- Виктор Леонидович, руководитель аппарата правительства обычно находится в тени. Для обывателя эта должность кажется неприметной. Однако в элитарных кругах о вас говорят как о чуть ли не самом влиятельном человеке в команде губернатора. Как вы сами оцениваете свою роль и функции в правительстве?
- Я не политик. В политику не играю и каких-то других карьерных задач перед собой не ставлю. Свою карьеру я сделал в другом месте и добился всего, чего хотел. Больше мне ничего не надо в карьерном плане. Здесь работаю потому, что надо помочь Павлу Леонидовичу навести в области порядок. Задача крайне тяжелая - поставить область со стагнирующей экономикой на совершенно иные рельсы. Добиться не только стабилизации ситуации, но чтобы с ближайших месяцев пошел отсчет роста. В области есть все необходимое, чтобы люди хорошо жили. Если другие регионы прогрессируют, то почему не можем мы? У нас люди не хуже, ресурсов гораздо больше, чем у соседей - и природных, и промышленных. И если Павел Леонидович взялся за осуществление такой задачи, я буду ему помогать как руководитель аппарата правительства. В чем заключается моя работа? В организации работы губернатора, в подготовке документов, материалов, в организации мероприятий с участием губернатора. Сюда же входит и кадровая политика в правительстве.
- На протяжении более полугода идет формирование правительства. И этот процесс еще не завершен. Чем вызваны задержки? Недостатком преданных, компетентных или честных людей?
- Посмотрите на правительство Российской Федерации. Владимир Владимирович с 2000 года в президентах, а правительство формируется, формируется и формируется. Это процесс непрерывный, потому что возникают различные обстоятельства, ставятся новые задачи.
Вот у нас в правительстве подвели итоги работы за девять месяцев. Поставили новые задачи, которые подчас старая команда не может выполнить, не потому, что неграмотные люди, а потому, что требования другие. Нельзя заставить певца станцевать болеро. Вот сейчас задачи одни, их выполняют одни люди, другие будут - будут работать другие. Если мы хотим просто стабилизировать ситуацию и поддерживать ее на этом уровне, то есть смысл создавать постоянную команду. Но если задача в развитии, то команда будет постоянно меняться. На каждом этапе надо создавать новое звено, новую команду, иногда даже новую структуру в правительстве, новый механизм. Точно так же как хирург, проводя операцию, пользуется разными инструментами, так и здесь: разные задачи - разные инструменты - разные люди.
Доволен ли я кадрами? Нет, не доволен. У нас есть документ, подготовленный нашими аналитиками, который называется примерно так: "О недостатках в кадровой работе". Недостатки мы свои видим и стараемся их исправлять. Недостатки эти связаны в основном с объективными обстоятельствами. Ну, например, хотели мы взять на одну из должностей крупного специалиста, и переговоры уже велись, но ему сделали другое предложение, позаманчивей, и наше отпало само по себе. Такие люди, которые смогут исполнять обязанности и министра, и замминистра, у нас есть, просто их надо искать. Нашли же Щербакова - замечательный специалист, сумели убедить его, но, конечно, сложно было.
- У Аяцкова было окружение со своеобразным стилем управления. У Ипатова тоже есть своя команда. В чем ее отличие в системе и методах управления областью?
- Павел Леонидович - крупный экономист, производственник со стажем, привык работать в хорошо организованной команде. Он сам эти команды и создает. Вот и все отличие. А Дмитрий Федорович - политик. Подход к решению вопроса совершенно разный. А разные подходы диктуют и разные методы в решении задач. Команда должна работать так, чтобы руководитель, дав поручение, не спрашивал отчета о его выполнении: если задача поставлена, она должна быть выполнена. В ходе постановки задачи можно обсудить методы решения, отдельные вопросы, а потом надо выполнять. Вот если подберется такая команда, такие люди - область выиграет.
- Общественностью активно обсуждается тема о наличии в правительстве нескольких групп влияния: балаковской, володинской и небольшой старшовской...
