Свое мнение по поводу перспектив от повышения пенсионного возраста в России высказала Людмила Иванова-Швец, доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им. Плеханова:
"Ожидается, что появится возможность оздоровления экономики. По прогнозам минэкономики, за 2019-2024 годы ускорение экономического роста за счет повышения пенсионного возраста может составить 1,3%, только в будущем году на рынке труда останутся 300 тыс. чел. Это востребованные профессионалы.
Возможно, изменения приведут к сокращению дефицита Пенсионного фонда. Согласно проекту "Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2019-2021 годы", собственные доходы ПФ могут увеличиться на 287 млрд руб. по сравнению с 2018-ым. Кроме того, смягчится проблема дефицита трудовых ресурсов.
Есть и много проблем, которые могут только усугубиться. Это рост безработицы, особенно молодежной; по данным официальной статистики, в 2016 г. самый высокий уровень безработицы был в возрастной группе 20-29 лет (35,6% всех безработных в стране).
Может увеличиться число работодателей, работающих по "серым" и "черным" схемам вознаграждения. По результатам исследования Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, в 2017 г. доля работников, получающих официально неоформленный доход или зарплату "в конвертах", выросла до 31,4% (с 28,8% в 2016-ом). С одной стороны, работодатели экономят на социальных отчислениях, с другой стороны, работники соглашаются на такие схемы, так как не доверяют государству, которое часто меняет схемы социальных гарантий и выплат. Один из примеров - принятие 385-ФЗ, когда многие работающие пенсионеры ушли в тень (об отказе от индексации пенсий работающим пенсионерам). В 2016 г. доля работающих пенсионеров составляла 35,7%, через год - уже 22,9%.
"Рост безработицы, распространение "серых" схем оплаты труда, дискриминация работников пенсионного и предпенсионного возраста могут привести к тому, что миллионы людей в нашей стране окажутся в крайне тяжелой ситуации. Судя по всему, в правительстве задумались об этом только сейчас, а не до принятия решения о повышении пенсионного возраста, которому должно было предшествовать создание механизмов, направленных на защиту рынка труда и создание новых рабочих мест", - отмечает председатель центрального совета Российской партии пенсионеров за социальную справедливость Владимир Бураков.
Из-за расширения границ трудоспособного возраста также может обостриться проблема проявления таких негативных явлений рынка труда, как дискриминация, необоснованные отказы в приеме на работу и незаконные увольнения. По данным Superjob, 63,1% опрошенных считают, что при поиске работы наблюдается дискриминация по возрасту. В 2017 г. ситуация начала меняться, но проблема не ушла. По данным HeadHunter, больше 4% вакансий рассчитаны на работников с опытом работы больше 6 лет - максимальный показатель за последние 3 года. Несмотря на это, объявления о вакансиях до 2017-го на 90% были рассчитаны на кандидатов до 45 лет. После этого возраста число вакансий резко сокращалось.
Главная роль в планируемых позитивных изменениях и решении всех проблем, с которыми неизбежно столкнется рынок труда, принадлежит государству. Необходимо выработать механизмы, которые призваны стабилизировать рынок труда. В их число должно входить предоставление работодателями публичной информации по оплате труда работников, по возрасту и структуре персонала. Это позволит участникам рынка труда принимать обоснованные экономические решения при поиске работы, при готовности к увольнению или переходу на нестандартные формы занятости.
Также необходимо усовершенствовать механизм взаимодействия госслужб занятости с бизнес-структурами, в том числе снизить бюрократические барьеры для компаний. Такая мера может снизить информационную асимметрию и оказать положительный эффект на всех участников рынка труда: государство будет обладать более точными сведениями о динамике рынка труда (особенно это важно в региональном аспекте); компании смогут найти подходящих кандидатов, при этом сэкономив средства на подборе и, может быть, обучении; работники будут больше доверять государственным структурам, которые гарантированно окажут помощь в поиске работы и консультационную помощь.
Разработка мер для повышения заинтересованности работодателей в обучении и повышении квалификации работников старших возрастов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, позволит разделить ответственность за обучение между бизнесом и государством. Этот механизм нужен в связи с тем, что сам бизнес не очень заинтересован в обучении сотрудников, да еще и возрастных.
Со стороны государства важна разработка не только экономических и правовых мер для снижения негативных последствий и исключения дискриминации лиц старшего поколения, но и разработка социальных механизмов для формирования доверия и уважения среди всех участников рынка труда. Это важнейшая задача для процесса формирования социально-ответственного отношения к бизнесу и труду; решая ее, государство сможет выстроить эффективную социальную систему трудовых отношений, в которой будут заинтересованы и компании, и работники".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 17:13Экономика
-
Вчера, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика