Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Рынок одежды с ВТО. Модные фантазии

  • 07:58, 15 февраля 2012
  • Комментариев[0]
Новость о вступлении в ВТО в России была воспринята с недоумением. За 18 лет переговоров, которые этому событию предшествовали, Всемирная торговая организация перешла для нас в область трансцедентального. Лица участников переговоров во время многочисленных интервью казались немного обиженными — от того, видимо, что им в который раз приходится объяснять нам, неразумным, какое это благо — ВТО. Их идея состоит в следующем: во-первых, Россия наконец-то перестанет ежегодно терять $2 млрд из-за отсутствия членства в ВТО. А во-вторых — снизятся пошлины, будут устранены таможенные барьеры, рынок наполнят прекрасные товары по низким ценам, российские же компании получат преимущества при выходе на зарубежные рынки. В воображении возникает среднестатистический европеец: он несется по дорогам в своей новенькой "Ладе Калине", на нем — по последней моде — куртка от Gloria Jeans, он то и дело поглядывает на свои часы "Полет". К счастью для европейца, это не более чем его ночной кошмар.

А вот для нас кошмар наяву, похоже, уже начинается. Самое главное — это неразбериха в головах у представителей бизнеса и чиновников, не говоря уже о простых потребителях. Все решили действовать по принципу "вступили, а там разберемся". В итоге — цепочка заблуждений. Попытаюсь прояснить те из них, что касаются будущего рынка одежды и обуви.

Миф 1. Ускорится модернизация
Считается, что вступление в ВТО подстегнет процесс модернизации и заставит российскую текстильную промышленность лучше работать и быстрее развиваться. Основания для таких заявлений едва ли существуют. В частности, пошлины и НДС на импорт станков и оборудования были отменены еще три года назад, но особых результатов это не дало. Обновлять производственные мощности компаниям невыгодно — слишком долгий цикл окупаемости, гораздо лучше заняться построением торговой сети — там рентабельность выше, деньги возвращаются быстрее.

Кроме того, на модернизацию нужны средства, а взять их под 15% годовых позволить себе могут единицы. И вроде бы в этом случае компаниям от ВТО только польза, ведь заемный капитал иностранных банков становится в идеале более доступным. Однако рассчитывать на это не стоит — как раз банковскую отрасль от выхода зарубежных игроков наши переговорщики защитили по полной программе. Да и будут ли иностранным банкам интересны игроки легпрома, когда появится так много других возможностей для инвестиций?

И хотя Путин обещал, что текстильная отрасль тоже может рассчитывать на помощь со стороны правительства, надеяться на нее игрокам не стоит. Вступление в ВТО оставляет пространство для маневров в области субсидирования и помощи экономике, но закрепляет общий уровень ее защиты. То есть помочь можно отдельным игрокам, но не отрасли в целом. Да и вряд ли не найдется другая, более стратегически важная отрасль, которой в новых условиях потребуется помощь в первую очередь. К сожалению, комплексная модернизация текстильной отрасли отечестенными игроками так и останется мечтой.

Миф 2. Изменится внутренний рынок
Есть и хорошие новости: российские компании не потеряют долю на внутреннем рынке — хотя бы потому, что она и так слишком мала. Для сравнения: продукция российских компаний занимает всего 18% рынка одежды, в то время как товары из Китая — около 35%, и это без учета контрафакта. Проблема не только в более конкурентной цене: российские потребители крайне нелояльны к отечественным маркам одежды. Так, в тройке лидеров по обороту среди российских компаний, работающих на рынке одежды, — Gloria Jeans, Sela, Tvoe; и только последнюю марку потребители считают русской. Sela, например, воспринимается чаще всего как итальянская.

На рынке обуви ситуация схожая. Правда, там обувным компаниям удалось за время кризиса создать определенную базу для развития — благодаря доступу к запасам дешевого сырья при росте цен на кожевенное сырье на мировых рынках. В итоге доля российских игроков на рынке обуви составляет сегодня 27%, а еще в 2008 году она едва дотягивала до 23%.

Есть и пример Украины, вступившей в ВТО на крайне невыгодных условиях. Лояльность к отечественным маркам одежды и обуви в стране примерно такая же низкая, как и в России. В 2007 году, до вступления в ВТО, доля украинских компаний на рынке обуви составляла 4%, одежды — 6%. В 2010 году – почти столько же, 4% и 7% соответственно.

Миф 3. Поток контрафакта увеличится
Передела внутреннего рынка не стоит ждать еще и потому, что значимые в мировом масштабе компании уже и так активно на нем развиваются — среди них прежде всего бренды портфеля Inditex, H&M, Uniqlo, GAP. Другой предрассудок: поток контрафакта, который якобы хлынет на рынок. Сегодня в России на открытых рынках реализуется в среднем 37% одежды, обуви и аксессуаров, долю контрафакта можно оценить в 19%, то есть каждый пятый рубль платится за контрафакт. Спрос на дешевый товар из Китая и стран ЮВА стабильно удовлетворяется. Более того, на насыщение подобными товарами российского рынка в большей степени оказал влияние таможенный союз России с Казахстаном. Действующее в Казахстане разрешение на ввоз физическим лицом до 2 тонн одежды беспошлинно вызвало рост объема импорта одежды из Китая физлицами на 46% только лишь за полгода с момента создания таможенного союза.

