- A
- +A
- +A
Эксперт: Саратовские пчеловоды соберут половину от ежегодной нормы меда
- 15:10, 30 июля 2019
- Комментариев[11]
Пчелы хрустят под ногами
Пчеловоды же категорично обвиняют фермеров в безграмотной и беспощадной обработке полей с медоносами ядохимикатами. Кто с непечатными выражениями, а кто-то почти со слезами на глазах показывает журналистам пустые ульи и слой мертвых пчел на земле, которые отвратительно хрустят под ногами. Их так много, что надо убирать ведрами. И если для большинства читателей эти иллюстрации лишь дополняют рассказы о загадочных явлениях, то для пасечников - это детали к историям о миллионных убытках. Эксперты примерно подсчитывают: в среднем один улей стоит 5-6 тысяч рублей, и если у пчеловода погибли 80 ульев (реальный пример из Саратовской области), то его потери вместе со стоимостью меда, которые могли бы произвести пчелиные семьи, составят не меньше миллиона рублей. Мед - продукт не дешевый, но и затраты для того, чтобы его выставить на прилавок, являются вовсе не копеечными. Пасечники кроме специального инвентаря и оборудования, постоянно приобретают пчелопакеты, племенных маток, лекарства, вощину - всего в двух словах и не перечислить, а это могут быть вложения под сотню тысяч рублей. А еще необходимо оформлять ветеринарно-санитарный паспорт пасеки, квитанции о сдаче анализов с каждой пчелосемьи, оплачивать регистрацию в информационной системе "Меркурий", для торговли на рынке каждые две недели оплачивать пробы продукции.
Не удивительно, что когда пчеловоды столкнулись с разорением своих "производств", они попытались привлечь внимание властей и общественности к ситуации. Самые активные направили обращение на "прямую линию" с президентом страны и открытое письмо в министерство сельского хозяйства РФ с заявлениями о начале "настоящей экологической катастрофы" и требованием "законодательно рассмотреть и остановить массовую травлю пчел". Там также говорится, что ущерб понесли более 1000 пасек и, по предварительным данным, погибло более 100 000 пчёлосемей.
В том, что насекомые погибли от применения ядохимикатов на сельскохозяйственных полях, уверены даже те, кто не пострадал от пчелиного мора. Пчеловод из Татищевского района Саратовской области Ярослав считает, что причиной падения пчелиного поголовья стало применение особенно сильного препарата.
Пестицидная игла
Мнения авторитетных экспертов о версии причин «пасечных страданий» при этом разделяются. Заведующий кафедрой "Защита растений и плодоовощеводство" СГАУ, доктор сельско-хозяйственных наук, профессор Иван Еськов в комментарии "СарБК" заявил: "Я считаю маловероятной единственную причину гибели пчел одновременно в разных регионах страны от применения пестицидов".
Саратовский ученый объяснил, что львиная доля всех ядохимикатов, которые используют фермеры, используется для борьбы с сорняками. На втором месте по общему объему - препараты, которые защищают растения от болезней. Эти две группы химикатов почти безопасны для пчел. И только на третьем месте — пестициды, которые действуют против вредителей и могут негативно воздействовать на обитателей ульев.
При этом основными пчелоопыляемыми культурами, которые растут на наших полях, являются гречиха и подсолнечник. Но обработка их "противовредительными" препаратами маловероятна. "На гречихе может появиться гречишный листоед, но его у нас особенно нет. На подсолнечнике подобные обработки тоже проводятся редко. Его вредители — это усач, шипоноска и тля, но они тоже обычно не достигают большой численности", - говорит аграрий.
И снос химиката, как говорят специалисты, во время сильного ветра нельзя рассматривать в качестве основной версии гибели пчел. «Не думаю, что фермер такой глупый, что стал бы обрабатывать поля при скорости ветра, которая намного превышает допустимые значения. На самолетах сейчас редко обрабатывают поля, в основном это делают с помощью наземной техники. А в этом случае снос не стал больше 300-500 метров». То есть, и этот фактор по мнению эксперта, не выглядит значительным для столь масштабных потерь пчелиных хозяйств.
"Конечно, если имело место неграмотное применение пестицидов на цветущем подсолнечнике, о котором не знали пчеловоды, то гибель пчел возможна, - продолжает Иван Еськов. - Но тогда бы пасечники не столкнулись с гибелью всей пчелиной семьи. Дело в том, что в семье, состоящей из 100 тысяч пчел, число летных пчел составляет чуть больше половины. Остальные занимаются внутриульевой работой. И они вряд ли могут погибнуть от отравленного нектара, который им принесли. Потому что производство меда - это очень длительный процесс. Нектар проходит через пищеварительную систему пчелы и побывав в зобике, снабжается ферментами и витаминами, потом он выплевывается в ячейку, чтобы остальные пчелы опять взяли его в рот, обработали и опять выложили обратно, пока не испарится около 80% влаги."
