Этой осенью местные СМИ едва ли не впервые за обозримый период как-то неактивно освещают подготовку города к зиме. Да и о самом городе нельзя сказать, что он перерыт вдоль и поперек, как обычно бывает в это время года. Что бы это значило, и вообще, к добру ли все это, или все наоборот? Впрочем, ответ мы получим уже скоро, когда начнется отопительный сезон, и пока нет необходимости сомневаться, что его начало сдвинут с традиционного 15 октября куда-нибудь подальше. А, с другой стороны, в день официального начала отопительного сезона как раз все только и начинается: где-то потечет, где-то недогреет, где-то вообще будет холодным, и т.д. - вариантов незапланированных сюрпризов множество. Так что приход тепла в дома по сверхизношенным городским коммуникациям, пожалуй, что и можно рассматривать каждый раз как очередное чудо.
Припудренные проценты
Тем не менее глубоко в недрах и областной, и городской властей работа по подготовке к отопительному сезону, невидимая взорам широкой публики, ведется. В комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Саратова, к примеру, еженедельно проходят разные оперативные совещания по этой теме, а по информации и.о. председателя комитета Михаила Кузьмина на данный период готовность города к зиме на 12-14% превышает аналогичные показатели прошлого года. Из чего можно предположить, что в отопительный сезон Саратов войдет на уровне 112-114-процентной готовности, поскольку год назад, как припоминает ваш корреспондент, комитет по ЖКХ на этот период времени как раз о почти полной готовности и отчитывался. А, впрочем, играть с процентами можно бесконечно, и должностные лица эту игру неплохо освоили. Они не говорят, к примеру, так: в городе столько-то домов готовы, а столько-то еще нет, а если при этом еще и перечислить адреса, то картина станет элементарно ясной, что, возможно, не всем понравится. Поэтому в ход идут безликие проценты, которым хочешь - верь, не хочешь - не верь, но проверять-то нечто безликое, поданное в процентном исчислении, все равно традиционно никто не будет. Таким образом, по информации того же и.о. председателя городского комитета по ЖКХ картина сегодня такая: готовность Саратова к отопительному сезону твердо приближается к 100%, при, по его же данным, превышении прошлогодних показателей на 12-14%. Чудо ли это, которое нужно просто принять на веру, или нет, но утешает здесь только одно: стремительно приближающийся октябрь вот-вот и сам все расставит по своим местам; то есть у саратовцев и у самих скоро будет возможность убедиться, насколько слова Михаила Кузьмина приближены к реальной действительности.
Кстати, на недавно состоявшемся общероссийском селекторном совещании по готовности коммунального сектора страны к отопительному сезону, в котором приняло участие и правительство Саратовской области (в лице областного министра строительства и ЖКХ Дениса Филиппова), в отчетах также превалировали в основном процентные показатели, подача которых аналогичным образом сопровождалась ремаркой "что выше на столько-то процентов по сравнению с прошлогодними показателями". Короче, пудрить мозги гражданам - это общероссийская традиция, так что в Саратове никакого ноу-хау в этом плане не изобретают. Вел это федеральное селекторное мероприятие замминистра регионального развития РФ Андрей Попов, который все же предупредил его участников о том, что зимой порядка 10% отопительных сетей так или иначе будут выведены из строя. Федеральный замминистра, очевидно, ссылался на опыт прошлых лет, так что в данном случае не верить ему особых оснований нет: скорее всего, так или иначе, будут выведены из строя и десятая часть отопительных сетей, и, может, и больше - это, наверное, смотря где и как. Но в то же время, говоря о готовности к зиме страны в целом, Андрей Попов столь же традиционно не мог не оперировать вполне оптимистичными цифрами, вернее, процентами. Так, он сообщил, что страна на 92% готова к отопительному сезону, что на 7% выше аналогичного периода прошлого года. Короче, тенденция та же, что и в нашем саратовском комитете по ЖКХ - вперед и выше, а там посмотрим.
Наружка и мечты ДФ
Но, конечно, хорошо, что федеральный замминистра нас предупредил: 10 процентов отопительных сетей, как ни крути, из строя выйдут. Для Саратова с его общепризнанным всеми коммунальщиками колоссальным износом коммуникаций это, думается, очень актуально. Причем актуально не первый день, не первый год и даже не первое десятилетие. К примеру, автор этих строк припоминает время, когда Дмитрий Федорович Аяцков еще был вице-мэром Саратова и, естественно, занимался проблемами подготовки города к отопительному сезону. А вашему корреспонденту редакция поручила этот ответственный процесс отслеживать, и, таким образом, почти детально довелось эту подготовку более чем 15-летней давности видеть собственными глазами. К чему эти воспоминания? К тому, что проблемы с тех пор те же самые: износ коммуникаций, незаизолированность "наружки", крайне тяжелое состояние внутриквартальных сетей, авторитарность котельных, пофигизм рабочих, потери тепла по дороге к потребителям и, само собой, долги населения за потребленное тепло. <>br />
Ну а тогда, более чем 15 лет назад, Дмитрий Федорович Аяцков лично возглавлял оперативный штаб по подготовке к отопительному сезону, информация в который стекалась ежедневно, фиксировалась на специальной карте, и обсуждалась на ежеутренних планерках, которые начинались, кажется, в 7 утра. Потом Аяцков садился в служебную "Волгу", на переднее сиденье, на заднее - ваш корреспондент, и начинался объезд коммуникаций. Город был буквально перекопан, траншеи зияли там и тут, причем Дмитрий Федорович стремился залезть лично едва ли не в каждую; при этом он обязательно здоровался за руку с каждым работягой, а с утра они, надо сказать, почти все были смурные и неразговорчивые, за исключением, правда, тех, кто уже успел опохмелиться - вот они-то Дмитрию Федоровичу в основном и рассказывали, не стесняясь ненормативной лексики, как идет работа. Он принимал их информацию к сведению, запоминал, чтобы выложить на завтрашнем утреннем совещании, и мы ехали дальше.
Однажды где-то на окраине Ленинского района мы ехали мимо блочной пятиэтажки, и Дмитрий Федорович сказал: "Вот в этом доме я жил раньше". Ваш корреспондент был столь наивен, что спросил: "А где же вы сейчас живете?" Но Аяцков промолчал, и вообще перевел разговор на другую тему. Ту самую блочную пятиэтажку (наверняка она все та же и стоит на том же самом месте) с двух, кажется, сторон окружала "воздушка", она же "наружка" - это, если кто не в курсе, тепломагистраль, вынесенная в улично-воздушное пространство. Так вот, Дмитрий Федорович вдруг размечтался: а хорошо бы, говорил он, такими "воздушками" снабдить весь город, потому что это удобно для всех и всегда на виду. Понятно, что после спусков в пятнадцатую, или там двадцатую по счету траншею хотелось чего-то более светлого, хотя бы чистых ботинок, к которым траншейная грязь приставала только так. В общем, Аяцков о "воздушках" говорил долго и с увлечением. Но идея об их массовом внедрении в коммуникативные сети города так и осталась неосуществленной, и, наверное, это к счастью. Потому что на самом деле именно в этом формате коммуникации несут самые большие потери тепла, за которые потребители расплачиваются в том числе и по корректировочным счетам.
Тройная головная боль
Кто представляет, как выглядит "воздушка", легко представит и потери тепла в них на пути к потребителям, потому что такие коммуникации чаще всего не слишком-то хорошо изолированы от соприкосновений с уличным воздухом, их обшивка часто просто элементарно рваная, и в таком виде все это может содержаться всю зиму, после чего управляющие компании пришлют потребителям такие корректировки, что у них волосы встанут дыбом. Но вопрос "За что?" по сути так и останется без ответа, по крайней мере, от официальных лиц. Хотя, ответ по той же сути лежит на поверхности: теплотрасса обогревает воздух, тепло в полном объеме не доходит до систем отопления в квартирах, тем не менее потребители этот полный объем, предполагается, должны оплачивать в полной мере. Так что это счастье, что город не окутан сетью "воздушек-наружек", потому что если к их проблемам прибавить еще проблемы подземных коммуникаций, получатся двойные проблемы и тройная головная боль - у поставщиков тепла, их потребителей и, естественно, должностных лиц, которым обычно жалуются и те, и другие.
