Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Дмитрий Глуховский для "СарБК": "Парламентские партии слиплись в поддержке путинского курса"

  • 12:43, 6 июля 2015
  • Комментариев[5]
Российский писатель и журналист Дмитрий Глуховский дал эксклюзивное интервью "СаратовБизнесКонсалтинг". Автор саги "Метро" рассказал, выживет ли Саратов в мире апокалипсиса, ради чего умирают герои "Игры престолов" и почему поссорилась Россия с Украиной.
Дмитрий Глуховский для "СарБК": "Парламентские партии слиплись в поддержке путинского курса"

В июне состоялась презентация вашей новой книги "Метро 2035". Расскажите вкратце о ее концепции.
- "Метро 2035" - это продолжение и завершение трилогии "Метро", начатой первой книгой, "2033", десять лет назад. В ней я возвращаюсь к истории Артема из самого первого моего романа – через два года после событий, рассказанных в нем. Сюжет новой книги таков: через двадцать лет после ядерной войны, которая уничтожила весь мир, выжили только те, кто укрылись на станциях и в туннелях московского метро – самого большого в мире противоатомного бункера. За годы, проведенные под землей, люди создали в метро новую цивилизацию, которая в карикатуре повторяет старый мир: станции превратились в города-государства с разными политическими режимами. Есть фашисты, есть коммунисты, есть демократы… Они воюют и торгуют друг с другом. И все выжившие, в общем, уже свыклись с мыслью о том, что наверх им не суждено вернуться никогда. Кроме главного героя, который мечтает найти на Земле хотя бы еще одно обитаемое место и вывести людей из подземелья на поверхность, чтобы они снова жили так, как жили однажды.

Действие в трилогии происходит в мире постапокалипсиса. После обмена ядерными ударами жизнь на поверхности стала практически невозможной, выжившие обитают в подполье – в лабиринтах московского метрополитена. А уцелели ли в мире "Метро" другие российские города, скажем, Саратов?
- Судьба Саратова и других городов неизвестна. Главный герой "Метро 2035", Артем, как раз и пытается найти других выживших – а удастся ли ему это, вам предстоит узнать вместе с ним.

Вы ранее отмечали, что сюжет серии навеян российской политической действительностью. Отразились ли в "Метро-2035" события, связанные с конфликтом на Украине, и действия России в нем?
- Из того, что случилось в последние два года между Россией и Украиной, а также внутри самой России, меня больше всего заинтересовало одно: состояние умов нашего народа. Удивило, насколько легко оказалось политикам рассорить два братских народа – на десятилетия, а может, и навсегда. Удивило, до чего нам, оказывается, не хватало внешнего и внутреннего врага все эти годы. Поразило, до чего доверчив оказался наш народ, до чего стаден и как легко нами оказалось манипулировать. Как черное подменяется белым, и как люди отказываются это видеть. Вот что интересно для меня. И это, конечно, отразилось на романе. Аллюзий на саму войну между Россией и Украиной в книге нет.

В первых книгах главный герой, Артем, следовал по метрополитену, условно говоря, из пункта А в пункт Б, по дороге встречаясь с персонажами, узнавая новую информацию, вступая в поединки. В силу этого некоторые читатели заявляли, что сюжет своей линейностью напоминает им компьютерную игру. Не обижает ли вас такое сравнение?
- Есть ведь и другие критерии, по которым можно было бы оценивать "Метро 2033": язык, метафоры, отсылки к мифологии, параллели с реальностью, социальная критика и политическая сатира. Каждый видит свое в этой книге, она как зеркало. Да, сюжет линеен, но он линеен, как любой архетипический сюжет. Читайте Кэмпбелла и Проппа, там все о структуре мифа рассказано.

К слову о выживаемости главного героя. Прославившийся сериал "Игра престолов" задал тренд на рост уровня смертности среди. Неважно, главный это герой, второстепенный или эпизодический, он может быть убит в любой момент. Как вы относитесь к такому подходу? И если уж говорить о кино, могут ли в России снять достойную экранизацию мира "Метро"?
- На самом деле это неверное видение авторской стратегии Мартина. Судьба каждого героя в "Игре престолов" доказывает какую-то жизненную истину. Например, гибель Неда Старка говорит нам: в политике честным людям делать нечего, голову потеряют. Если разгадать, какую сентенцию иллюстрирует своей судьбой тот или иной герой, то можно будет и предсказать, будет он жить или умрет. Я со своими героями, конечно, поласковей, чем Мартин, обращаюсь. Иной раз человеку необязательно умирать, чтобы другие задумались. Что касается перспектив экранизации "Метро" в России – они самые призрачные. Слишком большие бюджеты, слишком высокие риски. Не думаю, что мы увидим экранизацию книги в ближайшее время – где-либо.

