"Газета "Наша Версия" провела опрос на тему "Как сократить государственный долг Саратовской области" (36 млрд).
Дмитрий Аяцков, директор Поволжского института управления:
"Должен хорошо работать закон о частной собственности на землю. Другой источник – акцизы на алкоголь и табак. Многие предприятия работают с недвижимостью, сдают в аренду и субаренду торговые, ресторанные бизнес-площади, за которые никто не берет налогов. Дифференцировано подходить к налогообложению. Очень много капиталов вращается в тени. Это в разы больше, чем областной бюджет.
Я категорический противник сокращения денег и экономии за счет чиновников. А что касается количества помощников депутатов облдумы, считаю, что должен быть один помощник платный и бесконечное количество помощников на бесплатной основе. Пусть бегают с корочками, показывают их, где угодно. Что сделали оптимизацию управления в муниципальных районах, – это абсолютно правильный шаг. Это не сокращение количества чиновников управления, а сокращение тех, от кого мало что, в общем-то, зависит, неэффективная власть, ненужные ветви власти.
Я владею экономикой области, и превышение не ожидается. И никакого банкротства не ожидается. Вы пытаетесь найти какой-то жареный факт, но ваши ожидания не оправдаются. Область будет работать и развиваться – это я заявляю с позиции аналитика.
Я брал большой кредит, за который до сих пор рассчитываюсь, на строительство того пресловутого коттеджа в Октябрьском ущелье. Я за него до сегодняшнего дня плачу. Коттеджа нет, а кредит плачу. Я думаю, что расплачусь и больше ни с кем в такие игры играть не буду. Жить надо по средствам".
Ольга Алимова, депутат Государственной думы (фракция КПРФ):
"Жить по доходам. Но это пока не получается. Есть в этом вина, в том числе, и областной думы под руководством Валерия Радаева, которая не могла умерить свои аппетиты и пыталась финансировать программы, которые, во-первых, нравятся им самим, во-вторых, не только их интересы затрагивают, но и тех людей, которые будут их реализовывать, выиграв тендер. И третье, наверное, это договоренности с главами муниципальных районов, которых устраивала реализация таких программ.
Где бы я ни была, никто ни разу не попросил ФОК. Могли попросить отремонтировать спортзал, детский сад, клуб. Я знаю, в каждом районе все требуют баню. Но никто эти деньги в баню не вкладывает. Поэтому я и говорю, что мнения избирателей и законодательной и исполнительной властей зачастую не совпадают.
Нужно попытаться сократить этот долг. Прежде всего, как это ни странно, заставить работать налоговую инспекцию. Не просто сидеть в кабинете и перебирать бумажки, а рыскать. «Газпром» не платят налоги, потому что якобы им кто-то что-то должен. Да это их проблемы. Необходимо попытаться по исполнительным листам получить в бюджет все, что возможно. Сократить в Саратовской областной думе, по крайней мере, половину комитетов, сократить зарплату, о которой я говорю с 2002 г. Потому что работники облдумы в лице депутатов ее не отрабатывают. Сократить число министерств и каких-то надуманных управлений, которые перекладывают огромное количество бумажек, делая видимость загруженности, потому что эту бумажку надо отнести Марьиванне, она ее положит кому-то еще и так далее, и так далее. Допустим, создали министерство инвестиций – мысль хорошая. Но пока у нас нестабильная политическая и экономическая ситуация, ни один здравомыслящий человек, говоря по-русски – ни один дурак, не пойдет в область вкладывать деньги. Потому что он понимает, что вкладывает не столько в инфраструктуру и в развитие экономики, а должен заплатить сумасшедшие деньги для того, чтобы получить этот заказ и, наконец, зайти на территорию. Заплатить чиновникам. Все об этом говорят, все это знают, что у нас самая дорогая область для того, чтобы решить какой-то вопрос. Чтоб вернуть долги и разворованные средства, хотелось бы, чтоб прокуратура, следственный комитет, суды начали работать. Потому что когда подается заявление о подозрении в совершении преступления, мы так говорим, а по сути дела они жутко воруют, и коррупционеры берут откаты. Ну, пусть даже по закону они вернут в бюджет то, что они: а) незаконно выиграли в тендере, б) то, что они не выполнили работы, и в) выполнили, но не за те деньги, которые они выиграли. Особенно это связано со строительством дорог. Потому что дороги у нас покрывают асфальтом примерно так же, как купола сусальным золотом.