Миф 4. Цены снизятся
Ждать потрясений на рынке одежды и обуви после вступления в ВТО не стоит, а значит, и значительных изменений в ценовой политике не произойдет. Тем более что рост цен в предыдущие периоды был вызван совсем другими факторами: в частности, в последнее время — растущими ценами на сырье. В сезоне осень/зима 2011/12 был зафиксирован рост розничных цен на 15,8% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Рост цен на сырье имеет отложенный эффект — и если в 2010 году рост был просто рикошетом кризиса, то динамика 2011 года отражает полный эффект, который был немного амортизирован более-менее стабильными ценами на изделия из синтетики, составляющие довольно большую долю рынка. В первом полугодии 2012 года следует ожидать роста цен всего на 7% благодаря относительно более выгодному курсу евро, а совсем не членству в ВТО.

Миф 5. Откроются новые возможности в Европе
Для российских игроков, которые смогут действовать в новых обстоятельствах, все же открываются интересные возможности для развития, но не на рынках развитых стран, а в Восточной Европе, а также там, где раньше российские компании испытывали серьезные проблемы с прохождением таможни — на Украине. Привлекательность этих относительно свободных рынков уже оценили российские компании Oodji и Diva, начавшие экспансию в Восточной Европе еще в прошлом году. Отсутствие членства в ВТО, правда, им в этом никак не помешало.

Автор: Екатерина Петухова,генеральный директор консалтинговой компании Esper Group, Форбс
Похожие материалы
  • 27.03.2025, 12:43 билайн бизнес помогает автоматизировать производство и управление в крупнейшем рыболовецком хозяйстве Камчатки

    билайн бизнес и Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина заключили соглашение о цифровом партнерстве и уже реализовали два совместных проекта. Первый из них - внедрение аппаратно-программного комплекса компьютерного зрения и платформы нейроинтеллекта, разработанных специально для фабрики береговой обработки рыбы.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

  • 20.09.2023, 09:41 Как сыр в пальмовом масле. На рынке молочных продуктов растет доля фальсификата

    В середине лета в новостном пространстве вновь появилась тема фальсификации молочных продуктов. Об увеличении доли масла, сыра, творога со скрытыми суррогатами заявляли и надзорные ведомства, и депутаты. Вполне возможно, это была некая подготовительная кампания к ужесточению наказания за фальсификацию продуктов питания. И если это так, то к ее рецептуре тоже можно предъявить претензии. Слишком много обобщений для рынка, где наряду с цельномолочными существуют и совершенно легальные продукты с заменителями молочного жира (в публикациях их категорично называли вредными для здоровья) и еще масса тонкостей. О чем нам не сумели рассказать этим летом, как ситуацию с фальсификатом на рынке молочной продукции оценивают саратовские эксперты и почему в этой сфере настал период решительных мер, попытался разобраться СарБК.

  • 03.07.2023, 15:40 Солод не тетка. Саратовские пивовары ищут замену импортному сырью

    Саратовские пивовары сетуют, что скандал с массовым отравлением поддельным сидром в начале июня негативно повлиял и на продажи пивной продукции. Еще одной причиной снижения спроса стал рост цен. Производители объясняют его повышением затрат на сырье. Да и прохладный июнь явно не сыграл на руку отрасли. Проблемы с реализацией сказываются на объемах выпуска. Впрочем, снижение производства пенного напитка уже стало многолетним трендом. При этом в областном минсельхозе считают, что провал в выпуске данной продукции стал отыгрываться. Как пивовары начали сезон и как скажутся на рынке запланированные и уже принятые нововведения, в обзоре СарБК.

  • 07.04.2023, 21:28 Темы недели: спасение Сакко и Ванцетти, возвращение Полиграфа

    Найти позитив в ежедневном потоке информации бывает крайне сложно. Это кошмары и ужасы случаются сами по себе, а для того, чтобы произошло что-то хорошее, нужно приложить немало усилий. Впрочем, на этой неделе в Саратовской области самые заметные новости можно отнести именно к разряду "позитива". В споре о переименовании Сакко и Ванцетти победа оказалась за большинством. А Саратовский полиграфкомбинат, над которым висела угроза разорения, вроде бы возобновил работу.

Новые материалы
  • 08.12.2025, 11:25 "Ножки Буша", отчаяние и уход в тень. Последствия налоговой реформы для бизнеса

    Предпринимательское сообщество, кажется, близко к пику тревожных ожиданий накануне жесткой налоговой реформы (основные пункты вступают в действие с 2026 года). В самых сдержанных прогнозах говорится о закрытии 30% субъектов малого и среднего бизнеса на фоне многократного роста налоговой нагрузки, а самые эмоциональные наблюдатели прощаются с целым сегментом предпринимательства. Говорят, что некоторые бизнесмены уже вешают замки на магазины и небольшие производства, не дожидаясь убытков и долгов. Есть мнение, что это и является целью преобразований. То есть, власти формируют новую структуру бизнеса, где малым формам отведена предельно скромная доля рынка. Подробности - в обзоре СарБК.

  • 05.12.2025, 14:55 "Умри, моя любовь": Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттисон. Заметки киномана

    Дженнифер Лоуренс возвращается к истокам - к арт-хаусному кино и изображению безумия. Выходит очень на любителя.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 15 февраля 2012
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x