Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Таблетки от теневой индустрии. Качественные подделки и безвредный криминал

  • 10:00, 17 апреля 2007
  • Комментариев[0]
В апреле прошлого года глава министерства здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов сделал заявление о намерении добиться серьезных успехов в борьбе с контрафактными лекарствами на розничном рынке. Глава федерального ведомства планировал побороть производителей фальсифицированных таблеток к октябрю. Однако прошел год, а перечислить результаты работы российского минздрава в этом направлении весьма непросто. Минувшие 12 месяцев не были отмечены громкими разоблачениями крупных производителей "левых" медикаментов - подтверждает директор ГУ "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" в Саратовской области Михаил Гераськин. По- прежнему, в России нет единого мнения об объеме фальсифицированных лекарств. Данные разнятся от 0,1% до 12%.

Местные оптовики не выдерживают конкуренцию
Лекарственное изобилие на витринах 840 аптек области обеспечивают около 40 дистрибьютеров. Контролирующие органы условно разделяют эти организации на 3 основные группы.
Высокий авторитет и доверие специалистов имеют, так называемые, "национальные" поставщики с разветвленной сетью филиалов. Они взаимодействуют непосредственно с производителями и являются единственным звеном между заводом и аптекой.
Во вторую группу дистрибьютеров объединены фирмы с меньшим количеством филиалов и более скромным товарооборотом. Прямыми договорами они связаны лишь с 80% российских и 20% зарубежных производителей, остальной ассортимент лекарственных средств, так называемые, "межрегиональные" фирмы закупают на вторичном рынке у посредников.
Третья группа дистрибьютеров в последнее время заметно сократилась - местным организациям все труднее выдерживать конкуренцию. Эта часть поставщиков (региональные фирмы) прямых контактов с фармацевтическими производствами не имеет и работает преимущественно на вторичном рынке.

Отравились аскорбинкой
Больше всего претензий у специалистов "Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств" в Саратовской области возникает к медикаментам, поставленным местными и "межрегиональным" оптовиками. Так в прошлом году доля бракованной фармацевтической продукции, выявленной у "региональных" фирм, составила 0,1%, у поставщиков второй группы - 0,07%, у "национальных организаций" - 0,03%. В перечне зарубежных производителей, которые чаще других допускают брак - украинское объединение "Биостимулятор" (было забраковано 22 наименования в 75 сериях), индийское производство Shreya Life Sciences Pvt.Ltd, еще 2 индийских завода - Agio Pharmaceuticals Ltd и Unichem Laboratories Ltd. Среди отечественных производителей - питерская фармацевтическая фабрика, Ирбитский химико-фармацевтический завод, предприятие "Славянская аптека".
Не всегда, уточняет Михаил Гераськин, замечания экспертов касаются качественного состава препарата. Бракованными могут быть признаны медикаменты, инструкция к которым написана с ошибками, или нечетко обозначена серия выпуска и тому подобные несоответствия оформления упаковки. В прошлом году 30% забракованных лекарств имели подобные отклонения от стандартов, в 70% случаев претензии имелись именно к качеству таблеток, мазей, капель. Но бог миловал, серьезных массовых отравлений в области не было. В Казани же, Нижнем Новгороде, Уфе детей лечили от отравления аскорбиновой кислотой. В заводских цехах ее готовили в емкости из-под феназепама, успокоительное средство попало в детские витаминки. Читатели сайта могут воспользоваться базой данных бракованных препаратов в разделе "Здоровье".

Подделки бывают качественные
Однако рядового потребителя в большей степени пугает не брак, а подделка. Бытует мнение,что фальсифицированные препараты не оказывают лечебного воздействия, основные компоненты в них заменены на бесполезный порошок, а то и вредные вещества. "У нас нет сведений о том, что после применения фальсифицированных препаратов были какие-то побочные действия, либо был причинен вред здоровью" - говорит саратовский эксперт.
Как показывают исследования, только 10% фальсифицированных лекарств отличаются по составу от оригинала - это недорогие популярные медикаменты, которые обеспечивают большой объем продаж - обезболивающие, жаропонижающие средства, антибиотики, антигистаминные препараты. В целях снижения затрат на производство действующее вещество либо отсутствует, либо снижено. В 90% случаев подделывается только известная торговая марка, при этом себестоимость коробки таблеток в несколько раз ниже цены этого же лекарства авторитетного производителя.
Самый последний факт, выявленный в Саратове - это 2 серии фальсифицированного реополиглюкина, сообщает Михаил Гераськин.
-На этикетке было написано, что препарат произведен в Саранске, однако запрос на завод подтвердил наши сомнения. Продукция оказалась фальсифицированной. Буквально на днях пришла информация о том, что обращение этих серий на территории России приостанавливается. Сейчас в работе находится материал по предукталу. В прошлом году фирма "Филфарм" поставляла нам контрафактную настойку боярышника, кстати, это одно из самых продаваемых в России лекарственных средств. В течении полугода несколько фальсифицированных поставок выявлено у предприятия "Глосса - 214".
Впрочем, эксперты утверждают, что оптовые организации и аптеки вовлечены в процесс контроля, им не выгодно иметь дело с некачественной продукцией - фальсификат уничтожат и деньги за него никто не выплатит, к тому же это грубое нарушение лицензионных требований и является основанием для штрафных санкций или приостановления действия лицензии. Остановить работу торгового предприятия на полгода, значит практически его уничтожить.
Тем не менее, в прошлом году на территории области в оптовом звене выявлено 13 партий поддельных лекарств (21 127 упаковок), в 2005 году - 53 (201 489 упаковок), в 2004-ом - 60 (27 982). В этом году - 2 партии (360 упаковок).
Чаще всего "левые" медикаменты поставляют местные дистрибьюторы и "межрегиональные" поставщики, цепь посредников позволяет вбросить фальсификат минуя систему контроля. В товарообороте областных поставщиков доля выявленных контрафактных лекарств составила 0,04%, "межрегиональных" - 0,03%, "национальных" - 0,003%.
В аптеках в прошлом году, по данным "Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств", выявлено 567 упаковок фальсифицированных таблеток. Поддельные таблетки были обнаружены в 3 аптеках.
Уничтожено в минувшем году 7 269 единиц контрафактного товара на сумму 48,3 тыс. руб. Это почти в 4 раза меньше, чем общая сумма выявленных подделок. У специалистов есть этому объяснение.
Перед тем, как реализовывать товар на территории области, оптовик сообщает информацию о ввезенных лекарствах экспертам. Если препарат не значится в базе данных по фальсификату и у специалистов Центра качества и контроля нет никаких сомнений, ответ приходит в тот же день. Если же возникли подозрения, то проводится экспертиза, запрашивается информация у производителя - процедура порой затягивается до месяца. Дистрибьютору уже и сообщать ничего не надо - от подозрительного товара он будет избавляться всеми правдами и неправдами, вернет обратно, получит назад деньги и успокоится, а таблетки выпьют жители соседних регионов.

0,1% или 12%
Вообще, как признает Михаил Гераськин, действующие нормативные документы описывают порядок контроля в рамках обязательной сертификации, декларирования соответствия на уровне производства, на таможне. А процедуры дальнейшего контроля - на уровне оптового звена, аптечной сети нет.
-Вброс фальсификата идет, как правило, на внутреннем рынке. И, как правило, это подделка уже прошедших процедуру сертификации серии лекарственных препаратов, есть на эту серию препарата сертификат, он какое-то время находится на рынке и эта серия лекарственного средства начинает подделываться. И какое-то время на рынке находится два препарата - оригинальный и подделка и отличить эти препараты бывает достаточно сложно.
По мнению многих специалистов, в России заметно выросло качество фальсифицированных лекарств. Проблема контрафактных медикаментов, изначально будучи проблемой экономического характера полностью в эту плоскость и перемещается, медицинскую сферу при этом постепенно освобождает. А если никто не умирает, то с ее решением можно и подождать. Хотя и проблема контрафактного алкоголя, который уносит жизни людей, решается только в заявлениях, намерениях и отчетах.
А тем временем, по данным Генеральной прокуратуры РФ, опубликованных в "Российской газете" за 16 февраля, доля подделок на рынке лекарственных препаратов за последние 5 лет увеличилась на 5% и составляет на сей день 12%. Теневая фармацевтическая империя ежегодно зарабатывает до полумиллиарда долларов, говорится в этом же материале. По оценке Всемирной организации здравоохранения, подделка медикаментов на мировом уровне - это бизнес стоимостью $32 млрд. В Саратове объем выявленных в прошлом году фальсифицированных медикаментов не превысил и 200 тыс. руб., соотношение "чистых" заводских и "левых" лекарств демонстрирует тысячные, сотые, десятые доли процента. Цифры мы приводили выше.
Впрочем, и на федеральном уровне существует показатель статистики с нулем перед запятой. "Росздравнадзор" заявляет, что объем контрафактных лекарств в стране составляет менее 0,1% от общего оборота лекарственных средств. Т.е. в министерстве здравоохранения страны говорят - все на борьбу с лекарственным контрафактом, а в "Росздравнадзоре" отвечают - проблема сильно преувеличена. Хотя вряд ли кто-то всерьез верил в успехи ведомства Зурабова в сражении с супер-прибыльным криминальным бизнесом (к примеру, установка для изготовления упаковки препарата Но-шпа стоит несколько тысяч долларов).
На сегодняшний день только на поверхности лежит несколько белых пятен в мониторинге теневого фармацевтического рынка.
Во-первых, отработанная, казалось бы, разумная и масштабная система контроля качества лекарств дает сбои, а значит не так совершенна.
Во-вторых, и мы уже об этом говорили, отсутствует порядок контроля на уровне оптового звена и розничной торговли.
В-третьих, реальную картину оборота фальсификата искажают официальные производители - громкая огласка о подделках продукции снижает объемы продаж. Михаил Гераськин сетовал на позицию руководителей некоторых заводов, они неохотно идут на контакт либо вовсе отказываются сотрудничать.
И еще раз напомним о высоком качестве "левых" лекарств, о сложности современных экспертиз говорят даже признанные специалисты.
Самая популярная инициатива борцов с поддельными таблетками - установление уголовной ответственности за изготовление и реализацию контрафактных лекарств. Юристы комментируют - предложение бессмысленное. Существуют статьи УК за незаконное использование товарного знака, за мошенничество, за незаконное предпринимательство, за приобретение, производство, сбыт и хранение немаркированных товаров и продукции. Для наказания фальшивотаблетчиков этих законодательных актов вполне достаточно. Впрочем, выступать, предлагать и критиковать у нас любят. Первый контрафактный препарат выявили в России в 1997 году, определение фальсификата в законе о лекарственных средствах появилось лишь спустя 8 лет.

Полина Сергеева

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
"Веном: Последний танец". Заметки киномана "Веном: Последний танец". Заметки киномана В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 17 апреля 2007
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x