Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Плевок в вечность. Почему подростки продолжают осквернять мемориалы

  • 15:01, 6 декабря 2023
  • Комментариев[0]

В последнее время происшествия у мемориалов с Вечным огнем стали частью криминальных сводок. Чаще всего символы памяти об участниках военных событий оскверняют подростки и молодые люди. Заметим, что при этом на фоне СВО в стране появляется масса патриотических инициатив, заметно усиливается работа по патриотическому воспитанию школьников. Почему стали возможны два противоречащие друг другу явления? СарБК провела опрос среди педагогов, общественников, экспертов чтобы выяснить, являются ли происшествия на мемориалах тенденцией, можно ли их рассматривать как проявления некоего протеста и что надо делать, чтобы исключить такие случаи.

Плевок в вечность. Почему подростки продолжают осквернять мемориалы

В прошедшие выходные школьники 12-13 лет закидали Вечный огонь на Театральной площади снегом, в конце ноября в центре Энгельса молодые люди постарше поджаривали на Вечном огне хлеб, а ранее там же другая компания поджигала на огне петарды. Свои антигерои обнаружены и в энгельсском микрорайоне Летка-2, и в Петровске (там на воинском мемориале подростки жарили сосиски), и в Вольске (несовершеннолетние плевали в огонь). Полиция устанавливает их по видео, фото в соцсетях. Подобные правонарушения внимательно отслеживают в Следственном комитете РФ. Например, глава ведомства Александр Бастрыкин распорядился повторно возбудить уголовное дело в отношении девушки, которая в марте этого года устроила со своей подругой пьяные танцы на мемориале в Саратове и плевала в Вечный огонь. Вместо ареста на 5 суток она получил штраф в размере 30 тыс. руб.

Происходит какая-то эпидемия. На днях взрослый человек, работник коммунальных служб справил нужду на мурал с изображением Героя Советского Союза Виктора Талалихина (портрет легендарного летчика Великой Отечественной войны нанесен на трансформаторную будку на улице Рахова).

Особенно часто подобные выходки были замечены в стране в марте прошлого года - Вечный огонь был осквернен в Ставропольском крае, Бурятии, Улан-Удэ. Тогда предполагалось, что молодые люди совершают подобные поступки, чтобы создать видео, выложить в соцсеть и поднять просмотры своего аккаунта. Иногда они просто копируют просмотренные ролики и не задумываются над их смыслом.   

 Почему число подобных случаев не становится меньше? Ведь в стране заметно растет число патриотических инициатив, в том числе по воспитанию у детей уважения к защитникам отечества – погибшим и живым. В школах проводятся "Уроки о важном", конкурсы военных песен, лекции о мужестве и героизме. Всего не перечислить. Над этой повесткой работает и кинематограф. Хуже или лучше, но сценаристы и режиссеры продолжают рассказывать о военных сражениях до, во время и после Великой Отечественной.

 Сергей Цикунов, заместитель председателя Саратовского областного отделения общественной организации "Педагогическое общество России"

- Вы правильно отметили, что сегодня много всего есть - и работы в кинематографе, и школьные занятия с гимном, флагом и так далее. Но не должно ли это наводить нас на мысль, что не надо гнаться за количеством патриотических мероприятий. Уж больно их много. Это может вольно или невольно вызывать у ребенка отторжение. Может посмотреть на качество мероприятий? Надо понимать, что должны быть собственные убеждения ребенка о патриотизме. В педагогике есть такое понятие, как «я – концепция». То есть, ребенок должен прочувствовать это и принять.  Вот тогда это работает.

И если постоянно трактовать патриотизм в широком смысле, то выходит слишком общее понятие. А ведь в первую очередь - это любовь к своему городу, к своей школе, к малой родине, уважение к родителям, учительнице, к старшим. С этого надо, наверное, начинать. Патриотизм – это и гражданственность, и духовное, нравственное воспитание. И может ли патриотическое воспитание рассматриваться в отрыве от духовного, нравственного, трудового, физического, семейного воспитания? Мы говорим о том, что не все у нас сегодня получается. Возможно, следует подумать об общем уровне культуры, знании истории и литературы и многом другом.

Мы практически отпустили тему музейной педагогики. Раньше в каждой школе был свой музей. Потом многие из них были упразднены. Сейчас, к счастью, мы их восстанавливаем. Это очень важная составляющая для патриотического воспитания.

Но пусть сегодня каждая школа для себя решает то, насколько много должно быть этих мероприятий. Потому что возможности и условия в разных педагогических коллективах разные. А желание работать у учителей есть, они понимают, что мы сейчас должны сплотиться вокруг государственной идеи с целью национального объединения. Методики, подходы, цели, задачи, педагогические коллективы сформулируют самостоятельно с учетом пожеланий и рекомендаций, там опытные люди с высшим педагогическим образованием работают.

