Почти искусство
Слово "логистика" имеет древнегреческие корни: оно означает "искусство рассуждения и вычисления". В Римской империи деятели логистики ведали распределением продовольствия. При византийском императоре Льве 6-ом понятие логистики определяли как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.
С веками функции логистики не изменились. Говоря научным языком, логистика - это теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Если проще, то это один из основных инструментов бизнеса, который позволяет экономить деньги - сокращать запасы продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорять оборачиваемость капитала, снижать себестоимость производства и, в итоге, максимально обеспечивать потребности потребителей.
Современный логистический центр - это "старый добрый знакомый" склад, но не простой, а оборудованный всевозможной современной техникой, которая служит для того, чтобы товары оперативно подвергались сортировке, маркировке, упаковке и прочим подобным процедурам под нужды конкретных компаний или бизнес-процессов.
О том, что Саратовской области сам Бог и историческое развитие велели быть логистическим центром чуть ли не всей страны, за последние годы говорилось много раз и на самых разных уровнях. Действительно, Саратов находится на пересечении всех торговых путей между Западом и Востоком, а транзитный поток всевозможных материальных ценностей через регион огромен: каждый день по саратовским дорогам в разных направлениях едут тысячи трейлеров. Потенциальный товаро-грузо-поток, проходящий через территорию Саратовской области, некоторые эксперты оценивают в 20 миллиардов евро.
Однако местный бизнес все эти заявления на конкретные шаги по созданию новой рыночной инфраструктуры для "удержания" части транзитных денег не подвигли. Проектов в сфере строительства новых складских помещений реализовано не было.
Застрявшие в "совке"
Что такое современный логистический комплекс? Если смотреть на этот вопрос с позиций классификации, сделанной одной из крупнейших международных консалтинговых компаний, то таким комплексом является одноэтажное здание из легких конструкций, построенное после 1990 года, по современным технологиям и с использованием высококачественных материалов. Потолки в нем - не менее 10 м, что позволяет устанавливать многоуровневые стеллажи. Пол - с антипылевым покрытием, способный выдержать нагрузку в 5-7 т/кв. м. Современный комплекс должен быть оснащен системой пожарной сигнализации и автоматической системой пожаротушения, иметь полностью регулируемый температурный режим, тепловые завесы на воротах, автономную электроподстанцию и тепловой узел, а также автоматические ворота докового типа с гидравлическим пандусом, регулируемым по высоте. Естественно, должны присутствовать системы охранной сигнализации и видеонаблюдения, оптико-волоконные телекоммуникации, а территория должна быть достаточной для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
Если все это есть, то такой логистический комплекс будет соответствовать классу А. К классу В, как нетрудно догадаться, требования несколько менее суровые. К классу С - еще ниже. Вот именно им, требованиям "третьего класса", едва соответствуют имеющиеся местные склады.
В подавляющем большинстве случаев, под них переоборудованы производственные корпуса ранее действовавших предприятий, построенные в 1960-1980-е годы. Грузовых лифтов, за редким исключением, нет. Высота этих помещений колеблется от 2, 9 до 22 м, но в среднем - от 3.5 до 7 м, поэтому многоуровневое стеллажное оборудование установить там нельзя. А "шаг" несущих конструкций не позволяет провести реконструкцию помещений в соответствии с современными стандартами.
Полы в этих зданиях, как правило, бетонные или асфальтовые, что само по себе не плохо (т.к. кое-где встречаются и деревянные). Но стандартную нагрузку в 5-7 тонн на кв. м не выдерживают. Система вентиляции и кондиционирования в большинстве случаев отсутствует, поэтому разные режимы хранения на наших складах - тоже проблема. Охрану и пожарную безопасность обеспечивает обслуживающий персонал, а не сторонние специализированные компании. Одним словом, достойных предложений на нашем рынке нет, поэтому и не удивительно, что на него устремились московские и иностранные компании.
Дорогие склады
"Первой ласточкой" должен был стать логистический центр стоимостью в 100 млн евро, который намеревались построить "Hatch-РБС" и удмуртская компания "Кантек". Соглашение о реализации проекта стороны подписали в конце прошлого года. Однако затем "Кантек" сменил партнера. Вместо "Hatch-РБС" центр в Саратовском районе области с "Кантеком" будет строить московская компания "Эрмитаж Констракшн энд Менеджмент", входящая в группу Collinson Properties S.A. (международный инвестор и оператор в сфере объектов торгово-развлекательной направленности).
Кроме того, на недавнем Совете по инвестициям при губернаторе было заявлено о реализации еще одного проекта - в поселке Прибрежном в Энгельсе. Как рассказал гендиректор одного из учредителей проекта, "Группа компаний Авалон" Алексей Гуща, энгельсский комплекс станет частью сети логопарков "Мегалоджикс", которую компания реализует на территории бывшего СССР. Учредителем проекта, кроме "Авалона", выступает Raven Russia Holdings, созданная два года назад для инвестиций в российскую недвижимость и девелопмент. По данным столичного журнала SmartMoney, Raven Russia даже провел IPO в Лондоне специально для того, чтобы привлечь деньги инвесторов на покупку складов в России.
Кроме этих двух намечается также проект в Татищевском районе. По информации, прозвучавшей на совете, там оформляет 125 га земли под комплекс компания "Евразия Логистик".
Не следует также забывать о наиболее стратегически важном проекте, который инициируется областной властью - создании логистического центра на границе с Казахстаном в Озинках в рамках международного центра приграничного сотрудничества "Озинки - Таскала".
То ли еще будет
"Несостоятельность" местного рынка, разумеется, не единственная причина, по которой в логистические проекты на территории Саратовской области устремляется иногородний капитал. Сам рынок современных складских помещений возник в стране сравнительно недавно. Но демонстрирует очень высокие темпы роста. Возводят такие сооружения всего за год-полтора. И такая скорость делает складскую недвижимость не менее привлекательным направлением инвестиций, чем, к примеру, строительство офисов.
Еще несколько лет назад инвесторы даже в Подмосковье не рисковали замахиваться на масштабные проекты. К примеру, склад площадью 80 000 кв.м, построенный FM-Logistic на Ленинградском шоссе в 1999 году, считался чуть ли не гигантским. А теперь в Саратовском районе хотят построить комплекс площадью в 100 000 "квадратов", а в Энгельсе - 150 000.
Будет ли спрос на такие объемы? Специалисты, на основе московского опыта, считают инвестиции в склады беспроигрышным бизнесом. Дефицит площадей велик настолько, что половина договоров аренды заключается еще до окончания строительства, а в уже действующих логистических комплексах нет свободных площадей. А значит, новые саратовские складские комплексы класса А и В будут востребованы рынком еще на этапе возведения или проектирования. Это уже сейчас осторожно подтверждают и те, кто имеет отношение к реализации проектов.
Вторая причина, по которой эти проекты будут успешными, - бурное развитие розничного рынка в России в целом и в Саратовской области в частности, которое будет продолжаться и в дальнейшем.
За 2005 год потребительский рынок Саратовской области в целом вырос на 15%, за прошлый - на 13. В Саратове, самом крупном городе и торговом центре региона, обороты еще выше. Вместе с Балаковом, Балашовом и Энгельсом он делит три четверти всей розничной торговли области. А точнее даже не делит, а "держит" половину всего регионального торгового оборота. За прошлый год розничный рынок города увеличился на 16,7%, достигнув объема в 53 млрд руб. (из областных 99 млрд).
В регионы России, включая Саратовскую губернию, выходят крупнейшие розничные компании мира, а также строители и операторы больших торгово-развлекательных центров. Всем им понадобятся складские комплексы, так что новые площади, которые появятся в ближайшие пару лет в окрестностях Саратова, без арендаторов точно не останутся.
Денис Смирнов
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей