Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Изобретено в Саратове. Тормозной башмак и "хропоскоп" для впечатлительных

  • 10:26, 13 марта 2014
  • Комментариев[0]
В Государственном архиве Саратовской области хранится личный фонд изобретателя Алексея Степановича Свистунова. В Саратове он создал единственную в своём роде лабораторию-мастерскую, и уже через 5 лет работы список его изобретений занимал около 4-х метров. Вершиной своей изобретательской деятельности Свистунов считал ротативный двигатель, который, по мысли автора, не имел себе равных в мире. В Саратове же он был обвинён в очковтирательстве и приговорен к расстрелу, но чудом уцелел. Его судьба повторила судьбы многих "передовых рядовых" истории.
Изобретено в Саратове. Тормозной башмак и "хропоскоп" для впечатлительных

Документы поступили в архив в 1970 году и относятся к 1916-1949 годам. Алексей Свистунов родился 12 февраля 1876 года в Воронеже в многодетной семье железнодорожного рабочего, бывшего крепостного князя Енгалычева. С 9 лет он начал работать в слесарных и медницких кустарных мастерских в свободное от учёбы в приходском училище время. Талантливый изобретатель с детства был непоседлив, не в меру дерзок, скор на расправу, политически неблагонадёжен (был членом забастовочного комитета РСДРП(б). Опасаясь разоблачения, он скрывался, перебирался из города в город, менял профессии – был даже бродячим музыкантом на юге Украины.

В Саратове Алексей Свистунов впервые оказался в 1898 году, здесь он проходил действительную воинскую службу в 6-ой Артиллерийской бригаде. За то, что заступился за солдата-еврея, попал под военный суд. После отбытия срока в дисциплинарном батальоне был восстановлен в солдатских правах благодаря тому, что сконструировал и построил пресс для сена — это была его первая конструкторская работа.

После окончания военной службы А.С. Свистунов устроился на завод Чирихиной в Саратове, и опять поменял множество должностей и мест работы. В этот период он изобрёл электролампу, внедрил в производство манометрические лабораторные аппараты, форсунки для обжига цемента.

В 20-30-е годы талант и неуёмная энергия Свистунова оказались востребованы. Кроме изобретательской деятельности, он занялся общественной работой – Алексей Степанович был членом горсовета 16-ти созывов, членом Саргубисполкома I созыва, делегатом I Всесоюзного съезда общества изобретателей, I краевого съезда изобретателей.

В 1922 г. Свистунову была выделена ссуда на приобретение дома № 3 на ул. Грошовой (с 1928 г. – ул. им. Ф. Э. Дзержинского) для изобретательских работ, где он создал лабораторию. В ней он получил возможность реализовывать свой творческий потенциал, «доводя до ума» прежние разработки, и выполнять «социалистические заказы», которые требовали немедленного внедрения в производство. Изобретателю пришлось искать предприятия, которые могли бы оказать техническое и материальное содействие лаборатории, и помогли бы продвижению его работ.

В 1927 году А.С. Свистунов в Москве сделал доклад о своей деятельности с демонстрацией некоторых изобретений и приложил к нему 4-х метровый список изобретений. По решению ВСНХ ему было отпущено 7 000 руб. для покупки оборудования.

С 1931 года в качестве инженера-конструктора к Алексею Степановичу был прикомандирован его сын – Григорий, который закончил Саратовский индустриальный техникум по специальности теплотехник.

С начала 1930-х годов лаборатория сменила несколько "хозяев" - была присоединена и к Нижне-Волжскому институту лёгкой промышленности, и к заводу "Трактородеталь", и к металлическому заводу № 1, и к Горсовету ВОИЗ, и к Уполномоченному Наркомтяжпрома в Сталинграде. В июне 1934 года лаборатория была принята в систему Главнефти. Однако финансирование лаборатории было крайне недостаточным. И в июле 1935 года лабораторию принял на свой бюджет Крайисполком – установил месячную зарплату изобретателю в 1500 рублей, его сыну инженеру – 500, выделил легковую машину, прикрепил А.С. Свистунова с семьёй к распределителю "0" и диспансеру партактива, а также выделили в постоянное пользование дачу на 4-ой Дачной.