Собственно, и на упоминаемом выше общероссийском селекторном совещании говорилось примерно о том же. "У нас в стране самые высокие показатели тепло- и энергопотерь", - фиксировали его участники. С чем, в принципе, согласен и руководитель городского коммунального хозяйства Михаил Кузьмин, который, например, признался в интервью газете горадминистрации "Саратовская панорама", что потери уличных теплотрасс - это сущая головная боль поставщиков. Но вот насчет жителей он не согласен, потому что, по его сведениям, они поголовно защищены приборами учета, в связи с чем платят за тепло только по факту потребления. Вопрос, впрочем, философский: практика уже показала, что иные управляющие компании на показания приборов просто плюют, продолжая выставлять жителям счета по тарифам нормативного потребления. А, с другой стороны, даже если оплата идет и по приборам учета, это не отменяет собственно потерь тепла, которое в дома доходит в сильно ослабленном виде, что не делает жизнь его потребителей более комфортной. Вот и главный городской коммунальщик склонен признать, что наружные тепловые сети далеко не везде надежно изолированы; но в то же время он, похоже, не представляет, что с этим делать. Во-первых, надежная теплоизоляция - это, кажется, дорого, и, по мнению Михаила Кузьмина, потери тепла здесь сопоставимы по стоимости с самой теплоизоляцией. Ну а во-вторых, городские коммунальные службы готовы переадресовать этот вопрос непосредственно поставщиком тепла, которые, по их мнению, все еще "работают не так, как хотелось бы". В общем, "воздушка" - она "воздушка" и есть, и словосочетание "обогревать улицу" по отношению к ним вполне уместно. А, с другой стороны, куда их девать, эти уже десятилетиями функционирующие уличные тепломагистрали? Здесь действительно вопросов очень много, и наличие приборов учета, которыми, по уверениям администрации Саратова, оснащены все многоквартирные дома, вопросы практически не снимает. В том числе и по причине невозможности самих жителей контролировать показания приборов учета, чем пользуются управляющие компании, выставляя в счета свои показатели.
А ведь есть еще незаизолированные носители тепла в подвальных помещениях многоквартирных домов; то есть те же голые трубы, отапливающие подвал, что опять же мешает полноценному притоку тепла в квартиры. Это чья головная боль? По нынешнему жилищному законодательству, собственников жилья. А, с другой стороны, у них самих не слишком-то много собственных средств, чтобы решить еще и эту проблему, которую, кстати, как только-только начинающим собственникам, им зачастую решить просто не под силу. А еще есть подземные коммуникации, истинное состояние которых сквозь землю в основном не просматривается, так что подозревать можно буквально все; и очень часто бывает, что подозрения оправдываются - трубы прогнили и давно нуждаются в замене. Короче, есть вокруг много чего, что простым глазом не улавливается, и переложению в цифровой эквивалент не поддается. Отсюда и такие сверхобтекаемые цифры: город готов к отопительному сезону почти на 100%. И ведь действительно, пока мороз не ударит, не проверишь.
Еще одна проблема - оплата потребленных услуг. По данным областного министра строительства и ЖКХ Дениса Филиппова, саратовцы задолжали за услуги жилищно-коммунального хозяйства 1,8 млрд руб, и эти долги мешают развитию жилищно-коммунального комплекса. Эти данные министр озвучил на недавнем брифинге, также посвященном проблемам подготовки к отопительному сезону. Он же предупредил (правда, без ссылки на источники), что зима ожидается холодной и снежной, в силу чего коммунальные службы будут работать на пределе. А нам ли, уже пережившим одну такую зиму вместе с Вячеславом Сомовым, бояться? И кстати, минувшей снежной зимой главной проблемой стали не столько трубные коммуникации, сколько дорожные: автомобильные пробки тех снежных дней, ей-богу, так и стоят перед глазами. Но уволили Сомова и Куликова (был председателем городского комитета ЖКХ), а вот председатель городского дорожного комитета Валерий Данилин свою должность сохранил, не смотря на протесты саратовцев, выражаемые в том числе и в виде уличных акций. Зато теперь пришедшему на место Сомова Алексею Прокопенко и на место Куликова Михаилу Кузьмину и предстоит доказать, что они лучше предшественников справятся с морозной и снежной зимой, о которой предупреждает областное министерство строительства и ЖКХ. Но не исключено, что ликвидировать зимние прорывы на теплотрассах будет посложнее, чем украшать город цветочными кашпо; впрочем, теорию надо все равно проверить на практике, и проверять придется непосредственно саратовцам, которых городской комитет по ЖКХ, по словам его председателя, подготовил к отопительному сезону почти на 100%. Ну а о том, что этому 100-процентному исполнению может помешать, см. выше. Что же касается перспектив развития коммунальной инфраструктуры Саратова, об этом мы расскажем немного позже.
Ольга Блохина
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей