Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Беспилотники, культура, коррупция. Что нового ждет школьников с 1 сентября

  • 13:16, 15 августа 2023
  • Комментариев[0]

Судя по многочисленным анонсам, начало учебного года школы встретят с целым рядом изменений в учебный процесс. Кажется, что школьники с 1 сентября будут целиком погружены в повестку нынешнего дня. Как сообщалось, они будут учиться управлять беспилотниками и бороться с коррупцией, изучать основы духовно-нравственной культуры народов России, участвовать в развитии инженерного образования, чтобы восполнить дефицит кадров для высокотехнологичных отраслей производства. Такой парад новшеств приветствуют не все учителя. Опасения касаются необходимого внимания школьников к основным предметам и разумной степени погружения детей во внешнеполитическую ситуацию и внутренние проблемы страны. СарБК попытался перечислить все обновления образовательного процесса, запланированные на учебный год 2023/2024.

Беспилотники, культура, коррупция. Что нового ждет школьников с 1 сентября Фото СарБК

"Поговорим о коррупции"

О том, что российские школьники будут учиться борьбе с коррупцией, не посвященные в процесс образования жители страны узнали всего меньше месяца назад. А всем, кто уже был знаком с планами по обновлению образовательного контента, в минпросвещения РФ напомнили, что с 1 сентября 2023 года во всех школах страны будут введены федеральные основные общеобразовательные программы, которые и предполагают изучение основ и способов противодействия коррупции.

В министерстве образования Саратовской области уточнили, что вопросы, связанные с противодействием коррупции, войдут в содержание таких учебных предметов, как обществознание, история, литература. Элементы антикоррупционного воспитания заложены также в федеральных программах воспитания школьников. Этой теме будет уделено внимание и в программах повышения квалификации учителей.

Учитель русского языка из Саратова с почти 40-летним стажем рассказала СарБК: "Я просто усмехнулась, когда услышала эту новость. Я думаю, вот я скажу: "А теперь, ребята, мы поговорим с вами о коррупции". Мы и так об этом говорили. Потому что произведение - это жизнь, особенно в старших классах. И рассматривая произведение, мы рассматриваем все стороны жизни, проводим аналогии. Ведь наши классики были провидцами, они писали о тех процессах, которые никуда не делись. Может в этом и заключается наша жизнь, что меняется среда, условия, в которых живет человек, а натура человеческая как была, так и осталась. И те проблемы, которые поднимали классики, есть и сейчас. Буду ли я эту указку выполнять, акцентируя внимание на теме коррупции? Вряд ли. Потому что связь с современностью у меня была и есть на каждом уроке". 

Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии "СГЮА" Ирина Вишневецкая хоть и убеждена, что в борьбе с коррупцией необходима целая система целенаправленных и последовательных мер, но считает, что антикоррупционное воспитание стоит начинать "как можно раньше, уже в начальных классах школы".

Юрист предлагает в рамках школьного курса литературы рассматривать произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Островского, Фонвизина, которые обвиняли чиновников "в малодушии, алчности, корыстолюбии". На уроках по обществознанию - "формировать представление о коррупции как о негативном, исторически-изменчивом, социальном явлении, регулируемом нормами права". А на истории - рассматривать многовековую проблему коррупции "на примерах "системы кормления", "лихоимства", "мздоимства", фаворитизма  и т.д.". А также проводить классные часы, круглые столы на эту тему.

Кандидат наук убеждена, что главная цель школьного курса - нетерпимое отношение молодого поколения к любым коррупционным проявлениям.

Эксперт профсоюза "Учитель" по вопросам содержания школьного образования и процедурам оценивания Леонид Перлов не смог привести ни одного примера, когда введение школьного курса на какую-либо злободневную тему действительно приблизило бы к решению той или иной проблемы общества. Он напоминает, что это всегда сопровождалось сокращением часов обучения по основным школьным дисциплинам, знания по которым из-за этого снижались.

 Где возьмут столько беспилотников

О том, что в наступающем учебном году в школы вернется курс по начальной военной подготовке, стало известно еще в ноябре прошлого года. Родители, кажется, восприняли эту новость в условиях СВО с пониманием. Ответственный секретарь регионального отделения "Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей", член Общественной палаты Саратовской области Наталья Кривенцова сказала в комментарии СарБК: "ОБЖ было всегда, его трансформируют под современную ситуацию. Что в этом плохого? Школа будет готовить, в том числе, с оглядкой на современную ситуацию. Мы ведь хотим, чтобы школа обеспечивала задачи сегодняшнего дня и даже завтрашнего, а не вчерашнего дня".

В региональном минобразе уточнили, что у школ есть выбор между двумя вариантами федеральной рабочей программы учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Один из них включает модули "Основы обороны государства", "Военно-профессиональная деятельность", элементы начальной военной подготовки, также предусматривает проведение военных сборов, а второй вариант знакомство с начальной военной подготовкой вовсе не предусматривает.

По информации ведомства, 200 преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ решили выбрать первый вариант программы. К слову, в рамках модуля "Элементы начальной военной подготовки" школьники будут учиться управлять бесплотными летательными средствами и защищаться от беспилотников противника.

Фото СарБК

На вопрос о том, где и как будет проходить это обучение, в министерстве ответили, что для уроков ОБЖ можно использовать квадракоптеры, закупленные для центров цифрового и технологического профиля "Точка роста" (в регионе созданы 172 центра). Квадракоптеры также есть в тех образовательных организациях, где учебный предмер "Технология" дополнен модулем по информационным технологиям. В минобразе дополнили, что "укрепление материально-технической базы продолжится за счет муниципальных, регионального и федеральных субсидий на реализацию нацпроекта "Образование"". Что касается учебных сборов, то их планируется проводить на базе "Учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард".

 Новые предметы и учебники

С 1 сентября в школах появится новый предмет – "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Ранее он преподавался в составе других учебных предметов или в рамках внеурочной деятельности. В минпросвещения отмечали, что преподавание дисциплины нацелено на развитие личности обучающихся, приобщение учеников к российским духовно-нравственным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе. ТАСС сообщал, что из бюджета региона на закупку учебников по новому предмету было направлено 20 млн рублей.

Закупаются и новые государственные учебники по истории для 10-11-х классов. В минобразе отмечают, что в учебник будет включен "раздел о проведении специальной военной операции, материалы важнейших событиях, связанных с воссоединением Крыма и Севастополя, вхождением в состав Российской Федерации новых регионов". Почти треть учебника для 10 класса посвящена событиям Великой Отечественной войны.

А со следующего года в школах появится еще два новых предмета – "Основы безопасности и защита Родины" (по сути, это ОБЖ для 10-11 классов с расширенной программой начальной военной подготовки) и черчение (это будет возвращение предмета в школьную программу). Черчение было обязательным предметом в советской школе с 1930-х годов, в 2000-х время на него предельно сократили, затем сделали факультативным, а в 2019-и и вовсе исключили из программы. Теоретически ознакомиться с основами дисциплины можно было на уроках "Технологии", но этот предмет в старшей школе имеет статус совсем не обязательного, поэтому, скорее всего, ученикам придется знакомиться с черчением с нуля. В рамках общего образования черчение будут проходить все, а в 10-11-м классах - ученики инженерного профиля.

В региональном минобразе заметили, что в образовательных организациях могут внести черчение в расписание уже в нынешнем учебном году, если со стороны учащихся возникнет такой запрос, а в школе найдутся подготовленные учителя и учебники.

Возвращение черчения в школы ведется по просьбе конструкторов, инженеров и технологов страны. К слову, с нового учебного года начинается реализация комплексной программы по развитию инженерного образования. Увлекать физикой и другими естественно-научными предметами детей будут во время профильных смен, экскурсий на предприятия, на лабораторных практикумах.

Фото СарБК

Еще один пункт обновлений – введение единой модели профессиональной ориентации для 6-11-х классов на базе проекта "Билет в будущее" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка".

 "Засунули две ноги в одну штанину"

Леонид Перлов в комментарии СарБК сказал: "У меня складывается ощущение, что мы бегаем по кругу. Далеко не первый раз складывается такая ситуация, когда в школу сваливается все, что приходит в голову. И не смотря на все вопли о том, что дети перегружены, что времени не на что не хватает, сваливать продолжают. Но чем больше будет отведено времени на все это, тем меньше останется времени собственно на учебу. Ведь есть санпины, которые определяют количество учебных часов в день, в неделю. Каким образом предполагается все это втиснуть в СанПиНы, я не знаю".

Педагог заявил о необходимости соблюдать баланс между воспитательным и образовательным процессом. "Педагогика – это образование плюс воспитание. Но если обе ноги засунуть в одну штанину, ходить будет неудобно. Год назад было объявлено, что надо больше внимания уделять воспитанию. Засунули две ноги в одну штанину. Хотя все в конечном счете зависит от учителя. Квалифицированный учитель занимается этим параллельно. Каждый урок - помимо того, что это образование, это еще и воспитание. Это непременный элемент работы".

Собеседник СарБК напомнил о дефиците квалифицированных кадров и выразил опасение, что в таких условиях запланированная работа может стать формальностью. О также согласился с теми, кто считает излишнее погружение в повестку дня нежелательным для ребенка. "Я считаю, что у детей должно быть детство. Попытки это все одновременно в детей впихнуть, сокращают то время, которое для счастливого детства предназначено".

Фото СарБК

Наталья Кривенцова выразила противоположное мнение: "Школа отреагировала на очень многие запросы общества, в частности, на слова о том, что дети выходят в школа не готовыми к жизни, к продолжению своего развития, например, в профориентационной среде. Образование подстраивается под современные реалии дня. Здесь не стоит переживать. Все будет апробировано. Учебные планы будут скорректированы, перегрузки никто не планирует. Все будет в соответствии с возрастными нормами. Мне кажется, нам не надо нагнетать, придумывать дополнительные риски, опасности, а, наоборот, развивать, обучать детей с учетом новых реалий".

На вопрос о погружении школьников в детали повестки дня, общественный деятель и педагог ответила: "Если этого не сделаем мы, то это сделает кто-то другой - интернет или непонятные авторитетные люди рядом. Пусть эту информацию дают в школе. Это более безопасно для детей. В школе работают специалисты, ведется контроль за тем, что преподают педагоги".

 На физ-ру по справке

Кроме того, по информации министерства образования области, в этом году реализуется новый порядок аттестации педагогических работников, он будет действовать до 31 августа 2029 года. Квалификационные категории, которые буде установлены с 1 сентября 2023 года, будут действовать бессрочно. Также вводятся новые квалификационные категории: педагог-методист и педагог-наставник.

И еще. С начала учебного года ученики будут допускаться до занятий физкультурой "на основании сведений, содержащихся в заключении медицинской организации, выданном п результатам проведенных профилактических осмотров обучающихся".

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x