Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Размер кошелька и объем оптимизма. Социальное самочувствие жителей региона

  • 10:24, 12 апреля 2007
  • Комментариев[0]
Еще совсем недавно обсуждать публично проблему социального и имущественного расслоения современного общества было как-то "не принято", поскольку любые разговоры на сей счет сильно напоминали митинговую риторику левой оппозиции. В последние месяцы ситуация поменялась, и тема бедности и богатства стала одной из самых популярных. Ей был посвящен прошедший немногим более месяца назад в Москве XI Всемирный Русский Народный Собор. Этой же теме немало места уделил в своем ежегодном докладе уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. И даже акция протеста профсоюзов, прошедшая 10 апреля более чем в 70 регионах России, где митингующие требовали повышения заработной платы и пенсий, выглядит уже не как протест, а чуть ли не как акция в поддержку курса государства. В самом деле, рост благосостояния граждан и сглаживание социального неравенства сегодня провозглашены в качестве ключевых приоритетов государства.

Черта бедности опустилась на 10%
Благосостояние населения представляет собой один из наиболее значимых показателей, который используется при анализе социально-экономического развития как страны в целом, так и любого региона. Изменения в благосостоянии, как правило, касаются всех сфер общественной жизни: объемы и качество личного потребления, положение в сферах духовного воспитания, образования, здравоохранения, политическая стабильность в обществе, соотношение социального оптимизма и пессимизма, наконец. Поэтому изучение материального положения населения, а особенно субъективной оценки населением собственного благосостояния, важно не только для выявления степени социального и экономического благополучия, но и для определения того, как и в какой мере это отражается на экономическом развитии территории. Неслучайно вопросы-индикаторы материального положения и социального самочувствия включаются в большинство комплексных социологических исследований.
В процессе одного из последних подобных исследований изучалось общественное мнение населения малых городов и рабочих поселков Саратовской области (социологами в феврале 2007 года по квотной выборке, репрезентирующей население старше 18 лет по полу и возрасту, методом формализованного интервью было опрошено 1148 человек в 10 районных центрах с численностью населения менее 100 тысяч человек). В статусной части анкеты респондентам предлагалось оценить собственное материальное положение, выбрав одно из предложенных высказываний.
Только 1,4% опрошенных указали, что они могут позволить себе приобрести все, что захотят. Около 13% не могут покупать все, что захотят, но единовременная покупка дорогих вещей им по силам. Почти половине наших земляков - 42% - по силам нормально питаться и одеваться, но покупка дорогих вещей вызывает у них затруднения. В то же время более четверти респондентов (28%) заявили, что им хватает денег только на питание, покупка же новой одежды для них проблема. И 13% из общего количества опрошенных находятся практически за чертой бедности: денег им не хватает даже на еду. Почти 4% затруднились оценить свое материальное положение.
С одной стороны, показатели не радужные: на грани бедности и за ее чертой (сумма двух последних показателей) находятся около 40% жителей малых городов. С другой стороны, еще 5-7 лет назад эта цифра превышала 50%.

Продуктовую составляющую съедает квартплата
Представляет интерес распределение ответов на вопрос о том, какую часть общего семейного дохода семьи респондентов тратят на продукты питания. Вариант 'меньше четверти дохода' указали только 7% опрошенных. 44% участников опроса тратят на еду от четверти до половины домашнего бюджета, а 31% - от половины до трех четвертей. Почти весь семейный доход на продукты питания уходит у 12% респондентов.
На первый взгляд кажется, что результаты ответов по двум рассмотренным выше вопросам плотно коррелируют между собой. Однако это не совсем так. Среди тех, кому не хватает денег даже на еду (т.е. живущие за гранью бедности), только 40% указали, что тратят на продукты питания почти весь семейный доход. В то же время у 30% расходы на еду составляют от половины до трех четвертей дохода, а еще у почти 30% - даже менее половины! Чем объясняют социологи такую нелогичность? С одной стороны, в рационе значительной части малообеспеченных семей в малых городах и рабочих поселках с преобладанием частного жилого сектора, как и на селе, высок удельный вес продуктов собственного производства (с собственных подворий), которые респонденты не рассматривают как часть дохода семейного бюджета. С другой, - и это выглядит куда более удручающим фактором, - продуктовая составляющая в расходах может быть не самой важной, приоритетной даже у малообеспеченных слоев населения. Как правило, с ней серьезно конкурируют такие статьи расходов, как квартплата и коммунальные платежи (даже несмотря на систему субсидий, которыми удается воспользоваться далеко не всем), обязательные и "добровольные" отчисления в детские учебные и воспитательные учреждения, лекарства и медицинские услуги. Ради всего этого многим приходится жертвовать куском хлеба. Вынуждены заметить, что, увы, такая статья "семейных" расходов, как алкоголь, тоже подчас серьезно конкурирует с пищевой составляющей.

Богатые тоже много тратят на еду
Не менее любопытны результаты ответов по поводу доли продуктовых расходов среди тех, чье материальное положение позволяет думать при планировании семейного бюджета не только о еде. С ростом доходов, процент тех, у кого на еду уходят практически все деньги, плавно падает до нуля, и это понятно. Интересно другое: в семьях, благополучных в материальном плане, пищевая составляющая расходов остается довольно высокой (от четверти до половины бюджета), а в наиболее обеспеченных семьях - даже выше! Естественно, что материально благополучные слои населения тратят деньги совсем на "другую" еду, нежели малообеспеченные - более разнообразную, более здоровую, более качественную, но и более дорогую.
Ответ "Наша семья тратит на продукты питания менее четверти семейного бюджета" оказался нетипичен ни для одной из групп респондентов вне зависимости от финансового положения.

Стакан наполовину пуст
Материальное благополучие существенным образом влияет на социальное самочувствие населения. По данным различных социологических служб, проводящих исследования в общероссийском масштабе, в последние два-три года общественное настроение россиян можно обозначить как сдержанный социальный оптимизм. То есть значительная часть населения России (в среднем это около 40 процентов) не страдает социально-психологической депрессией, принимает происходящие в стране процессы и считает, что в целом мы находимся на правильном пути.
Что по этому поводу считают жители нашей области? На вопрос о том, в правильном или неправильном направлении сегодня в целом развивается Россия, 11% ответили "безусловно в правильном", а 43% - "скорее в правильном". Варианты "Скорее в неправильном" и "безусловно в неправильном" выбрали 23% и 13% соответственно. Остальные с оценкой затруднились. Женщины и мужчины оценивают направление развития страны примерно одинаково, а вот с возрастом оптимизм респондентов уменьшается: среди молодежи (до 25 лет) позитивные оценки свойственны 64% респондентов, среди лиц старше 55 лет - только 41%.
Материальное положение влияет на оценки респондентов напрямую: положительно оценивают развитие государства только 24% находящихся за чертой бедности и 45% бедных. Среди других категорий позитивные оценки дают 60% опрошенных.
Увы, но ситуация в области, по оценкам населения, отличается от общероссийской не в лучшую сторону. Только четверть респондентов довольна положением дел в регионе в целом (ответы "скорее доволен" и "безусловно доволен"). Варианты "скорее недоволен" и "безусловно недоволен" выбрали 44% и 23% соответственно. Несколько более позитивно настроена молодежь (довольны положением дел 41%) и обеспеченные слои населения (более 38% довольных).
При этом почти половина опрошенных (48%) считает, что за последний год ситуация в области практически не изменилась. Искать улучшения в ситуации решились 19% респондентов. Об ухудшении ситуации за год заявил каждый четвертый опрошенный.
В обозримом прошлом такие результаты можно было выдать за позитив: ведь, по мнению большинства, хуже не стало - и то хорошо. Однако сегодня другие реалии. Плохо не только то, что жители области видят мало улучшений. Хуже другое: они на них особенно и не рассчитывают. Только 19% респондентов надеются на лучшее. По оценке 40% опрошенных, в ближайший год ситуация в области не изменится, к числу же явных социальных пессимистов можно отнести 17% ожидающих ухудшения ситуации. Каждый четвертый не смог дать прогноз развития ситуации в области в целом на ближайший год.

Социальный пессимизм опасен тем, что он приводит к бездействию. У человека, воспринимающего жизнь тревожно, опускаются руки, уходят силы - и он уже не может действовать, принимать решения, противостоять трудностям. Многие, столкнувшись с какими-то препятствиями, даже не пытаются их преодолеть - они просто не верят, что это возможно. А ведь, как отмечалось на 11-ом Всемирном Русском Народном Соборе, бедность не в том, что у людей нет денег, а в том, что у них нет нравственной силы существовать в таких условиях: растить детей, духовно развиваться. Как верно заметил митрополит Кирилл, бедность - это еще и состояние ума. Состояние, опасное как для отдельного человека, так и для общества, и для государства в целом.

Николай Шепелев

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
"Веном: Последний танец". Заметки киномана "Веном: Последний танец". Заметки киномана В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 12 апреля 2007
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x