Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Назад в гаражи. Как изменилось отношение саратовцев к ремонту автомобилей

  • 11:27, 28 февраля 2024
  • Комментариев[0]

Автомобилисты лучше остальных почувствовали на себе перемены, произошедшие на потребительском рынке в России за последние два года. Сильно изменился модельный ряд, а о ценах вообще промолчим... Серьёзно поменялись привычки и текущие траты автомобилистов, прежде всего, на ремонт. Как отмечают аналитики, водители вынуждены экономить на этой статье расходов: реже стали проводить техосмотр, чаще ремонтироваться уже после поломки, устанавливать запчасти самостоятельно или "в гаражах". Саратовские эксперты во многом соглашаются с общими тенденциями, хотя замечают, что не всегда изменения стоит связывать с экономической и геополитической ситуацией. Подробности - в обзоре СарБК.

Назад в гаражи. Как изменилось отношение саратовцев к ремонту автомобилей Фото СарБК

"То, что завтра отвалится"

Международная сеть автосервисов FIT SERVICE и аналитическое агентство Gruzdev-Analyze представили результаты исследования о том, как за прошлый год изменился автосервисный рынок и отношение к обслуживанию автомобиля у водителей.

Авторы исследования указывают, что за прошедший период число посещений автосервисов несколько выросло (1,82 до 1,93 раза). Аналитики связывают это с рекордным объемом сделок на рынке б/у автомобилей, ведь в случае перепродажи машина появляется на СТО дважды – сначала со старым владельцем, затем с новым. Заметим, что максимальный объем вторичного авторынка пришелся на август прошлого года (551,3 тыс. шт.), а затем неизменно снижался (в январе 2024 – 324,7 тыс.) из-за дефицита подержанных автомобилей в хорошем состоянии, роста курса доллара и высоких кредитных ставок.

Не все участники саратовского рынка подтверждают рост числа обращений в автомастерские. В "СТО мастеров" и "Автофлайте" считают, что активность клиентов осталась на прежнем уровне.

В автотехцентре "Среда" тоже однозначно не заявили о росте спроса на услуги, но отметили, что число клиентов в последнее время возросло: "Старых машин становится больше, но люди меньше их обслуживают, увеличивают интервал между ремонтными работами. Часто бывает так, что приезжают на осмотр и дефектовку, выслушивают рекомендации, но отказываются их выполнять. Делают самое необходимое – то, что завтра отвалится". В итоге общее число ремонтных операций за последнее время уменьшилось. При этом средний чек посещения автомастерской вырос (подорожали запчасти и услуги мастеров по ремонту из-за общего роста цен). На СТО "Развалкин" согласились с тем, что решения владельцев автомобилей часто продиктованы желанием сэкономить.

Член саратовского регионального отделения "Опоры России" с многолетним опытом в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств Василий Гомзяков согласился с выводами аналитиков об увеличении числа "машинозаездов на СТО": "Я больше готов анализировать с точки зрения обслуживания коммерческого транспорта и скажу так - люди, которые занимаются перевозками, все чаще понимают, что любой простой несет больше имиджевых и финансовых потерь, чем те деньги, которые надо отдать сервису".

Эксперт также отметил, что в последнее время в структуре посещений все меньше проявляется сезонность спроса: "Я подозреваю, что конкретно в нашем сервисе это связано с расширением перечня услуг. Это и позволяет дифференцировать заезды в течение года. Ведь автомобиль – это не просто какое-то количество колес, двигатель и коробка передач. Это и электроника, и пневмосистемы, и средства объективного контроля, и много чего еще. Когда сервис предлагает более широкой спектр услуг, увеличивается и число поводов для заезда".

При этом мастера на станциях в частных разговорах убеждены, что ремонт автомобилей – это худшая для обобщения мнений и сценариев сфера: "Ну как можно сделать выводы, если у меня стоит в ремонте "Калина", которую легче в утилизацию сдать, но в нее вкладывают деньги без вопросов. А рядом уже неделю стоит "Citroen". Его владелец, вроде бы с деньгами, ждет каких-то бонусов, чтобы получить скидку на самое дешевое масло".

Фото СарБК

"Необязательное" ТО

Авторы исследования считают, что российские водители меняют отношение и к превентивному обслуживанию автомобилей. Доля профилактических осмотров снижается последние пять лет. В прошлом году она составила 29%, тогда как на специфические работы пришелся 71% всех работ. Аналитики рынка полагают, что это вызвано "устареванием парка машин и увеличением поломок", а также увеличением в автомобиле количества датчиков и электронных систем. Они уверены, что доля превентивного обслуживания в будущем будет сокращаться.

Василий Гомзяков объясняет эту тенденцию вовсе не экономией, а тем, что в 2022 техосмотр легковых автомобилей, которые принадлежат физлицам и используются ими исключительно для собственных нужд, перестал быть обязательным. Напомним, что наличие диагностической карты осталось обязательной при постановке автомобиля на учет или при смене владельца, если возраст машины превышает четыре года, а также при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов.

"Этот документ выпал из административного регламента ГИБДД, теперь инспектору нельзя его требовать и все восприняли так, что сама процедура регулярного техосмотра перестала быть обязательной. Решили, что проходить техосмотр не надо", - говорит эксперт.

Он не спорит с тем, что при прежних нормах часть процедур проводилась формально, но настаивает на том, что отмена обязательности ТО вовсе не означает отмену необходимости контроля за техническим состоянием автомобиля. Более того, страховая компания может выдвинуть регрессные требования к владельцу автомобиля для перевозки пассажиров или опасных грузов, если он стал виновником ДТП и не предоставил диагностическую карту.

В агентстве Gruzdev-Analyze считают, что в будущем автосервисы все чаще будут сталкиваться с так называемым "ремонтом от бордюра": "В машине внезапно что-то сломалось и требуется срочный ремонт. Таких запросов будет становиться все больше. Поэтому руководители сервисов должны планировать загрузку постов с учетом такого спроса. Стратегия управления СТО будет меняться". 

В большинстве опрошенных СарБК саратовских станций готовы к росту подобных запросов. Некоторые собеседники засомневались, что смогут обеспечить достаточное количество кадров для срочного ремонта.

Василий Гомзяков заметил при этом, что не все виды ремонтных работ можно сделать у бордюра. Например, есть ограничения для манипуляций при минусовых температурах, есть требования к использованию оборудования: "Где-то надо не просто открутить и закрутить, а сделать так, чтобы это соответствовало каким-то геометрическим параметрам, момент затяжки должен быть установленным. Деталь можно и с молотка загнать, а где-то надо специализированным опрессовщиком поместить именно в ту точку, где это и должно быть. Для этого должен быть специализированный инструмент, оборудование, которое таскать по бордюрам иногда нецелесообразно, дорого и рискованно. Поэтому я бы больше озадачился тем, чтобы перевозчик не оставался один на один с ситуацией и у него была возможность устранить поломку. Должна быть экспресс-служба, которая может подъехать и закрыть проблему или помочь добраться до ближайшей станции. А у этой станции должна быть ответственность, которая не позволит выпустить машину, если она представляет определенную опасность на дорогах общего пользования".

Фото СарБК

Сам себе автослесарь

Исследователи автосервисного рынка отмечают еще один тренд в подходах к ремонту машин. Уже несколько лет постепенно снижается доля работ, когда поиск, покупка и установка запасных деталей производится специалистами СТО. В 2023 году число таких случаев лишь незначительно увеличилось (с 30% до 31%). Самыми актуальными остаются более экономные, с точки зрения автомобилистов, схемы ремонта. С первого место на второе в прошлом году переместился вариант "самостоятельно купил запчасти и сам же установил" (34%). А чаще всего владельцы машин теперь самостоятельно покупают новые детали и просят установить их сотрудников станций (35%)

При этом директор международной сети FIT SERVICE Татьяна Овчинникова уверяет: "Самостоятельная покупка запчастей влечет за собой риски приобретения подделки или некачественного товара. А последующая самостоятельная установка запчастей на автомобиль – риск некачественно проведенной работы. Добавим сюда и отсутствие гарантии. Поэтому такой подход к обслуживанию автомобиля лишь создает ощущение экономии. Цена ошибки здесь слишком высока. Есть масса других способов экономить на обслуживании автомобиля и не рисковать своей жизнью и жизнью пассажиров".

О том, что как выглядит сегодня рынок автомобильных запасных частей, говорят разное даже специалисты. На станции "СТО мастеров" делятся: "Поставщики сейчас предлагают китайские детали. Других нет. Они и работают как китайские, но вариантов нет. У оригинальных запчастей цена другая и срок поставки другой, их и ждать никто не будет за такие деньги и с такими сроками".

В автотехцентре "Среда" тоже рассказывают о переходе на запчасти, произведенные в Китае. Причем, порой это происходит без ведома потребителей: "Фирма по изготовлению деталей может быть российской, но заказывают они производство в Китае. А бренд называют какой хочешь. По факту получается, что собственники бренда в России, бренд – немецкий, а делают детали в Китае. Есть некоторые недобросовестные продавцы, которые говорят это, что, к примеру, итальянские или немецкие колодки, а они на самом деле самые что ни на есть китайские".

А в "Автофлайте" заявляют: "Без вопросов все есть. День-два иногда надо ждать, но в основном все в наличии есть на складах в Саратове или Москве. Есть оригинальные, очень много сейчас неоригинальных запчастей. Поэтому с ремонтом нет вопросов. Одно время цены взлетели, но потом снизились до приемлемых".

И по мнению Василия Гомзякова, ситуация не выглядит безвыходной. Сейчас нельзя купить подшипник в упаковке "Mercedes", но подшипник "SKF" через ОАЭ и Китай привезти можно. Правда, по более высокой цене. Но эксперт считает важным другой вопрос: "Я более четверти века работаю в официальных сервисах и скажу, что и раньше, и сейчас на рынке были и есть разные детали по разной цене. Но не важно, кто выпустил деталь, важно, чтобы она была надлежащим образом оформлена, промаркирована и на этапе входа на рынок, условно РФ, было подтверждено соответствие данному каталожному номеру, что это сертифицированная продукция, а не просто какая-то железяка, выпиленная на коленке".

К слову, участники рынка заявляют о проблеме контрафактной продукции, особенно у дискаунтеров на электронных площадках, куда владельцы автомобилей направляются, чтобы сэкономить. Собеседник СарБК считает, что доля сомнительной продукции сегодня больше не стала, просто ее перестали тщательно маскировать: "Раньше же тоже никто не продавал железяку с биркой "фуфло", а пытались как-то замаскировать под что-то. Появлялись бренды, которых никогда и нигде не существовало, в красиво оформленной коробочке. По этому поводу много было расследований около  "ВАЗа" и нижегородских компаний. Сейчас проще стало. Полиграфия стала доступней и учитывая, что контроля меньше, многие даже не заморачиваются по этому поводу". Сегодня на нижегородском рынке, по словам знатока этой сферы, существует столько разных деталей для ГАЗовского ряда, каких "главный конструктор завода не видел". 

Василий Гомзяков считает, что с этим необходимо и вполне возможно бороться. Но, по его мнению, в условиях мораториев на плановые проверки бизнеса надзорные органы часто "ленятся или боятся взбодрить позицию прокуратуры" и линий раз запросить внеплановую проверку. "Разве реализация деталей для средства повышенной опасности не является тем основанием, чтобы более внимательно понаблюдать за этим рынком? Мы ведь оружие, хотя его покупается намного меньше, и гибнет от него людей намного меньше, чем на дорогах, оставляем под контролем, мы за этим надзираем, следим. Почему на рынке деталей этого нет", - задается вопросом эксперт.

На днях "Известия" сообщили, что минпромторг РФ обсуждает с бизнес-сообществом возможность исключения из перечня параллельного импорта товары некоторых автомобильных брендов. Это может снизить количество контрафакта (того, что ввозится и производится внутри страны), позволит производителям легальной продукции управлять ценами и возложит на импортера и производителя гарантийные обязательства, а также защитит российских производителей автокомпонентов. При этом в Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" и в Союзе автосервисов не видят ни одного иностранного бренда, чья продукция полностью по всем артикулам замещена российскими производителями. В Союзе замечают, что они занимают не более 5% оборота последпродажного обслуживания автомобилей, а это значит, что при таком подходе более 90% товара подорожает для всего рынка.

Фото СарБК

 Автосервис пошел в гараж

Очевидно, что за последнее время изменилась не только формула ремонта, но и структура автосервисного рынка. Доля официальных дилеров продолжает сокращаться (в 2021 году она составляла 12%, а в прошлом – 6%). Сетевые автосервисы лишь удерживают свои позиции, а независимые автосервисы и "гаражные" СТО демонстрируют рост. Причем, доля последних выросла с 8% в 2021 году до 15% в 2023.

"Покупательская способность в нашей стране все еще низкая, поэтому часть водителей стремится экономить и едет в "гаражи". Поэтому мы видим рост доли таких СТО", - объясняет Татьяна Овчинникова.

Саратовские эксперты подтверждают рост популярности гаражных сервисов. "Пугает, что достаточно много людей уходит в тень и пытаются оказывать услуги там, – продолжает Василий Гомзяков. — Ведь любой автомобиль, независимо от размеров, является средством повышенной опасности. Крупная станция, понимая, что в случае чего ее будут рассматривать под микроскопом разные контролирующие органы, пытается себя обезопасить. Абы где не покупает детали, абы что не готова ставить. Но люди экономят на ремонте и идут в гаражи, а предприниматели уходят от налогов".

Рост доли сетевых станций, по мнению эксперта, сдерживают продажи новых автомобилей. Заметное обновление парка за счет китайских марок отмечают и в саратовских СТО. "Многие не готовы продавать своих "корейцев" и покупать "китайцев". Но в связи с ценами на вторичном рынке, многие, очень многие пересаживаются на китайские машины", - заявили в "Автофлайте".

Недавно директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК "Автодом" и ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Гришаков в комментарии "Российской газете" отмечал, что по некоторым позициям покупатели подержанных машин уже могут переключиться на новый автомобиль китайского производства. Ради получения гарантийных обязательств и снижения стоимости эксплуатации люди сейчас более лояльно относятся к понижению класса автомобиля, заключил участник рынка.

На вопрос о других возможных изменениях сферы техобслуживания автомобилей, представитель "Опоры России" рассказал о том, что в объединении стремятся реформировать рынок. Общая цель – исключить использование неисправных автомобилей (например, одна из европейских моделей предполагает, что решение о ремонте автомобиля принимает не его владелец, а специалист). "Но скажем так, очень сильно не все доходит до соответствующих этапов реализации. Очень часто под надуманным предлогом, например, излишняя нагрузка на бизнес, популистские решения, давайте, пока людям сложно, закроем на это глаза. Ничем хорошим это никогда не заканчивалось. Надо просто в этом признаться и расписать все раз и навсегда. Есть технические регламенты. У любого производителя есть нормативные сервисные вещи. Давайте просто это соблюдать".

По статистике Госавтоинспекции, в прошлом году впервые как минимум за десять лет выросло количество аварий с пострадавшими (на 4,5%) и погибшими (на 2,3%). По информации "РГ" выросло и число пострадавших в этих авариях (на 4,3%).

 

Похожие материалы
  • 08.02.2023, 14:05 От минуса к плюсу. Смогут ли власти пересадить саратовцев на электромобили

    Саратовская область пытается поспеть за техническим прогрессом. Как и в России в целом, в регионе с прошлого года активно обсуждается внедрение личного электротранспорта. Правительство региона презентовало проект по сборке китайских электромобилей на площадке в Энгельсе. В то же время в Саратове уже в феврале может быть открыт дилерский центр по продаже электромобилей "Москвич", а область вошла в число регионов, где при поддержке государства начнется развитие зарядной инфраструктуры. О том, насколько реальна "электрическая революция" на дорогах области в ближайшее время, - в обзоре СарБК.

  • 20.01.2023, 22:29 Темы недели: снова электромобили, холод в школах, Роспотреб без главы

    Уходящая неделя прошла довольно серо. Значимых тем и событий для обзора не набралось, пришлось выбирать из рядовых. В Саратовской области уже второй месяц говорят о внедрении электромобилей - так ли это актуально и своевременно? Особенно странно смотрятся технологии нового века на фоне проблем с отоплением в школах, которые вскрылись с приходом зимы. Тем временем, один из надзорных органов в регионе лишился многолетнего руководителя.

  • 16.12.2022, 21:04 Темы недели: убытки СГЭТ, на электрокаре в глэмпинг, снова эпидемия

    В непростые времена нужно стараться фиксироваться на хорошем. Судя по всему, по этому рецепту действуют саратовские власти. Если кто-то рисует вам красивую, даже не очень реалистичную картинку (электромобили, глэмпинги), но лучше смотреть на нее, чем, например, на то, как погружается в пучину саратовский электротранспорт. А то, чего доброго, можно еще заболеть и какой-нибудь ОРВИ подхватить. Сейчас, во время эпидемии, это очень некстати.

  • 18.11.2022, 17:00 Карманные советы. Как саратовцам сохранить средства во время кризиса

    Россияне снова начали стремительно беднеть. Причиной тому стала двузначная инфляция, которая затронула все категории товаров и услуг. И если номинальный размер доходов граждан не снижается, то вот их реальное выражение - количество благ, которые можно приобрести за ту же сумму- становится меньше. Ситуацию осложняют и сезонные факторы, такие как традиционный рост цен перед Новым годом, а также продолжающийся подъем тарифов в ЖКХ и на общественном транспорте. Как в этой ситуации сохранить свои средства и не дать им растаять бесследно, СарБК спросил у экспертов.

  • 02.07.2019, 12:54 Саратовские автомобилисты. Пять видов издевательств Вряд ли в России найдется сфера деятельности, которую можно было бы назвать образцом последовательности, идеальной дисциплины, ресурсного достатка и уважительного отношения к пользователям, гражданам. Планы на бумаге, их реализация и дальнейшая жизнь проекта у нас - это три большие разницы. И по поводу последней фазы у каждого из нас обязательно найдется, так сказать, пара слов. И если с банковскими "косяками", медицинским беспределом мы сталкиваемся, слава Богу, не ежедневно, то все, что касается проблем с использованием легковых автомобилей, напрягает утром, в обед и вечером по две-три дозы за раз. Предмет недовольства накопил такую раздражающую силу, что над дорогами сформировалась, кажется, критическая плотность эмоциональных междометий, емких фраз и непечатных выражений.
Новые материалы
  • 19.11.2024, 10:39 Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите

    Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.

  • 19.11.2024, 10:24 2500 детей "из пробирки". Как в регионе работает служба вспомогательных репродуктивных технологий

    Российские демографы и репродуктологи констатируют рост популярности процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Это связывают с повышением возраста женщин, в котором они впервые становятся мамами, возрастающих при этом рисках бесплодия и доступностью процедуры (уже больше десяти лет выполняется в рамках ОМС). Есть мнение, что к середине 2030-х годов спрос на ЭКО увеличится как минимум в 2-3 раза. Тонкостям этой темы уделяется пристальное внимание, так как удовлетворение этого спроса может обеспечить дополнительный рост рождаемости, а в условиях демографического кризиса это является главнейшей задачей. СарБК выяснял, сколько детей в Саратовской области появилось на свет благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям и как в регионе развивается данная медицинская служба.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x