Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Саратовский драматург: "С подачи Табакова в спектакле Кирилла Серебрянникова использована моя идея"

  • 11:56, 15 мая 2019
  • Комментариев[13]
В апреле саратовский драматург Алексей Антипов (Дэлль-Василевский) объявил о том, что на старой сцене саратовского ТЮЗа может быть поставлена его пьеса, созданная по мотивам повести Михаила Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы" (создана по заказу Олега Табакова). На главные роли могут быть приглашены народные артисты РФ Марина Зудина и Сергей Сосновский. Эти имена возникли вовсе не случайно. Они связаны с историей создания пьесы и ее сценической судьбой - многообещающей, но не слишком удачной, весьма таинственной, а местами и почти криминальной.
Саратовский драматург: "С подачи Табакова в спектакле Кирилла Серебрянникова использована моя идея"

Как и любая сфера, а тем более представляющая мир искусства, театральная жизнь имеет бесчисленное число специфических особенностей, занимательных традиций, собственных правил хорошего тона и нехорошего, к сожалению, тоже. Их с трепетом и пониманием отслеживают бывалые театралы и с интересом изучают обыватели. Ведь речь идет о жизни кумиров, звезд или просто популярных людей. А в этом году вникать в творческие процессы нам всем предложил президент страны. Напомним, что 2019-й объявлен специальным Указом главы государства Годом театра.

Впрочем, ажиотажа вокруг царства Мельпомены пока не наблюдается. Может быть, по национальной традиции (да и по законам жанра) кульминация нарастет к декабрю. Но к сегодняшнему дню, например, в новостной ленте "СарБК" с связи с Годом театра упоминается о "Театральном марафоне" (сообщается о гастролях Пензенского театра), анонсируются Всероссийская акция "Библионочь" (была посвящена театру) и театральные интеллектуальные игры. А также рассказывается об обращении саратовских театралов к министру культуры Саратовской области Татьяне Гараниной. Прямо скажем, не густо, если учесть, что к лету театральная жизнь замрет и оживится только к октябрю. К слову, редакция "СарБК" готовит к Году театра собственный проект. Это будет цикл материалов о звездах с саратовской пропиской. 

Но и на уровне региональных властей звучали определенные идеи. На одной из встреч губернатору Валерию Радаеву (еще накануне Года театра) предлагалось посодействовать появлению на саратовских сценических площадках постановок по пьесам местных драматургов. И он охотно согласился с этим предложением. Но, видимо, позже к этой идее возвращаться не стали. Во всяком случае, в министерстве культуры Саратовской области об этом проекте ничего не знают. Да, и театры, наверное, оказались от этого не в восторге. В ТЮЗе, например, объяснили, что появление того или иного автора в афише театра является результатом сложного процесса, в котором воедино сходятся и литературный материал, и проблемы, волнующие режиссёра, и возможности труппы и цехов, и общая художественная политика театра. А "заказ" той или иной темы или конкретного автора следует считать не иначе, как "вмешательством в тонкий творческий процесс". При этом здесь отметили, что в театре практически всегда были представлены произведения саратовских драматургов - Алексея Слаповского, Елены Красновой, Марии Соловьевой и других. 

А по словам еще одного саратовского драматурга - Алексея Антипова (Дэлль-Василевский), на старой сцене ТЮЗа может быть поставлена и его пьеса "А завтра где ты, человек?", созданная по мотивам повести Михаила Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы". 

Работа над ней началась в 1995 году по предложению Олега Табакова, тогда художественного руководителя театра "Табакерка". Он хотел сам сыграть Порфирия Головлева, роль Анны Головлевой должна была исполнить Марина Зудина, а роль Арины Петровны писалась под Марию Миронову. Это был давний замысел Табакова. Говорят, что на тот момент у него уже было пять версий для постановки "Головлевых", но ни одна из них не удовлетворяла полностью. 

Позже Олег Табаков возглавил МХТ и пьесу решено было ставить (в том числе по желанию автора) на сцене в Камергерском переулке. Поменялся и режиссер. По словам Алексея Антипова, произведение было передано Кириллу Серебрянникову (тому, кто сегодня обвиняется  в хищении 68 млн руб., выделенных государством на поддержку театрального проекта "Платформа"). 

Александр Стульнев, фото m24.ru

Александр Стульнев, который работал директором "Театра Табакова" с 1997 по 2018 год (сейчас директор Московского академического театра им. Маяковского), вспоминает: "К моменту моего прихода в театр, Алексей Василевский уже завершил работу над пьесой. Но Табаков никак не мог найти для нее режиссера, и когда он стал руководителем МХАТа, он предложил поставить эту пьесу Кириллу Серебренникову. Просто отдал ему эту пьесу для постановки. Но Серебрянников имеет обыкновение, как и многие режиссеры, делать инсценировку под тот режиссерский замысел, который рождается у него в голове. Поэтому пьеса, к сожалению, так и не была поставлена в том варианте, в котором ее написал Алексей Василевский. И это очень жаль, потому что отзывы театральных критиков о пьесе были очень хорошие и мне самому она казалась достаточно совершенной и отражающей все идеи романа. Помню, что там был очень интересный ход с введением роли отца Иудушки Головлева, которого в романе, как живого лица, нет. У Салтыкова-Щедрина он к моменту основных действий уже умирает и о нем только говорится. Этот смысловой ход я считаю очень интересным потому, что многие идеи романа основываются на взаимоотношениях отца Иудушки и самого героя. В постановке Серебрянникова роль Иудушки Головлева играл Женя Миронов. Этот спектакль довольно долго шел на малой сцене МХТ и пользовался огромным успехом". 

Но и в постановке Кирилла Серебряникова (премьера состоялась в 2005 году) присутствует роль отца Порфирия Головлева. Ее сыграл народный артист РФ Сергей Сосновский. Вместе с этим, режиссер "оживил" и всех других персонажей, которые умирают по ходу действий. Алексей Антипов рассказывает: "В 2003 году мне позвонил Олег Табаков и сказал, что возник режиссер Серебрянников и пойдет его версия постановки спектакля "Господа Головлевы". Я видел эту версию и считаю, что господин Серебрянников присвоил себе мою идею о введении роли Владимира Головлева. Я полгода провел в Ленинской библиотеке и тщательно создал крайне корректную компиляцию исходя из того, что в ремарках у Салтыкова-Щедрина есть ссылка на то, что отец Порфирия Головлева был ярым поклонником поэта Ивана Баркова. Но  Серебрянников взял некоторые, самые скабрезные стихи Баркова и что-то, по-моему, сочинил сам. У него Владимир просто восхищается поэтом. Я считаю, что Серебрянников поставил спектакль исходя из моей пьесы, то есть, он взял за основу мое произведение и просто переделал некоторые ходы. Но при этом не указал нигде моего имени. Я убежден, что речь идет о нарушении авторских прав".  

Алексей Дэлль-Василевский признает, что после завершения работы над пьесой, он получил разовый гонорар от Олега Табакова (1 тысяча долларов), и он был вручен в качестве аванса. В последующем же никаких авторских отчислений от театральных сборов он не получал. Что касается причин такого поворота событий, то драматург предполагает: "Мне говорили, что тогда Олег Павлович заподозрил меня в сговоре с режиссером Фокиным, а он тоже претендовал на пост худрука МХТ. Но я Фокина даже не знал. Таким образом я попал в центр интриги. Поэтому Табаков мог намеренно убрать меня из этой работы". 

Евгений Миронов, фото tvkinoradio.ru

Во время творческого визита в Саратов на эту тему высказался и Евгений Миронов. На вопрос о пьесе Антипова и постановке, в которой он играл, народный артист сказал: "Серебренников сделал произведение Василевского более стройным". 

Кстати, саратовский драматург задумывался о восстановлении своих авторских прав. "Меня даже председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин спрашивал о том, почему я не подаю судебный иск. Но я встречался с юристом Российского авторского общества, членом которого являюсь. И мне ответили, что этим вопросом они не занимаются. Тогда чем же занимается организация, которая призвана защищать авторские права? Наверное, только берет проценты с гонораров ее членов".  

Александр Стульнев считает, что в Саратове пьесу Дэлль-Василевского следует ставить в ее первоначальной версии. "Я еще раз хочу подчеркнуть, что Олег Павлович оценивал эту работу очень высоко. И если саратовский ТЮЗ поставит пьесу в том виде, в котором ее написал Алексей Василевский, то это будет замечательно. Ведь это будет об идеях, мечтаниях Олега Табакова". 

Этот проект можно считать абсолютно саратовским не только потому, что его задумывали и воплощали два земляка, но и потому, что роль отца Иудушки Головлева писалась для опять же саратовца, народного артиста Александра Галко. Он не сыграл ее потому, что вернулся из Москвы в Саратов, к своим ученикам. 

Впрочем, директор саратовского ТЮЗа, заслуженный артист России Игорь Баголей ответил на вопрос о постановке весьма уклончиво: "Постановочные планы театра на ближайший сезон по традиции объявляются в июне, вместе с итогами прошедшего театрального сезона. Как правило, в таком формате озвучиваются те названия и авторы, которые уже находятся в работе театра, в стадии активной подготовки. Не будем раскрывать раньше времени всех секретов, но можем сказать, что названия "Господа Головлёвы" в ближайших анонсах театра вы не увидите. Планы театра на дальнейшую перспективу обнародовать не принято, переговоры с авторами и постановщиками будущих спектаклей — процесс сложный, творческий, даже непредсказуемый. Поэтому ответить точно на вопрос, появится ли то или иное название в афише театра в ближайшие годы, невозможно. Нужно запастись терпением".

Говорят, артисты театра и кино должны обладать железным терпением. Судя по всему, оно требуется и драматургам со сценаристами. Ну, а зрители находятся в постоянном ожидании каких-то ярких проектов. Но в Год театра оно, это ожидание, значительно усиливается по всем свои параметрам. 

Комментарии - 13
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • Гомофоб
    Саратовец 344, крепкий и стойкий запах "вазелина" стоит в театральщине. Не все Саратовские переулки и театральные кружки названы именем скомороха Табакова. А на подходе - Серебренников, узник "кровавого режима".
    15 Мая, 12:55
  • русскiй патрiотъ
    Как они, скоморохи. любят своё изображение, портреты и прижизненные памятники. Посмотрите, какое счастье на лице у этого кренделя на фото рядом со своим портретом. Жизнь - удалась. Скрыть Комментарий скрыт по результатам оценки пользователей. Показать
    15 Мая, 13:00
    , ответ для Гомофоб
  • Dallas Jet
    русскiй патрiотъ, этот "крендель" не сам повесил свой сценический портрет в кулуарах драм.театра. Слюной не захлебнись.
    15 Мая, 22:00
    , ответ для русскiй патрiотъ
  • Ткачев Виктор
    Надеюсь справедливость будет восстановлена. Воровать грешно. В хорошем фильме сказано, если воровать у своих, то рога вырастут.
    16 Мая, 13:22
  • Аноним 978
    16 Мая, 13:26
    , ответ для Гомофоб
  • Lawyer164
    Гомофоб, Темин Гомофобия — иррациональный страх перед гомосексуальными мыслями, чувствами, поведением и людьми. Термин «гомофобия» употребляется в европейских официальных документах, где данное явление в некоторых случаях рассматривается в одном ряду с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и сексизмом. Термин «гомофобия» критикуется по причине того, что данное понятие не является фобией в клиническом смысле, термин не является полностью подходящим. Исполнительный директор Федерации Каратэ Саратовской области, Юрист 1 класса Канаев дмитрий Сергеевич.
    16 Мая, 13:26
    , ответ для Гомофоб
  • Алексей Антипов (Дэлль-Василевский)
    Гомофоб, Господин Гомофоб в настоящее время мы, работники Федерации Каратэ саратовской области готовим законопроект Федерального закона "О введении Государственной цензуры в интернете. На псевдонимы носящие откровенно провокационный характер. Следующим комментарием будет опубликована ссылка на электронный кошелек для сбора средств в пользу разработки этого закона. Советую вложиться.
    16 Мая, 13:55
    , ответ для Гомофоб
  • Невзять
    Пьеса по мотивам пьесы. Пьесой навеяно. Ничего путного, пардонте, сами не могём.
    16 Мая, 13:59
  • Карина Орехова
    Господа! Необходимо восстановить историческую справедливость! Пьеса должна быть !!! Должна быть в постановке автора! Только его видение и понимание может принести зрителю удовольствие от театра и восторг от игры актеров ( тем более что актерский состав тоже авторский)! В память о нашем уважаемом земляке Табакове! Руководство ТЮЗа должно, просто обязано, рассмотреть вопрос и принять положительное решение о срочной постановке ( уже в следующем театральном сезоне) пьесы на саратовской !!! сцене! Господин Боголей! Саратовский и, нетолько саратовский, зритель ждет Вашего ответа!!!
    16 Мая, 15:26
  • Коля
    Алексей Антипов (Дэлль-Василевский), Сам то понял о чём написал?
    16 Мая, 17:21
  • Прохожий 731
    Почему то Серебряников, СеребрЯнников? То Серебренников ? В одной статье три разных написания фамилии.
    20 Мая, 16:29
  • Зритель 64
    Дело ясное,что дело темное..Зритель уже устал от постоянных фальш.парадов и кавер версий.Нам необходимо настоящее, оригинальное творчество! Печально,что в год театра закроется театр им.Чернышеаского...И так хочется,что бы с приходом нового директора ТЮЗа,в любимый театр влилась свежая струя оригинального творчества наших талантливых земляков!!
    20 Мая, 17:36
  • Зритель 64
    Дело ясное,что дело темное..
    20 Мая, 17:37
  • Алексей Антипов (Дэлль-Василевский)
    Дорогие читатели! Публикуем яндекс - кошелёк на дальнейшую разработку закона об "адресации в интернете". Ваши взносы нам помогут! 410011757485675 С Уважением, Алексей Антипов (сценический, писательский и спортивный псевдоним Дэлль-Василевский, составлен из фамилий репрессированных дедов)
    вчера, в 17:44
Добавить комментарий
Новые материалы
  • 24.05.2019, 11:24 "Аладдин". Заметки киномана Жаловаться больше нет смысла. Беспощадная деньгопечатная машина Дисней будет делать игровые римейки своих мультфильмов, пока они все не кончатся, а потом начнет строгать по ним спин-оффы и сериалы для своего стриминг-сервиса. Единственное, что вы можете сделать, — не поддерживать их рублем. Это даже не будет какой-то особенной жертвой — как и в случае с "Золушкой" и "Красавицей и Чудовищем", вы не пропустите ничего принципиально нового, если не посмотрите этого "Аладдина" в кино.
  • 22.05.2019, 12:40 Все бабы – стервы. В драме – один труп и "Восемь любящих женщин" Идеальная женщина из ничего может сделать три вещи – салат, шляпку и скандал. В новом спектакле саратовского драматического театра салатов замечено не было, со шляпками все в порядке, а скандал это не просто скандал, а настоящее убийство. Ну а как может быть иначе, если на сцене одновременно пытаются ужиться сразу восемь женщин. Мужчинам на этот девичник вход строго воспрещен, исключение сделали только для режиссера Николая Покатыло.
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 15 мая 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x