Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Тамара Варюхина: "У паралимпийцев работает очень жесткий допинг-контроль"

  • 09:10, 24 марта 2014
  • Комментариев[0]
В России до последнего времени спорт инвалидов воспринимался многими в качестве некого побочного продукта спорта здоровых. Паралимпиада в Сочи заставила по-новому взглянуть на эту проблему. В Саратове не найти человека более сведущего в тонкостях спорта инвалидов, чем Тамара Варюхина. Уже более 20 лет она возглавляет областной Центр адаптивной физкультуры и спорта. В интервью нашему изданию она рассказала о том, почему в Сочи не было саратовских спортсменов, за счет чего паралимпийцы достигли великолепного результата, и каким образом спорт может сблизить здоровых людей и инвалидов.
Тамара Варюхина: "У паралимпийцев работает очень жесткий допинг-контроль"

Тамара Олеговна, только что завершилась очень успешная для россиян Паралимпиада в Сочи. Почему Саратов не представил на Игры своих спортсменов?
- Саратов не зимний регион, и нас еще не было ни на одних зимних международных стартах среди инвалидов. Мы в этих видах делаем только первые шаги. Росспорт активно проводит зимние Спартакиады у инвалидов. В прошлом году мы впервые участвовали в таких соревнованиях по лыжным гонкам среди слепых. Все расходы на себя взял федеральный центр, а потому мы смогли туда отправить сразу нескольких спортсменов. В забегах, где выступали наши ребята было по 60-70 спортсменов. Саратовцы закрепились в золотой середине - 19-21 место. Сейчас слепые детки планируют принять участие в первенстве России. Оно должно было пройти так же в Ижевске, туда мы планировали отправить троих слепых лыжников с лидерами. Но Ижевск в последний момент поменяли на Красноярск, куда дорога стоит намного дороже. Поэтому на первенство, к сожалению, поедет только одна пара спортсменов - лыжник и его гид.

Для спортсменов-инвалидов инвентарь имеет еще более важное значение, чем для здоровых атлетов. Его покупка наверняка влетает в копеечку...
– Мы сравнительно недавно благодаря федеральной программе смогли закупить лыжи. Пусть их немного комплектов, но они хорошие. Для лыжников "сидя" еще ничего не покупали, но о порядке цен я могу судить по летнему инвентарю. Например, самая дешевая коляска для парабадминтона стоит около 100 тысяч рублей. Это российский вариант, в принципе неплохой. Но в то же время, немецкие коляски более легкие, маневренные и при прочих равных могут дать спортсмену фору. Они стоят по 350 тысяч. Саночки в следж-хоккее стоят самые простые около 85 тысяч. Сборная России на Паралимпиаде в Сочи каталась на санках за 400 тысяч. Все стоит так дорого, потому что инвентарь делается индивидуально под каждого спортсмена. Рост, вес, ширина корпуса, ширина таза — все это учитывается. Многие из тех, кого вы видели в Сочи начинали совсем по-другому. Берутся обычные лыжи, на них крепится деревянная тумба, на ней закрепляют спортсмена и вперед.

Результат наши показали настолько потрясающий, что у скептиков сразу же возник вопрос по поводу чистоплотности паралимпийцев в плане допинга. Насколько серьезен допинг-контроль у спортсменов-инвалидов?
– Паралимпийский спорт в этом смысле очень жесткий, он ничем не отличается от олимпийского. Конечно, учитывается, если спортсмен по состоянию здоровью должен принимать какие-то препараты, но время от времени и у паралипийцев разражаются допинговые скандалы. Самые "грязные" в этом смысле паурэлифтеры. Там многие и среди здоровых, и среди инвалидов грешат попытками принять допинг. Но на любых соревнованиях даже российского уровня у инвалидов в обязательном порядке допинг-контроль проходят три призера. Мы проводили два года назад в Саратове леткоатлетический кросс глухих. Эти соревнования не имеют высокого статуса, но даже на них приехали представители "ВАДА" со своей лабораторией и брали все необходимые пробы.

В чем секрет того, что, по крайнем мере, в летнем спорте инвалидов Саратовская область занимает одну из ведущих позиций в России?
– Сейчас паралимпизм развивается очень бурно, но область даже на фоне этого осталась уникальной. Пожалуй, только у нас существуют сразу две государственных структуры, которые занимаются подготовкой спортсменов-инвалидов.  Это детско-юношеская спортивная адаптивная школа, которая осталась в ведомстве минсоцзащиты. И второй - это наш центр развития адаптивной культуры и спорта, находящийся в структуре минспорта. Мы работаем по системе Школы высшего спортивного мастерства, то есть занимаемся только со спортсменами-мастерами. Центр более двадцати лет назад был создан по личной инициативе министра спорта Саратовской области Султана Ахмерова. Кроме того, и многие общественные организации лоббировали продвижение спорта инвалидов тогда, когда о нем еще и никто не слышал. Я в эту сферу когда-то пришла по предложению того же Ахмерова. Буквально на месяц надо было заменить человека, этот месяц уже длится 21 год.

В одном из интервью вы сказали, что раньше в ответ на просьбы часто слышали фразу "Куда ты со своими инвалидами, нам на здоровых денег не хватает". По вашим ощущениям, в стране и в области что-то меняет в отношении к людям с ограниченным возможностями?
– Фразы типа "на здоровых не хватает" все равно встречаются, но мы точно так же кидаем их в больницах, в школе, в детсадах. Многие по-прежнему не понимают, почему они должны наблюдать рядом с собой инвалидов. Но инклюзив раньше всего пришел именно в спорт, и в спорте ему наиболее комфортно.  Я вообще противник того, чтобы создавать разные спорткомплексы для здоровых и инвалидов. Это глупо, это ненужная трата средств и сил. Логичнее будет, если во всех спортшколах появятся группы для детей с ограниченными возможностями. Я как родитель такого ребенка, например, с большим удовольствием отдала бы его в профессиональную школу по бадминтону, фигурному катанию, хоккею, чем в нечто аморфное, созданное для инвалидов. Жизнь идет вперед, анклавы сейчас не в моде и в спорте в том числе.

Не первый год мы слышим о том, что в России стало больше внимания уделяться созданию так называемой безбарьерной среды для инвалидов, однако очевидно, что здесь мы еще только в самом начале пути. Насколько доступными для инвалидов являются саратовские спортсооружения?
– Спорт - ниша настолько уникальная, что здесь безбарьерность проходит проще, потому что мы работаем с людьми, которые априори ориентированы на преодоление. В спорте даже плохой пандус это не так сложно, как, например, в больнице или в театре, куда люди приходят с абсолютно другими целями и надеждами. В Саратове показательным местом в этой связи является теннисный центр "Кристалл". Там есть пандусы, лифты, продуманная система раздевалок, туалетов. Волонтеры - это здорово, но все-таки у человека должна быть возможность сделать все самому. Вот на 5-й Дачной колясочник без чьей-либо помощи может сам со всем справиться.

На Западе и в России принципиально разный подход к подготовке спортсменов-инвалидов. За рубежом этим занимаются волонтеры и родители, у нас это дело профессиональных тренеров. Так все же, какая система работает лучше?
– В Сочи у нас было 30 золотых медалей, 80 в общей копилке и огромный разрыв с другими странами. Именно поэтому тем, кто не знаком с особенностями подготовки, кажется, что наши принимали допинг или спортивно-медицинская квалификация была подтасована. Паралимпийская система России фактически сканирована со спорта здоровых. Это настоящий спорт высших достижений, а, значит, 6 раз в неделю тренировки, а перед соревнованиями и по два раза в день. А на Западе это скорее хобби, которым люди занимаются два раза в неделю. Уровень совершенно другой.

Тогда получается, что волонтеры российскому спорту инвалидов вообще не нужны?
– Нет, это не так. Раньше волонтеры нам нужны были как грубая физическая сила, чтобы перетащить коляску с места на место. Сейчас задача поменялась - они стали группой поддержки. Внимание важно начинающим, особенно деткам. Волонтер должен после финиша должен обнять спортсмена, погладить его ласково, сказать, ты большая умница, у тебя большое будущее и все будет хорошо. Мы недостатка в волонтерах не испытываем. Главные "поставщики" наших помощников - это училище олимпийского резерва, факультет коррекционной педагогики и специальной психологии СГУ, институт физкультуры.

Бытует такое мнение, что спорт инвалидов настолько развит в России еще и потому, что премиальные в нем точно такие же, как и в спорте здоровых. Для инвалида в нашей стране это чуть ли не единственная возможность стать известным, уважаемым и обеспеченным человеком. Как вы относитесь к таким высказываниям?
– Все правильно, адаптивный спорт — это очень скоростной социальный лифт. Можно потерять все, быть на грани жизни и смерти, и всего через 4 года стать очень значимой фигурой в глазах всей страны и общества. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что в спорте здоровых завоевать 6 золотых в одном виде практически невозможно. Лыжник Роман Петушков это сделал, и он станет самым обеспеченный спортсменом в России среди олимпийцем и паралимпийцев. Но я всегда советую оглянуться назад. У нас же еще недавно делали вид, будто инвалидов в стране и вовсе нет, а уж адаптивного спорта не было тем более. Развитие нужно было как-то стимулировать, высокие премиальные играли в этом процессе очень важную роль. В будущем эта политика, возможно, будет поддаваться корректировке.

Через два года нас ждет летняя Паралимпиада в Рио-де-Жанейро. Сейчас вы уже можно назвать имена тех саратовских спортсменах, к которым нам следует присмотреться?
– Если все будет хорошо, а у спортсменов-инвалидов в силу специфики возможны любые ЧП, то мы увидим всех тех, кто радовал нас в Лондоне-2012. Это легкоатлетка Евгения Трушникова, которая в свои 29 лет находится в отличной форме, стрелок Сергей Малышев, который на этот раз однозначно будет бороться за "золото", известные пловцы Константин Лисенков и Дмитрий Тарасов, мастер настольного тенниса Анжелика Косачева. По опорникам мы хорошо выступаем, сейчас начинает развиваться и спорт лиц с интеллектуальными нарушениями. Пока Саратовская область, если говорить о спорте инвалидов вцелом, идет на третьем-пятом месте в России, но другие регионы, особенно более обеспеченные в финансовом плане, начинают к нам подбираться. Отток спортсменов-инвалидов для нашей области пока не характерен, но точно также как и в спорте здоровых здесь нельзя исключать случаев, когда один регион у другого пытается переманить известного спортсмена. Учитывая, что чемпионов у нас много, в будущем нам однозначно придется столкнуться с такими попытками. 

Автор: Екатерина Ференец
Новые материалы
  • 19.04.2024, 13:06 "Сто лет тому вперед". Заметки киномана

    Да, фильм основан на той же книге, что и "Гостья из будущего"". Нет, это не римейк. Это вполне самостоятельное произведение по мотивам. И сделано оно не для младшеклассников и не для ностальгирующих родителей, а для подростков. Если вы старше и/или вам не понравилось "Притяжение" это не для вас. Остальных ждет неплохой блокбастер.

  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x