Жизнь - она такая коварная и неуправляемая штука, что не знаешь, где "укусит" в самый неподходящий момент. Ты стараешься избежать этого, но куда там - все равно вцепится своими острыми когтями и клювом. Вот и в меня на днях вцепилась.
Ночью деньги сулят...
На срочную покупку понадобилось несколько тысяч отсутствующих в моем кармане рублей. Отложить и тем более вовсе отказаться от нее нельзя: слишком давно мечтал о ней. И вот жажда поиметь ее заставила углубиться в неотступные размышления, где бы достать нужные деньги. Невтерпеж стало сидеть в квартире - мысли верные никак не идут в голову. И вышел я проветрить ее на улицу. Иду по широкому проспекту, поднимаю невзначай забитую печальными мыслями голову, и вот оно спасение. На меня, как несравненный ласковый май, смотрит с плаката неизвестная мне рука, пальцы которой сложены как при счете купюр. Только вместо денег сжимает она короткое, как автоматная очередь, многообещающее из семи букв и двух цифр "За 30 минут". А чуть выше заверение о быстром кредите без лишних формальностей. И рядом название банка-спасителя. А чуть ниже - номер круглосуточно желающего вам помочь телефона. "Вот это да, - поразился я удаче и готовности банка вывести меня из финансового штопора, - несут службу даже ночью. Это, наверное, для спешащих темной порою в "Снежную королеву" покупать шубу, потому как в темное и малолюдное время суток этот одежный деликатес там дешевле".
Считая это неумным розыгрышем, я тем не менее, придя в чувства и домой, позвонил по указанному телефону. На другом конце провода девушка приятным, годящимся лишь для "Фабрики звезд" и "Минуты славы" голосом подтвердила готовность банка выдать мне за полчаса кредит и приятно удивила предостережением, что, кроме паспорта, никаких справок о доходах с места работы и расписок от поручителей не требуется.
...а днем не дают
Был воскресный полдень. Изучив основательно мой паспорт, расспросив про место работы и доходах, милая, словно сошедшая с лубочной картинки девушка Елена, сообщила, что, поскольку сегодня выходной, меня только завтра известят о том, давать ли кредит или отказать. Я было вспомнил о рекламном обещании "за полчаса и без лишних формальностей", но, все равно, пришлось пойти домой ждать звонка. Однако ни завтра, ни к полудню вторника его не было. Помня мудрое древнее изречение "Если не гора идет к Магомеду, то Магомед идет к горе", я отправился в банк. На пороге кредитного отдела та же Елена сообщила, что в получении кредита мне отказано, о чем она-де неоднократно пыталась сообщить по трем оставленным мною номерам телефонов. Уличив ее в откровенной лжи, я поинтересовался причинами отказа, на что получил ответ о том, что это - банковская тайна.
Выйдя из офиса, я сделал по телефону новую заявку на предоставление щадящего для меня кредита и стал ждать обещанного через сутки решения. Когда, наконец, миновали и вторые сутки, я сам позвонил в банк и снова услышал об отказе выдать кредит и о банковской тайне причины отказа.
Черный шлейф и злой компьютер
После этого мне стало не по себе, меня начали мучить кошмары, основанные на возникающих подозрениях о черном шлейфе противопоказаний иметь отношения с кредитными организациями, а в худшем - о собственных криминальных "пятнах", не известных мне, но известных пронырливой банковской службе безопасности. Я нисколько не шучу: отказ меня поверг в жуткое уныние. И я пошел в головной офис банка, в кредитном отделе которого признали, что насчет банковской тайны "девочки перемудрили", поскольку таковой в данной ситуации быть не может, и порадовали, что никакого черного шлейфа за мной нет. Только вот почему же в кредите отказали - не сообщили, но взяли-таки паспорта гражданский и заграничный и (это в доказательство разрекламированного отсутствия формальностей!) трудовую книжку. А назавтра разочаровали: сославшись на злой компьютер, куда заложена их банковская программа условий кредитования, и соблюдая приличие, начальник отдела кредитования физических лиц банка развела руками: мол, все претензии к компьютеру - не хочет он с кандидатом в заемщики связываться, а это его решение они не вправе ему показывать, и бессильны изменить.
В другом банке такое же обещание выдачи быстрокредита за 30 минут тоже оборачивается обманом. Здесь сначала надо 2 часа выстоять в длинной очереди за получением бланка анкеты и еще около часа отвечать на 50 вопросов. В их числе: запросы о целях использования кредита, направлении деятельности компании, где работает кандидат в заемщики, о банках, где раньше брал кредиты, о привлечении к уголовной ответственности с указанием статьи УК, о посещении зарубежных стран за последний год, о страховщике автомобиля, о медстраховке, об ИНН твоей организации. Но самое интересное обозначено мелким шрифтом: "Банк имеет право без объяснения причин отказать лицу, заполнившему анкету на предоставление потребительского кредита в рамках программы "Быстрокредит", в предоставлении кредита, в указанном случае лицо, заполнившее названную анкету на предоставление потребительского кредита в рамках программы "Быстрокредит", не имеет к банку никаких претензий". Между тем также напрасно ждать от банка объяснений, почему он не возвращает заемщику копии всех поданных на рассмотрение документов.
"После того, как принесете заполненную анкету и заверенную в отделе кадров копию всех записей в трудовой книжке, снова встанете в очередь, мы примем ваши документы и в течение дня дадим ответ", - заявила сотрудница.
"А как же обещание кредита за полчаса?" - не унимался я.
"Вы действительно совсем наивный? Тридцать минут - для рекламы, на деле гораздо дольше", - улыбнулась сотрудница.
Но и это не все. Во время подачи анкеты меня сфотографировали и попросили позвонить через час. Спустя полтора часа сообщили, что заявку будут рассматривать еще неизвестно сколько времени. Во время ее заполнения проверяющий позвонил в редакцию и поинтересовался у редактора, не собираюсь ли я после получения кредита драпать с работы. Наконец, спустя еще 4 часа сообщили об отказе. А если бы удовлетворили заявку, то пришлось бы еще сообщать ИНН и ОГРН своей организации, отксерить все, даже пустующие, страницы гражданского паспорта и принести заграничный.
На пороге банка не имевшая возможности снова лично пробиться к этой сотруднице посетительница звонила ей по мобильному телефону и спрашивала, когда же дадут ответ на заполненную ею три часа назад анкету. "Еще ждать час? - отреагировала женщина на просьбу немного потерпеть.- Да вы совсем совесть потеряли! И на кой черт я поверила рекламе и связалась с вами:"
Без детального изучения ситуации выводы делать преждевременно, считает начальник экономического управления Главного управления Центрального банка РФ по Саратовской области Марина Петрова: "Рассмотрение вопросов о соблюдении законодательства о рекламе находится в компетенции антимонопольного органа. Банковское законодательство нацелено в основном на обеспечение финансовой устойчивости банков, на защиту интересов кредиторов и вкладчиков. Условия же оказания банковских услуг, в том числе и кредитования, определяются договорными отношениями между банком и клиентом. И здесь огромную роль играет конкуренция между банками, которые в борьбе за клиента стремятся сделать свои услуги доступными, простыми и выгодными, иначе клиент уходит к конкуренту. В случае если имело место нарушение банковского законодательства, специалисты Главного управления, безусловно, изучат письменную жалобу и примут необходимые меры".
Как можно понять из этого комментария, ЦБ не может вмешиваться в дела других банков и устанавливать единые для всех правила во избежание безграничных вольностей и тотального обмана типа обещания кредита всего за полчаса. Поскольку подобная реклама откровенно смахивала на сущий обман с не предоставлением в указанный срок заявленных в рекламе банковских услуг, я написал заявление в управление федеральной антимонопольной службы по Саратовской области.
И машины тебе не видать
Раздосадованный кредитной неудачей, я пожелал узнать, всюду ли так легко отбрасывают клиентов, и отправился уже в автосалон выбирать иномарку, к которой вместе с продавцами-консультантами здесь и везде прикреплены представители различных банков. Едва присмотрелся к одной машине, как возле меня оказалась миловидная представительница банка и предложила услуги по кредитованию. Внеся в компьютер паспортные данные, сведения о моей работе за предыдущие пять лет и доходах, она выдала ответ, что, по одной банковской программе, эти данные почти делают меня реальным заемщиком, но наступившие к сроку полного погашения кредита мои годы препятствуют этому. По другой программе того же банка, возраст не имел никакого значения, но меня "хоронила" слишком частая охота к перемене трудовых мест за последние пять лет, причем смягчающие этому обстоятельства в расчет не принимались.
"Компьютеру совершенно безразлично, по какой причине вы меняли места работы, - вздохнула представитель банка, - и теперь он выражает опасение, как бы вы после получения кредита опять не оказались в другой организации".
"Ну, это уже сущая глупость, - возразил я, - тут можно перестраховываться до бесконечности, вплести возможные болезни и эпидемии, предвидеть просто старческий маразм и помешательство от нашей грязной жизни, учесть возможность заражения ВИЧ-инфекцией, переломы ног, рук, головы, тазобедренного сустава, поражения электрическим током, возникновение слепоты, выпадения всех зубов и последнего волоса на голове - да мало ли чего еще может внезапно нагрянуть на человека".
Сраженная моими убедительными доводами, сознательная девушка все-таки сильно хотела посадить меня в новую иномарку и повела к столь же милым представительницам банка-"соседа": авось, там-то не такие драконовские условия. Допрашивали меня основательно, будто готовили к секретной загранкомандировке. Для начала меня сфотографировали маленьким прибором, очень похожим на аппарат, читающий штрих-коды в магазинах, и заставили расписаться под распечаткой моего довольно скверного портрета. Теперь банковские особисты будут долго анализировать выражения моего лица с запечатленным на нем желанием как можно круче надуть их блаженный банк. Я, конечно, не Ален Делон, но все же и не Кащей Бессмертный, но, чувствую, с такой мордой не попасть в заемщики. Потом прошлись по всей моей длинной и ничем не запятнанной биографии: не был ли судим, сколько платим за квартиру, на что тратим зарплату, какие иные источники доходов имеем, какими еще объектами недвижимости владею, сколько лет моей старой машине, номера водительского удостоверения и ИНН, не получаю ли "черную" зарплату? Затем поинтересовались теми же данными о моей жене. Получился длинный - на две страницы убористым шрифтом - опросник. Затем мне дали его прочитать и подписать. На последней странице мне, едва только заикнувшемуся о кредите, уже угрожали судом, если я не буду его выплачивать, но просили подписаться под обязательством все выполнить месяц в месяц. Я, естественно, отказался поставить свою подпись. Тем не менее анкету отправили в банк на анализ и утверждение. Собрав эти данные, представитель банка предупредила, что и тут "номер" может не пройти - есть кое-какие ограничения.
За выбранную мною машину стоимостью в 576 тыс. руб. банк готов содрать с меня за услугу 229 894 руб. плюс 39 тыс. за страховку на случай аварии во время погашения кредита и в итоге зарабатывает только на мне одном половину стоимости автомобиля - 268 тыс. Да при таком варварско-грабительском кредите они должны беспредельно уважать заемщика, а не строить ему препятствия на основе неизвестно по какой схеме разработанных ограничительных мер! Но поди ж поспорь с ними - они же пришли на рынок кредитных услуг со своими частными нормативами, за которыми стоят исключительно собственные интересы, но никак не заемщика. Полагаю, если бы банки из-за собственного, воистину, маниакального страха потерять деньги не строили высоченные заборы-преграды перед желающими получить кредит, таковых бы было больше, а выгода была бы обоюдной.
А, вы уже собираетесь в банк за кредитом? Тогда держите карман шире!
Владимир Ефимов
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей