Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Мастер и Маргарита". Заметки киномана

  • 13:31, 26 января 2024
  • Комментариев[0]

Если вы считаете, что экранизации романов обязаны полностью повторять эти самые романы, вам стоит немножко пересмотреть свои убеждения или не ходить в кино. Если же изменения вас не пугают, на новых "Мастера и Маргариту" вполне можно посмотреть.

"Мастер и Маргарита". Заметки киномана gamemag.ru

Фильм состоит из трех с половиной параллельных линий, но они периодически так переплетаются, что сложно понять, где какая.

В одной начало 1930-х. Неназванный автор, будущий Мастер (Евгений Цыганов, "1993", сериал "Оттепель") узнает, что его пьесу про Понтия Пилата сняли с постановки в театре, его самого пытаются заставить публично  извиняться на заседании Союза писателей. А ещё он встретил профессора-немца, а затем и Маргариту (Юлия Снигирь, "Казнь", сериал "Кеша должен умереть").

meloman.ru

Во второй происходит всякая булгаковщина. По Москве расхаживает Воланд (Аугуст Диль, "Бесславные ублюдки", "Тайная жизнь"), уже консультант, который говорит по-русски, пусть и с акцентом. Причем, ходит он не по настоящей Москве, а по "будущей", как она виделась из начала 1930-х. Все архитектурные фантазии советской власти воплотились: на месте храма Христа Спасителя стоит Дворец Советов с гигантским Лениным, Патриаршие – иллюстрация к советскому футуристическому роману. И даже мюзиклы в театре показывают ретро-фантастические.

Эпизоды с прокуратором и Га-Ноцри тоже есть. Они старательно вписаны в историю, но существуют словно бы для галочки. Без них "Мастера и Маргариту" вроде как не поставишь. Но фактически их можно выкинуть без особого ущерба для смысла.

Третья с половиной линия – Мастер с поэтом Бездомным в футуристичной лечебнице доктора Стравинского (Леонид Ярмольник). Это часть одной из предыдущих линий, но они так смешаны между собой, что это не сразу очевидно.

Можно ли сказать, что эта экранизация романа смотрится выигрышнее, чем две предыдущие? Однозначно да. Значит ли это, что она идеальная и претендует на звание эталонной? Однозначно нет.

kino-teatr.ru

Что не получилось? Насыщенный смыслами и героями роман плохо укладывается в 2 часа 40 минут. Сюжет мчится вперед, как тот самый трамвай на Берлиоза, из-за чего персонажам некогда раскрыться. Если вы читали роман, пусть даже много лет назад, и примерно представляете, кто на экране и чего они хотят, вы этого можете и не заметить. Но если будет смотреть человек без подготовки, отдельные моменты он просто не поймет. Например, всю линию с прокуратором Иудеи или сцену в варьете с раздачей денег и платьев. Ведь тут ничего не исчезает в кадре. Зато во время шоу герои из 1930-х представляют, каким будет мир 30 декабря 2022 года. По их мнению, будет Советский мир во всем мире. Кто им скажет правду?

kino-teatr.ru

Линия отношений Мастера с цензурой вышла беднее, чем в романе или у самого Булгакова, но злободневность зашкаливает. Чего стоит один диалог: "За что с вами так?" "За то, что ещё вчера было можно, а сегодня нельзя". Возникают смешанные чувства, когда такое слышишь в российском фильме за 1,2 миллиарда (!) рублей, часть из которых, конечно же, выделил Фонд кино. Работа над фильмом, кстати, началась ещё в 2018. То ли текст поменяли, то ли какие-то вещи в наших краях с годами становятся только актуальнее.

Злободневность – это, конечно, завораживает, но неплохо бы, чтобы фильм можно было пересматривать долгие годы, и он продолжал вызывать эмоции. А конкретно с линией терзаемого цензурой писателя могут возникнуть проблемы. Евгений Цыганов хорошо мимикрирует под Булгакова (а Мастера, не стесняясь, лепят с него), только особых терзаний у него незаметно. Он смотрит на своих гонителей как на идиотов, на все проблемы – как на мелких мошек, которых унесет ветром времён. Сам он весь такой цинично-усталый, легко расстается с собранием сочинений Гоголя ради денег и погружается в роман с Маргаритой. Никакой особой агонии писателя, вынужденного писать в стол. Этот словно знает, чем дело кончится. Снигирь в роли Маргариты очень хороша, хотя и несколько отличается от книжной. Она куда жестче и собраннее. Ее душевные терзания тоже не раскрыты, но их экранные отношения с Цыгановым получились красивые. Это вторая главная удача картины.

dzen.ru

Первая же – Воланд. Аугуст Диль шикарен в роли той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Он одновременно зловещий, озорной, интеллигентный и по-своему справедливый. Его спутники вышли хуже, особенно досталось Коту Бегемоту. Он не теряется на общем фоне только потому, что он здоровенный кот. Но даже так линия "булгаковщины" – лучшая в этой экранизации.

Фильм снимал Михаил Локшин, режиссер "Серебряных коньков". С эстетикой у него и в этот раз всё получилось. Город, над которым сгущается тьма, выглядит реально и нереально одновременно. В данном случае, это хорошо. Компьютерная графика не подвела в плане задних фонов и особенно архитектуры, но начала сдавать позиции на коте и на движениях губ немецкого актера. Периодически видно рассинхрон, хотя сейчас такие вещи исправляются с помощью ИИ быстро и дешево. Не очень понятно, что помешало над этим поработать? Все равно долгострой с жутким бюджетом.

"Мастер и Маргарита", трейлер

Если вы ждете от экранных "Мастера и Маргариты" глубины,  философии и раскрытия важных тем романа, ждите следующую версию. Но если вас устроит красивое зрелище, где местами удалось точно передать атмосферу и есть очень удачные актерские работы, вам стоит сходить в кино.

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 29.09.2023, 13:08 "1993". Заметки киномана

    Почти к юбилею московских событий октября 1993 года выходит фильм от режиссера "Географ глобус пропил". Это экранизация романа Сергея Шаргунова, но это не так важно - ни роман, ни фильм четкого понимания, что это было, не дадут.

  • 17.04.2015, 10:20 "Территория" вместо "Номера 44". Заметки киномана Эта картина внезапно стала самой ожидаемой премьерой четверга, когда её главного соперника – триллер "Номер 44" прокатчики отозвали себе в убыток за день до премьеры. Министр культуры РФ сопроводил событие такими сочными комментариями, что "Номеру" гарантирована популярность в Интернете. Но "Территории" окупиться в прокате это вряд ли поможет.
  • 30.03.2015, 15:39 Сериал "Фарца". Со звездами "Оттепели" для антуража Валюта, иностранцы, модная одежда из-за границы и ду-воп на костях — Первый канал начинает показ сериала "Фарца", нового погружения в СССР от создателей "Обратной стороны луны".
Новые материалы
  • 03.05.2024, 14:57 Сериал "Я знаю, кто тебя убил". Заметки киномана

    Название сериала вас обманывает. Вы ждете детектив, а это психологическая драма. Потому что с первой серии понятно, кто кого убил. Но драма довольно необычная - и мстят за сестру (а не за жену или ребенка), и способ выбирают… неочевидный.

  • 27.04.2024, 16:04 Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений

    С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для потенциальных участников, как государственное софинансирование взносов и налоговые вычеты. В Банке России уточняют, что договоры долгосрочного сбережения с негосударственными пенсионными фондами уже заключили более 342 тысяч человек, что говорит об активном интересе жителей страны к новому инструменту. При этом эксперты финансового рынка уверены, что это число могло быть и больше, однако, период высоких процентных ставок по банковским вкладам - не лучшее время для старта программы сбережений. Подробности в обзоре СарБК.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x