1 мая 1921 года Свистунову было присвоено звание Героя Труда и Красного технического инспектора. Вскоре его именем были названы одна из саратовских фабрик и школа ФЗУ. Через 7 лет звание Героя Труда присвоили повторно. Трудящиеся Саратова ходатайствовали о награждении изобретателя Орденом Трудового Красного Знамени.

Лаборатория-мастерская Свистунова была в своём роде единственной в Советском Союзе. Её часто посещали представители науки и техники, экскурсии рабочих, рабочей и учащейся молодёжи, бойцов и командиров Красной Армии. Посещал её писатель П.А. Павленко (один из авторов сценария фильма "Александр Невский"), она притягивала внимание корреспондентов и кинематографистов. В ней 4 раза производилась киносъёмка, в апреле 1932 года в лаборатории-мастерской на ул. Дзержинского киностудией "Союзкино" отснят фильм о Свистунове. Об изобретательских работах Алексея Степановича было написано множество газетных, журнальных, брошюрных статей и заметок. Его работы часто фигурировали на различных выставках, являлись предметом обсуждения и докладов представителей науки и техники. Но мнения о деятельности изобретателя не всегда имели комплиментарный характер.

В письме, направленном А.С. Свистуновым в комиссию РКИ, он, подобно герою повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», предлагает создать одну и, самое главное, последнюю комиссию, которая раз и навсегда решила бы три вопроса:

"1) если он жулик-авантюрист, отправить его немедленно в тюрьму,

2) если он больной маниак – в психколонию;

3) а если он делает дело, то покончить с его изобретательской и жизненной беспризорностью, тем более, что он видел проект приказа о прикомандировании его к одному из НИИ".

Переживая за судьбу своих изобретений, А.В. Свистунов писал письма И.В. Сталину, добился приёма у А.Т. Вышинского.

В марте 1930 года А.С. Свистунов написал заявление в Комитет по делам изобретений с просьбой на все его документы, в том числе и на патенты, ставить пометки о принадлежности их государству. Таким образом, он отказывался от авторских прав.

В мастерской-лаборатории побывали представители и комиссии ВСНХ, Советского контроля, НКТП и ЦС ВОИЗ. Выводы их были неоднозначны. Так, инженер Алексеев сделал доклад о необходимости реализации изобретений. Комиссия советского контроля под руководством Бауэра пришла к выводу, что изобретения не были реализованы из-за бездушно-бюрократического отношения к ним.

В июле 1935 года Свистунов сдал членский билет и вышел из общества изобретателей. Тем не менее, президиум ЦС ВОИЗ за выдающиеся заслуги в области изобретательства наградил его почётным знаком "Лучшему изобретателю" № 186.

Последняя комиссия под руководством Кацнельсона (НКТП) и Колли (ЦС ВОИЗ) в 1937 году охарактеризовала Свистунова как дутого изобретателя-бездельника. В ответе на отчёт комиссии Григорий, сын и помощник Алексея Степановича, писал, что комиссия работала методом "кавалерийского наскока", за короткий срок работы толком ничего не изучила, спешно покинула Саратов, пытаясь позднее получить разъяснения по телефону.

29 октября 1937 года решением президиума Саратовского облсовета ВОИЗ А.С. Свистунов был исключён из членов общества. Вслед за репрессированными руководителями советских учреждений, партийных органов и предприятий, оказывавших ему поддержку, А.С. Свистунов был обвинён в обмане, очковтирательстве, введении в заблуждение относительно ценности своих изобретений. За антисоветские поступки он был выведен из состава Президиума Облсовета ВОИЗа, перед ЦС которого был поставлен вопрос о незаконном награждении его знаком "Лучший изобретатель". Решением президиума Саратовского Облсовета ВОИЗа № 1 от 13 января 1938 года весь материал по делу был передан Облпрокурору для привлечения к судебной ответственности и немедленного принятия мер по предотвращению «антисоветской пропаганды». Лаборатория-мастерская была изъята, а её основатель 17 марта 1938 года был арестован. 16 апреля 1938 года Саратовский областной суд приговорил А.С. Свистунова к высшей мере наказания – расстрелу, с конфискацией всего принадлежащего ему имущества. После 2-х месячного пребывания в камере смертника, расстрел был заменён 10-летним тюремным сроком и лагерями. Из лагерей был освобождён через 4 года, обвинения были сняты. Как писал сам изобретатель, "с кличкой «мошенник" был досрочно освобождён». После освобождения работал на Саратовском авиационном заводе.

В 1943-м году Свистунова перевели в Москву в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности на должность старшего инженера. Директором института в это время был М.В. Келдыш, академик, математик, механик. В этом же году Алексей Степанович в соавторстве со своим сыном и инженером-конструктором НИИ-1 Г.Д. Попандопуло получил патент на ротативный двигатель, который считал вершиной своей изобретательской деятельности. Праобраз этого двигателя был изготовлен ещё в 1909 году. Двигатель разрабатывался в нескольких вариантах в зависимости от потребностей и мог работать на различных видах газового и жидкого топлива. Изобретатель предлагал применять его от автомобиля, трактора до всех видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Он считал, что при равных габаритах с авиационным двигателем М-82, его двигатель сможет развивать мощность 15 000 – 20 000 л.с. (против 1 400 л.с. М-82). Предположение, прямо скажем, фантастическое!

В 1945-м году Алексей Степанович был переведён в особую группу отдела № 10 этого же института, позднее стал её начальником. В 1947-м году на базе особой группы НИИ-1 МАП был организован отдел по проектированию, постройке и доводочным испытаниям экспериментальных образцов ротативных машин под руководством Свистунова А.С. Тематика отдела была включена не только в план НИИ-1, но и в план 8-го Главного Управления. В середине 1948 г. были изготовлены испытательные образцы двигателя.

В октябре 1949 г. Алексей Степанович Свистунов умер от туберкулёза.

Некоторые изобретения А.С. Свистунова.

1. "Хропоскоп" - прибор для определения «психической впечатлительности» (работал в лаборатории профессора СГУ А.А. Крогиуса);

2. Прибор для измерения дебета подземных газов;

3. Нефтемер для измерения тяжёлых нефтепродуктов;

4. Дозировочное устройство для химчистки;

5. Предохранитель для турбины (разработан для Саратовского электро-энергетического комбината);

6. Аппарат, сигнализирующий о разрыве трубопроводов, перекачивающих горючие жидкости;

7. Магнитный двигатель;

8. Манометр, поверка показателей которого могла производиться на месте, без отправки в поверочную палату;

9. Бесступенчатые коробки скоростей;

10. Гидроаппараты высоких давлений;

11. Газовая турбина внутреннего сгорания, работавшая на всех видах топлива – газообразного, жидкого лёгкого и тяжёлого, пылеобразного;

12. Прибор для использования отходящего тепла горнов (разработан для завода им. В.И.Ленина);

13. Цементирующий состав для пластин форм кирпичных прессов (разработан для завода силикатного кирпича);

14. Автоматический тормозной башмак (разработан для РУжд);

15. Прессы для офанеровки (разработан для военной мебельной фабрики);

16. Волочильный станок;

17. Пресс для испытания стройматериалов;

18. Машинка для посадки и дорожения ремней;

19. Гидравлический аппарат для испытания приборов под давлением;

20. Шлифовальный станок;

21. Костеобрабатывающая машинка;

22. Прибор, сигнализирующий о переполнении резервуаров;

23. Машина для рытья канав, траншей;

24 (!) Ротативный двигатель и проч., проч., проч…

Автор: Марина Болдырева, главный специалист ГАСО
Похожие материалы
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x