Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Пурга в системе. Почему в Саратове не решится проблема уборки снега

  • 10:40, 16 февраля 2022
  • Комментариев[0]

Власти Саратова вновь не могут справиться со снегом. В этом году они оправдываются "аномальными" снегопадами. Впрочем, и в предыдущие годы, менее богатые на осадки, жители не ставили чиновникам за уборку города удовлетворительные оценки. Власти вроде бы обновляют парк техники и все равно каждый раз плачутся о ее дефиците. А в этом году прямо в разгар снежного коллапса мэрия задумала изменить саму систему управления уборкой в городе. О том, к каким последствиям может привести эта реформа и так ли беспомощны власти в решении проблемы, СарБК поговорил с экспертом Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анной Климентовой.

Пурга в системе. Почему в Саратове не решится проблема уборки снега Фотобанк СарБК

Под прикрытием тренда

Глава Саратова Михаил Исаев приобрел привычку оправдывать свои спорные решения опытом других городов. Так он расширял Саратов. На одном из совещаний он заявил, что изменение границ областного центра происходит в рамках "общемирового тренда", который активно реализуется в России. Позже этому удивлялся эксперт Института экономики города Роман Попов. В комментарии "СарБК" он заметил, что объединение городов с ближайшими территориями вовсе не является модным мировым трендом, а давние примеры этому точно нельзя назвать успешными.

И решение о расформировании единой системы благоустройства с передачей ответственности за уборку снега на глав районных администраций было презентовано с такой же оговоркой. "Мы изучили модели организации этого процесса в крупных городах..." - вставил Исаев в свою речь на встрече с губернатором Валерием Радаевым. Глава региона, к слову, идею одобрил.

Но у федеральных экспертов вновь появился повод недоумевать. Руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова в комментарии "СарБК" рассказала, что большинство российских городов, наоборот, стремятся  выстраивать централизованное управление обслуживанием дорог.

"Например, как в Москве. Мы сейчас не обсуждаем финансы, а рассматриваем оргструктуру. Она у Москвы единая — ГБУ "Автомобильные дороги", которое занимается проезжими частями улиц, и ГБУ "Жилищник", которое убирает тротуары. В департаменте ЖКХ есть штаб, где производится мониторинг ситуации и составляются приказы о том, куда выходим, когда и чем обрабатываем. То есть дирижер этого оркестра один, и это — департамент ЖКХ", — объяснила эксперт.

Централизованное предприятие пытаются создать в Санкт-Петербурге, где уборкой дорог от снега сейчас занимаются в каждом районе самостоятельно (именно так будет теперь в Саратове), говорит эксперт: "В Санкт-Петербурге 18 районов и в каждом из них есть свое какое-то предприятие — коммерческое, полуподрядное и так далее. И мы прекрасно знаем, что происходит в городе на протяжение 5-6 лет. Там не проехать, не пройти и спросить не с кого". Подобные планы обсуждаются и в Твери.

Есть города, где ситуация иная. Например, в Перми в девяностых была полностью разрушена система бюджетных учреждений и утерян парк техники. "Сейчас они все больше и больше осознают, что работать исключительно с подрядными организациями достаточно сложно", — отмечает Климентова.

А в Новосибирске борются за сохранение двух действующих муниципальных дорожно-эксплуатационных предприятий, которые подчиняются департаменту ЖКХ и мэру города: "Там сейчас пытаются расшатать систему и урвать куски для коммерсантов. Но я выступаю категорически против этого. Я считаю, что в городе, особенно, с тяжелыми климатическими условиями, обязательно должно быть централизованное, подчиненное муниципальной власти хозяйство. Пусть даже не способное убрать весь город, а только основные его части. Второстепенные улицы можно добивать какими-то контрактами на субподряды".

В ассоциации вовсе не исключают участие бизнеса в обслуживании дорог, но настаивают на жестких критериях отбора игроков (ФАС часто видит в этом угрозу конкуренции, но некоторым регионам, Татарстану, например, удается соблюдать интересы всех сторон). "Потому что очень велик соблазн кому-то выйти на конкурс, опуститься до нижней планки, не имея ничего, а зимой провалить уборку, объявить себя банкротом и положить деньги в карман", — говорит Климентова.

Для добросовестного бизнеса в свою очередь интересны долгосрочные контракты, отмечают в ассоциации.

 Мэр делит проблемы на шесть

В Саратове дороги от снега начали освобождать шесть предприятий — по одному в каждом районе. Три из них — действующие, переподчиненные районным администрациям ("Служба благоустройства города", "Дорстрой", "Спецавтохозяйство по уборке города"). Еще три созданы дополнительно. Ответственность за уборку снега на дорогах перешел на уровень глав районных администраций. Губернатор с нетерпением ждет результатов реформы (уже через неделю после решения он возмущался, что процесс "раскрепления" техники и рабочих по новым коммунальным подразделениям идет "недопустимо медленно").