В 1997 г. штат чиновников по сравнению с советским временем был раздут в 7 раз. Я уж не говорю о тех, кто верно служит "ЕР", их же распределять надо. Они же не просто должны пойти работать, к примеру, в тот же детский сад, в учреждения культуры за 2,6 тыс. руб., ни в чем себе не отказывая совершенно".
Юрий Зеленский, начальник ГУ Центрального Банка по Саратовской области:
"Существует один-единственный метод сокращения госдолга – увеличить доходы и уменьшить расходы. Другого метода не существует. Первый главный резерв – это земля. Она слабо вовлечена в оборот. Земли в области много, но расходуется она крайне нерационально. Второй источник – развитие бизнеса. Не ожидание каких-то суперинвестиций, хотя это тоже нужно, – нужно развивать мощное, серьезное производство, но это сложно. А вот развить мелочевку, чтобы каждый имел возможность заниматься бизнесом и платить налоги – это второе направление, над которым, в принципе, сейчас работает правительство области, и я это вижу. У нас еще не весь бизнес платит налоги в казну на содержание и учителей, и врачей, и благоустройство и т.д. Далеко не каждый платит, как положено. В муниципальных образованиях очень многие налоги просто не собираются. Но очень важно посмотреть и с точки зрения расходов. Деньги ручейком утекают не туда, куда бы надо, и в принципе, какие-то траты можно было бы ограничить, а какие-то траты, напротив, даже увеличить, за счет сокращения других статей расходов. Зачем главе администрации автомобиль люкс-комплектации за миллион с лишним рублей? Вот я начальник главного управления Центробанка России езжу на автомобиле "Тойота-Камри" самой рядовой комплектации с тряпочными сидениями, которому 9 лет. А у меня-то, наверное, побольше возможностей, чем у главы администрации какого-нибудь Пупкинского района"!
Василий Синичкин, депутат Саратовской областной думы:
"Надо просто работать. Создавать нормальный инвестиционный климат. Не так, как бывает, когда заходит бизнес на территорию любого муниципального района, а ему говорят: "Дай!" Чего дай? И так далее.
Ведь, в конечном итоге, я как депутат облдумы тоже отвечаю за этот долг. Я же голосовал за него. И за принятие кредитов тоже. И я с себя не снимаю ответственности. Чтоб хотя бы сократить долг потребуется, как минимум, 10–15 лет – при той обстановке, при том губернаторе, который есть у нас, при тех мерах, которые принимаются".
Дмитрий Козенко, главный редактор "Газета недели в Саратове":
"Сократить долг можно только один способом – увеличивая производство, налоговые отчисления и т.д. и т.п. Для этого нужно развивать бизнес. А что делают у нас в Саратове с бизнесом? Недавно министр Пожаров сказал: по уровню господдержки малого и среднего бизнеса мы находимся на последнем месте в Приволжском округе. Плюс ничем не остановимый полицейский, правоохранительный и прочий беспредел. Бизнеса-то нет. Плюс такая тема, которой занимается депутат Колдин, – о выводе многих фирм за пределы области, причем эти фирмы аффилированы крупным чиновникам. И откуда быть налогам, откуда быть росту ВРП?
