Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Темы недели: нерабочие дни, троллейбусы дорожают, школа по прописке

  • 20:32, 22 октября 2021
  • Комментариев[0]

На этой неделе на новостном фронте скучно не было. Все снова следили за тем, какие меры принимают власти для того, чтобы остановить распространение коронавируса. Торг шел и по поводу QR-кодов, и по поводу так называемых нерабочих дней. Ковидная ситуация осложняется, а граждан то и дело пугают инфляцией и ростом цен. Так что совсем невовремя (видимо, успокоившись после выборов) власти Саратова решили анонсировать увеличение стоимости проезда в общественном транспорте. Еще один повод понервничать для горожан - идея мэра Исаева о "чистках" в школах на предмет прописки учеников.

Темы недели: нерабочие дни, троллейбусы дорожают, школа по прописке Фотобанк СарБК

Ковикулы возвращаются

В России все-таки попытаются снова закрыть всех по домам. С 30 октября по 7 ноября в стране объявлены так называемые "нерабочие дни". Те самые, которые вроде бы и выходные, но и с сохранением зарплаты. Фактически 4 дня из указанных и так были выходными по календарю, так что россиянам просто расширили ноябрьские праздники. В соцсетях этот странный период уже окрестили "ковикулами".

Одновременно президент России Владимир Путин подчеркнул, что в регионах, где хуже всего с "короной", могут объявить нерабочие дни еще раньше. Многие регионы последовали этой рекомендации и уже с понедельника, 25 октября, переходят в состояние анабиоза. В Саратовской области принято решение начать отсчет нерабочим дням с 27-го числа. Таким образом, в правительстве области как будто показали, что и ситуация у нас не самая плачевная, не такая, как у других, и в то же время что власти заботятся о здоровье граждан.

Есть и еще одна версия — 27 октября областная дума должна принять бюджет на 2022 год. Возможно, чиновники не хотят просто пустить насмарку работу по составлению финансового плана.

Введение QR-кодов, которыми грозили на прошлой неделе, тоже заметно отодвинули. С 25 октября по ним будут пропускать только в учреждения культуры, которые в большей своей части (за исключением кинотеатров) являются государственными и муниципальными. А вот бизнес в виде общепита и фитнес-индустрии должен будет наладить пропускную систему только к 29-му числу. А торговые центры и вовсе освободили от этой повинности. Как видим, власти вроде бы принимают решительные меры, как везде, но закручивать гайки до конца не решаются — боязно за остатки предпринимательства. В других регионах вводят даже локдаун и самоизоляцию для непривитых — у нас же все относительно либерально.

Вместе со взрослыми по домам отправятся и дети — причем не на "дистанционку", а именно на каникулы. И вообще сама организация всего этого дела намекает, что граждане смогут потратить это время на общение с семьей, отдых на природе, а может, и на какие-нибудь поездки и походы. Хотя тут же врачи и чиновники призывают провести это время в четырех стенах и ограничить передвижения.

Впрочем, судя уже по первым опросам, многие готовы принудительный отдых игнорировать. Согласно экспресс-исследованиям сервисов HeadHunter и Superjob, около половины компаний и работников собираются трудиться в эти дни. Некоторые из них будут просто вынуждены выйти на работу. Например, у бухгалтеров — это самый горячий период, когда нужно "закрывать" месяц, начислять зарплаты, подбивать документацию.

Напомним, нерабочие дни объявлялись в самом начале пандемии, когда коронавирус многим еще не казался серьезной угрозой. Случаи заражения исчислялись тогда единицами, тяжелых почти не было, никто пока не умирал. Было много возмущений и недопонимания на этот счет, но власти обещали — нужно пересидеть, и пандемия пойдет на спад. Всего мы пробыли дома больше месяца — с 30 марта до конца майских праздников. Потом были долгие месяцы удаленки. А спада никакого не произошло, напротив, ковид с каждой волной только усиливается, обрастает новыми штаммами и осложнениями.

Нынешняя ситуация отличается от той, полуторагодичной давности. Цель нынешних "ковикул" — хоть как-то сбить поток больных, которые обращаются за помощью и попадают в госпитали. Если сделать этого не удастся, по всей видимости, стоит ожидать принятия более жестких мер.

Мнение эксперта

Андрей Ларин, руководитель юридического бюро "Аргументъ"

В этом году я побывал в двух странах, где тоже пандемия, как везде – это Турция и Арабские Эмираты. Я посмотрел, что и как за рубежом работает, и где заболеваемость снижается. Рецепт снижения один – масочный режим плюс поголовная вакцинация. Все остальное – это полумеры. Вот эти каникулы, которые делают для бизнеса, — это опять за счет бизнеса. Возможно, это позволит выйти на какое-то плато, но не факт…

Два дня назад я из Москвы прилетел, и видел, что ни Москве, ни в Саратове масочный режим не соблюдается, никто ни к кому не подходит, замечания не делает. Все "продвинутые" люди считают, что маски не нужны. А вот там, где пандемия идет на спад, там все ходят в масках, все нормально к этому относятся и все вакцинируются. QR-коды вводятся. Например, в Турции вакцинированным дают QR-коды, с ними можно пройти, к примеру, в торговый центр. Без QR-кода в ТЦ не пустят. И там тоже к этому нормально относятся. Но в Турции на улице обязательно масочный режим! Тех, кто без масок, полицейские поправляют… Штраф без маски – то ли 7 тыс., то ли 10 тыс. в переводе на рубли. А в Эмиратах вообще все в масках.

Я думаю, что QR-коды сами по себе — это некий популизм, а популизм вдвойне — что каникулы делаются за счет работодателей. Я считаю, что это неприемлемо. Если делаете какие-то карантинные каникулы – это должно компенсироваться государством. Государство отвечает за здоровье своих граждан, бизнес своими деньгами за это отвечать не может. А мы придем к тому, что малый бизнес окончательно добьем, тех, кто еще держится.

Фото: vk.com/get64

"Адмиральские" цены

Администрация Саратова досрочно подготовила жителям подарок на Новый год и не стала прятать его в шкафу. Как всегда, он довольно оригинальный. В 2022 году планируется поднять цены на проезд на общественном транспорте, причем сразу на 30%.

Частные перевозчики периодически поднимают вопрос "справедливой стоимости" своих услуг. Но их сдерживает тариф на проезд в трамваях и троллейбусах. На этой же неделе инициаторам резкого повышения цен выступили в самом "Саратовгорэлектротрансе". Предполагается, что проезд подорожает с 21 до 25 рублей при безналичной оплате и с 23 до 29 рублей при наличной.

"Горожане видят, что транспорт стал доступнее, комфортнее. Для этого нужны деньги, а предприятие несет убытки", — объяснил свою инициативу гендиректор СГЭТ Владимир Прохоров.

Судя по всему, платить 21 рубль за поездку на суперновом "Адмирале", на автономном ходу и с КОНДИЦИОНЕРОМ, по мнению руководства предприятия, просто неприлично. И это еще СГЭТ скромничает, как бы намекнул Прохоров. Вообще-то себестоимость поездки одного человека составляет 57 рублей!

Ну хорошо, думаем мы. "Адмиралы", действительно, радуют и впечатляют. Но столько же будут взимать за путешествие на старых раздолбанных трамваях по кривым рельсам, в которых при движении стучат зубы, а зимой можно окочуриться от холода. Обещанный скоростной трамвай появится еще неизвестно когда, а после него, гляди, станет дешевле добираться на такси, чем на электротранспорте, ведь "он стал комфортнее", "предприятие несет убытки".

Ощутите эту иронию: ведь "Адмиралы" покупались не за чьи-то деньги, а за бюджетные средства, т. е. за деньги налогоплательщиков. А теперь этим же самым налогоплательщикам говорят: маловато, давайте еще!

Расходы предприятия выросли не только в связи с необходимостью обслуживания более современной техники, но и в связи с повышением зарплат водителей, на которое власти вынуждены были пойти после забастовок и по приказу председателя Госдумы Вячеслава Володина.

Но самое главное, что поднятие тарифов СГЭТ автоматически повлечет за собой аналогичное удорожание проезда и в остальном общественном транспорте. А там качество и уровень комфорта за последнее время не слишком изменились. Если не считать существенным шагом вперед отказ от старой модели "Газелек", в которых нельзя встать в полный рост. Или использование терминалов безналичной оплаты. По-прежнему автобусы ходят переполненными в часы пик, в остальные часы их приходится долго ждать, исправность и чистота салонов вызывают вопросы, как и культура вождения и общения водителей.

Некоторые частники уже подали уведомления о намерении поднять цены на проезд с нынешних 23 до 30 рублей. Сделать они это смогут, по закону, через 180 дней после подачи такого уведомления. Без СГЭТ они, конечно, на такой шаг не пойдут.

Решение об увеличении тарифа проходит только через одно сито — городскую думу. В предыдущем обзоре мы уже писали, что надежды на то, что этот орган займет независимую позицию по отношению к администрации, нет никакой. И прессу и жителей города, по всей видимости, поставят перед фактом. Например, на этой неделе в гордуме как раз обсуждали проблемы саратовского общественного транспорта — мероприятие прошло за закрытыми дверями без участия журналистов.

В общем, снова последняя надежда на Володина.

Троллейбус "Адмирал", фото: ПК "Транспортные системы"

Мнение экспертов

Сообщество "Трамваи и троллейбусы Саратова"

Предыдущий раз цена повышалась в 2018 году, до этого — в 2014 году, причём каждый раз повышение стоимости проезда вело к оттоку пассажиров, так что о росте выручки после этого говорить практически не приходилось. В данном случае, при повышении до 25/29 рублей, многие пассажиры, что вполне естественно, предпочтут автобусы, если стоимость проезда в них не изменится.

Рост стоимости проезда, очевидно, должен сопровождаться и ощутимым улучшением работы транспорта. Действительно, был запущен маршрут № 109, закуплены троллейбусы "Адмирал", продлено время работы троллейбусов. Но в целом электротранспорт в городе, особенно трамвай, едва ли развился до такого уровня, чтобы можно было говорить о повышении цены.

В-третьих: само повышение ожидается с нового года, но заявление было сделано именно сейчас, в разгар пандемии и связанных с ней ограничений. О какой социальной политике муниципального предприятия тут может идти речь?

Сообщество "Urban patrul"

За этим повышением может измениться цена проезда и на автобусные маршруты!

В Саратове за последнее время произошли небольшие изменения, Саратов получил 90 троллейбусов с Москвы, 7 троллейбусов закупили с Энгельса и 24 троллейбуса получили по программе БКАД! Город получил от Москвы 30 трамваев "Татра Т3"! Городу по программе БКАД до конца года обещают еще 46 троллейбусов "Адмирал"!

Это, конечно, все здорово, но качественных изменений в сфере пассажирских перевозок еще не произошло, и повышение стоимости является неоправданным.

Перед тем, как изменить стоимость проезда, необходимо:

- перевести весь общественный транспорт города на систему брутто-контрактов 220-ФЗ;

- организовать выделенные полосы для ОТ на ряде направлений для приоритета общественного транспорта над личным;

- внедрить подвижной состав крупной и средней вместимости вместо микроавтобусов "Газель-Некст";

- обеспечить удобный подход к остановкам, поднять остановочные платформы до высоты 30 см;

- выпускать на линии больше транспорта;

- провести отделение трамвайных рейс от автотранспорта на всех направлениях, сделать это с помощью физических буферов;

- установить на все машины кондиционеры и привести их в рабочее состояние.

Что-то из этого было сделано в 2021 году?

За что люди должны платить 29 рублей?!

Господа, так дело не пойдет. В начале наладьте работу общественного транспорта и проведите транспортную реформу, чтобы люди действительно это заметили, а не занимайтесь подтасовкой и псевдоинфоповодами!

Гелена Алексеева, генеральный директор ООО "АВИС"

Что СГЭТ, что автобусники, что другие хозяйствующие субъекты – это в первую очередь хозяйствующие субъекты. Вопрос подъема цены на проезд не просто назрел, он перезрел. Автобусников, которые на нерегулируемых тарифах, удерживает от повышения, конечно, предыдущее решение УФАС, засиленное в судах в отношении нескольких транспортных компаний об одновременном подъеме цены. Я его не разделяю, но так сложилось.

Существует методика расчета тарифа от 2013 года, утвержденная Минтрансом России, и ряд моих доверителей просчитали тариф по этой методике – сколько вообще стоит возить по Саратову. Это не меньше 60 рублей за человека. Отчего это зависит? Например, от заработной платы. Перевозчиков за последнее время оттренировала и трудовая инспекция, и бесконечно нас приглашают в органы МСУ – заработная плата у водителя должна быть минимум 2 прожиточных минимума, то есть не менее 28 тыс. руб. На эту сумму мы должны начислить 37% страховых взносов. И у нас с вами под 40 тыс. руб. получилось. Это только заработная плата одного водителя.

Дальше всех оттренировали по самое не хочу по поводу того, что у водителей должно быть время труда и отдыха. То есть один автобус должны обслуживать два водителя. Поэтому на одном автобусе 80 тыс. руб. – это только заработная плата водителей. У "СГЭТ", когда Прохоров сказал 57 рублей один пассажир обходится – это примерно то, о чем я говорю.

Методика едина. Должно быть заложено: зарплата, электричество у СГЭТ и бензин у автобусов (на газе мало кто ездит), а бензин за последнее время вырос процентов на 25. Далее – многие автобусные перевозчики возят льготников. Буквально месяц назад был скандал, когда мэр стучал кулаком и сказал – всем возить. А я напомню, что возмещение за одного перевезенного льготника – 11 рублей. Вот Прохоров реально рассчитал стоимость перевозки – 57 рублей на электротранспорте, на бензине – где-то 60-65 рублей.

Далее в себестоимость мы должны вложить ремонт этих транспортных средств, стоянку, проведение предрейсовых и послерейсовых технического и медицинского осмотров. Это тоже деньги. Все требования Роспотребнадзора на обеспечение противоковидных мероприятий – это тоже деньги. Далее — налоги. Если раньше все игрались с наличным оборотом, и все куда-то в черноту уходило. То сейчас в каждом автобусе вы увидите безналичную оплату проезда. Это зачисления на счет. А если зачислили на счет, это видит налоговая и, хотим мы или нет, но налоги эти приходится платить.

Несмотря на то, что государством было продекларировано, что перевозчики – это пострадавшая отрасль, и мы им чего-то такое вводили, льготы по налогам, субсидии… Ни один не получил! Докладываю: ходим в суды, суды отказывают, потому что нам государство поставило ОКВЭД из трех знаков, таких ОКВЭДов не существует. И получается, что перевозчики возили занавески, им что-то пообещали, но никто ничего не получил. Ввели реструктуризацию по кредитам – мы повыли-покричали, что у нас нет никаких кредитов, у нас лизинги, помогите с лизингами, но никто ничего не решил – машины, выплаченные наполовину, пришлось отдать лизинговым компаниям.

Что касается разницы в тарифах – безнал и нал в электротранспорте. Вообще органам муниципальной власти нужно повнимательнее посмотреть законодательство, но у нас есть закон о защите прав потребителей, который запрещает устанавливать различные тарифы при различных формах платежа.

Автобусные перевозчики, согласно постановлению администрации N90, должен уведомлять об изменении тарифов за 180 дней. Если СГЭТу увеличат тарифы, то автобусы еще полгода будут ездить по старому тарифу. Сейчас СГЭТ поднимает проезд: троллейбус поехал по 29 рублей, рядом автобус по 23. Куда сядут пассажиры? Конечно, в автобус. А дальше у меня тоже вопрос к УФАС: а не будет ли здесь нарушения конкуренции? То есть автобусники они будут в фаворе за счет того, что государство повысит цену электротранспорту, а автобусы будут вынуждены оставить на полгода ту цену, которая есть.

То, что цены необходимо поднимать, это правда. Я полностью разделяю точку зрения гендиректора СГЭТ.

Фотобанк СарБК

Школьников посадят на место

Несколько недель назад правительство Саратовской области объявило курс на улучшение качества образования в регионе. Это сразу вызвало опасения. Как правило, когда у нас начинают что-то улучшать, это приводит к оптимизации, так что думаешь: лучше бы вообще не трогали. Так было с медициной, с маршрутами общественного транспорта, так может быть и со школами.

На этой неделе глава Саратова Михаил Исаев уже предложил одно такое улучшение: потребовал ужесточить контроль за приемом детей в школы по прописке (за редким исключением). Дескать, развели тут анархию: кто куда хочет, тот туда и ходит, не бывать больше этому (опять-таки, за редким исключением).

Пример из жизни: в следующем году ребенок идет в школу. По прописке дом относится к школе, которая находится в 1,2 км от дома. По идее, туда надо ездить на общественном транспорте, но не на чем: троллейбус проходит полпути, а дальше надо идти 3 квартала пешком. При этом в шаговой доступности находятся еще 5 школ, которые территориально в 2-3 раза ближе, чем школа по прописке. Ладно, 3 из них относятся уже к другому району (дом стоит прямо на границе), но остаются еще две, которые уже свои, районные. До одной 700 с чем-то метров, до другой – около 900. Отсюда вопрос: не стоит ли прежде, чем ужесточать контроль за прописками, разобраться с тем, на каком основании тот или иной дом относится к той или иной школе? На каком основании к одной школе относятся десятки домов, а к другой – 7? Навести порядок только с одной стороны не получится.

Хотя ответ на этот вопрос, возможно, накануне дал замглавы по соцсфере Александр Бурмак. Он оговорился, что и в Саратове есть малокомплектные школы, которые будут объединять чуть ли не с детсадами. Чиновников очень заботит вопрос наполняемости: почему в одни школы не протолкнуться, а в другие никто не хочет ходить. Не безопасных подходов к школам (вон, коллеги пишут, что на месте гибели 9-летней Лизы на СХИ за два года мало, что изменилось), не качества образования, а именно наполняемости. Знаете, как в самолете – когда мало народу, нельзя, чтобы все кучковались на одной стороне, и пассажиров рассаживают в определенном порядке. Но в самолете это делается для безопасности, а в Саратове – для создания видимости работы.

Очевидно, чтобы во все школы Саратова родители хотели водить детей с одинаковым желанием, надо, как минимум, создать там одинаково качественные условия — образования и передвижения. А не так, что у нас в одних образовательных организациях стобалльник стобалльником погоняет, а в других выпускники в вузы не могут поступить. И это не в детях дело, а, скорее всего, в том, кто и как им что преподает. Очевидно, что в тех школах, куда все рвутся, сильные учителя, сильный директор, который смог подобрать себе хорошую команду – плохих там просто держать не будут, а в тех, куда никто не хочет идти – ну, с кадровым составом как-то не очень. Но вы почему-то не пытаетесь решить этот вопрос, а собираетесь загонять в, откровенно скажем, слабые школы палками. Этакое крепостное право от образования.

Фотобанк СарБК

Ну и есть еще пара моментов. Во-первых, чиновники вообще в курсе, что у нас огромное количество людей не живет по прописке? Что люди зарегистрированы в районах области, а снимают квартиру в Саратове, здесь же работают, учатся, посещают поликлинику? В курсе ли вы, что поликлинику и, как ни странно, детский сад многие посещают по месту жительства, а не по месту прописки? Впрочем, о чем это мы.

Мнение эксперта

Леонид Перлов, учитель географии с многолетним стажем (Москва)

Во-первых, ваш мэр совершенно не прав. Во-вторых, это идет вразрез с действующим законом об образовании и действующем законом о семье. Родители имеют право, согласно действующему законодательству, отдать ребенка туда, куда они считают нужным его отдать, в школу, которая их устраивает. Где эта школа находится – это уже проблема родителей, как они будут его туда доставлять, если она находится далеко.

Когда вводилась новая система оплаты труда (ну, она уже далеко не новая), как раз один из аргументов был таков: что деньги идут за учеником. В результате введения этой системы душевого финансирования, школы, которые того стоят, хорошие школы, получат больше учеников, а, значит, и больше денег. Школы поставили в конкурентное отношение, и именно для того, чтобы от плохих школ, грубо говоря, избавиться, а хорошие бы получили больше возможностей для развития.

То, что предлагают ваши чиновники, будет действовать ровно наоборот и будет иметь коррупционную составляющую. Родители будут просить сделать их случай исключением.

Причина того, что родители не хотят отдавать ребенка в школу по месту прописки, в том, что в этой школе недостаточно квалифицированный педагогический состав. Это главная причина, как правило. Но так решение проблемы не в том, чтобы заставить отдать ребенка именно в эту школу, а в том, чтобы как-то решить очень остро стоящую кадровую проблему в образовании. Но это не проблема родителей. Это проблема администрации. Родители имеют право отдать ребенка в ту школу, в какую они хотят.

Автор: Ольга Бирюкова
Похожие материалы
  • 07.12.2022, 16:27 Автобусом в прошлое. К хроническим проблемам общественного транспорта в Саратове добавились новые

    Пассажирский транспорт Саратова, кажется, никогда не работал без нареканий. Даже в относительно благополучные времена доступного лизинга, усиленной поддержки электротранспорта, до пандемии коронавируса перевозки страдали от многих хронических проблем. Но ковид эти "болячки" обострил: иногда кажется, что транспорт до сих пор никак не придет в себя после локдауна. А в последние месяцы у перевозчиков появились новые заботы, и количество жалоб на работу транспорта заметно выросло. Причины называются разные - от мобилизации и введения транспортных карт до сезонных болезней и нечестных конкурсов. СарБК разбирался, какие из этих проблем стали для отрасли критическими.

  • 15.02.2018, 10:26 ГИБДД: Число ДТП с автобусами растет четвертый год подряд Госавтоинспекция опубликовала данные статистики за прошлый год. В 2017 году произошло 169 432 аварии. Это на 2,5% меньше, чем годом ранее. Количество погибших в них сократилось на 6% и составило 19 088 человек. Раненых - на 2,6%. Это 215 374 пострадавших.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x