Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Провинциальные истории. Кораблекрушение на Волге

  • 09:11, 21 мая 2020
  • Комментариев[3]
Более 130 лет назад на Волге в границах Саратовской губернии произошло первое крупное кораблекрушение пассажирского парохода, в результате которого погибло, по одним данным, около 80, по другим - около полутора сотен человек.
Провинциальные истории. Кораблекрушение на Волге Гибель парохода "Вера" (по описанию очевидцев рисовал А. Рябушкин, "Всемирная иллюстрация", 30 августа 1886 г.)

От неосторожности

Вечером 7 августа 1886 года от с. Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии отчалил пароход "Вера", который шёл из Астрахани вверх по Волге. Он был построен в Твери в 1881 году, мог вместить до 6 тыс. пудов груза и 600–700 пассажиров и принадлежал пароходному обществу "Самолёт". По некоторым данным, в тот день пароход вёз около 400 человек: троих – в первом классе, 12 – во втором, остальных – в третьем, в том числе, три артели рабочих: русскую, татарскую и персидскую.

Сгущались сумерки, и в каютах начали зажигать керосиновые лампы. В одной из них (дамской, 1-го класса) лакей Василий Чернышёв решил долить керосин при горящем фитиле. Вспыхнул огонь, который стал быстро распространяться по каюте, а затем и за её пределами, в носовой части корабля. До села Ровного на противоположном, левом берегу Волги, которое находилось тогда на территории Самарской губернии, оставалось всего около километра, но причалить к нему из-за крутогорья было невозможно, и капитан парохода Михаил Алякрицкий приказал развернуть "Веру" к пологому и песчаному берегу ближайшего острова. Отдав приказание, он неожиданно исчез, и пассажиры были предоставлены сами себе.

Спасайся, кто может

Началась паника. Спасаясь от огня, люди прыгали в воду. Многие не умели плавать, и кто-то распорядился бросать им столы, стулья, скамейки – всё, что помогло бы удержаться на плаву. Но некоторые как раз и тонули от этого: тяжёлые предметы попадали им в голову.

Жертв оказалось бы меньше, если бы "Вера" причалила к берегу боком, но, неуправляемая (её бросили на произвол судьбы и машинисты), она ткнулась в песок горящим носом, и корма оставалась на глубине. Кроме того, спасавшимся вплавь приходилось преодолевать встречное течение, которое возникло от работающих колёс.

Из чувства самосохранения обезумевшие от страха люди хватались друг за друга и так и тонули, схватившись за руки. На следующий день спасатели выловили семь сцепившихся таким образом тел.

Ужасная картина

Приехавший на место трагедии корреспондент "Саратовского листка" увидел целую "вереницу человеческих тел, в беспорядке разложенных вблизи воды на сыром песке":

"На первом плане распростёрт, уткнувшись лицом в песок, какой-то старый инородец в войлочной шапке, неизвестно, каким чудом сохранившейся на нём. Рядом с ним лежит русский рабочий довольно плотного сложения, с багровым опухшим лицом. Далее 10-12-летний крестьянский мальчик лежит, будто приютившись к какому-то рабочему. Поблизости от них – целая группа: молодая, по-видимому, красивая женщина с прижатым к груди ребёнком, личико которого обращено к зрителю (руки матери закоченели, обнимая малютку); женщину, в свою очередь, держит за подол платья какой-то мужчина – быть может, это целая семья…

Дальше… Но чем дальше, тем всё более и более душа замирает при виде жертв человеческой оплошности и легкомыслия! Черты некоторых лиц искажены борьбой со смертью, у иных выражение лица спокойное – признак мгновенной смерти…"

А при осмотре сгоревшего корпуса "Веры" он обнаружил "печальные признаки совершившегося несчастья: в разных местах были усмотрены обгорелые скелеты четырёх взрослых людей".

Троицкая церковь в с. Золотое, где отпевали погибших, eparhia-saratov.ru

Чудесное спасение

Некоторые из тонувших спаслись просто чудом.

"Один из пожилых татар (саратовец) бросился в воду и случайно ухватился за окно каюты второго класса, – писал популярный журнал "Всемирная иллюстрация". – Пока он держался, пламя, относимое ветром, несколько раз лизало ему спину и довольно сильно сожгло её. К тому татарину спустился с палубы какой-то мальчик и сел ему на плечи. Их обоих спасли.

В то время, как люди молодые, здоровые погибали, спасся древний старик, разбитый параличом. По его словам, он, при виде опасности, всё снял с себя, кроме кожаного мешочка, в котором был его паспорт, и, бросив клюку в воду, перекрестился и тоже кинулся за борт. Долго он плыл, действуя одними руками, но, когда доплыл до берега, понял своё беспомощное положение: не будучи в состоянии двигать ногами, он не мог на руках выйти на берег и оставался лежать в воде до тех пор, пока его не вытащили добрые люди. Старуха, жена его, также оказалась спасённой. Говорят, что она плыла на корзине, в которой были утки, и была поймана за 4 версты от места катастрофы".

Повезло и большой группе пассажиров, покинувшей "Веру" в самом начале трагедии. Их подобрал оказавшийся поблизости буксирный пароход купца Обухова. Он доставлял спасшихся на левый, Ровенский берег Волги. Местные жители снабдили их всем необходимым, а торговцы собрали около 600 рублей деньгами, разными вещами и едой. Кроме того, здесь наскоро была устроена столовая.

Вид на село Золотое, современное фото, temples.ru

Наказание

Дело о крушении парохода "Вера" рассматривалось без присяжных заседателей в Саратовском окружном суде в декабре того же года с участием председателя суда Н.И. Непорожнева и членов суда Гофмана и Петропавловского. Обвиняемые – капитан Алякрицкий и лакей Чернышёв. В качестве "вещественных доказательств" – модель парохода "Вера" и две пароходные лампы, точные копии той, из-за которой начался пожар.

Подсудимые обвинения в свой адрес не признали. Однако выводы специалистов, показания свидетелей, протоколы опросов потерпевших и осмотра места происшествия доказывали, что трагедия произошла из-за их халатности. Прокурор Н.П. Слепцов был неумолим:

"…неосторожность Чернышёва несомненно доказана: гг. эксперты пришли к одному заключению, что взрыв лампы той системы, какой они были на пароходе, мог произойти или от вливания керосина, или от того, что горелка была засорена.

…Алякрицкий своим поведением внёс полную панику в экипаж парохода и вместо того, чтобы распорядиться, он поспешил скрыться в безопасное место. Он сбежал вниз не для того, чтобы быть борцом за интересы пассажиров, а чтобы позаботиться о своём спасении. Говорят, что он растерялся, но, по-моему, этого-то он и не должен был делать. Поступая в капитаны, он обязался не теряться, а раз он упал духом ввиду грозящей опасности, то, значит, он не исполнил своего долга".

Обвинения звучали жёстко, а соответствующая статья (1466) Уложения о наказаниях была непропорционально мягкой: виновников катастрофы приговорили всего к четырём месяцам тюремного заключения.

Постскриптум.

Почти все погибшие похоронены на кладбище села Золотое. Однако об этом давно забыто, могилы не сохранились, а остров, к которому причаливала горящая "Вера", затоплен Волгоградским водохранилищем.

Автор: Юрий Каргин
Похожие материалы
  • 27.02.2018, 11:01 1807 год. Война с Францией, Турцией и первый пароход Историки утверждают, что современная политическая карта Европы, основы нынешней экономики и культуры были заложены в 19 веке. Но до сих пор разгаданы не все его тайны, заполнены не все "белые пятна", не все события того столетия получили объективные оценки экспертов и общественности. СарБК продолжает проект "Девятнадцатый. 100 страниц удивительного века".
  • 30.01.2018, 10:41 1803 год. Указ о "вольных хлебопашцах", начало Наполеоновских войн и шоу с воздушным шаром Историки утверждают, что современная политическая карта Европы, основы нынешней экономики и культуры были заложены в 19 веке. Но до сих пор разгаданы не все его тайны, заполнены не все "белые пятна", не все события того столетия получили объективные оценки экспертов и общественности. Проект СарБК "Девятнадцатый. 100 страниц удивительного века" подготовлен в сотрудничестве с историком, краеведом, журналистом и писателем Юрием Каргиным.
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x