Доктор сельско-хозяйственных наук прокомментировал и результаты лабораторного исследования погибших пчел: "У насекомых обнаружены остатки пестицидов. Но это же не говорит о том, что они привели к смерти. Мы применяем химикаты уже 100 лет и давно сидим на пестицидной игле. Ни одна культура не возделывается без применения ядохимикатов. Если проверить нас и многие другие живые существа, тоже можно обнаружить пестициды, но гибель от этого не наступает. Ведь исследование должно ответить на вопрос о том, что у погибшей пчелы было с кишечником, что под крыльями, под члениками. Может это была пчелиная вошь, клещ, гнилец или уже у личинки была болезнь, а потом она передалась пчеле".
К слову, в аграрной сфере отмечается тренд на отказ от обработок растений по полях. Вопросы защиты культур от болезней и вредителей все чаще решаются на уровне подготовки семян к посадке. Препарат таким образом воздействует на семя, что росток из него выдерживает провокацию на болезнь и атаку вредителей до пятого листа, практически месяц после всходов.
Виноваты ядохимикаты
Профессор кафедры "Морфология и экология животных" СГУ, председатель саратовского отделения "Русского энтомологического общества" Василий Аникин абсолютно уверен, что пчелы в стране гибнут из-за действия инсектицидов, которыми фермеры для спасения своего урожая обрабатывают поля. "Наиболее рабочее расстояние для пчел — это 1-3 километра от пасеки. Они могут отлетать и на 5 километров, но взяток (добыча пчелы, которую она доставила в улей. - СарБК) в этом случае будет меньше. Пчелы, которые во время работы попадают на обработанные поля, захватывают яд на свои щетинки, волосики, которыми опушены их лапки, грудь, туловище и несут эти маленькие капельки в семью. Они передают этот яд своим собратьям при контакте в улье и таким образом их поражают, настолько сильные эти препараты", - категорично заявляет ученый. От занесенного в ульи ядовитого вещества может погибнуть вся пасека, уточняет Василий Аникин.
По словам энтомолога, инсектициды убивают всех насекомых на полях — жуков, муравьев, от этого погибают и хищные насекомые, которые там охотятся.
На вопрос о том, почему именно в этом году от действий ядохимикатов погибли пчелы, Василий Аникин ответил: "Дело в том, что года два назад с Россельхознадзора были сняты функции контроля за применением фермерами песцитидов. Поэтому фермеры сегодня могут лить на поля что угодно, даже если в инструкции написано, что этим веществом нельзя обрабатывать поля с рапсом, поскольку можно нанести ущерб медоносным опылителям. Они все равно применяют эти препараты, потому что они являются очень эффективными. Я считаю, что соответствующие функции надзорному ведомству надо вернуть и штрафовать фермеров за неграмотное применение препаратов. Или пчеловодам следует обращаться в суды с исками в отношении фермеров и требованием возместить ущерб. Доказать, что пчелы с конкретной пасеки попали под действие ядохимиката на конкретном поле сложно, но возможно".
К слову, минсельхоз недавно сообщил о том, что "в целях обеспечения государственного контроля за безопасным применением пестицидов, в том числе для медоносных пчел, министерством подготовлен к внесению в правительство Российской Федерации законопроект, которым предлагается в полном объеме наделить Россельхознадзор полномочиями по осуществлению такого контроля".
Секретные пчелы
При всей активности обсуждения массовой гибели пчел, масштабы бедствия в Саратовской области остаются невыясненными. На все соответствующие вопросы в областном министерстве сельского хозяйства журналисту "СарБК" произносили одну и ту же фразу, как в автоответчике: "Обратитесь к заявлению минсельхоза России по этому поводу". А на просьбу о числе пострадавших пчеловодов в регионе, в пресс-службе ведомства ответили: "Мы не имеем права предоставлять вам такую информацию". Пчелы их там что-ли покусали? Почему эти сведения оказались секретными для СМИ и кто вдруг отнял право у ведомства сообщать информацию о проблемах в сельском хозяйстве?
Между тем, в других регионах собрали и свели все имеющиеся сведения о бедах пасечников. Например, в Курской области пчелы погибли в 15 из 28 районах региона, пострадало 90 пчеловодов. В Подмосковье масштаб гибели пчел в этом году назвали пугающим, только в одном Зарайске пали больше 300 пчелиных семей. В Алтайском крае, по данным "Российской газеты", мор зафиксирован примерно в 30 районах. В Тульской области гибель пчел охватила шестнадцать районов, погибли более 5 000 пчелиных семей (в среднем 70% потерь на пасеках). В пострадавших регионах рассматривают возможность или уже приняли решение о денежной компенсации потерь пчеловодов. Конечно, речь не идет о Саратовской области — у нас чиновники даже не говорят на эту тему. Если судить, опять же, по информации в СМИ, то в нашем регионе пострадали пчеловоды Петровского, Романовского, Турковского районов.
В саратовском Обществе пчеловодов-селекционеров на вопрос о потерях сообщили, что только в Калининском и Лысогорском районах погибло 6 000 пчелиных семей (в одной семье может быть до 100 000 тыс. пчел).
Дмитрий Маслов подчеркнул, что пчеловоды, объединенные в общественную организацию, все же надеются на то, что министерство сельского хозяйства области проведет встречу с пчеловодами и выслушает предложение о запрете использования особо опасных веществ для обработки полей на основе неоникотиноидов и глифосатов (разработки конца 70-х годов, применялись для "ковровой" зачистки территорий), о рекомендациях по использованию препаратов с содержанием репеллентов (пчелы чувствуют неприятный запах и не летят на поле) и просьбе о координации работы растениеводов и пчеловодов (обязательные предупреждения об обработке).
Кстати, мы изучили текст обращения федерального минсельхоза и попросили профессора Ивана Еськова прокомментировать утверждение "об отсутствии рисков сокращения урожайности сельскохозяйственных культур" (в федеральном министерстве заявляют, что доля погибших насекомых составила 1,3% от общего числа пчелосемей в РФ). Ученый ответил: "Я думаю, что минсельхоз делает такие заявления без опытных данных и для того, чтобы с себя, так сказать, списать эту тему. При этом в масштабах страны это трудно оценить. Все же, в рамках всей России потери десятка миллиона пчел назвать массовой гибелью нельзя. То, что произошло, не повлияет на зерновые и кормовые культуры, на картофель, свеклу. Остаются пчелоопыляемые культуры, но я говорил, что их не много. Да и дикие опылители помогут сохранить урожай. На самом деле, поля ими насыщены, они живут в почве, по опушкам, в лесопосадках. В опылении растений участвуют дикие пчелы, шмели, мухи, бабочки. Их на полях тысячи".
Мед станет дороже
О том, что нынешняя ситуация послужит повышению цен на продукцию пчеловодства, эксперты не сомневаются. Мед уже подорожал на 20%, говорит Дмитрий Маслов. Этим летом пчеловоды соберут только половину от ежегодной нормы продукции, прогнозируют специалисты. Сейчас владельцы пчелиных семей с трудом делят между собой территории, свободные от ядохимикатов — отдаленные лесные массивы, но кормовой базы для насекомых все равно не хватает. Да и выжившие насекомые пребывают далеко не в "лучшей форме". "Обработки прошли в то время, когда пчелиные семьи были в состоянии роста. Поэтому сейчас, когда они должны быть в полной силе и собирать товарный мед, многие находятся в стадии наращивания. То есть, нектар используется для выкармливания личинок, а число пчел-сборщиц невелико",- объясняет пчеловод.
Дальнейшее повышение цен скорее всего произойдет с сокращением запасов меда у пчеловодов, а оно, судя по всему, будет проходить стремительно. К тому же, часть запасов уже уходит в другие регионы. Например, в Петербург, где нынче выдалось холодное лето и пчеловоды тоже не собрали должный урожай меда. Туда сейчас уходят "редкие меда", как выражаются пасечники. При этом, сильно пострадали области, которые традиционно "кормят Москву" медом. При этом из Сибири, где выдалась особенно жаркая погода никаких хороших новостей от пчеловодов не поступает. Более точные даты и параметры резкого скачка цен на мед станут понятны осенью.
Остальные версии
Профессор СГУ, энтомолог Василий Аникин предполагает, что еще одной, кроме пестицидов, проблемой пчел является электро-магнитное излучение станционных вышек мобильной связи. "Они не оказывают такой прямой эффект, как инсектициды, но негативное влияние несут. Пчелы не гибнут, они выходят из поля действия установок и возвращаются в улей, но поведение их меняется. Излучение дезориентирует пчел. Например, под его влиянием пчела-разведчик может не так исполнить свой танец, в котором закодирована информация для других пчел о том, в каком направлении лететь, какие цветы искать и какой взяток можно там забрать. Это известные факты, но кто же будет с этим бороться".
