Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Темы недели: оборонка на продажу, министры-штрафники, дорогое тепло

  • 21:00, 13 января 2023
  • Комментариев[0]

Как это нередко бывает, после Нового года россияне приходят в себя и узнают немало нового, причем не всегда приятного. Так, за выходные успел разгореться скандал по поводу продажи оборонного завода в Энгельсе. Жители Саратовской области получили первые коммунальные платежки за декабрь, и у некоторых глаза на лоб полезли от увиденного. В правительстве подвели свои итоги года: по их результатам шести высокопоставленным чиновникам были понижены зарплаты.

Темы недели: оборонка на продажу, министры-штрафники, дорогое тепло erofey-manager.livejournal.com, памятник у "9-го Центрального автомобильного ремонтного завода"

ЦАРЗский подарок

От редакции

Перед самым Новым годом, 30 декабря, были подведены итоги приватизации "9-го Центрального автомобильного ремонтного завода", находящегося в Энгельсе. Предприятием ранее владело Министерство обороны, оно занималось ремонтом гусеничной и автомобильной военной техники.

Свою историю завод вел с 1942 года, однако отпраздновать 80-летие ему было не суждено. Нехватка заказов привела к тому, что в 2017 году собственные работники подали иск о банкротстве "9-го ЦАРЗа" из-за долгов по зарплате. Кроме того, оказалось, что предприятие накопило внушительные долги по налогам. Первоначально производство пытались спасти: было введено внешнее управление, но в 2019 году все та же налоговая настояла на том, чтобы предприятие все-таки остановили и выставили на продажу. Было введено конкурсное производство, а летом 2022 года на торги был отправлен весь имущественный комплекс "ЦАРЗа" на проспекте Фридриха Энгельса — 88 объектов недвижимости, 41 единица транспорта, больше 400 единиц оборудования.

В ноябре 2022 года появилась надежда на то, что завод все-таки продолжит функционировать. Депутат Госдумы Николай Панков рассказывал, что его шеф Вячеслав Володин обсуждал будущее предприятия с главой "Ростеха" Сергеем Чемезовым. Однако уже в первые дни 2023 года по СМИ разошлась информация, что завод все-таки продан. За 245 млн рублей его приобрела компания "Энгельсский металл" (летом на первых торгах стоимость актива еще составляла 320 млн). Вот такой вот новогодний "подарок" со скидкой.

Эту информацию подхватили сайты и сообщества военной и патриотической тематики. Общий вердикт был таков: на фоне вооруженного противостояния с Западом уничтожается очередное предприятие, на котором ковался оборонный щит страны. Масла в огонь подлил тот факт, что специализацией нового собственника завода является "оптовая торговля металлом". Из чего журналисты и комментаторы сделали однозначный вывод — завод куплен на распил. Поэтому, например, известный экономист Михаил Делягин, увидевший публикацию об этом, назвал происходящее "еще одним предательством, щедро вознаграждаемым одичалыми строителями блатного феодализма".

Судя по всему, шум вокруг продажи завода успел за праздничные дни долететь до самых высоких кабинетов. По крайней мере, уже 9 января владелец "Энгельсского металла" Алексей Тюленев выступил с оправдательным комментарием, в котором заявил, что компания занимается не заготовкой лома, а выпуском металлоконструкций, и что именно для этих целей приобретено предприятие. Он заявил, что новые помещения дадут ему возможность расширить производство и принять на работу новых людей.

А на следующий день на предприятие с визитом приехал и губернатор Роман Бусаргин. В крайне обтекаемом и лаконичном релизе внимание привлек только один пункт: о том, что предприятие могут выкупить обратно (!) в государственную собственность. Напомним, что банкротство завода тянется с 2017 года, и до этого такого пристального внимания властей оно не привлекало, хотя на производстве работало 600 человек. То есть займись власти этим вопросом вовремя, никакой продажи вообще бы не потребовалось. Теперь же это выглядит как сомнительная схема по перекачке денег из бюджета.

Фото: 9carz.ru

Впрочем, тут стоит освежить в памяти, что аналогичная реакция у региональных властей возникла на приватизацию полиграфкомбината в позапрошлом году: тогда Бусаргин тоже не исключал возможности обратного выкупа завода для возвращения государству. Вероятно, это была только первая реакция, рассчитанная на то, чтобы погасить негативную информационную волну. После этого об идее деприватизации "полиграфа" чиновники больше не вспоминали.

Как бы то ни было, закрытие "9-го ЦАРЗа" в то время, как на его услуги мог бы найтись вполне конкретный спрос с учетом проведения спецоперации, все равно кажется несвоевременным и странным. Да и в более мирное время предприятие, вероятно, тоже могло бы найти заказы. Яркий пример — другой энгельсский ремонтный завод — 356-й, специализирующийся на вертолетах. В 2020 году он был успешно модернизирован для работы с современными моделями крылатых машин. И, судя по всему, у него по-прежнему вполне хорошие перспективы.

Есть вероятность, что на волне военно-промышленного ажиотажа "9-й ЦАРЗ" все-таки вернут к жизни. А вот о "Саратовском заводе приборных устройств", который пару лет назад был распродан по частям, остается только вспоминать. До спецоперации он не дожил, а то, может быть, и на нем бы снова начали собирать снаряды.

Мнение эксперта

Александр Анидалов, председатель комитета по промышленности и инвестиционной политике Саратовской облдумы (КПРФ)

Тяжело нам с вами углубляться в эту тему, так как мы можем попасть под статью, но тем не менее… Мне в начале года пришла информация из нашей фракции в Госдуме — срочно дать информацию по этому заводу. Я 7-го числа дежурил по облдуме и позвонил в министерство промышленности, они работали. Я задал этот вопрос, попросил дать мне срочно информацию по этому предприятию, и я обещал сделать официальный запрос, но попросил дать информацию, не дожидаясь запроса. Они сказали, что обязательно передадут информацию министру. Вот до сих пор со мной не связались по поводу этого предприятия. Но все, что было в СМИ, и всю свою аналитику я передал в Москву в ЦК. Там сейчас тоже ведется работа. Мой запрос ушел, ответа мне пока нет.
На мой взгляд, в подобных ситуациях есть 2 способа сохранить предприятие.

Первый - я считаю, не в обиду журналистам, его более эффективным, - это если сами работники предприятия будут заинтересованы в сохранении. Если бы 40 тысяч работников авиазавода задумывалось о ситуации, они не дали бы развалить и уничтожить предприятие. Вот как завод строительных материалов – рабочие несколько раз выходили. Как СГЭТ бился. Как митинг, вопреки всем запретам, провели работники "Тролзы" на площади Кирова, получили кучу штрафов, но провели его. И второй способ – это СМИ, только благодаря прессе резонанс и идет.

Этот механизм – механизм привлечения внимания – единственный, который срабатывает. Потому что ни о каком государственном мышлении у чиновников, собственников предприятия в условиях капитализма быть не может. Там заинтересованность в прибыли. Его бы распилили по имеющейся, в том числе, у нас аналитике, судя по новому собственнику. Ну, отнюдь не восстановлением он планировал заниматься. Хорошо, если этого не произойдет. Потому что вот, по "Тролзе" не совсем все получилось так, как мы предполагали, когда нам обещали сохранить предприятие.

На более крупном масштабе если показывать – это про "Москвич". Там ведь на самом деле тоже не совсем то, что нам рассказывают.

Я очень надеюсь, что это будет не просто для галочки – "завод сохранен", а что он реально будет сохранен. Хотя в современных условиях сделать это будет тяжеловато.

Да, есть заинтересованность у федерального государства в связи с событиями. Но, во-первых, огромный кадровый голод по всей стране и в регионе – от слесаря до губернатора, во-вторых, технологии – это огромная тормозящая часть. Мы были настолько пронизаны технологическими связями, что этот разрыв болезненный. Нам срочно надо разрабатывать свое. А оно тянет одно за другим.

Губернатор раздал неуды

От редакции

В одном из обзоров мы возмущались по поводу того, что "революционная" идея нового губернатора о внедрении KPI (коэффициента эффективности) в правительстве заглохла и не дает никаких результатов. Более того, Бусаргин осенью почти полностью переназначил все правительство, даже не посмотрев на то, кто и как работает.

Оказалось, что результаты все-таки есть, и они были представлены на этой неделе. Анализ показал, что не все чиновники достигли нужных показателей эффективности. Это приведет к тому, что шестерым из них урежут зарплату.

В числе троечников оказались зампред правительства Павел Мигачев (он осенью был повышен в должности), председатель комитета по реализации инвестиционных проектов в строительстве Роман Карякин, министр здравоохранения региона Олег Костин (он был понижен), еще один зампред — министр сельского хозяйства Роман Ковальский (тоже повышен), председатель комитета по управлению имуществом Екатерина Лавренко, председатель комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Александр Гаврилов.

Олег Костин, фото СарБК

Насколько обеднеют чиновники, не сказано. Равно как непонятно, о чем конкретно идет речь, - о всей зарплате или только об окладе, который, как известно, у госслужащих и так невысокий, зато есть всякие стимулирующие и премиальные.

В чем провинились вышеназванные граждане, также не указано. Основными критериями оценки были уровень средней зарплаты в отрасли, объем привлеченных федеральных средств по госпрограммам, своевременный ввод объектов по нацпроектам, кассовое исполнение нацпроектов и госпрограмм, инициативность. Ну вот в случае Костина, например, можно делать разные предположения, но в каких проектах и программах не преуспел, например, комитет охоты — тут нашей фантазии не хватает.

Можно только гадать, как "штрафы" и вся эта "доска позора" повлияют на работу чиновников. Зарплаты руководящего звена, конечно, являются большим стимулом для того, чтобы идти работать в госсферу. Но вот можно ли замотивировать чиновников, регулируя размер их заработка? Тогда особо успешных (по версии KPI) служащих надо, напротив, материально поддерживать. Правда, этого народ не поймет. А вот урезание зарплат чиновников — тема весьма популистская.

Павел Мигачев, фото СарБК

Да и критерии, которые предъявляются к чиновникам, основаны не на практических результатах, а скорее, на представленных ими статистических отчетах. Так что вся эта идея с KPI – по-прежнему "вещь в себе", далекая от реальности. Но наблюдать за дальнейшей судьбой "неэффективных" зампредов и министров все равно, конечно, любопытно.

Кстати, один из списка, Роман Карякин, сегодня уже уволился из правительства, якобы "по собственному желанию". Не согласился работать за гроши? Не выдержал очередной порции критики за какую-то отстающую стройку? Или попал в какую-то неприятную историю? Об этом, возможно, скоро узнаем.

Мнение эксперта

Дмитрий Олейник, политолог

Роман Викторович - губернатор современный, и все тенденции в управлении старается внедрить в регионе. Это правильно. Но не надо забывать, что новые способы оценки эффективности еще только разрабатываются и даже на федеральном уровне в них вносят различные изменения.

Я считаю, что Олег Костин - герой и по итогам года его надо наградить, даже несмотря на то, что формально какие-то параметры не достигнуты. Значит, давайте введем в KPI общественную оценку и сделаем ее значимым фактором. Так что это живой механизм, внедрять надо, со временем станет совершеннее.

Тепловой удар

От редакции

Снега в этом году мало. Поэтому безоговорочное первое место по популярности у населения заняла тема отопления. Мало того, что в этот осенне-зимний период уже произошло несколько крупных аварий на теплосетях. Одна из них, на улице Антонова, которая случилась прямо в рождественскую ночь, стала особенно резонансной. Во-первых, из-за морозной погоды на улице, а во-вторых, потому что в результате нее серьезно обварился один человек и могли пострадать другие.

С приходом морозов ощутимее стал холод в домах, где имеются разные проблемы с отоплением. Жалобы от жителей на еле теплые батареи, залитые кипятком подвалы и пар в подъездах поступали на этой неделе десятками.

Фото СарБК

А вишенкой на торте стали платежки, которые саратовцы получили на этой неделе. В них были отражены уже тарифы, которые были повторно повышены с 1 декабря. Это наложилось на вполне закономерное похолодание в декабре, в результате, сравнив новогодние квитанции с ноябрьскими, многие почувствовали шевеление волос на голове. А самые возмущенные немедленно начали писать жалобы — в соцсети, официальные инстанции, теплоснабжающие компании.

Вал недовольства даже заставил областную думу выйти из послепраздничного анабиоза — она созвала специальное совещание по ситуации. Представители "Т Плюс" на нем заявили, что все расчеты были ими перепроверены, так что начисления верны, а за новогодний "подарок" в платежках нужно благодарить не их, а государство. Представители же государства в лице областных чиновников сетовали на то, что не могут наладить контакт с тепловиками — якобы те их игнорируют и снабжают неверной информацией. А ежегодные многокилометровые перекладки не успевают за катастрофическим износом сетей, поэтому где-то аварий теперь нет, а где-то трубы все равно рвутся. Председатель облдумы Михаил Исаев подытожил, что нужно строже спрашивать и с тех, и с других, на том и разошлись.

Фото СарБК

Судя по всему, заверения теплоэнергетиков не всех убедили, поэтому, например, депутаты продолжают поддерживать население и заявлять о том, что повышение платежей необоснованно. В их числе, например, председатель гордумы Сергей Овсянников, который сегодня распространил такой комментарий: "Нельзя не отметить того, что в отдельных случаях кто-то решил нажиться и необоснованно завысил тарифы на тепло. Этот вопрос на депутатском контроле, перерасчет будет произведен, а правоохранители дадут свою оценку".

Мнение эксперта

Станислав Денисенко, депутат Саратовской облдумы от ЛДПР

Я всегда говорил: концессия – это бремя для потребителя. Потому что если мы разберем, то ситуация следующая: приходит коммерческая структура, которая берет в аренду уже что-то существующее, берет под это банковский кредит, и на потребителе в таком случае оказываются и платежки, и проценты по кредиту, и прибыль концессионера, и другие издержки. Почему нам нужно иметь концессионера, который делает все то же самое, что могла бы делать и структура, которой ранее принадлежала сеть? Фактически мы получили прослойку некую, которая фактически получает прибыль, и только. С учетом износа наших сетей, концессионер должен был предлагать более масштабную инвестиционную программу. Мы видим, что многие годы проблемы решались с помощью чопиков, и здесь должны быть более масштабные действия. Но, исходя из того, что реализовалось, и то, что этот отопительный сезон показывает, - концессионер не справляется. Жители в лютые морозы остаются со своими проблемами – это недопустимо. И концессионер, и власть, которая реализовала этот проект, должны брать на себя ответственность и принимать решение, которое приведет к улучшению ситуации. Если концессионер не справляется – надо все-таки более тщательную оценку его работы – может быть и прощаться с ним надо и самостоятельно наводить порядок.

Автор: Ольга Бирюкова
Похожие материалы
  • 31.03.2023, 21:48 Темы недели: укороченный отопсезон, Плеве на свободе, городские сюрпризы

    Нынешний отопительный сезон в Саратове оказался трудным и, наверное, поэтому его хотят побыстрее завершить - на две-три недели раньше, чем обычно. Не получилось досрочно завершить свой срок у бывшего ректора СГТУ Игоря Плеве - на этой неделе он вышел на свободу, полностью отбыв назначенные ему два года. Не прошло и двух лет, как чиновники признали, что не смогли сдержать обещания, данные жителям Гагаринского района при их присоединении к городу - о сохранении сельских льгот.

  • 24.03.2023, 21:34 Темы недели: наследие Грищенко, в камеру за плевок

    Самым громким событием уходящей недели в Саратове стало решение суда по поводу бывшей больницы подшипникового завода. Ее приватизация фирмой, связанной с экс-мэром Олегом Грищенко, признана незаконной. Это не последний источник дохода, которого могут лишиться его наследники. В городе разразился очередной скандал, связанный с неуважением к памятникам. Этот случай, похоже, выбран для "показательной порки", и наказание за глупую выходку может быть весьма суровым.

  • 20.01.2023, 22:29 Темы недели: снова электромобили, холод в школах, Роспотреб без главы

    Уходящая неделя прошла довольно серо. Значимых тем и событий для обзора не набралось, пришлось выбирать из рядовых. В Саратовской области уже второй месяц говорят о внедрении электромобилей - так ли это актуально и своевременно? Особенно странно смотрятся технологии нового века на фоне проблем с отоплением в школах, которые вскрылись с приходом зимы. Тем временем, один из надзорных органов в регионе лишился многолетнего руководителя.

  • 16.12.2022, 21:04 Темы недели: убытки СГЭТ, на электрокаре в глэмпинг, снова эпидемия

    В непростые времена нужно стараться фиксироваться на хорошем. Судя по всему, по этому рецепту действуют саратовские власти. Если кто-то рисует вам красивую, даже не очень реалистичную картинку (электромобили, глэмпинги), но лучше смотреть на нее, чем, например, на то, как погружается в пучину саратовский электротранспорт. А то, чего доброго, можно еще заболеть и какой-нибудь ОРВИ подхватить. Сейчас, во время эпидемии, это очень некстати.

  • 28.10.2022, 20:47 Темы недели: невеселый Новый год, земельный передел, дело авиазавода

    Даже несмотря на то, что новогоднего настроения в этом году не предвидится, хочется верить в лучшее. И поэтому боимся забегать вперед, чтобы не сглазить. У мэрии Саратова забирают полномочия по земле и застройке, чтобы навести в этой сфере порядок. А дело о преднамеренном банкротстве Саратовского авиационного завода, возможно, скоро все-таки дойдет до суда. И возможно, причастных к "афере века" все-таки накажут. Тьфу-тьфу-тьфу!

Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x