Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Директор Росзимдора Юлия Антонова: "Плохая уборка тротуаров этой зимой стала повсеместной проблемой"

  • 14:45, 21 февраля 2024
  • Комментариев[0]

Каждая зима в Саратове - это испытание на прочность для горожан. Коммунальные службы уже проверять не надо: они давно показали, что хронически не готовы ни к каким природным явлениям. И едва ли не любая типичная зимняя погода становится для чиновников "аномальной". Нынешнюю зиму нельзя назвать снежной, но на повестке другая проблема - частые оттепели, из-за которых тротуары всё время закованы в лёд. Впрочем, по оценкам Национальной ассоциации зимней уборки дорог, скользкие тротуары стали повсеместной проблемой в стране. Почему в российских городах никак не могут совладать с русской зимой - в обзоре СарБК.

Директор Росзимдора Юлия Антонова: "Плохая уборка тротуаров этой зимой стала повсеместной проблемой"

Система городского хозяйства регулярно реформируется, однако это не меняет главного — она всё равно не рассчитана на погодные вызовы. Хорошо поставленная уборка улиц — это роскошь, которую могут позволить себе лишь самые благополучные мегаполисы. Но и того, что можно сделать, в Саратове часто не делается.

В 2022 году уборочное хозяйство было децентрализовано: вместо мэрии за него теперь непосредственно отвечают администрации районов, каждой из которых подчинили свое специализированное предприятие. По замыслу тогдашнего руководства города (мэром в то время был Михаил Исаев), это должно было повысить управляемость. Главам районов должно быть виднее, куда нужно бросить скудные городские ресурсы в первую очередь.

Однако на практике система не сработала: то ли из-за растущей нехватки техники и рабочих рук, то ли из-за сомнительной эффективности районных администраций. Пример: в октябре прошлого года мэр Лада Мокроусова уволила многолетнего главу Кировского района Сергея Пилипенко. А зимой вдруг выяснилось, что в этом районе хуже всего убирают снег. В результате был демонстративно уволен руководитель "Службы благоустройства Кировского района", который работал еще при Пилипенко и к которому до этого таких критических претензий не возникало.

Нововведением нынешней зимы стало введение обязанностей для управляющих компаний благоустраивать прилегающую территорию вокруг многоквартирных домов (ранее такое бремя возлагалось только на бизнес). А самым любопытным ноу-хау стал отказ властей предоставлять прессе сведения о пострадавших от падения на улицах. Впрочем, как оказалось, эти сведения все-таки фиксируются: в декабре в регионе травмировались 786 человек, а в январе — 936, стало известно из ответа ведомства на запрос депутата облдумы от КПРФ Дениса Буланова.

Стоит отметить, что одно новшество всё-таки сработало: в последние годы магистральные улицы Саратова были переданы под ответственность области, поэтому их теперь убирают за областной счет. Претензий по поводу очистки больших дорог в городе поступает не так много. Больше всего критики звучит как раз там, где должны работать муниципальные службы.

На недавнем совещании в городской думе даже лояльные в обычных ситуациях депутаты возмутились состоянием пешеходных дорожек. В ответ от представителей районов они услышали обычные оправдания: нет техники, большинство тротуаров приходится чистить по старинке лопатами; не хватает рабочих рук; кое-кто пожаловался на узкие улицы, заставленные автомобилями.

Справедливости ради надо сказать, что тротуары этой зимой отвратительно убирались во многих городах страны. Как стало известно из беседы журналиста СарБК с исполнительным директором Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлии Антоновой, уборка пешеходной части улиц от снега и наледи в этом году стала "повсеместной проблемой":

- Этот вопрос в нынешнем году стал актуальным не только для региональных центров, но и для городов федерального значения.

Саратовские коммунальные службы объясняют это переменчивой погодой (после каждой оттепели и похолодания и снегопада приходилось приниматься за работу вновь) и нехваткой техники. Каковы причины в большинстве других случаев?

- Главная причина – дефицит кадров, мы сегодня вышли на его пик. Это произошло из-за провала рождаемости в 90-е годы, из-за недостаточной подготовки специалистов для коммунальных служб, которых раньше учили в средних специальных заведениях. Я недавно была в Екатеринбурге, там дефицит кадров составляет 25%. По другим регионам плюс-минус такая же ситуация, даже скорее плюс. Еще одна причина – отток мигрантов. Он наблюдался с начала пандемии, а сегодня иностранные граждане из коммунального хозяйства уходят на СВО за высокой зарплатой. В управляющих компаниях рассказывают, что чаще уходят те, кто умеет управлять техникой, там трактористы становятся танкистами. Поэтому тротуары просто не успевают убирать. Жалобы поступают, их обрабатывают. Но ресурсов сегодня не хватает.

Муниципалитеты, которые обязаны приводить в порядок тротуары, принимают разные решения. В Саратове, например, недавно обязали собственников частных домов и УК убирать территорию, прилегающую к их участкам. То есть, речь может идти и о тротуарах. А как чаще всего организовывается такая работа?

- Сегодня тенденция все отдавать на аутсорсинг. В некоторых ЖЭКах не сами нанимают дворников и обеспечивают людей техникой, а нанимают внешнюю организацию. Наверное, в этом случае легче контролировать работу, наказать за плохое качество, ведь подрядчики опасаются, что им не заплатят за оказанные услуги. Сомнительно, что своих работников будут наказывать зарплатой, которая и так не очень большая по сегодняшним меркам.

Но ситуация, как мы видим, лучше не становится.

- Я замечаю, что и бизнес плохо стал убирать территорию перед деловыми офисами или заведениями. Очень плохо. Даже премиальный сегмент ресторанов, где чашка кафе стоит 800 рублей и маленький кусочек мяса с двумя веточками розмарина – 2 тысячи. А ведь у них есть такая обязанность – содержать прилегающую территорию и возможность есть. Сегодня наблюдается высокий спрос на качественные услуги даже среди потребителей с невысокими доходами.

Вероятно, это побочный эффект моратория на проверки бизнеса. Вы уже отметили, что проблемы с обслуживанием тротуаров этой зимой актуальны и в столицах. Но Санкт-Петербург всегда ругают за уборку снега, в то время как Москва давно является образцом. Непривычно слышать от москвичей жалобы на то, что техника не торопится на проезжие части и вовсе не появляется во дворах.

- Основные магистрали, дороги I и II категории очищались после снегопада своевременно, а вот с придомовыми территориями ситуация намного хуже обстояла этой зимой. Такая ситуация сложилась в Москве из-за дефицита кадров, о котором мы уже говорили, и в связи с экстремальными погодными условиями (за несколько часов выпадала недельная норма осадков). При том, что финансирование в столице намного лучше, чем в региональных центрах. К слову, во время моей поездки по регионам выяснилось, что методические рекомендации по определению стоимости содержания и ремонта муниципальных автомобильных дорог или по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт дорог, а также по размеру заработной платы в ЖКХ, не обновлялись с 2006, 2008 года. При этом методические рекомендации - это то, чем руководствуется казначейство, финансовый департамент, когда принимает решение о выделение той или иной суммы. Мне рассказывали, что в этих документах указана техника, которой уже в принципе давно никто не использует. На дворе уже 2024-й год. Мы видим, что происходят климатические изменения, например, в зимний период растет число переходов температуры через ноль, в городах увеличивается число жителей, увеличивается этажность зданий, появляются новые принципы организации парковочных зон, меняется число перекрестков, появляются новые знаки. Это все влияет на содержание дорог и улиц. Современные стандарты очень высоки, в городах это очистка дорог до "черного асфальта".

Могут возникнуть какие-то вопросы с обновлением этих документов

- Когда я обратилась в Центр муниципальной экономики и права, который разрабатывал действующие версии рекомендаций, меня сразу спросили о том, кто будет финансировать эту работу. Бюджетные средства на это нам не выделят точно. Сегодня много других актуальных вопросов. Я имею отношение и к авиационной отрасли. Так вот, раньше противообледенительные жидкости для самолетов проверяли сначала в лабораториях США и Канады, получали сертификаты, а потом в нашем институте ГосНИИ ГА подтверждали их наличие и проводили десятую часть исследований, которую мы могли делать, и выдавали заключение. Сегодня эти зарубежные лаборатории для нас закрыты, надо развивать свою лабораторную базу с аэротрубой – главным показателем, что жидкость правильно ведет себя во время взлета. То есть, вот такие глобальные вопросы стоят перед государством, которые должны финансироваться из бюджета. При том, что есть ГОСТ Р 50597. И с коммунальных служб требуют в соответствии с ГОСТом, но у них не хватает ресурсов, чтобы соответствовать этим требованиям.

Как вы планируете решать вопрос?

- Есть какие-то предусмотренные программы, на что-то выделяются институту средства. Возможно, они смогут включить в бюджет следующего года, возможно, будет создан специальный фонд совместно с коммунальными и обслуживающими организациями. Ассоциация будет заниматься этим вопросом.

Итак, в регионах зимнее содержание дорог перестанет быть проблемным вопросом, если…

- Если будет решаться кадровая политика в сегменте ЖКХ, произойдет нормирование финансирования и города освоят новые технологии.

Под новыми технологиями мы понимаем применение современных противогололедных реагентов?

- Да. Практически повсеместно их использует только Москва, в остальных городах 70% приходится на техническую соль и песок. Но песок – это недостаточно хороший фракционный материал, он не очень хорошо создает шероховатость поверхности. А техническая соль работает до минус 12 градусов, при том, что в многих регионах бывают более низкие температуры.

Более того, техническая соль - это однокомпонентный реагент. Она разрыхляет снег, но не плавит его и не уменьшает снежную массу. А многокомпонентный реагент именно плавит лед, то есть, уменьшает снежную массу практически вдвое. Новые технологии - это и превентивные обработки с учетом прогноза погоды, мониторинг ситуации в постоянном режиме.

Наверное, регионы не переходят на современные реагенты из-за высокой цены.

- Надо оценивать круглогодичные затраты. Мы изначально купили мешок материала не за 5, а за 30 тысяч рублей, но сэкономили на складских помещениях, потому что требуется в 5 раз меньше площади и одной машиной с этим материалом мы обработаем намного больше площади. Поэтому увеличится скорость уборки - не 7, а 100 километров. Вот вам плюс. Нет холостых пробегов, требуется меньше техники, меньше затрат на ГСМ.

Экологи утверждают, что современные реагенты вредны для растений.

- Сейчас в Санкт-Петербурге такие разговоры звучат. Но реагенты туда завезли только в этом году, они еще не проникли в почву, там еще снег лежит. Деревья от этого разом никак не могли погибнуть. Но там все время применяли техническую соль - галит, натрий хлор, от этого почва засолена на полтора метра в глубину. Применение технической соли превышают расход современных реагентов в 4-6 раз. Но какими экологичными и безопасными ни были бы противогололедные материалы, нельзя сыпать их безмерно и устраивать отвалы снега на газонах. Снег надо вывозить, а не ждать до весны, пока сам растает.

И владельцы собак жалуются на реагенты.

- Чтобы отравится собаке противогололедным реагентом, надо полкило его съесть. Вы не найдете, чтобы столько вещества было рассыпано на дороге. Чайную ложку таких средств, от 5-30 граммов на один квадратный метр рассыпают на дороги. Да, есть опасность обморожения. Ведь противогололедный реагент понижает температуру замерзания воды. Температура растаявшего снега, образовавшегося рассола, соленой воды в луже - минус десять - пятнадцать градусов. Но сегодня очень большой выбор обуви для маленьких собачек и также необходимо мыть всем питомцам лапы после прогулки. Это касается и нашей обуви. Она будет портиться, если за ней не ухаживать ежедневно. Современные  противогололедные реагенты проверяются очень строго Роспотребнадзором и Росприроднадзором, проходят государственную экологическую экспертизу. Проверяется воздействие на почву, на водные объекты. Я вас уверяю, что безопасность противогололедных реагентов проверяется тщательнее и ответственнее, чем докторская колбаса, которая продается в магазине.

Современные многокомпонентные реагенты в нашей стране применяют уже лет десять (двухфазные с жидкой и твердой фазой не меньше пяти лет) и до сих довольно громко звучат споры о безопасности их использования. Почему?

- Я считаю, что современные реагенты находятся в заложниках у того, кто ведет политическую борьбу. Это один из основных триггеров, который можно дергать бесконечно. Ну, и есть территория, где в состав собрания депутатов входят поставщики песка и они радеют за то, чтобы он использовался и далее. Кстати, многие приравнивают значение слова "реагент" к "яду". Может, стоит заменить это слово, чтобы не вызывало страшных ассоциаций в сознании людей.

Спасибо за беседу.

Похожие материалы
  • 23.10.2024, 14:31 Колледжи выигрывают у вузов. Почему новое поколение выбирает СПО

    По мнению экспертов, безусловный выбор вузов среди выпускников школ остается в прошлом. Уже 56-60% из тех, кто заканчивает 9-й или 11-й классы, выбирает систему среднего профессионального образования (СПО). Наблюдатели считают, что явный перекос в сторону институтов и университетов сократился из-за того, что подготовка к ЕГЭ, как и обучение на коммерческой основе, стали еще дороже, а возможности колледжей и техникумов - намного шире. Этому способствовала запущенная в стране реформа СПО (цель преобразований - снижение остроты дефицита кадров). Следуют ли тренду выпускники Саратовской области и как теперь в регионе выглядит система среднего профессионального образования, выяснял СарБК.

  • 22.08.2024, 13:22 Урок экономии. Как и почему выросли цены на товары для школы

    Подготовка детей к учебному году ведется в условиях безудержного роста цен. Сказывается не только общая инфляция, но и сохраняющиеся проблемы производителей с логистикой, оборудованием, комплектующими и сырьем. К середине августа покупатели заметили значительное повышение цен на школьные принадлежности на онлайн-площадках. Общая сумма затрат на подготовку школьников ощутимо превысила отметку предыдущего года. Часть родителей вынуждена оформлять кредит, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым. Подробности - в обзоре СарБК.

  • 23.05.2024, 12:40 Опытным путём. Саратовским предпенсионерам по-прежнему сложно найти работу

    Время показало, что прогнозы экспертов о снижении эйджизма на рынке труда были преувеличены. Эти ожидания появились после начала СВО, частичной мобилизации и обострения проблемы дефицита кадров, когда работодатели стали приглашать на свободные вакансии тех, кому раньше отказывали, в том числе кандидатов в возрасте 50+. Та картина на рынке труда привела к еще одному выводу о том, что руководители коллективов стали видеть женщин на тех позициях, которые раньше занимали только мужчины. Сегодня можно сказать, что и этот тренд не сформировался. Статистика трудоустройства женщин среднего возраста не выбивается из общих тенденций, а возрастные женщины так и вовсе стали самой многочисленной группой среди безработных жителей области. Но в Саратовской области предпринимается ряд мер для решении проблемы. "СарБК" изучал особенности картины.

  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

  • 11.04.2024, 18:40 Завтраками кормят. Саратовский общепит переживает стагнацию

    С начала года в стране открылось на 40% меньше заведений общепита, чем за первые три месяца прошлого года. Саратовские рестораторы также куда реже отмечали новоселье. Как и в стране, снижение числа новых заведений объясняется дороговизной заемных средств в условиях высокой процентной ставки ЦБ, увеличением арендных ставок, ростом цен на оборудование, продукты питания, дефицитом кадров. Региональный перечень причин замедления активности ресторанного бизнеса дополняет и отсутствие высокого спроса со стороны потребителей на новые направления, форматы и вкусы. В области рассчитывают, что спрос на услуги общепита вырастет с появлением устойчивого турпотока, но не все в это верят. Подробности - в обзоре СарБК.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x