Изначально в региональных долгах виновно Правительство РФ. Система так устроена, что большая часть налоговых поступлений распределяется и уходит в Москву, а здесь, на месте, остается гораздо меньше, 70 к 30, по-моему, в процентном соотношении. А дальше все это усугублялось исключительно популистскими мерами, совершенно не обеспеченными финансами. Я понимаю, надо повышать зарплаты, но если для этого нет денег? А сейчас мы должны выполнять путинские указы. Есть такой замминистра экономики Андрей Клепач, он сказал, что к 2018 г. задолженность всех российских регионов вырастет в 36 раз. Это сумма 2 или 2,5 трлн, боюсь ошибиться в цифрах".
Антон Пикляев, главный редактор портала "Сарметро":
"Главный способ сокращения долга Саратовской области – это научиться хорошо зарабатывать деньги и просто заработать эту сумму. Необходимо обеспечить людей, которые хотят заниматься бизнесом в области, всеми условиями им помогать, поддерживать. Не на словах, а на деле. То есть создавать бизнес-инкубаторы, предоставлять пустующие площади для офисов малому бизнесу. Для среднего и крупного бизнеса обеспечивать простоту открытия дела и его ведения, защищать от коррупционеров и поборов, не давать местным администрациям "кошмарить" предпринимателей. А для этого нужны независимые от региональной и местной власти суды. Проблема упирается в коррумпированность, нежелание власти работать качественно, а иногда и откровенную некомпетентность.
И сегодня просто необходимо, не откладывая на долгие годы, развивать транспорт и внутри городов, и в целом по области".
Дмитрий Олейник, политолог:
"Нужно стремиться не столько отдавать деньги в Москву, сколько получать их из различных источников, в том числе и оттуда. Самый большой должник в мире, вы знаете, – это США. Они прекрасно живут, несмотря на наличие огромного государственного долга... Понимаете, что происходит: центр передает полномочия, не всегда обеспеченные финансово, и при этом очень сложно решает вопрос с перераспределением налогов – оставляет на местах те налоги, которые не очень хорошо пополняются, особенно в условиях кризиса, да и сейчас не лучше. Закон, который гарантирует минимальную бюджетную обеспеченность на каждого жителя, не всегда выполняется. Особенно это касается муниципальных образований, ну а собственно из муниципальных образований и состоит область. То есть мне кажется, задачу вообще нужно ставить по-другому: добиваться списания большей части этих долгов, показывая, что они были потрачены на осуществление госполномочий, переданных федеральным центром, и убирать задачу – добиваться бездефицитности бюджета: надо получать дотации из федерального центра. Ничего такого страшного в этом нет. Надо говорить о том, что деньги текут сюда, в область, здесь улучшается жизнь людей, а не о том, как вывести их отсюда побыстрее и отдать в банки, в федеральный бюджет. Не надо казаться лучше, богаче и краше, чем мы есть. Нужно менять акценты и стараться не столько отдать, сколько получить побольше. И постараться это списать и не отдавать. Вполне можно добиваться и реструктуризации серьезной, и, в общем-то, даже погашения.
Дело еще в том, что оценка эффективности работы губернатора зависит от того, насколько он устраивает не жителей области, а федеральный центр. Поэтому, желая угодить федеральному центру, естественно, он будет говорить: «мы вам еще больше заплатим»... Но снижать какую-то активность по инвестированию государственных средств, снижать темпы строительства и пр. для того, чтобы рассчитаться с этим долгом, – это просто глупо, с моей точки зрения".
Роман Арбитман, писатель:
"Я знаю точно, как сэкономить 70 тыс. руб. в месяц, как минимум. Для этого нужно ликвидировать должность министра информации и печати Саратовской области.
Когда я вижу чиновничьи кортежи, когда я вижу все эти пафосные мероприятия с участием первых лиц губернии, я ощущаю тяжесть долга. Я понимаю, что с такими властными телодвижениями долг никогда не уменьшится. Мне кажется, что нужно что-то радикальное. Руководители муниципальных образований отказываются от зарплаты, ну давайте тогда идти до конца. Давайте сокращать министерства. Сокращение министерств – это идея".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
20 Ноя, 17:13Экономика
-
20 Ноя, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика