Впервые с 2011 г. федеральный бюджет в 2018-ом был исполнен с профицитом: превышение доходов над расходами составило 2,7% ВВП. Президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию назвал эти цифры "приятной, хорошей информацией" и отметил, что впервые в истории российские резервы полностью покрывают внешний долг и государства, и коммерческого сектора.
"Профицит федерального бюджета обусловлен механизмом бюджетного правила, удерживающим рост бюджетных расходов в пределах базового объема нефтегазовых доходов и величины расходов на обслуживание госдолга, - говорит Алла Чалова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Плеханова. - Таким образом, бюджетное правило выполняет функцию сдерживания и противовеса при формировании расходов казны на предстоящий цикл.
Большая часть профицита формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов и накапливается в Фонде национального благосостояния, увеличение средств которого прогнозируется в 2019 г. до 7,8 трлн, в 2020-ом - до 11,37 трлн, в 2021-ом - до 14,18 трлн. Объем Фонда национального благосостояния в процентах к ВВП составит на конец этого года 7,4%, 2020-го - 10,3%, еще через год - 12%.
Наличие положительного сальдо в бюджете России с одновременным накоплением дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния, безусловно, будут способствовать повышению бюджетной стабильности и, как следствие, суверенного кредитного рейтинга РФ. В условиях увеличения объемов госзаймов и повышения процентных ставок в мировой экономике это является значимым преимуществом. Одновременно за счет накопленных резервов создается возможность бюджетного маневрирования в условиях возрастающих глобальных рисков. Бюджетные маневры могут быть использованы как для защиты российской экономики и социальной сферы от последствий замедления мирового и национального экономического роста, высокой инфляции, безработицы и девальвации национальной валюты, так и для стимулирования ускоренного развития экономики. С этих позиций наличие профицита федерального бюджета обеспечивает определенный запас прочности финансовой системы в условиях конъюнктурных колебаний и иных внутренних и внешних шоков для российской экономики.
С другой стороны, формирование бюджета с профицитом, как правило, означает возможность сохранения (не повышения) налоговой нагрузки на бизнес и население для стимулирования их хозяйственной активности с одновременным расширением некоторых инвестиционных налоговых льгот. Однако намерения сохранить или снизить налоговую нагрузку за счет избыточных доходов в законе о бюджете на 2019-2021 годы не просматривается. Более того, исходя из предпринимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета, можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в наступившем бюджетном цикле будет возрастать. Это будет происходить как за счет роста ставок отдельных налогов (повышения НДС с 18 до 20%, ставки НДПИ на нефть, индексации ставок некоторых акцизов и водного налога) и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования.
Формирование дополнительных доходов бюджета ненефтегазового характера за счет усиления фискальных мер в условиях наметившегося неустойчивого роста российской экономики снижает потенциал ее роста. Политика минфина, направленная на приспособление расходования средств к колебаниям мировой цены на нефть в рамках бюджетного правила, создает запас резервов, но также способствует низкому инвестиционному и потребительскому спросу и замедлению экономики. В связи с этим, несмотря на финансовую сбалансированность бюджетной системы России с минимальными дефицитами бюджетов на всех уровнях и профицитом на федеральном уровне, она остается существенно зависимой от экономической динамики, особенно внешней.
Попытка активизации в 2019–2021 годах стимулирующей функции федерального бюджета посредством реализации национальных проектов в приоритетных сферах экономики призвана ускорить экономический рост в России. Взвешенная бюджетная политика в области наращивания расходов казны по тем направлениям, которые дают положительный мультипликативный эффект роста, способна обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета независимо от колебания цен на углеводороды. Если же по итогам его исполнения накопленные в нем избыточные доходы по решению парламента будут использованы на непроизводительные нужды с низким или отрицательным мультипликативным эффектом, ожидания возобновления роста экономики при сбалансированном бюджете могут не оправдаться".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
20 Ноя, 17:13Экономика
-
20 Ноя, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика