Контрольно-счетная палата саратовской гордумы в октябре прошлого года провела проверку работы МУПП "Саратовгорэлектротранс" за 2009 год и первое полугодие 2010 года и выявила многочисленные факты нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Результаты ревизии и выводы экспертов изложены почти на 50 страницах "труда" КСП.
Депо в загоне
Бывший гендиректор МУПП "Саратовгорэлектротранс" Роберт Виньков в свое время хватил приличную долю дифирамбов от депутатов гордумы. Отставка (август 2010 г.) гендиректора прошла под благодарственные речи за сохранение производства "на плаву", за спасения МУПа от платежной несостоятельности. Сегодня же становится очевидным, что процедура банкротства может стать логичным следствием той политики управления, которая проводилась здесь в 2009-2010 годах.
Итак, было выявлено, что "переоценка основных средств на предприятии в проверяемом периоде не проводилась. Сведения о последней переоценке основных средств не представлены". Более того, в установленном законом порядке "Саратовгорэлектротрансом" не зарегистрировано право хозяйственного ведения на 97 из 110 объектов недвижимого имущества! Кстати, в состав Уставного фонда МУПП входит всего-то 16 трамвайных вагонов. И это по меньшей мере странно, ведь "Саратовгорэлектротранс" управляет движением сотен троллейбусов и трамваев.
В составе имущества, закрепленного за "Саратовгорэлектротрансом" на праве хозяйственного ведения числятся как объекты недвижимости, так и объекты, отнесенные к временным постройкам (торговые киоски, вагончик контейнерного типа и т.д.). Все эти объекты расположены на 74-х земельных участках. На один земельный участок у предприятия имеется свидетельство о государственной регистрации права постоянного пользования. Еще на 5 участков заключены договоры аренды. А вот на остальные 68 земельных участков, составляющих 93% от их общего количества, по состоянию на 1 июля 2010 года МУППом права не оформлены. Какие выводы из этого сделала КСП? Оказывается, "это ведет к уменьшению доходов бюджета по арендной плате за землю".
Одно сплошное разорение для городской казны. К примеру, установленные в ходе выборочной инвентаризации факты свидетельствуют, что "Саратовгорэлектротрансом" не обеспечена сохранность и рациональное использование муниципального имущества. Так, комплекс недвижимости Ленинского трамвайного депо оцененный в размере 157 млн руб, не используется предприятием в производственной деятельности! Подъездные пути к данному депо отсутствуют. Акт об их демонтаже в ходе проверки КСП предоставлен не был. "Данный комплекс нежилых помещений, являющийся муниципальной собственностью, подвержен разрушению, следовательно, при передаче его в эксплуатацию от казны муниципалитета потребуются дополнительные капитальные вложения, оценить которые в ходе проверки не представляется возможным", - констатировала Контрольно-счетная палата.
Кроме построек, в Ленинском депо имеется земельный участок, который оценивается в 40 млн руб. Однако от МУППа в адрес комитета по управлению имуществом Саратова не поступало никаких письменных обращений об изъятии из хозяйственного ведения данного имущественного комплекса, а также о включении в план приватизации этого "хозяйства".
Мимо кассы
Не мало фактов нарушений выявлено и во время проверки финансовой деятельности "Саратовгорэлектротранса".
Кассиры предприятия осуществляют реализацию проездных билетов и сдачу полученной выручки инкассаторам. При этом КСП установила, что "наличные денежные средства от реализации всех видов проездных и контрольных билетов на городском электротранспорте в кассу бухгалтерии предприятия не поступают".
Так как выручка от реализации всех видов билетной продукции, полученная службой сбора выручки, через инкассаторов сдается в банк, а не в кассу предприятия, то кассиры и старшие кассиры службы сбора выручки должны выписывать приходные и расходные кассовые ордера, отражая поступление и расходование выручки (сдача инкассаторам). Затем данные документы вместе с отчетами, реестрами, справками, ведомостями должны быть переданы от службы сбора выручки в кассу бухгалтерии для отражения этих приходных и расходных кассовых ордеров в кассовой книге МУПП…
В нарушение всех правил кассир бухгалтерии "Саратовгорэлектротранса" Романова выписывала общие приходные кассовые ордера (без приложения оправдательных документов) без фактического поступления наличных денежных средств в кассу предприятия. В строке "от кого" она указывала структурное подразделение "служба сбора выручки".
Кассир бухгалтерии также оформляла обобщающий расходный кассовый ордер на сдачу выручки инкассаторам, тогда как фактически наличные денежные средства инкассаторам сдавали кассиры службы выручки, что подтверждено квитанциями к инкассаторским сумкам.
Данные, обобщающие приходные и расходные кассовые ордера, отражались в кассовой книге предприятия, тогда как должны были отражаться кассовые ордера, выписанные на конкретного кассира службы выручки.
Общая сумма необоснованно выписанных приходных кассовых ордеров без факта получения наличных денежных средств в кассу МУПП составила: за 2009 год – 274,9 млн руб, за 6 мес. 2010-го – 123,5 млн.
Кроме того, согласно предоставленным документам, даты приема и сдачи наличных денежных средств кассирами службы сбора выручки инкассаторам, не соответствуют датам обобщающих приходных и расходных кассовых ордеров, проведенных по отчету кассира бухгалтерии и кассовой книге. Кстати, эта самая книга за 2009 год не была даже скреплена печатью "Саратовгорэлектротранса".
Названные суммы выглядят весьма внушительно, при том, что доход предприятия в прошлом году составил 947,9 млн руб, из которых, кстати, только одна треть – это выручка по основным видам деятельности. Выходит, что деньги кассой МУППа оприходовались незаконно, и в таких масштабах, что впору бы этим заинтересоваться прокуратуре.
Ремонтно-финансовый альянс
"Сотрудничество "Саратовгорэлектротранса" со своими деловыми партнерами также заслуживает пристального интереса.
В 2009 году МУПП заключило договор с ООО "Техмаш" на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава депо Заводского района. Казалось бы, благое дело. К тому же сделка была согласована с городскими комитетами по экономике и по управлению имуществом.
Но через 2 мес. после этого согласования и заключения договора, предприятие подписало с ООО "Техмаш" дополнительное соглашение (от 11 августа 2009 года), в соответствии с которым установленные ранее расценки на производство работ были повышены на 4%.
Общая сумма необоснованного завышения стоимости услуг за счет применения несогласованных в соответствии с законодательством расценок, отнесенная на себестоимость продукции, работ, услуг составила за эти полтора года 730,2 тыс. руб.
В нарушение Федерального закона 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в проверяемом периоде предприятием совершались крупные сделки без согласования с собственником муниципального имущества (муниципалитетом). Например, были заключены договоры, превышающие 5 млн руб, с ООО "Аргентум" на поставку запасных частей для троллейбусов на 13,8 млн, с ООО "Альфа-транс" на поставку запасных частей для трамваев на 14 млн, с ЗАО "ФАКТОР" на поставку подшипников без указания общей суммы договора! Правда, из отчета КСП мы можем узнать, что в последнем случае сделано это было "на основании согласованных сторонами спецификаций", являющихся неотъемлемой частью договора. А спецификации были предоставлены на сумму 6,4 млн. Снова – нарушение.
Было установлено, что "Саратовгорэлектротрансом" допускалось приобретение запасных частей и материалов от поставщиков на основании выставленных ими счетов на оплату. То есть без заключения договоров поставки! Выборочной проверкой установлено, что общая сумма приобретенных запасных частей и материалов без договоров в 2009-2010 гг. составила 72,1 млн руб.
Нажились на суде?
А вот еще одна, не менее любопытная деталь. Несмотря на имеющийся в штате "Саратовгорэлектротранса" юридический отдел, предприятие заключало договоры на оказание юридических услуг на возмездной основе. Например, по договору от 29 октября 2008 года, заключенному со сторонним адвокатом, а также с индивидуальными предпринимателями (исполнителями) оплата составила ни много, ни мало 22,7 млн руб. В соответствии с договором исполнители должны были участвовать в качестве представителей МУПП в исполнительном производстве по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 2008 года и вступившего в силу в том же году. Дело касалось взыскания с Минфина за счет казны РФ 174,8 млн. КСП установила, что при этом стоимость услуги была оценена в размере 9% от взысканной по решению суда суммы, то есть 15,7 млн руб. А на случай обжалования указанного судебного решения и (или) постановления суда апелляционной инстанции по данному делу, стоимость услуги была оценена в размере 4% от взысканной по решению суда суммы – 6,99 млн.
Заметим, что деньги были "исправно" поделены между всеми исполнителями. Каждому досталось от 4 до 9 млн. Непонятно, зачем "Саратовгорэлектротрансу" штатные юристы? И не слишком ли дорого предприятие заплатило за судебные тяжбы? Пожалуй, даже московские адвокаты могли бы позавидовать таким гонорарам.
Здесь необходимо дополнительное разъяснение.
Условия перевозки льготных пассажиров диктует Федеральный закон 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов". И этот закон определяет госполитику в области соцзащиты инвалидов в стране. КСП констатировала, что задолженность федеральной власти по возмещению расходов на перевозку льготной категории граждан за счет государственной казны являлась бесспорной. Выходит, что Арбитражный суд Саратовской области в 2008 году в любом случае принял бы решение о взыскании задолженности в сумме 174,8 млн руб. с Министерства финансов за счет российской казны. А в октябре того же года последовало постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, который данное решение оставил без изменения.
Таким образом, договор об оказании юридической помощи был заключен предприятием уже по факту вступления в силу решения суда, спустя 22 дня! В январе прошлого года Федеральный арбитражный суд Поволжского округа принял сторону Арбитражного суда Саратовской области. Зачем "Саратовгорэлектротранс" выплачивало огромные гонорары сторонним юристам? Тем более, по данным КСП, в договоре об оказании юридической помощи подробно расписан порядок распределения стоимости услуг между юристами, но полностью отсутствует обоснование этой стоимости.
Кстати, несмотря на то, что предоставление бесплатного проезда осуществлялось "Саратовгорэлектротрансом" согласно требованиям федерального закона, в бухгалтерском учете задолженность за перевозку льготников не отражалась. Причем даже акты выверки взаимных расчетов не производились!
Если бы подобное произошло в структурах государственной власти, то такие действия безоговорочно признали коррупционными. А как же иначе?
Скоростной трамвай в современном городе
В отчете КСП есть "сухая" строчка: "Предприятием в 2009 году на себестоимость услуг относились расходы, документально не подтвержденные". Подобных строк в документе множество. Например, в бухгалтерском учете за июнь и август 2009 года отражены два акта о приемке работ по опубликованию статей руководства предприятия в журнале "Транспортная политика России - 21 век". И знаете, на какую сумму? На 300 тыс. руб. В качестве подтверждения оказанных услуг была предоставлена одна статья "Скоростной трамвай в современном городе" генерального директора МУПП "Саратовгорэлектротранс" Винькова и одного из профессоров СГТУ (по этическим соображениям не будем называть его фамилию), опубликованная в названном журнале в N1(3) за 2009 год. А вот расходы в сумме 150 тыс. руб. по второму акту не подтверждены публикацией.
Впрочем, кое-что перепало и местным изданиям. В апреле 2010 года муниципальное предприятие отнесло на себестоимость услуг расходы по акту, составленному между "Саратовгорэлектротрансом" и ООО "Земское обозрение" в сумме 30 тыс. руб. за публикацию статьи в журнале "Курс" N2 (23). А в качестве подтверждения произведенных расходов КСП была предоставлена опубликованная в указанном журнале статья "Как законодатель вредит общественному транспорту". Правда эта статья не содержала никаких указаний на деятельность или причастность к ней МУПП "Саратовгорэлектротранс". Поэтому неудивительно, что контрольно-счетная палата констатировала: "в связи с чем данные расходы в сумме 30 тыс. руб. не могут быть признаны экономически обоснованными (оправданными)".
Сергей Владин
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей