Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Колледж для чемпиона. В регионе растет популярность среднего профобразования

  • 09:02, 28 июля 2020
  • Комментариев[7]

Недавнее исследование Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС указало на рост популярности среднего профессионального образования у жителей страны. В прошлом году число учащихся российских техникумов и колледжей выросло до 3 млн человек. В министерстве образования Саратовской области подтвердили тенденцию - по некоторым специальностям конкурс во время приема в местные заведения достигает 4-5 человек на место. Региональные эксперты уточняют, что спрос на среднее образование растет последние три года. Что изменило картину на рынке образовательных услуг и как этот тренд может положительно сказаться на показателях убыли населения региона.

Колледж для чемпиона. В регионе растет популярность среднего профобразования Фото СарБК

Был набор, теперь прием

Эксперты Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС еще в конце прошлого года заявляли о росте популярности среднего образования у граждан до 30 лет. Исследователи указывали, что если в возрастной группе от 31 до 36 лет только профессиональное образование имеют 28% респондентов, то среди тех, кому от 23 до 29 лет, с дипломом техникума или колледжа работают 38% опрошенных.

В федеральном министерстве просвещения тогда же заявили РБК о росте числа учащихся в системе среднего профессионального образования и уточнили, что в 2019 году контингент данной группы учебных заведений вырос до 3 млн человек. По сравнению с 2013 годом этот показатель вырос более чем на 10%, указали в ведомстве. (К слову, такое же число учащихся ПТУ было в СССР в 1974 году). А ведь аналитики РАНХиГС прогнозировали, что число студентов колледжей и техникумов вырастет в России до 3,2 млн только к 2024 году.

В министерстве образования Саратовской области сообщили, что в учебном году 2019-2020 среднее профессиональное образование пришли получать 17,2 тысячи человек. Всего в системе из 54 образовательных организаций на сегодняшний день учится около 55 тысяч студентов. Заместитель министра — начальник управления развития профессионального образования и организационной работы Людмила Григорьева говорит: "Если раньше у нас был набор в эти учебные заведения, то сейчас у нас идет прием. По отдельным специальностям конкурс достигает 4-5 человек на место".

Директор Саратовского архитектурно-строительного колледжа Варвара Степанова уточняет, что популярность среднего профобразования растет на протяжении последних трех лет: "Действительно, мы развернули и рынок труда, и мотивацию выпускников школ к выбору востребованной и высокооплачиваемой специальности. Сейчас уже нет ощущения, что есть только школа и вуз. Нет такого требования ни по профстандартам, ни от работодателей. Они проявляют все большую заинтересованность к специалистам среднего звена. Сейчас существует потребность в профессионалах, которые готовы выполнять работу руками, производить продукцию здесь и сейчас".

При этом социологические исследования показывают, что причины выбора средних учебных заведений не меняются от поколения к поколению. Среди основных — недостаточное количество денег для поступления в вуз и возможность раньше начать работать. Не исключено, что снижение доходов россиян на протяжении нескольких последних лет сделало эти причины еще более актуальными и развернуло абитуриентов в сторону более доступных учебных заведений. К слову, в Саратовской области только 20% выпускников техникумов и колледжей продолжают обучение в вузе, остальные сразу после выпуска приступают к трудовой деятельности.

Аналитики же связывают рост популярности среднего профобразования с введением ЕГЭ (так школы и дети стали избавляться от сложного испытания), объясняют его масштабной реформой системы, а также успешной реализацией нацпроектов и активностью движения WorldSkills в России.

Фото СарБК

ТОП-50 и 8 кластеров

Система среднего профессионального образования, как и большинство сфер в нашей стране, переживала разные времена — расцвет в 60-70-е годы прошлого столетия, "депрессию" в 90-е годы. После жесточайшего кризиса в промышленности, для которой основная масса заведений поставляла рабочие кадры, в живых остались не все. Да и про тех, что остались на плаву, в конце 2011 года Владимир Путин (тогда премьер-министр страны) говорил, что они "застыли где-то на рубеже середины 1980-х годов прошлого века" — и по образовательным программам, и по техническому оснащению.

Комплекс мер по реанимации системы среднего профобразования был разработан к 2015 году. А затем началась работа над проектом стратегии развития профобразования с такими небанальными решениями, что теперь складывается впечатление, будто система всегда находилась в тонусе.

"У нас система профессионального образования никогда не стояла на месте. В Саратовской области она развивалась в рамках региональной программы развития образования до 2025 года. Нами была выстроена новая, отвечающая современным требованиям, региональная модель подготовки кадров по 50 новым, перспективным, наиболее востребованным профессиям", — говорит Людмила Григорьева.

Новая модель "управляется" координационным центром и состоит из базовой профессиональной образовательной организации, девяти ведущих колледжей, региональной команды WorldSkills в России (работает координационный центр и специализированные центры компетенций). Составляющими частями модели являются также 8 территориальных производственно-образовательных кластеров и 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций.

Упомянутые кластеры — это объединения промышленных предприятий и образовательных учреждений (школ, техникумов, колледжей). "В свое время такого рода взаимодействие в области начиналось с создания двух кластеров — в машиностроении и аграрной сфере. Мы получили высокие результаты сотрудничества и теперь в регионе работают кластеры практически во всех отраслях", — рассказывает Людмила Григорьева.

По сути, учреждениям среднего образования удалось то, о чем так много говорит, но пока не смогла добиться высшая школа — тесного и эффективного взаимодействия с промышленным сектором и бизнесом, утверждают представители системы.

Варвара Степанова объясняет, что техникумы и колледжи оказались более гибкими по сравнению с вузами: "Дело в том, что федеральные образовательные стандарты позволяют нам быть более мобильными. У нас есть 900 часов, которые нам позволено использовать для того, чтобы восполнить потребность региона в кадрах. Допустим, предприятия остро нуждались в монтажниках алюминиевых конструкций, мы обсудили с ними проблему, утвердили план и начали подготовку в рамках специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Ребята получили основную специальность и дополнительную профессию. Решился вопрос и с дефицитом мастеров по сухому строительству и штукатурным работам. У каждого образовательного учреждения есть обязательное сотрудничество с предприятием, которому они готовят специалистов. В этом наше преимущество. Мы работам не для какого-то московского или питерского работодателя, а для конкретного саратовского производителя".

В региональном министерстве образования отмечают, что средние профессиональные учебные заведения области ведут подготовку по 150 направлениям и представляют практически все сферы деятельности, в том числе IT. Саратовские техникумы и колледжи держат руку на пульсе. Например, в области приступят к подготовке специалистов по управлению домами — для управлений ТСЖ. До сих пор такие специалисты не выпускались, хотя сфера ЖКХ остро в них нуждается.

Фото СарБК

Новые мастерские для современных мастеров

В региональном образовательном ведомстве подчеркивают, что новый импульс развитию сети техникумов и колледжей дал нацпроект "Образование" и утвержденный в его рамках федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)".

"Мы развивали систему, понимали, что движемся в правильном направлении, но нацпроект расставил новые акценты, определил контрольные точки до 2024 года и предоставил нам новые возможности. Если коротко, то мы должны принимать активное участие в чемпионатном движении "Ворлдскиллс", мы должны улучшить материальную базу для подготовки специалистов на перспективу, повысить квалификацию определенного количества преподавателей средних профессиональных заведений и понимать, какие специалисты у нас будут востребованы в ближайшие 5 -10 лет", — объяснила замминистра.

Что касается улучшения материально-технической базы, то с начала реализации проекта (2019 год) в области созданы 15 так называемых мастерских. Это площадки, где размещены фрагменты современных производственных линий, оборудованы рабочие места, предусмотрены коворкинг-зоны. Это универсальные территории, где школьники могут немного "пожить в профессии" для того, чтобы в дальнейшем сделать правильный ее выбор, студенты могут овладеть технологиями и отточить мастерство, а уже состоявшиеся профессионалы — повысить свою квалификацию или получить дополнительную профессию (например, в возрастной категории 50+).

Финансируется создание таких мастерских из федерального и областного бюджета по принципу грантов. То есть участникам проекта необходимо доказать, что запланированная мастерская будет готовить специалистов по востребованным профессиям и будет оборудована по последнему слову техники.

Саратовский архитектурно-строительный колледж выиграл конкурс на создание пяти мастерских. Все они отнесены к группе компетенций "Информационные и коммуникационные технологии" (web-дизайн, разработка мобильных приложений, виртуальной и дополненной реальности, компьютерных игр, печатные технологии в прессе). Директор колледжа рассказала: "Если мы говорим о печатных технологиях, то в мастерской представлена мини-типография с клеевыми машинами, с брошюраторами, с гильотиной, с автоматизированными рабочими местами. Здесь можно изучить работу не только цифровой, но и офсетной печатной машины. Те, кто обучается по специальностям полиграфического производства, одновременно изучают соответствующие компьютерные программы".

До конца нынешнего года в области планируется создать еще 4 мастерские по компетенциям "Социальная работа", "Преподавание в младших классах", "Дошкольное воспитание", "Физическая культура, спорт и фитнес" в Вольском педагогическом колледже им. Ф.И. Панферова (общая сумма гранта 11,9 млн рублей). А на 2021 год Саратовская область подала заявки на открытие 12 мастерских. До 2024 года в регионе должно появиться не менее 50 подобных площадок.

К слову, в Саратовском архитектурно-строительном колледже этом году в рамках проекта будет открыт Центр опережающей профессиональной подготовки. (Из федерального бюджета предоставлена субсидия в размере 51,1 млн рублей, в качестве софинансирования из областного бюджета выделен 1 млн).

Задача ЦОПП состоит в формировании системы непрерывного обновления профессиональных навыков работников и приобретения новых компетенций. "Должна быть создана технологическая площадка по внедрению "прорывных" инноваций с использованием технологий дистанционного обучения", — объясняют создатели центра.

Фото СарБК

Распечатали медаль

Особое внимание проект "Молодые профессионалы" уделяет участию образовательных учреждений в международном движении WorldSkills. Организаторы объясняют, что современное обучение проходит не только по новым образовательным стандартам, применяются и актуализированные модели профессиональных международных норм, которые требуют следовать идеям "рабочего движения". Поэтому теперь чемпионаты профессионального мастерства "Молодые профессионалы (WorldSkills Россия)" и "Абилимпикс" (то же самое, но для детей с ограниченными возможностями) проходят в рамках реализации проекта. В Саратовской области с 2016 года (с момента присоединения к движению) прошло 5 региональных чемпионатов, перечень компетенций за это время увеличился с 8 до 54 пунктов. Кстати, на национальных чемпионатах "Молодые профессионалы (WorldSkills Россия)" за два последних года саратовцы получили 2 серебряные и одну золотую медаль по компетенции "Печатные технологии в прессе".

Еще одна задача проекта — применение новых методов оценки качества подготовки выпускников, а именно проведение государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

"Предприятия получают доступ к единой базе участников движения "Молодые профессионалы" и выпускников, прошедших процедуру демонстрационного экзамена, и могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и развития персонала", — замечают в министерстве образования региона.

В прошлом году демонстрационный экзамен сдали 92 студента средних профессиональных заведений области, в этом — 318 человека, а всего этот формат испытания прошли 608 учащихся из 29 профессиональных организаций региона. До 2024 года не менее 25% выпускников в половине техникумов и колледжей будут проходить аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена. Сегодня в этой процедуре участвует почти 23% организаций.

Что касается повышения квалификации педагогов средних профессиональных учебных заведений, то проект ставит задачу с 2019 по 2024 год обучить по программам Академии WorldSkills Россия не меньше 270 (45 ежегодно) преподавателей и 30 из них сертифицировать в качестве экспертов международного движения. В прошлом году повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза WorldSkills Россия, прошел 161 преподаватель и мастер производственного обучения (9 сертифицированы), а в этом году уже обучены 165 экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена и 33 эксперта с правом проведения регионального чемпионата WorldSkills.

Все эти меры, по убеждению создателей и участников проекта, будут поднимать престиж рабочих профессий и повысят число студентов колледжей и техникумов. Начальник областного управления развития профобразования сравнивает: "Сегодня в заведениях среднего профессионального образования региона учится почти 55 тысяч студентов, а в многочисленных вузах области — 75 тысяч. Цифры вполне сопоставимы. Но у нас учатся дети, которые не уезжают в столицы или другие регионы, а остаются в Саратовской области. Это наши рабочие кадры".

Напомним, что в Саратовской области остро стоит вопрос миграции трудоспособного населения (в 2018 году миграционная убыль населения стала самой большой за последние 10 лет и самой высокой среди регионов ПФО). Наша область является донором трудовых ресурсов для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Волгоградской, Самарской, Пензенской областей. За последние 8 лет численность трудоспособного населения региона сократилась на 10,6% (в стране – на 5,6%). По данным Саратовстата, в прошлом году миграционная убыль населения региона составила 5 699 человек.

Варвара Степанова подытожила разговор о востребованности среднего профессионального образования: "Открываются новые специальности. Развиваются перспективные направления. И есть достойное продолжение для тех ребят, которые посчитают возможным и необходимым, например, по заочной форме учиться дальше в вузе. Поэтому, на мой взгляд, в субъекте созданы все условия для того, чтобы остаться здесь. Получить достойное образование и выйти на рынок труда".

Материал подготовлен в рамках гранта правительства Саратовской области

Комментарии - 7
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • ЛОГИСТ
    электорат нищает и тупеет и уже не по финансам ни по знаниям не тянет ВУЗовское образование.
    28 Июля, 09:35
  • горожанэ
    Ну что ж, всё идет по плану. Ведь это и было целью всех образовательных реформ (сделать народ потупее и что бы работал руками, без подключения головы), правительство это даже не скрывает, а открыто декларирует. Стабильное же обнищание последних лет очень способствует достижению поставленных правительством России целей. Ура, товарищи!
    28 Июля, 10:53
  • Аноним 826
    Рост среднего образования- это деградация города и области
    28 Июля, 11:15
  • антисоветник
    Популярность образования растет, а училища закрывают. Месяца не прошло, как "соптимизировали" Красноармейское ПТУ (депутат и благодетель Чернышевский Д.В.)
    28 Июля, 11:36
  • житель Саратова 156
    Рабочие специальности везде нужны. Не всем быть руководителями- их и так переизбыток.
    28 Июля, 12:46
  • Лаврентий Берия
    житель Саратова 156, руководителей может и переизбыток, а вот нормальной работы ни в городе, ни в области почти нет. И не надо говорить, что нужны: нужны - это когда нормально платят. Если платят 1.5-2.5 МРОТ - это означает, что не нужны.
    28 Июля, 12:57
  • житель Саратова 156
    Лаврентий Берия, здесь профессии обсуждаются, а не уровень оплаты труда и безработица. Не та тема
    28 Июля, 16:44
    , ответ для Лаврентий Берия
Добавить комментарий
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x