- A
- +A
- +A
"Солнечный удар" Н. Михалкова. Мультижанровый винегрет
- 09:49, 8 октября 2014
- Комментариев[0]
Начало прошлого века. По Волге курсирует пароход "Летучий", на котором в одном из рейсов сходятся безымянный поручик царской армии и безымянная же красавица. Им суждено провести лучшую ночь в жизни и расстаться навсегда. Через много лет поручик, очутившись среди плененных большевиками белогвардейцев, будет вспоминать эти события и пытаться ответить на вопрос "Как все это случилось?", вынесенный на афишу нового фильма Никиты Михалкова "Солнечный удар".
Картина позиционируется как экранизация короткого, написанного летучим акварельным языком, рассказа Ивана Бунина о мимолетной страсти и его же дневниковых записей 1918–1919 годов, изданных под заглавием "Окаянные дни".
На самом деле источников, из которых сплетена ткань трехчасовой ленты, гораздо больше. Это и "Броненосец "Потемкин", и архивные изыскания Михалкова о Белом движении, и избранные места из Толстого, Чехова, Достоевского и Шмелева. Режиссер рассказывает, что шел к этой картине 37 лет. По рекомендации коллеги ("если ты хотя бы на 20% процентов передашь это текст, то ты настоящий режиссер") он написал сценарную заявку, но Бунин в 70-е был под запретом и картины не случилось. С тех пор потребность в высказывании на тему судьбы белогвардейцев режиссер реализовал сполна — сначала в "Сибирском цирюльнике", а позднее в документальных циклах "Русский выбор" и "Русские без России". В этих неигровых фильмах режиссер выступал в роли историка, исследователя, строго следующего за близким материалом, но была одна проблема — эта форма не давала простора для персонального высказывания, которым и стал "Солнечный удар".
Разумеется, от первоначальной идеи, появившейся почти четыре десятилетия назад, в новом фильме не осталось ничего. Вспышка мимолетной — солнечной — страсти здесь превратилась в тяжеловесный адюльтер с моральными муками и печальными последствиями, призванный проиллюстрировать, как по кирпичику осыпается империя, в которой люди забывают об элементарной совести.
Как и в предшествовавшей "Солнечному удару" дилогии о великой войне, Михалков уделяет особое внимание мелочам — супружеская измена, украденный шарф, всеобщая безграмотность, беспечное отношение к набирающей популярность теории происхождения видов Чарльза Дарвина… Из всех этих деталей и сложилась, по мысли режиссера, глобальная русская катастрофа.
Обо всем этом Михалков охотно рассказывает в приуроченных к премьере интервью, заставляя будущих зрителей предвкушать масштабность замысла и воспринимать "Солнечный удар" как приглашение к беседе с умным человеком на интересную тему.
К сожалению, на деле картина оказывается чем-то вроде бескомпромиссного внутреннего спора Михалкова-художника с Михалковым-мыслителем и публицистом.
Первый придумывает остроумный сценарий, второй — насыщает его лобовым символизмом. Необходимость в выстраивании художественного пространства постоянно сражается с желанием дописать за Буниным,
а дописав, заставить героев нужным образом порассуждать о судьбах родины и помянуть Толстого с Достоевским.
С другой стороны, интеллектуальное напряжение вступает в конфликт с фирменной михалковской витальностью. И вот уже эпизоды тягостного быта пленных белогвардейцев перемежаются шуткой про член (с участием Александра Адабашьяна), комическими репризами в исполнении комиссаров-расстрельщиков Розы Землячки и Белы Куна и одной из самых диких эротических сцен в истории российского кино — страшно предположить, но, кажется, в ней Михалков цитирует легендарный порнофильм "Глубокая глотка".
И все бы ничего, но в результате "Солнечный удар", разрастаясь до масштабов ненаписанного романа Льва Толстого, распадается на набор разрозненных актерских этюдов. Каждый по отдельности — остроумен (особенно в пересказе), каждый легко представить в блистательном михалковском исполнении, но
вместе они выглядят как попытка усидеть на всех стульях сразу: зарифмовать любовь и революцию, рассказать о белоэмигрантах, процитировать Эйзенштейна и пошутить про Чехова.
У этого мультижанрового винегрета, кажется, могло быть только одно спасение — если бы абсолютно все роли в картине сыграл сам режиссер, потому что "Солнечный удар" — это не исторический фильм, а еще одна картина из начатого "Утомленными солнцем-2" условного цикла "Русская история глазами Никиты Михалкова". Остается только фантазировать об этом неснятом бескомпромиссно авторском фильме, в котором Михалков сначала влюбляется в Михалкова, потом бежит от Михалкова, а через много лет молодой Михалков в фуражке с красной звездой заставляет постаревшего и разочарованного в жизни Михалкова спороть погоны михалковской армии.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- 07.05.2015, 10:34 СМИ: Предлагается запустить телеканал для дебютных фильмов Кинорежиссер Никита Михалков предложил создать общедоступный кабельный телеканал для показа дебютных картин молодых кинематографистов. Организатор киноакадемии уже проводит переговоры с руководством ВГТРК о том, чтобы его студенты могли показать свои работы телеаудитории.
- 02.10.2014, 15:24 Рост мирового luxury-рынка замедлился. В РФ восстановление продаж ждут в 2017 г. Сложности в экономиках России, Китая и Европы привели к замедлению продаж предметов роскоши по всему миру. Единственный рынок, где luxury-индустрия стабильно растет — Северная Америка.
- 23.09.2013, 11:28 Фильм "Сталинград" Федора Бондарчука стал претендентом на "Оскар". При поддержке минкульта Фильм "Сталинград" Федора Бондарчука, ставший первой российской картиной в формате IMAX 3D, будет претендовать на премию "Оскар" в номинации "лучший фильм на иностранном языке". Такое решение было озвучено российской оскаровской комиссией по итогам голосования. В качестве претендентов также рассматривались фильмы Ренаты Литвиновой, Бориса Хлебникова, Михаила Сегала и Георгия Данелии. Между тем, господин Бондарчук после церемонии вручения "Оскара" хочет снимать картину о создателе социальной сети "ВКонтакте" Павле Дурове.
- 24.12.2024, 11:35 Сервис OneБизнес от билайн бизнес и Альфа-Банка создает сайты из товарных каталогов соцсетей и маркетплейсов
-
23.12.2024, 18:22
Абсурд и сюрреализм под елочку. В ТЮЗе выпустили детский спектакль с недетским сюжетом
Эскиз спектакля "Настоящие бумажные вещи Т. Гримса" около года назад приятно удивил саратовских любителей театра. Его режиссер Екатерина Костеневская и актеры ТЮЗа имени Киселева показали на лаборатории "Планшет". Зарисовка получилась настолько необычной, сказочной и интригующей, что жюри отдало ему немало голосов. Было действительно интересно посмотреть во что может вырасти этот "пробник" спектакля. И вот, на Большой сцене состоялась премьера "Бумажных вещей", но публика прежнего восторга не испытала.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц
- В регионе могут появиться кружки "юных техников" 2
- В четырёх маршрутках вырастет плата за проезд 2
- Депутат о походе по городу на костылях: "Надо немножко поломать ноги чиновникам" 2
- Жителей трёх районов города предупредили о перебоях с водой 1
- Льготникам упростят получение компенсаций за ЖКУ 1
- Мужчина приехал в Саратов за проституткой и нарвался на аферистов 5
- Водителю троллейбуса вынесли приговор за ДТП "под кайфом" 4
- Аренда больницы. С "клана Грищенко" взыскано 117 миллионов 3
- Два высотных здания на Московской переданы в госсобственность 3
- После жалобы Путину диабетика посетил министр здравоохранения 3