При этом в Национальной ассоциации зимнего содержания дорог положительных изменений в связи с преобразованиями в Саратове не ждут. Более того, федеральные эксперты смотрят на реформу с опаской. "Уборка города, это живой организм, и он единый. Лучше, когда есть одна голова, у этой головы есть техника и люди, то есть руки, и она на основании существующего положения вещей, направляет эту технику на решение вопросов", — считает Климентова.

Дробление центра управления и ресурсов на шесть отдельных элементов может привести где-то к простаиванию техники, а где-то к нехватке, опасается эксперт: "В первую очередь очищаются оживленные, интенсивные дороги. Их не так много в Саратове, и они сосредоточены компактно. Подозреваю, что их будет обслуживать одно учреждение. И у него должно быть много техники, чтобы делать это быстро. Но когда ты это сделал быстро, техника начинает простаивать. А перебросить на другой участок эту технику теперь нельзя — это другая организация другой администрации, там другие головы, другие бюджеты".

В условиях неравномерного распределения техники между учреждениями (а в ранее действующих МБУ было именно так: у "Службы благоустройства города" была l71 единица снегоуборочной техники, а у "СпецАТХ" — 9) это может привести к тому, что один район окажется вполне проходимым, а другой совсем увязнет в сугробах.

Еще одна потенциальная опасность — это отсутствие в новых условиях всякой возможности решать бюрократические преграды. "Иногда возникают порой непреодолимые с точки зрения расходования бюджетных средств проблемы. Поэтому должен быть некий человек, который уполномочен эти вопросы решать. Который работает по принципу — сначала снег уберем, а потом бумаги в порядок приведем. Я с опаской смотрю на эту реформу, потому что районные администрации не уполномочены решать вопросы более высокого уровня. И может получится, что не убрали просто потому, что по бумагам что-то побоялись нарушить. Ведь ответственность лежит высокая", — рассуждает представитель ассоциации.

Процесс уборки снега в рамках новой системы не обойдется без конфликтов на границах районов, полагает Климентова: "Мы здесь только что убрали, а вы нам сугробы натащили". Новая структура лишит управление процессом мобильности, гибкости, подытоживают в ассоциации.

"Техники вполне достаточно"

Мобильности и гибкости при решении вопросов городского хозяйства саратовцы и до этого не наблюдали. А теперь последствия "реформы" лягут не на идеальную, а на уже глубоко проблемную почву. О том, как выглядит грамотная и своевременная уборка снега, рассказывает все та же Анна Климентова.

"В Саратове, действительно, выпало много снега, были залповые снегопады. Сколько бы техники ни было, такое количество снега в нормативные сроки, которые прописаны в ГОСТ Р 50597-2017, убрать нереально. Проезжая часть и тротуары должны быть чистыми спустя 3-6 часов после снегопада. Но реально это сделать в течение суток, если все организовано правильно, расчистить проезжую часть и в течение недели вывезти с обочин этот снег. Так делают в других городах. Если за сутки у вас в городе особенно центральные магистрали, главные артерии не убраны, а под уборкой я подразумеваю чистый асфальт и сформированные по обочинам валы, которые постепенно вывозятся, то тогда можно говорить о проблеме. И тротуары с общественными остановками в течение суток на центральных улицах должны быть почищены и посыпаны. Если этого не происходит, значит, надо искать причину". 

Нельзя сказать, что в Саратове совсем нечего сказать по поводу причин плохой уборки снега. В ответе первого замглавы городской администрации Дмитрия Алексеева на запрос СарБК указывается, что муниципальные бюджетные учреждения обеспечены снегоуборочной техникой лишь наполовину от нормативных потребностей (50,2%). Сегодня МУПам требуется тротуароуборочная техника, фронтальные и минипогрузчики, которые могут работать на тротуарах и в зоне частного сектора.

В ассоциации зимнего содержания дорог считают, что в мэрии лукавят: "Городские власти заявляют, что на балансе муниципальных предприятий имеется плюс-минус 280 единиц техники, за исключением той, что находится на ремонте, и это составляет половину от потребности. При этом в ежедневных сообщениях властей говорится, что в уборке снега принимают участие около 550 машин. То есть в два раза больше того, что имеется в наличии МУПов и находится в исправном состоянии. Судя по другим городам с аналогичной площадью и климатом, такого количества техники вполне достаточно для того, чтобы содержать город. Причем это не только мои выкладки, это исходит из ответа мэрии на запрос. Ведь если плюс-минус 280 — это 50%, то 545 машин, которые, например, по сообщениям властей, убирали город 6 февраля, довольно близко к 100%. Вероятно, она привлекается дополнительно и это нормальная практика".

Заместитель прокурора Саратова Артем Михальчук в комментарии "СарБК" согласился с тем, что привлекать дополнительную технику в случае необходимости в какой-то степени проще и дешевле, чем закупать и содержать ее за счет органов местного самоуправления, но при соблюдении плановости бюджетного процесса. В надзорном органе отметили, что в этом году для привлечения 150 единиц специализированной снегоуборочной техники, принадлежащей сторонним организациям, были использованы средства Резервного фонда. "В условиях дефицитного бюджета города в целом, откупоривать Резервный фонд на эти нужды, на мой взгляд, неправильно. Заводите изначально деньги в бюджет на эти цели и пользуйтесь целевым фондом, а не резервным, который создается на случай возникновения действительно чрезвычайной ситуации", - заявил зампрокурора.

Еще одну часть снегоуборочного арсенала составляет техника, принадлежащая предприятию "Гелиос" (Пенза), которое исполняет контракт "Дирекции транспорта и дорожного хозяйства" по обслуживанию региональной улично-дорожной сети Саратова (77,5 км). Предприятие располагает 46-ю единицами техники. В конце января-начале февраля максимальное количество задействованной техники для расчистки и вывоза снега достигало 255 единиц (140 — из областного резерва).

В Национальной ассоциации замечают, что таким количеством техники обладает далеко не каждый город (в 2019 году Саратов серьезно обновил парк машин — мэрия закупила 30 тракторов на 45 млн рублей, а затем на средства областного бюджета еще 66 единиц техники на 615 млн рублей), а о средствах на ее покупку из регионального бюджета многие только мечтают.

Собеседница "СарБК" заметила, что Санкт-Петербург, который по площади превышает "старый" Саратова в 4-5 раз, располагает всего 800 единицами снегоуборочной техники, соседняя Самара тоже имеет куда более скромный парк техники: "Но ситуация в Саратове такая же сложная. По моему субъективному мнению, власти Самары реагируют оперативнее. Они быстро мобилизовали предпринимателей, МЧС попросили о помощи".

Дело и в том, что в Саратове на уборку выходит далеко не вся снегоуборочная техника, машины простаивают в неисправном состоянии (иногда ремонт длится больше года). Такие факты в последние два года выявляли при проверках сотрудники городской и областной прокуратуры. По данным мэрии на конец января, из 143 единиц техники "Службы благоустройства города" в ремонте находились 34 машины, из 137 единиц техники "Дорстроя" — 30 машин.

Заместитель прокурора Саратова Артем Михальчук уточнил в комментарии "СарБК", что перед нынешним зимним сезоном в муниципальных предприятиях заранее не создали запас автомобильных частей для своевременной замены вышедших из строя деталей. На момент проверки в разгар снегопадов там только приступили к проведению электронных аукционов. В прокуратуре отмечают, что отсутствие запчастей увеличивает срок простоя техники в случае серьезной поломки от 10 дней до нескольких недель. "С учетом крайне ограниченного количества техники и в условиях обильных снегопадов это недопустимо",  - заявляют в надзорном ведомстве.  

Ситуация на дорогах Саратова заставляет наблюдателей и экспертов подозревать дорожников и в различных ухищрениях. Например, для экономии топлива снегоуборочные машины порой только создают видимость работы на участке, а иногда и вовсе там не появляются. Существуют и откровенно мошеннические схемы, которые строятся на том, что весной доказательства махинаций исчезают. Буквально на прошлой неделе стало известно о задержанных "снежных махинаторах" в Самаре, возбужденных уголовных делах в Санкт-Петербурге и в городах Саратовской области — Саратове, Энгельсе, Балакове (по факту хищений бюджетных денег, выделенных на уборку снега).

Но более детального анализа о том, почему при наличии бульдозеров, тракторов и самосвалов Саратов не может справиться со снегом, не существует или мы об этом не знаем. А между тем, властям полезно было бы проанализировать многие вещи. Например, длину плеча при вывозе снега (его, к примеру, везут из Волжского района в Заводской), актуальность карт, скорость реагирования, качество мониторинга.

"Иногда специалисты видят снег из окна, и тогда только начинают выезжать на уборку. А в дорожной отрасли, если снег пошел, и вы поехали, то это уже поздно", — замечает Климентова.

 В Саратове не до технологий

"Практика показывает, что в городе начинают хорошо убирать, когда появляется одна активная голова — грамотный, заинтересованный в результате человек, который каждый день собирает всех подрядчиков воедино. В нескольких городах мы такое наблюдали, в одном из них мэр сам активно занимался этим. Он в 5 часов утра собирал всех подрядчиков и чуть ли не в ручном режиме управлял процессом", — рассказывают в Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.

В Саратове же глава города Михаил Исаев свалил проблему уборки снега на районные администрации.

Надо ли уточнять, что Саратов не входит в число городов, где внедряются новые технологии в уборке снега. В Новосибирске внедряется система GPS для наблюдения за снеговывозом, в Екатеринбурге и Казани — самые передовые реагенты для обработки дорог, для новшеств открыты в Ярославле, Уфе, Перми. По данным ассоциации, на использование современных материалов также активно переходят в соседних Энгельсе и Самаре.

"Очень долгое время у нас выделялись деньги из бюджета на процесс уборки, а не для достижения результата. Разбросали песка, стало грязно, значит, подрядчики что-то делают. А то, что эта грязь не обеспечивает безопасность дорожного движения, было второстепенным. А сейчас в тех городах, где внедряют технологии, прописывают результат. Если ты песком обработал, а дорога скользкая, значит, ты плохо обработал, денег не получишь. А уменьшение числа ДТП благодаря снижению скользкости дороги — это результат", — говорит Климентова.

В Саратове же до сих пор не решены элементарные вопросы расчистки дорог и вывоза снега. У нас из-за снега стоят трамваи, в сугробах застревают "скорые", из-за снежных завалов останавливаются пожарные машины, люди лишаются жизненно важной помощи. В небезопасном положении находится весь город. 

И лучше не будет. Недавно депутат Госдумы Николай Панков пытался оправдать разрушение единой системы благоустройства. В своем телеграмм-канале он после встречи с работниками службы благоустройства Волжского района заявил: "Такая организация работы поможет оперативней решать поставленные задачи. При условии, что техника не будет простаивать, и логистика будет хорошо продумана".  

То есть, самое главное на этой встрече не прозвучало — как именно сделать так, чтобы техника не простаивала, а на уборку и вывоз снега затрачивалось минимум времени. В качестве положительного момента были отмечены контакты с жителями — депутат ознакомился с жалобами в соцсетях, а затем передал их коммунальщикам. Но разве это не говорит о провале саратовского эксперимента? Житель современного города с адекватной властью не должен строчить в соцсетях жалобы и обрывать телефон для того, чтобы обеспечить доступ экстренных служб к своему дому.

Похожие материалы
  • 20.05.2022, 21:45 Темы недели: не-Радаев, Энгельсу меняют главу

    Как бы ни твердил официоз, что в Саратовской области произошла "бархатная" смена власти, первые ласточки перемен уже начинают разлетаться из здания на Московской, 72. Врио губернатора Роман Бусаргин анонсировал изменения структуры правительства. Области может перейти контроль над землей в Саратове и Энгельсе. Начались и кадровые движения - как в правительстве, так и на территориях.

  • 13.05.2022, 20:34 Темы недели: уход Радаева и врио Бусаргин

    Десятое мая зря сделали выходным днем. По крайней мере, для журналистов. Работать в этот день все равно пришлось. Потому что именно во вторник в Саратовской области случилось одно из главных событий года. После 10 лет руководства областью о сложении полномочий объявил губернатор Валерий Радаев. Временно исполняющим обязанности руководителя региона назначен его заместитель Роман Бусаргин.

  • 29.04.2022, 20:59 Темы недели: "Россия" и речвокзал, слияние больниц, парад "паровозов"

    В Саратове продолжают разгребать "наследие лихих 90-х", пытаясь вернуть народу объекты, которые некогда стали частными, но пришли в упадок. Теперь очередь дошла до гостиницы "Россия" и речного вокзала. В области проходит очередная, уже неизвестно какая по счету, волна оптимизации медицинских учреждений. Тем временем, власти пытаются каким-то образом решить проблему отсутствия интереса к будущим выборам - и у потенциальных кандидатов, и у избирателей.

  • 22.04.2022, 21:12 Темы недели: проспект Столыпина, опасные дети, закат Фадеева, Радаев навсегда

    На этой неделе жизнь в Саратовской области била ключом, причем некоторых - по голове. Речь о Денисе Фадееве, которому светит судимость за коррупцию, и о Валерии Рашкине, которому вынесли условный срок за незаконную охоту. У властей Саратова случился неожиданный топонимический приступ: они зачем-то без предупреждения переименовали проспект Кирова, хотя никто их не просил. Вокруг памятника Петру Первому будет не только сквер имени императора, но и названная в честь него площадь. А вишенкой на торте стало возможное продление полномочий губернатора Радаева на третий срок.

  • 05.04.2022, 12:12 Бег за ушедшим поездом. Каким стало для области 10-летие Валерия Радаева

    Сегодня, 5 апреля, исполняется ровно 10 лет с момента официального назначения Валерия Радаева губернатором Саратовской области. Для политика это время достаточное, чтобы оставить в истории региона свой след. Безусловно, чиновники отчитаются о росте показателей, перерезанных красных ленточках и прогрессе по всем направлениям. Но каким это время стало для области на самом деле? Чем оно запомнится жителям? И какова роль во всем этом самого Валерия Васильевича?

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 16 февраля 2022
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x