Профессор СГАУ Иван Еськов в свою очередь рассказывает, что пчелы являются таким же индикатором чистоты места своего обитания, как и раки, которые реагируют на экологию водоема. То есть, пчелы являются нежными созданиями, несмотря на болезненность укусов и жгучий яд. К тому же, пчелиное население имеет массу заболеваний, которые могут "выкосить" пасеки. И опытные пчеловоды об этом знают.
Еще одну реплику позволил себе профессор СГАУ: "Я свой новый дымарь растопить не могу. Вообще, оборудование и инвентарь для пчеловодов стал каким-то примитивным, некачественным. Не исключено, что и подкормка, которую использовали пчеловоды, была некачественная. Поэтому и погибли пчелы".
Но критика по поводу состояния дел в современном отечественном пчеловодстве можно быть адресована не только качеству инвентаря. Здесь много пунктов.
Так, по сравнению с цивилизованными странами, у нас все перевернуто с ног на голову. Потому что в европейских странах фермер-растениевод перечисляет деньги пчеловоду за то, что тот привезет на его поля ульи и пчелы будут опылять его же посевы, а значит, обеспечат урожай и, следовательно, прибыль. А в России пчеловод находится в унизительном положении, потому что просит фермера пустить его на поля с медоносами. К слову, сложившиеся правила игры пытаются сломать в Липецкой области. Там чиновники призывают сельхозпроизводителей принять финансовое участие в выплате компенсаций пчеловодам и пытаются внушить, что "без пчелы ни одно из направлений аграрного бизнеса не будет прибыльным, так как в опылении нуждается большинство культур".
Пчеловоды в России не обеспечены должной инфраструктурой. Например, абсолютно не налажен сбыт воска. Выгодно продать можно только обработанный желтый воск, а "сырец" коричневого цвета копится у пчеловодов в мешках.
Эти и другие проблемы пчеловодов приводят к тому, что их число с каждым годом сокращается. Владелец пасеки из Ртищевского района утверждает, что участники медового рынка бросают свое дело из-за того, что это сложно и малорентабельно. Труд пчеловода вовсе не сладкий и из-за того, что власти не оказывают должной помощи и поддержки. Порядка нет не только в своей, но и в соседних сферах. А если ко всему прочему контроль качества продукции пчеловодства, которая выставляется на прилавок, даст сбой, то и нам, потребителям, придется отказаться от меда. Ведь при высокой концентрации пестицидов он может оказаться ядовитым.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- 19.05.2020, 09:40 "Спаси пчел" от массовой гибели. Фермеры и пасечники смогут договориться на специальной платформе В сегодняшние дни любая тема, которая прямо не связана с пандемией коронавируса, так или иначе оценивается на актуальность. Проблема массовой гибели пчел заняла место в топе информационных поводов еще летом прошлого года. Весь сезон звучали рассказы о миллионах мертвых насекомых и угрозах экологической катастрофы. Пасечники 30 регионов страны, и саратовского в том числе, потеряли более 80 тыс. пчелиных семей (численность одной семьи может достигать 100 тыс. особей). Ущерб отрасли составил 2 млрд рублей. И нынешний сезон уже открыл печальный счет, из Ставропольского края пришли тревожные сообщения о гибели пчел. Но и хорошие новости поступили накануне нового медосборного сезона. На помощь российским пчеловодам пришли современные технологии. В стране создана информационная платформа, которая поможет снизить негативные последствия использования средств защиты растений.
- 20.12.2024, 15:04 Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение»
-
20.12.2024, 14:37
"Еретик" и ужасное очарование Хью Гранта. Заметки киномана
Если вы хотите очень страшный ужастик, вам не сюда. Но если вам нужен средней страшности ужастик и очень зловещий Хью Грант, вам сюда и больше никуда!
- Неделя
- Месяц
- Мужчина приехал в Саратов за проституткой и нарвался на аферистов 5
- Водителю троллейбуса вынесли приговор за ДТП "под кайфом" 4
- "ВАЗ" с 18-летним водителем врезался в дерево, погибла женщина 3
- Аренда больницы. С "клана Грищенко" взыскано 117 миллионов 3
- Два высотных здания на Московской переданы в госсобственность 3