Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Старые грабли на тропе "ГАЗелей"

  • 17:20, 23 марта 2007
  • Комментариев[0]
Предприятия и бизнесмены, занимающиеся автоперевозками пассажиров в Саратове, стоят на пороге создания своей ассоциации - некоего "отраслевого профсоюза". К такому шагу их подтолкнула ситуация, сложившаяся на рынке пассажирских автоперевозок. Как только извоз пассажиров общественным транспортом "шагнул" из под опеки государства в рынок, в нем стали устанавливаться дикие правила, волчьи законы. Эта сфера стала одним из ярких образчиков теневой экономики, где царят кумовство, объегоривание друг друга и государства, коррупция. "Болото" тихо существовало до октября 2006 года - до предпоследнего конкурса по распределению маршрутов среди перевозчиков пассажиров. А потом нашлись те, кто решил провести "чистку этого застойного водоема".

Немирный Голубь
В прошлом году, так называемый тендер, люди, занимающиеся "дележкой маршрутного пирога" решили провести как они и привыкли делать - тихо, с учетом собственных интересов и интересов "особо приближенных". У главы городского комитета по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу Сергея Голубя и его единомышленников даже мысли не возникло, что с их волевым решением кто-то посмеет не согласиться. Но такие были. О "справедливой нарезке" маршрутного пирога было сообщено в правоохранительные органы. Прокуратура опротестовала итоги конкурса среди перевозчиков из-за многочисленных нарушений, допущенных во время его проведения. Наконец сама мэрия указала Голубю на его возмутительное поведение, и тот решил уйти со своего поста по собственному желанию. О признаках коррупционности того "конкурса" говорили чиновники и правохранители самого высокого ранга.

В октябре, по замыслу комбинаторов, "лакомые куски" "маршрутного пирога" достались 16-ти претендентам из 26-ти. А львиную долю доходных направлений получили 5 предприятий. "Нарезка рынка по Голубю" привела к конфронтации среди перевозчиков, которая грозила перерасти в войну. Ее предотвратила отмена итогов того тендера. Был объявлен новый.

Разные серьги для сестер
Февральским конкурсом были призваны "рулить" другие чиновники: сменивший на посту руководителя МУ "Транспортное управления" Елизарова депутат гордумы Иващенко и назначенный вместо Голубя Тульский. Теперь заявки подали 30 организаций, были допущены - 29, маршруты получили - 28. При этом в горадминистрации заметили, что в отличие от предыдущих дележей, на этот раз раздавались не маршруты целиком, а графики работы на них, то есть на маршрут расписали по несколько предприятий - их машины будут ходить на одном направлении "друг за другом". Как написала "Саратовская панорама" "все, кто хотел заниматься перевозками в Саратове, получили возможность участвовать в конкурсе.<...>При этом, учитывая ситуацию, сложившуюся на предыдущем конкурсе, предпочтение никому не отдавалось" И здесь же : "кто-то является лидером не маршруте, а кто-то будет ему помогать в работе". О сошедших с дистанции тендера газета сообщает:"у одного из них правоохранительные органы обнаружили недостоверный документ, иначе говоря, подделку. А один ИП, возможно, не рассчитал силы и снял свою кандидатуру с конкурса". Согласно документу под названием "Перспективы закрепления перевозчиков за маршрутами города", который был составлен новой конкурсной комиссией, общая численность маршрутов - 116, количество графиков на них - 1 423 (если их поделить на число победителей - 28, то получится в среднем по 50,8 графика на предприятие). 6 предприятий получили от 117-ти до 219-ти графиков. Еще столько же перевозчиков получили от 52-х до 78-ми "мест" на линиях. Остальным было отписано от 2-х до 41-го графика.

Мутная прозрачность и как бы анализ
Как заявил после конкурса Андрей Иващенко, тендер был проведен открыто по всем правилам, согласно с Положением о нем. В "Саратовской панораме" вторят "...в условиях современных экономических отношений такой конкурс создает прозрачность и равные конкурентные условия на проведение перевозок. Он исключает чью-либо монополию, способствует развитию принципа состязательности, дает возможность найти дополнительные резервы. Это делается, в первую очередь, в целях повышения качества транспортного обслуживания населения, отбора перевозчиков, способных обеспечить наиболее комфортные, достойные и безопасные условия перевозок пассажиров при утвержденном уровне тарифов". Отдельно сообщается, что "члены конкурсной комиссии на этот раз более обстоятельно подошли к анализу документации каждого перевозчика..." Начнем с того, что итоги последнего конкурса оказались доступными не для всех. Эти несекретные документы скопировать может далеко не каждый, включая участников конкурса, взглянуть - пожалуйста. Итоговое решение комиссия выносила, не то чтобы за закрытыми дверями, но все-таки "камерно", даже без председателя комиссии. Это что касается прозрачности. Теперь о "тщательном подходе к анализу документов каждого перевозчика". Есть буква закона и есть здравый смысл. "Фаворит-авто", руководитель которого дважды был осужден (условно и реально) за коммерческий подкуп, т.е. получение денег за постановку машин на маршрут, снова числится в победителях с "жирным куском" газельных маршрутов: 117 графиков. При этом в графе "краткая характеристика предприятия" значится: "Арендованные помещения под офис и СТО, площадью 200 кв. м". Кто обратил внимание на то, что у этого предприятия приостанавливалась лицензия за грубе нарушения лицензионных требований? Далее. Накануне тендера анализ документов, предоставленных заявителями на участие в конкурсе по организации транспортного обслуживания в Саратове провело УНП облГУВД. Его сотрудники обнаружили массу нарушений. Как они отразились на допуске к конкурсу и распределении графиков на маршрутах? А милиционеры просили председателя комиссии Ворсунова:"внимательно изучить данную информацию, учесть ее при рассмотрении заявок..."
"Руководство ООО "Авто-Лидер" предоставило фиктивные сведения о производственно-технической базе. В представленных материалах имеется копия договора аренды от 15.12.06 г., согласно которому ООО "Авто-Лидер" арендует базу на территории Соколовой горы. Парк Победы площадью 491 кв. м у ОАО "Приволжводпроект". Сумма арендной платы, согласно договору, составляет 227,68 руб. за 1 кв. м. На договоре стоит печать третьего лица - ООО "Фаворит-Авто". При изучении документов ООО "Фаворит-Авто" установлено, что организация предоставила сведения о том, что она располагает базой на территории Соколовой горы, Парк Победы площадью 200 кв. м. В подтверждении ООО "Фаворит-Авто" предоставила договор субаренды от 15.12.06 г. с ООО "Авто-Лидер". Сумма арендной платы, согласно договора, составляет 150,00 руб. за 1 кв м., что на 77,68 руб. меньше суммы арендной платы, которую платит ООО "Авто-Лидер" согласно договора аренды. Согласно ответа N 195 от 28.12.06 г., полученного из ОАО "Приволжводпроект", организация сдает в аренду ООО "Авто-Лидер" территорию производственной базы площадью 358 кв. м. Таким образом, в распоряжении ООО "Авто-Лидер" имеется база площадью 158 кв .м., а не 491 кв. м., как указано в заявке. Данный факт свидетельствует о завышении затрат руководством, что приводит к занижению налогооблагаемой базы по налогам и сборам. Ряд заявителей предоставили ложные сведения о наличии подвижного состава. В справках, предоставленных на конкурс ООО "Фаворит-Авто", ООО "Авто-Лидер", ООО "Транс-Сервис" и ИП Егорушкиной И.А, был указан один и тот же подвижной состав. Согласно справке о работниках ООО "Фаворит-Авто", директор ООО "Авто-Лидер" Коняшко В.Г. является еще и заместителем директора по общим вопросам ООО "Фаворит-Авто". Согласно объяснению директора ООО "Транс-Сервис" Дергачева К.Д. принадлежащий ему а/м "ГАЗель" работает на 59 маршруте, обслуживаемом ООО "Фаворит-Авто". Согласно объяснения ИП Сафронова С.С. он работает начальником техотдела ОАО "Автокомбинат N2",. В заявке ИП Сафронова С.С, и ОАО "Автокомбинат N2" частично указан один и тот же подвижной состав. Согласно списка работников ООО "Феникс" директор ООО "Авто-Лайн" Ханбеков Н.Р. работает контролером ОТК ООО "Феникс". В заявке на участие в конкурсе ООО "Авто-Лайн" и ООО "Феникс" частично указан один и тот же подвижной состав. В списках подвижного состава ООО "Автобаза Турист-Саратов", ОАО "СГАТП N6", МУПП "СГЭТ" и ИП Суплина А.В. частично указан один и тот же подвижной. В списках , предоставленных ООО "Ягузинский" и ИП Ягузинского А.В. указан один и тот же подвижной состав. ИП Суплин А.В. предоставил справку с признаками подделки из ИФНС N12 по Саратовской области об отсутствии задолженности. Согласно ответа из ИФНС N12 N 09-07/1513 от 14.02.07 г. подобная справка не выдавалась; ИП Суплин А.В. имеет отсроченную задолженность по налогам и сборам в сумме 646710 (в т.ч. налогов 319637 руб., пени и штрафов 327073 руб.) Руководитель ООО "Фаворит-Авто" Рыков Н.А. 14.05.03 г. был осужден по ч.3 ст. 204 , ст. 73 УК РФ на 1 год лишения свободы; 07.09.05 г. он был повторно осужден по ч.3 ст. 204 УК РФ и приговорен к 2 годам лишения свободы. Оба раза Рыков Н.А. был осужден за получение денежных средств за постановку а/м на маршруты".

Всю процедуру тендера перевозчиков можно разделить на три этапа:прием документов (должен быть представлен весь регламентированный пакет бумаг); допуск к конкурсу (проверка соответствия реальной ситуации на предприятии поданным документам); само распределение маршрутов и графиков (среди тех, кто прошел допуск, в соответствии с реальными возможностями претендентов).
Второй этап - анализ документов - комиссия провела формально, игнорируя рекомендации и прямые указания милиции и прокуратуры, а таже пункты Положения о конкурсе. В итоге к распределению были допущены предприятия, у которых и лицензия ранее отзывалась, и руководители наказывались в уголовном порядке. И при самой "'нарезке" графиков вряд ли руководствовались такими понятиями как законопослушность, достоинство, честность, профессионализм. Не говоря уже о реальных:технической базе, персонале, возможностях конкретного предприятия. Если бы это все учитывалось, вряд ли бы львиную долю "газельных" графиков отдали, как говорят участники конкурса, "в одни руки" - трем "братским" фирмам: "Фаворит-авто", "Транс-сервис" и "Авто Лидер". Если бы присутствовал здравый смысл, то не получилось бы так, что 128 графиков на 12-ти маршрутах получило муниципальное предприятие, которому помимо авторепевозок есть чем заниматься. Речь идет о "Саратовгорэлектротрансе", в чьем ведомстве насколько известно, все не так уж блестяще, мягко говоря. О проблемах с троллейбусами и трамваями говорят постоянно и на самых разных уровнях. А в итоге городское предприятие взваливает на себя больные маршруты, которые, кстати, дублируют маршруты электротранспорта. Зачем?
Если бы соблюдались правила, придуманные кстати самими же чиновниками, то не появился бы уже после конкурса (а не до него) новый текст договора "на оказание услуг по перевозке пассажиров...", заключаемый между заказчиком - Транспортным управлением и исполнителями - автопредприятиями. Договор этот составлен с элементами расширенного толкования: договор может быть расторгнут за ".. нарушение правил дорожного движения", "...нарушение правил организации пассажирских перевозок", "...по предоставлению акта контролирующих органов", "... несоблюдение требований безопасности для жизни и здоровья граждан и окружающей среде". Еще один повод для расторжения договора со стороны заказчика: в случае отсутствия согласования с МУ "Транспортное управления" на замену действующего подвижного состава на транспортный парк, соответствующий экологическому стандарту не ниже Евро-2, многие перевозчики называют "заранее невыполнимым".
И потом, практика распределения по графикам , т.е. по несколько предприятий на один маршрут, уже была. Ни к чему хорошему это не привело. Почему снова возвращаются к ней вместо того, чтобы закрепить за конкретным перевозчиком маршруты целиком, и спрашивать с него за качественное их обслуживание?

Февральский тендер был призван не повторить ошибок октябрьского, учесть все замечания правоохранительных органов и перевозчиков. Но увы! Люди сменились, методы остались. И нельзя не вернуться снова к упомянутой выше газете. Она пишет: "Сами условия организации прозрачных конкурсов <...> не только дадут отдачу к концу этого года, но и заложат основу для будущего. А главное - автотранспортный бизнес наконец-то выйдет из тени". Глагол выйти, употребленный в будущем времени, указывает на то, что в настоящее время эта доходная городская отрасль находится в тени. А следовательно, говорить о том, что конкурсы прозрачны, а также о том, что они дадут и заложат вряд ли уместно. Не умеющие дружить с "кем надо" и не имеющие высоких покровителей перевозчики хотят объединяться в ассоциацию, чтобы отстаивать свои интересы не в кулуарах, по понятиям, а открыто по закону: чтобы наступила та самая прозрачность и отступила тень.

Тарас Карданов

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 23 марта 2007
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x