта 2010
  • Комментариев[0]

В США в период Великой депрессии конца 20-х - начала 30-х годов тотальную безработицу использовали в интересах государства - президент США Франклин Делано Рузвельт предложил ввести понятие "общественные работы", с минимальным набором гарантий для их участников, в результате страна получила первоклассные автомобильные дороги, построенные безработными, задействованными в общественных работах. Характерно, что когда массовая безработица покатилась по кризисной России, про общественные работы у нас вспомнили. И тоже, аки президент Рузвельт, ввели это понятие в антикризисную программу по снижению безработицы на рынке труда. Естественно, под общественные работы положили неплохое федеральное финансирование.

Первостепенная очистка от снега

Столь же естественно, что о том, чтобы задействовать участников общественных работ на дорожном строительстве, в России даже и не мечтали (единственное, что им не возбранялось - это ямочный ремонт "кое-где"); но в целом надежды на сферу общественных работ в период безработицы возлагались немалые. И, похоже, они традиционно не оправдались.
В феврале областное министерство труда на расширенном заседании  коллегии отчитывалось по итогам 2009 года. Год был кризисный,  поэтому министр Светлана Нечаева, сделала акцент на реализованных  антикризисных мерах в сфере труда и занятости населения. Через 3 недели в минтруде прошло селекторное совещание по этой же теме. Итого на первую декаду марта картина вырисовывалась такая: меры реализуются неплохо, кроме общественных работ - их организация дает сбой, что слега портит общую картину. В вину данное обстоятельство поставили директорам предприятий, а также районным центрам занятости населения, которые, по словам министра, "должны активизировать свою деятельность". Кроме того, министр подчеркнула, что "общественные работы должны носить социальную направленность - очистка улиц от снега и льда должна носить первостепенный характер". И здесь любой саратовец согласится - очистка улиц от снега и льда действительно сегодня должна носить первостепенный характер. Но ведь не носит же. Безработные граждане не стремятся брать в руки лопаты и выходить на городские улицы чистить снег. Интересно, почему? И действительно ли в этом виноваты директора предприятий и районные центры занятости?
Если вернуться к коллегии минтруда, когда министерство отчитывалось о мерах по снижению напряженности на рынке труда, то стоит, наверное, обратить внимание на дату мероприятия - это было 11 февраля. То есть Саратов был уже основательно засыпан снегом, из-под которого коварно проступал лед. К этому времени уже стало ясно, что власти с ситуацией не справляются: у них не хватает ни техники, ни рабочих рук, ни дворников с лопатами. Официальная безработица тем временем колебалась в пределах стабильных 2% (о реальной безработице, скорее всего, можно судить так же как о наркомании - умножать официальные данные на 10), тогда счет может идти на 27 тыс. чел. Но дело не в этом: дело в том, что никакая структура так и не выразила желание броситься на помощь властям и предложить им безработные, но рабочие руки с лопатами, годными к расчистке снежных завалов. А министр труда, поиграв в ходе отчета вполне благополучной цифирью, так и не объяснила, почему, например, общественные работы не пошли по руслу помощи властям и городу в целом в расчистке улиц от снега и льда. Но при этом про сами общественные работы было сказано довольно много.
В рамках областной целевой программы "О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда" собственно на меры по "содействию занятости населения" было выделено в 2009 году из федерального бюджета в виде субвенций 1,2 млрд 152,3 млн руб, из которых израсходован 1 млрд 144,5 млн. То есть с безработицей боролись вполне немалыми средствами, причем в основном за счет федерального бюджета. К этому миллиарду с небольшим поступали и дополнительные средства, опять же из Федерации. На реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, было выделено еще 559,6 млн: 531,6 - из федерального, 28 - из областного. В общем, на борьбу с безработицей было вброшено свыше полутора миллиарда рублей, и немалая часть этих средств предназначалась на организацию именно общественных работ, на которые сначала смотрели едва ли как не на панацею. На предприятиях Саратова и Саратовской области предполагалось, например, на период апрель-декабрь 2009 года создать 29 789 вакансий для общественных работ. Решили даже, что действительность превзойдет ожидания и что на общественные работы может быть трудоустроено до 49 тыс. чел. Что, собственно, и потребовало дополнительного финансирования, в чем федеральный бюджет не отказал. Как тратились деньги? Собственно ставка работника-общественника составляет 5 464,5 руб. Деньги на оплату общественных работ минтруда перечисляет предприятиям согласно поступивших в министерство заявок. То есть ни предприятие, ни бюджет области в финансировании общественных работ практически не участвуют - это деньги федерального бюджета. В то же время службы занятости провели, как говорится, "большую информационную работу с населением": было напечатано 126,7 тыс. различных памяток, листовок, буклетов по организации общественных работ. Которые раздавались безработным, приходившим в службу занятости. Кроме того, свыше 300 материалов на эту тему было размещено в средствах массовой информации.
Что мы имеем на выходе? Светлана Нечаева сказала: "Организация общественных работ позволила навести порядок, озеленить и благоустроить территории городов и районов Саратовской области". То есть участники общественных работ по сути выполняли работу, которой в основном должна заниматься жилищно-коммунальная сфера. В Хвалынском районе 25 работников санатория "Родник" на территории Алексеевского монастыря посадили деревья и кустарники. 30 работников Петровского завода АМО ЗИЛ посадили 100 елей, 104 работника этого же завода высадили 350 берез и 150 кустарников. В десяти районах области (Аткарском, Вольском, Ершовском и др.) участники общественных работ занимались посадкой и обрезкой деревьев и кустарников, разбивкой цветников, поливкой газонов, ремонтом памятных мемориалов и т.д. Наиболее успешной организация общественных работ признана в Саратове, Энгельсе, Вольске и Балакове. В результате, как суммировало министерство труда, было приведено в порядок 150 парков и скверов, посажено 11,9 тыс. деревьев, 4,7 тыс. кустарников, разбито 676 цветников, отремонтировано 314 памятных мемориалов, благоустроено 1 885 дворов и столько же подъездов. В целом, может, это и впечатляет. Но лично автору этих строк не дает покоя вопрос, а чем же занимались в это время коммунальные службы, неужели их сотрудники, получая зарплату, ничего не делали, и только смотрели, как устроившиеся на общественные работы безработные трудились за них? В сфере ЖКХ, кстати, в 2009 году было организовано 7 764 вакансий для общественных работ. Подавали заявки на заключение договоров с министерством труда по организации общественных работ, естественно, и предприятия - в основном те, у которых были намерения сохранить кадровый потенциал до лучших времен. Но, собственно, занять "общественников" особо было нечем. Например, на ОАО "Саратовский полиграфический комбинат" в общественных работах администрация задействовала 460 сотрудников (с перспективой их возвращения после того, как кризис закончится, на свои рабочие места); роль их сводилась преимущественно к благоустройству территории - подметали, чистили, красили. Администрация ОАО "Транспортное машиностроение" 639 работникам предложила то же самое: чистить и подметать территорию. На Аткарском машиностроительном заводе территорию подметали 203 работника. И так практически везде: метлу в руки, кисточку и банку с краской - и вперед. Администрация ЗАО "Саратовский авиазавод", например, подавала заявку 770 вакансий для общественных работ, что, кстати, почему-то порадовало Светлану Нечаеву. Сама по себе катастрофическая ситуация на "САЗе" как бы в расчет не принималась (полторы тысячи сотрудников прошлым летом были отправлены в вынужденные отпуска, и это только та информация, что на поверхности), но за эти 770 заявок администрация "САЗа" была удостоена специальной похвалы, и поставлена в пример другим. Другие, впрочем, чем дальше, тем больше проявляли тенденцию отказываться от участия в общественных работах. Так, не выразило энтузиазма ООО НИПИ "СаратовНИИпроект". Категорически отказался завод силикатных материалов. Решительное "нет" общественным работам сказали администрация предприятий "Акрипол" и "Стройпластсервис". И так далее. Итого "отказники" не позволили выполнить намеченный план по общественным работам - за 2009 год его выполнение составило 70%; стало быть, 30% выделенных на это средств осталось неосвоенными, и, по всей видимости, подлежат возвращению в федеральный бюджет.
Впрочем, судя по тому, чем занимались лица, задействованные в общественных работах, об эффективности этого направления вообще говорить слишком преждевременно. Хотя, о небольшом количестве позитива сказать, в принципе, можно: это, во-первых, возможность на некоторое время (на общественных работах одному человеку можно трудиться не более трех месяцев) задержаться на предприятии, в надежде, что "вдруг что-то и случиться"; во-вторых, несколько раз получить какие-никакие, но 5 тыс. руб, прожить на которые, конечно, сложно, но с голоду умереть они не позволят. О пользе подметания территории конкретно для предприятия, может, говорить, и имеет смысл, но пыль и мусор, к сожалению, также имеют одно свойство - накапливаться; так что немалые федеральные деньги, потраченные в основном на подметание территорий, фактически можно провести по категории "унесенные ветром", вслед за пылью, которую ветер уносит туда же.

Общественный ямочный ремонт

В общем, рузвельтовский опыт общественных работ явно не для нас; но, повторим, на этот опыт у нас и не замахивались. И, похоже, понятно почему. Вашему корреспонденту довелось однажды посмотреть, как "общественники" вели ямочный ремонт. Это было так. На обочине дороги стояли мешок с цементом и канистра с водой. Они смешивались в емкости, похожей на таз, и эта смесь лопатой сваливалась в дорожную ямку. Ямок было много; через некоторое время разбитое дорожное полотно пестрело такими вот заплатками, проблему дорожной разбитости отнюдь не снявшими. Недели через две, как удалось заметить, от ямочного ремонта не осталось и следа. А если кого-то утешит, что деньги тратились на это не областные, а федеральные, то что ж: Но более неэффективной траты средств, честно говоря, и придумать сложно. Доводилось, кстати, видеть и высаженные "общественниками" саженцы деревьев: они элементарно засыхали под летним солнцем, потому что просто воткнуть их в землю - этого мало, их ведь надо еще и регулярно поливать, а таких "полномочий" участникам общественных работ никто не дал. Вот так, собственно, и выглядят общественные работы, если к ним присмотреться поближе. Весной прошлого года, когда все это только затевалось, по Саратову были расставлены билборды с призывами принять в них участие. Призыв на билбордах был буквален: "Выход есть - общественные работы!" На картинке была изображена тетенька в оранжевом жилете, то ли с метлой, то ли с совком. И вашему корреспонденту не известен ни один человек, у которого эта социальная реклама вызвала бы хоть малейшую степень оптимизма. Вряд ли общественные работы с самого начала рассматривались как профанация трудовой деятельности, но чем дальше, тем больше к этому шло. По сути это направление не было спланировано таким образом, чтобы от общественных работ можно было бы ожидать реальную пользу. Они замышлялись как временный "этап", возможность как-то "перекантоваться", и не больше. И, пожалуй, настало время, когда профанация этого дела и стала очевидной достаточно окинуть взглядом вклад общественных работ в экономику за минувший год. Тем не менее, по данным министерства, в рамках ОЦП "О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда", на общественные работы трудоустроены 9 557 чел. Надо сказать, что в феврале-марте на базе районных служб занятости прошли ярмарки вакансий общественных работ. Ярмарки сопровождались девизом: "Задача одна - решений множество". Вакансии в основном предлагались такие: сантехники, уборщики, грузчики, санитарки, дворники. Успехом они не пользовались. По результатам ярмарок отчет был скромен: "Востребовано несколько вакансий". Ну что, собственно, здесь сказать? По среднестатистическим данным, 70% безработных - это люди с высшим образованием. Проблема в том, что такие безработные даже в сложных жизненных условиях не спешат переквалифицироваться в разнорабочих; кроме того, зарплата, как правило, предлагается оскорбительно низкой. Это в принципе проблема общественных работ. Та самая проблема, из-за которой, например, предприятия оборонного комплекса ("Тантал", "Контакт", "СЭПО" и пр.) общественные работы для своих высвобождаемых сотрудников вообще не рассматривают в качестве "мер поддержки" - сотрудники там, как правило, не только с высшим и специальным образованием, это, в основном, специалисты экстра-класса, так что представить их подметающими территорию не могут не только они сами, но и их руководство. Поэтому в данном секторе экономики общественные работы, замышляемые исключительно как подсобные, заведомо провальны. Они в принципе провальны для предприятий, на которых задействована высококвалифицированные рабочая сила. Но если уж общественные работы существуют, если на них выделяются деньги, то может быть, хоть какую-то пользу для общества из них все-таки можно извлечь? Тем более, как сообщает министерство, в этом году на них отважились уже почти 10 тыс. чел. И, как мне сообщили там же, "огромное количество" (более точных данных получить не удалось) из них будет заниматься конкретно уборкой снега. Да неужели? Может, и правда, лучше поздно, чем никогда? Впрочем, не исключено, что снег будут чистить в основном на территории предприятий, подавших заявки на участие в общественных работах. Кстати, сейчас у нас март, и вот-вот снег начнет стремительно таять сам. Есть подозрение, что это природное обстоятельство так и не даст возможности увидеть-таки реальную пользу от общественных работ.

Ольга Блохина

Комментарий министерства занятости, труда и миграции Саратовской области

В прошлом году общественные работы, реализованные в рамках областных целевых программ по содействию занятости населения, реально способствовали снижению социальной напряженности на рынке труда Саратовской области. За время реализации программ уровень общей безработицы снизился - до 6,6% (3 место в ПФО, 14 место в РФ), уровень регистрируемой безработицы снизился в 1,2 раза - до 2,0%. Каждый третий работник, предполагаемый к высвобождению, сохранил свое рабочее место (из намеченных к увольнению 28,0 тыс. работников фактически высвобождено около 19 тыс. человек).
В 2009 году общественные работы в приоритетном порядке были организованы на предприятиях обрабатывающего производства, работники которых находились под угрозой увольнения. Всего в рамках программы дополнительных мероприятий на организацию общественных работ создано 27,0 тыс. временных рабочих мест, на которые в течение года на общественные работы трудоустроено 47,3 тыс.чел., из них 8,4 тыс. чел. - безработные граждане, 6,3 тыс.чел. - граждане, ищущие работу, 32,7 тыс. - работники предприятий, работающие в режиме неполной занятости и находящиеся под угрозой увольнения.
Следует отметить важную деталь в организации общественных работ для работников предприятий, работающих в режиме неполной занятости, и безработных граждан - это поддержка их дохода. За участие в общественных работах работники получали заработную плату в размере до 4,3 тыс. руб., при этом работодателю возмещались затраты на заработную плату работников. Безработные граждане (6,1 тыс.чел.), состоящие на учете в службе занятости населения и участвующие в общественных работах, помимо пособия по безработице (от 850 руб. до 4900 руб.) получали заработную плату (от 4,3 руб. до 6,5 тыс.руб.), плюс материальную поддержку в размере 1700 руб. в месяц. Средний период участия составлял 3 месяца.
Приоритет участия в общественных работах отдавался категориям граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, сельским жителям, особенно живущим на территориях, где практически нет работодателей.
В соответствии с действующим законодательством работодатель, организующий общественные работы, заключает с работниками срочные трудовые договоры и самостоятельно решает, какими видами и объемами работ их обеспечить на территории своего предприятия. По согласованию с администрацией района либо города руководители предприятий привлекали работников своих предприятий на благоустройство территорий городов и сел.