В мире трилогии идет гражданская война. Каковы ее причины, почему общество, пережившее кризис, не смогло сплотиться? Возвращаясь к реальности, что, по-вашему, мнению, разъединяет сейчас российское общество, и наоборот, какие "скрепы", если позволите использовать это слово, работают у нас успешно?
-
На первый ваш вопрос не могу ответить, не раскрывая деталей сюжета, поэтому не скажу ничего. Что касается сегодняшнего российского общества, то оно, напротив, показывает чудеса единения: 86% его готовы, кажется, поддержать теперь любое междометие, произнесенное нашим Президентом. Игры в плюрализм кончились: парламентские партии слиплись в едином порыве и состязаются в поддержке путинского курса, да и говорят одно и то же: против России ведется война, Россия ушла в оборону, Великая Отечественная война продолжается, Россия не воюет с Украиной, осуждать Кремль сегодня могут только предатели и иностранные агенты. Вокруг чего мы сплотились? Тут ничего особенного, то же самое, что в Иране (всем хороша страна, только вот поэтов на площадях вешают) и КНДР (наш верный союзник; а еще там попавших в немилость партийных бонз затравливают голодными собаками и из артиллерийских орудий расстреливают): нашли нам внешнего врага. США. Ничего нового, то есть. И еще отличная идея: изобразить новое украинское правительство (по сути, целиком составленное из партии Юлии Тимошенко, с которой мы раньше прекрасно работали) фашистами, а украинские вооруженные силы, которые пытаются у нас Донбасс отбить – эсэсовскими карателями. А наших боевиков, "отпускников" и прочее – украинскими партизанами. В общем, сплотились мы потому что Великая Отечественная война, оказывается, продолжается. А Путин – это как бы Сталин-лайт, спасибо, что без ГУЛАГа. Ну, теперь, по крайней мере, понятно, зачем так истерию в последние годы нагнетали по поводу Дня Победы. Вешали на стене ружье, которое в Донбассе выстрелило.

На вашей странице в "Фейсбуке" вы написали, что "все 10-е годы 20 века мы просидели в телефоне". Как мне показалось, это было сказано в отрицательном контексте. Вы считаете, что людям следует отказаться от виртуального общения? Возможно ли это (при условии, конечно, что мы не в мире апокалипсиса)?
- Это не осуждение, это констатация факта: да, наша жизнь от масштаба реального мира уменьшилась до размера экрана мобильного телефона. Общение сместилось в телефон, развлечение сместилось в телефон, все полезные функции в нем сосредоточены – от часов до навигации. Посмотрите вокруг – телефон у каждого в руке. Компании собираются в баре – и каждый сидит, уткнувшись в экран. Каждая минута, которую ты провел, глядя на экран телефона, ты не смотрел на мир вокруг себя. Я по себе сужу: есть впечатление, что живу как бы во сне, мир через пелену вижу, и от телефона настоящая зависимость появилась. Три минуты на проверял его – уже ХОЧЕТСЯ. А вспоминать-то мы из молодости что будем потом?

Над чем вы сейчас работаете?
- "Метро 2035" завершено всего месяц назад, я еще не успел опомниться и отдышаться, вынырнуть из этой истории как следует не успел. Летом собираюсь ездить и бездельничать, сколько получится. Есть планы на три книги, идеи фильмов и сериалов. Но сперва бы голову очистить. "Метро 2035" многого мне стоило – нервов, бессонных ночей, седых волос. Надрывная книга. Нужно выпустить ее из себя.

Лето – это период отпусков для большинства россиян. Где и как вы предпочитаете отдыхать? В России или заграницей? Не хотите ли посетить Крым?
- Буду ездить и по России, и за границей. Побывать в Крыму пока планов нет. Я там был несколько лет назад, еще когда мы его не экспроприировали у Украины. Мне не очень глянулось. И не думаю, что нынче там стало сильно лучше.

Интервью подготовлено при поддержке интернет-магазина электронных книг "ЛитРес"

Автор: Полина Красильникова
Новые материалы
  • 25.12.2024, 15:40 Граффити, эмодзи и Супермен с плащом. Театр осовременил оперу по Шекспиру

    Театр оперы и балета во второй раз за месяц порадовал саратовскую публику премьерой - на Новой сцене выпустили оперу "Укрощение строптивой". Ее в 1957 году написал композитор Виссарион Шебалин, а основой для либретто стала одноименная комедия Уильяма нашего Шекспира. Это произведение стало знаковым не только для самого Шебалина, но и для всей советской классической музыки. Особенно радостно, что премьера не стала проходным спектаклем в саратовском театре, который все еще продолжает ютится на сцене бывшего заводского дома культуры.


  • 24.12.2024, 18:19 Курьерный рост. Почему доставщики выбились в лидеры по зарплатам

    Одной из самых обсуждаемых тем декабря стал пик спроса на курьеров и очередной виток роста их зарплат. При этом некоторые участники рынка уверяют, что огромные заработки доставщиков - это слишком усредненные показатели, а порой и вовсе теоретические подсчеты. Но вслед за новой статистикой появились заявления об угрозе для экономики страны, так как сфера доставки отвлекает от базовых отраслей как минимум 1, 5 млн человек. Также говорится о перекосе на рынке труда - оплата неквалифицированной работы здесь выше, чем у специалистов с образованием и высокими скиллами. Совпадают ли зарплатные предложения с реальными выплатами курьерам и надо ли государству реагировать на угрозу от курьерских сервисов, попытался выяснить СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 6 июля 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x