Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Эверест". Заметки киномана

  • 10:04, 25 сентября 2015
  • Комментариев[4]
Не кочегары они, не плотники, и сожалений горьких нет как нет. (По крайней мере, об этом). Они "высотники", но не монтажники, а альпинисты. Зато с высоты вам действительно шлют привет. Как можно догадаться, первый осенний блокбастер рассказывает не столько про самую знаменитую гору, сколько про людей, которым её приспичило покорить. И в этом его основная проблема.
"Эверест". Заметки киномана

Сюжет, на самом деле, прост. Есть самая высокая в мире гора. Некоторым людям позарез надо на неё залезть. И они лезут. Поскольку её вершина находится почти на высоте, где самолеты летают, дело это нелегкое и опасное. А если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдет.

Если чуть подробнее, весной 1996 года в базовом лагере у Джомолунгмы яблоку некуда было упасть (не то, чтобы они в тех краях часто падали). Потому что, кроме обычной альпинистской публики, там было беспрецедентное количество туристов. А всё потому что в 90-е начали появляться коммерческие экспедиции на Эверест. В центре истории два туроператора: "Консультанты по приключениям" с персонажем Джейсона Кларка (сериал "Игра престолов", "Терминатор: Генезис") во главе и "Горное безумие" с Джейком Джилленхолом ("Послезавтра", "Исходный код", "Принц Персии"). Но кроме них 10 мая собираются подняться ещё несколько экспедиций, тоже с туристами.

Если вы увлекаетесь альпинизмом или знаете эту историю, вам, возможно, известно, что было дальше. Остальных, на всякий случай, предупредим – это не сага о героях-покорителях, это скорее фильм-катастрофа. Если его считать за таковой, он будет лучше многих в своем жанре: никакого нереального героизма, щеночков и детей, которых надо спасать. Некоторые детали выглядят, как выдумка, но исландский режиссер Бальтасар Кормакур ("Два ствола", "Трясина", "Контрабанда") клянется и божится, что старался максимально достоверно изобразить произошедшее. Благо воспоминаний об этом злосчастном восхождении оставлено было немало.

Вот только фильмы-катастрофы обычно захватывают внимание зрителя, если персонажи достаточно живые, чтобы заставить себе сопереживать. А здесь буквально толпа героев, и у многих истории трагические, поэтому камера между ними мечется. Тут характер наметит пунктиром, там пару слов важных поймает, в итоге, они все условные.

В погоне за правдой автор не очень хорошо расставляет акценты – главными кажутся одни, а важными для сюжета окажутся другие. Например, Анатолий Букреев (почти наш соотечественник, и явно заслуживающий отдельной истории), глава одной из экспедиций, в кадре больше мелькал, чем находился, а в итоге спас много жизней. Но, что он за человек, из этой картины вы не узнаете. (Или вас устроит портрет из серии "челябинские мужики настолько суровы…"?)

Мотивация, а конкретно, вопрос, зачем они туда полезли, остается во многом открытым. И это не смотря на то, что некоторые герои отвечают на него прямо в кадре. Но их ответы – это отговорки. До сути – до настоящих сильных желаний, которые удовлетворяют на восьми тысячах метров, режиссер не докапывается. Люди не лазят медленно умирать без кислорода, чтобы вдохновить деток в соседней школе. Они лезут, чтобы впечатлить деток на всю жизнь, доказать что-то себе и людям, обрести признание и какое-никакое бессмертие. Но в такой правде они сами себе не признаются, а фильм этот вопрос быстро опускает и переходит к следующему. Выходит, что они лезут "because it’s out there", как говорят англоязычные альпинисты. Потому что гора там стоит.

Конфликта тоже нет. Есть толпа хороших людей, которая делает массу вполне человеческих ошибок. Подготовка оказалась недостаточной, погода – неподходящей. (Но как же повернуть? Деньги-то уплочены!) И всё пошло наперекосяк. В итоге, люди погибли или сильно пострадали. Это трагично, но где тут конфликт? Если б режиссер сконцентрировался на одной причине трагедии – несоблюдении техники безопасности, плохой организации или неопытности туристов! Даже на стихию можно было всё свалить (хотя и нечестно). А так почему всё в итоге случилось? От всего сразу. И это абсолютно логично в жизни, но плохо показано на экране.

Неспециалистам в принципе может быть сложно понять, что происходит. И это не смотря на то, что первая треть вроде как объясняет "чайникам", как залазят на Эверест. А уж когда все внезапно экипируются по-горному и становятся на одно лицо... А потом начинается буран, а в нем все альпинисты белы...

В такой ситуации сильно не хватает антагониста. Одинокой горе всё-таки нужен дракон Смауг. (Ну и что, что в реальности злодея не было? Это кино, а не реальность). Если противник – Эверест, то он плохой противник. Если гора не пойдет к Магомету (а она не пойдет), странно её потом винить, что с ним что-то случилось.

Из фильма непонятно, события 1996-го – это единичная трагедия, из ряда вон выходящее событие или это просто очередное восхождение на Эверест?

Потому что, по данным на 2013, туда пытались забраться 6871 человек и 4,042-м это удалось. Погибло при этом около 250 человек, и более 150 так и лежит на горе и служит дорожным указателем. То есть, ничего из ряда вон выходящего. И по скалолазным меркам это, представьте себе, не так уж много – на Монблане гибнет больше.

Так почему эта история? На самом деле, 1996-й – один из худших годов в истории Эвереста. Только 2014-й с лавинами и 2015-й с землетрясениями установили новый рекорд по количеству жертв.

В общем, это кино довольно среднее, с плохо выдержанным ритмом, разбегающимися сюжетными линиями и плохо раскрытыми персонажами. Хотя актеры явно стараются, а последняя треть фильма почти захватывает, особенно сцена с вертолетом.

Зато это весьма выразительное подкрепление мысли, что Джомолунгма – не место для неподготовленных зевак. Некоторые вещи не стоит делать коммерческими – слишком большого они требуют мастерства и профессионализма. Но это призыв в пустоту. Потому что с каждым годом желающих покорить вершину мира всё больше, а уж после блокбастера на эту тему там будут жуткие пробки у заветной точки, чтобы сделать селфи.

Одним картина точно хороша – Эверестом. К нему претензий нет. Хотя он и в документальном кино хорош. Конечно, не совсем честно сравнивать это с художественным кино, но тут вся ценность в видах. Человеческие истории лучше смотреть в других фильмах про альпинистов, благо их хватает.

Зато здесь все сцены, которые можно было снимать в горах, снимали в горах. И пейзажи не нарисованные, а, в крайней случае, снятые отдельно, а героев потом на них наложили сверху. Но это все равно не полностью компьютерная графика. Это Эверест, показанный так хорошо, как можно его показать в 2015-м.

Разумеется, на самый верх съемочная команда не забиралась – это все равно, что вылезти снимать кино в открытый космос. Техника до этого ещё не дошла. Но то, что съемочная группа сделала, очень и очень впечатляет. Из-за этого и стоит идти в кино. И именно в кино! Поверьте, большие горы на больших экранах производят гораздо более сильное впечатление!

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 07.07.2023, 12:51 "Переводчик" Гая Ричи. Заметки киномана

    Это второй за год фильм Гая Ричи. На этот раз никакой комедии и Джейсона Стэйтема. Только суровое мужское сотрудничество в Афганистане.

  • 24.03.2017, 10:05 "Живое". Заметки киномана "Живое" — картина про марсианина. Но это точно не оптимистичный Мэтт Дэймон из 2015-го. Здесь с красной планеты везут прото- "Чужого" — непонятное существо, у которого есть только две потребности: жрать и выжить. Хотя бы без размножения обошлись! Но зачем подобный фильм вообще взялись снимать, непонятно — настоящий "Чужой" с подзаголовком "Завет" выйдет уже 10 мая.
  • 09.12.2016, 10:42 "Под покровом ночи". Заметки киномана Когда какой-нибудь модный дизайнер внезапно решает стать режиссером, многие хмыкают. Мол, ну сейчас он наснимает! Все в стильной одежде принимают пафосные позы, и в этом весь смысл фильма. Когда это в меру легендарный в мире моды Том Форд... всё, как и ожидалось, — все в стильной одежде принимают пафосные позы. Но смысл на этом не заканчивается. Причем, настолько, что жюри Венецианского кинофестиваля выдало ему Гран-при.
  • 01.07.2016, 10:55 "Разрушение". Заметки киномана В последний четверг июня, кроме обычного проходного блокбастера ("Тарзан. Легенда"), на экраны внезапно выпустили несколько довольно интересных новинок. Для зрителей с детьми — "Большой и добрый великан" от Стивена Спилберга. Для любителей странного кино — "Человек — швейцарский нож" с Дэниэлом Рэдклиффом. А для тех, кто готов посмотреть что-нибудь в меру вдумчивое — драма "Разрушение" с Джейком Джилленхолом.
  • 01.04.2011, 05:30 "Исходный код". Заметки киномана Понедельник. По мнению многих людей – самый тяжелый день недели. Улицы Чигако – все спешат на службу, по каким-то другим делам. Никому не до кого нет дела. Взрыв. Десятки, если не сотни погибших. Картина разлетающегося на кусочки пассажирского поезда. Хорошая картинка для начала фильма?
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 25 сентября 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x