Примеров эффективной организации общественных работ на предприятиях области достаточно много. Так, на ЗАО "Тяжелые зуборезные станки", расположенном в Заводском районе г.Саратова, на общественных работах отработали более 400 чел., осуществляющие благоустройство и очистку территорий завода. Часть работников предприятия благоустраивали к началу сезона территорию детского оздоровительного лагеря "Дубки".
В ООО ПФ "Строитель-С" 251 чел. из числа безработных граждан работали на общественных работах в качестве дворников, электриков, слесарей-сантехников, специалистов, разнорабочих по благоустройству территорий и содержанию жилищного фонда Заводского района.
447 работников ОАО "Серп и молот" и 256 работников ОАО "Саратовский агрегатный завод" Фрунзенского района г. Саратова, находящихся под риском увольнения, участвовали в общественных работах по благоустройству заводской территории и покраске оборудования, также благоустраивали скверы на улицах города, прилегающих к предприятию.
В ОАО "Балаковорезинотехника" были организованы общественные работы для 494 работников предприятия, работающих в режиме неполной занятости, которые выполняли следующие виды работ: систематизировали компьютерную базу данных предприятия, производили уборку крыши зданий предприятия, осуществляли подготовку предприятия к осенне-зимнему периоду, приводили в порядок архивную документацию.
На Коллегии Министерства по итогам 2009 года, прошедшей в феврале 2010 года, работодатели участники Программы благодарили власть, в лице службы занятости населения, за взаимодействие, за реальную материальную поддержку, оказанную предприятиям области.
Вместе с тем очевидно, что программа дополнительных мероприятий, особенно активное развертывание общественных работ, - это локальная мера перед экономическим оживлением и серьезной структурной перестройкой экономики, поэтому в 2010 году приоритеты программы изменились в сторону увеличения объемов опережающего обучения работников предприятий (в 2 раза), предпринимательского дела безработных (на треть), стажировок выпускников образовательных учреждений в 1,7 раза, рабочих мест для инвалидов при сокращении объемов общественных работ.
В 2010 году органы местного самоуправления с участием органов службы занятости населения организовали мероприятия по уборке снега. На уборке снега в рамках общественных работ уже работают 3783 чел. Например, в Питерском районе совместно с органами местного самоуправления по направлению центра занятости населения на уборку снега на общественные работы направлено 260 безработных граждан, которые работают в 14 муниципальных образованиях Питерского района по 10 - 15 чел. В г. Марксе усилиями 46 безработных очищены от снега обелиск воинам, погибшим в Афганистане и в годы Великий Отечественной войны с площадкой вечного огня, аллея героев, парк Екатерины, детский парк; произведена очистка крыши зданий в с.Подлесное, с. Липовка, а также крыши детских садов и школ в г. Марксе. В Ленинском районе г. Саратова усилиями 207 чел. очищены от снега 9 скверов, 28 жилых дворов и др. И такие примеры - в каждом муниципальном районе области.
Конечно, силами одной только службы занятости населения не решить проблемы благоустройства территорий области, но мероприятия по организации общественных работ внесли определенный весомый вклад в экономику области, сохранив трудовые коллективы ряда предприятий и поддержав доходы граждан.
Считаем, что для подготовки статьи об эффективности проведения общественных работ нужно было пользоваться объективной информацией. Должно быть учтено мнение всех участников программы: работников министерства занятости, труда и миграции; отраслевых министерств и ведомств; глав администраций муниципальных районов и сельских поселений; руководителей предприятий и организаций, принимавших участие в программе общественных работ; наконец самих участников программы, тем работников, кто благодаря общественным работам не потерял своё рабочее место и в кризисное время смог поддержать свою семью материально. Все вышеперечисленное автором, к сожалению, использовано не было.
Для справки: в 2009 году средства, направленные на организацию общественных работ, в размере более 400 млн руб. израсходованы в полном объеме. Отчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемые на фонд оплаты труда участников общественных работ составили порядка 100 млн руб.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 16 марта 2010
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x