Дмитрий Пьяных, депутат Саратовской областной Думы, зампред Молодежного парламента при Госдуме

- Я думаю, что поступки, о которых мы говорим, совершаются из-за недостатка воспитания. Я не думаю, что люди, которые делали эти вещи, не знали, что Вечный огонь - это что-то святое для каждого россиянина. Но это не какой-то тренд среди молодежи, это не касается большинства молодых людей. Это не стоит считать чем-то угрожающим. Это какой-то процент людей, которые не понимают или, самое странное, понимая, все равно это делают, чтобы, наверное, привлечь к себе внимание.

Проводится большая работа, но даже в этой большой работе есть процент людей, которые себе позволяют такие вещи. Возможно, это такое выражение протеста. Но нельзя оправдывать то, что они делают.

С недостатками патриотического воспитания я эти случаи не связываю. Впрочем, недостатки есть всегда. Но не думаю, что такие персонажи появляются именно из-за них. Наверное, это просчет в воспитании. Такое асоциальное поведение появляется, когда не хватает внимания, одобрения своих сверстников. Но, вероятно, есть недостаток и в общей молодежной политике, когда подростки не знают, чем заняться, и ничего не придумывают умнее, как поиздеваться над Вечным огнем.

 Улугбек Хамраев, учитель истории и ОБЖ пугачевской школы N2, победитель муниципального конкурса "Учитель года" и финалист областного этапа, лауреат почетного знака губернатора "За достойное воспитание детей". Военный летчик в отставке, участник Афганской войны, несколько его учеников решили выбрать такую же профессию и теперь проходят службу в вооруженных силах страны.

- Дело в том, что патриотическое воспитание в школах не является системным. Была длинная полоса, когда все забыли, что такое родина, поскольку мы считали себя людьми мира, так сказать, космополитами. А в связи с СВО резко все бросились говорить о патриотизме. Наряду с делами звучит очень много пустых слов. А воспитывать надо на личном примере взрослых. И этот процесс должен быть всеобъемлющим, а не разовым, в соответствии с планами. Тогда и результат будет.

А у нас часто встречается формальный подход. Если посмотреть на школы, да и другие организации, то они все утонули в отчетах. Люди физически не укладываются в рамки рабочего времени, несут домой, а что толку от отчетов?

Систематическая работа и на уроках должна быть. Наряду с тем, что надо подать учебный материал, надо еще воспитательную задачу выполнить. Я привожу ребятам примеры из своей жизни как положительные, так и отрицательные. Я не был идеальным ребенком. Уже пять выпусков сделал, больше, чем профессиональный педагог, и все они становились лучше. Слабый класс становился сильнее, сильный класс становился еще лучше. Поэтому они сейчас все мои друзья.

Показательный пример? Я всегда рассказываю о моем выпускнике, с его разрешения, конечно. Когда я пришел, взял семиклассников. Мальчик один был абсолютно непослушный, у него было пять троек. А в итоге получил аттестат всего с двумя четверками. Остальные были пятерки. Он поступил в военное училище, принял участие в СВО, уже имеет награды. В СССР  система воспитания как строилась? Даже, если родители на работе, была внеклассная работа, кружковая, спортивная, где воспитание было практически круглосуточным.

А самое главное, воспитание начинается с семьи. Дети двуличие могут видеть, когда в школе, скорее всего, процесс правильно построен, а приходят в семью и сталкиваются с тем, что не до них порой в силу разных причин – безработица и так далее. Вот и получается, что проводим правильные мероприятия, а дома дети никому не нужны. Начинается обратный процесс.

Надо душу отдавать детям, тогда они будут нормальными людьми.

 Сергей Авезниязов, председатель комиссии по патриотическому воспитанию Общественной палаты Саратовской области, руководитель саратовского отделения Всероссийской организации "Боевое братство"

- Когда началась СВО, у нас появилась проблема. Оказывается, надо работать не с детьми, а с их родителями, которые выросли в 90-х годах и с учителями. К сожалению, введение заместителей директоров школ по патриотической работе, советников, должного результата не дали. Потому что не достаточно грамотно были подобраны люди на эти должности. Этот вопрос я поднимал на думских слушаниях. То есть, учителя не были готовы комментировать происходящие события в стране. И на родительских собраниях надо заниматься воспитанием родителей, потому что лучший педагог - это не школа и не детский сад, а родители.  И та работа, которую ведут учителя, родители могут убить одной фразой.

Когда я выступал на думских слушаниях, я сказал, что мы организации плохо работаем, если такое количество людей сбежало от армии за границу. Но когда я говорил, что надо обязательно вернуть военную подготовку в школы, предлагал мероприятия в военном направлении, мне говорили - ты всех одеваешь в шинели. Но самая главная профессия - Родину защищать. Никакие профессии - токарь, бухгалтер, юрист ничего не стоят, если их не может защитить военный. И мы сейчас пожинаем плоды. Если в 41 году очереди стояли, люди себе года сбавляли, чтобы идти служить, то сейчас у нас сейчас подростки бегут от армии. Внутри граждан общества не выстроилось понимание, что у нас идет война за Россию. А когда тыл и фронт будут как одно целое, тогда мы будем непобедимы.

Я считаю, что патриотического воспитания не может быть слишком много. И никакого отторжения из-за этого я не опасаюсь.

 Луиза Кузяева, руководитель центра патриотического воспитания и профилактики асоциальных проявлений среди молодежи на базе объединения "Молодежь плюс", исполнительный директор саратовского регионального отделения всероссийского движения "Волонтеры Победы"

- Достаточно сложно воспитать патриотические чувства, уважительное отношение к тем людям, которые воевали, но если приложить максимум усилий, то возможно. У нас действуют краткосрочные профилактические программы в различных направлениях и важно, чтобы общение с ребятами было не односторонним, а они сами были включены в процесс. Бывают ситуации, когда кто-то смеется, отказываются воспринимать тему серьезно. Это характерно для школьников, они не хотят слушать. Детство отказывается воспринимать сложные темы. Иногда возникает отторжение, потому что пришли проводить очередное мероприятие. Кстати, я продолжаю подавать материал, обращаюсь к ним и на мое удивление после урока эти ученики подходят и извиняются. Поэтому мероприятия не должны проводиться для галочки. Думаю, что половина всех мероприятий точно имеет такой характер. Наиболее эффективным мы считаем новые форматы. Мы часто проводим квесты на базе Музея боевой и трудовой славы. Им такой интерактив интересен. В процессе они выполняют задания на локациях и получают информацию о событиях или героях.

 Алексей Старцев, психиатр, психолог

Почему подростки совершают такие поступки? Однозначно могу сказать, что это логика "назло маме отморожу уши" здесь ни при чем. Подобная обратная реакция могла быть у детей моего поколения. Потому что у нас было столько патриотического воспитания, что с сегодняшним днем не сравнить. И никаких подобных реакций не было. К тому же, эта тема вошла в повестку дня не так давно, СВО эти вопросы обострила, но воспитание - это игра в долгую. Здесь не может быть мгновенной реакции. Как прямой, так и обратной.

С точки зрения психологии добавлю, что патриотическое воспитание не может быть формальным. Нужна искренность, эмоции. А если педагог просто скучно отрабатывает тему, то это только отторжение будет вызывать. В какой степени это сейчас присутствует, трудно сказать.

Что касается тех вопиющих случаев, то это даже не про патриотизм. Это про общечеловеческий уровень и отвратительное воспитание. Плюс, это очень низкий уровень интеллекта. Даже если воспитания недостаточно, человеку ум может подсказать, что этого делать нельзя. Но лучше бы, конечно, сердце подсказывало.

А как психиатр могу сказать, что такие поступки могут совершать больные люди. Есть психиатрические заболевания, когда одним из симптомов, является так называемое разлаженное поведение. То есть, нарушается социальная адаптация и человек совершает общественно неприемлемые поступки.

 

 

 

Похожие материалы
  • 24.03.2023, 21:34 Темы недели: наследие Грищенко, в камеру за плевок

    Самым громким событием уходящей недели в Саратове стало решение суда по поводу бывшей больницы подшипникового завода. Ее приватизация фирмой, связанной с экс-мэром Олегом Грищенко, признана незаконной. Это не последний источник дохода, которого могут лишиться его наследники. В городе разразился очередной скандал, связанный с неуважением к памятникам. Этот случай, похоже, выбран для "показательной порки", и наказание за глупую выходку может быть весьма суровым.

  • 19.06.2020, 18:59 Темы недели: второй круг Ландо, похвалы болоту, памяти Лизы В Саратовской области наконец-то снят запрет на посещение парков и скверов, о чем так долго просили сначала жители, а потом и представители регионального истеблишмента. Какие изменения в ситуации позволили Роспотребнадзору сделать очередные поблажки, конечно же, непонятно. К сожалению, прогулками в парке не сможет в полной мере насладиться бывший председатель Общественной палаты Александр Ландо, против которого возобновлено расследование дела о мошенничестве. Но на федеральном уровне Саратов на уходящей неделе прославился не этим, а предложением губернатора Валерия Радаева отправить туристов на болото.
  • 05.10.2017, 10:30 CК выступит против "врачебного лобби". Предлагается ввести уголовную ответственность за ошибки медиков Следственный комитет России предложил внести изменения в Уголовный кодекс и ввести ответственность за преступления, совершенные медработниками. Об этом стало известно на совещании с главой ведомства Александром Бастрыкиным.
  • 30.09.2016, 11:45 Патологоанатом: "Один из 10-ти умерших не имел того заболевания, от которого его лечили" Опубликована уголовная статистика количества россиян, умерших в результате врачебных ошибок и некачественного лечения. Только доказанных случаев гибели людей от врачебных ошибок за прошлый год было около 700. На самом деле, если судить по косвенным признакам, их в разы больше. Есть ли легальные и работающие механизмы, позволяющие наказать нерадивых медиков?
  • 04.07.2014, 11:54 СМИ: Объединенный следственный комитет создадут с четвертой попытки Президент Владимир Путин может подписать указ о создании Объединенного следственного комитета этой осенью. В ОСК войдут следственные службы Министерства внутренних дел, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Следственного комитета.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x