- Я вам скажу так. Очень просто сформировать у населения какое-то мнение. Об этом надо написать. Причем не обязательно, чтобы это соответствовало действительности. Надо написать, что есть три-четыре-пять групп в правительстве и примерно расставить людей, чтоб похоже было. Если повторить раз пять, то на это будут ссылаться и говорить: да об этом же всем известно: Нет такого распределения, и групп нет. Когда говорят: есть володинские, есть ипатовские, противопоставляют Вячеслава Викторовича и Павла Леонидовича. Нет между ними соперничества и каких-то противоречий. А многие хотели бы вбить клин между ними. Отсюда байка о различных группировках и родилась. Мне приходится видеть, как они общаются, как часто созваниваются и для того, чтобы обсудить какие-то вопросы, и просто пообщаться по-дружески. Не надо их противопоставлять.
- Сейчас идет процесс ротации руководителей органов местного самоуправления. Какие, на ваш взгляд, существуют проблемы и какие районы считаются "трудными"?
- Достаточно посмотреть, как оцениваются муниципальные образования, и тогда все сразу станет ясно. Самый проблемный район у нас Балтайский, проблемы в Ровенском, Питерском районах. Ротация там идет и идти будет. Совсем недавно ездили мы в Степное, там глава администрации ушел на пенсию - естественная ротация. Уже несколько глав выразили желание оставить эту хлопотную должность, потому что введение 131-го закона кажется им крайне тяжелым. Они, оценивая свои силы, говорят: я не могу, я не готов к такой ситуации. Это естественно. Был Аяцков - было другое время, другие люди, другие методы. Это время прошло, сейчас все по-другому.
- То есть нужно поменять всех глав?
- Почему? Не стоит задача подобрать людей под определенного начальника. Районы должны работать, а люди в них - жить, и жить достойно. И я могу привести в пример Ивантеевский район. Каленова давно работает, у нее район - конфетка. Окраинный район, в котором ничего не было, а она сумела его поднять. Все вопросы решены. Достаточно сказать, что за 2005 год в адрес облправительства из района поступило всего 12 жалоб. Зачем же ее менять? И нет такого понятия - "прежняя команда" и "нынешняя команда". Если человек достойно работает, то пускай работает и дальше.
- Вас называют жестким человеком, это верно?
- Да. Я долго взвешиваю все "за" и "против", когда принимаю какое-либо решение. Но если принял - неукоснительно иду к его воплощению в жизнь.
- По характеру вы жестче Павла Леонидовича?
- Не думаю.
- При Аяцкове существовал некоторое время совет безопасности, который пытался осуществлять контроль за силовыми ведомствами. Целесообразно ли сейчас вернуться к созданию подобного органа?
- Нет. Потому что местные структуры в соответствии с российским законодательством подчинены своим структурам в Москве, а те в свою очередь - либо президенту, либо премьер-министру. И каким образом губернатор может влиять на работу этих структур? Да никак. Координировать, опять же в рамках законодательства, должен, и такую задачу как раз и ставил президент, когда подписал указ от 2 июля. Совет безопасности, каким он был, хотел всем командовать, руководить и строить. Это противоречит российскому законодательству.
- Достаточно ли у областной исполнительной власти полномочий по проведению объявленных губернатором реформ в экономической, социальной и административной сферах? Стоило бы расширить их, к примеру, в сфере воздействия на глав муниципалитетов, которые не желают или не могут встроиться в новую систему?
- Я считаю, что достаточно. Тем более что указ от 2 июля дает ему массу дополнительных полномочий.
Что касается влияния губернатора на глав муниципалитетов, можно сказать одно - есть закон и его нужно выполнять, неважно, нравится он нам или не нравится. В этом и есть демократия.
- Но это мешает проведению новой политики. Может быть, лучше сломать районный механизм управления, саботирующий или тормозящий реализацию реформ?
- Да не надо ломать! Что вам все: ломать да ломать. Строить надо!
- Но прежде чем построить новый дом, нужно расчистить площадку от старого.
- Вы все исходите из принципа: мы мир разрушим до основанья, а затем... Мы же действуем по-другому. Вот идет паровоз. На рельсах что-то лежит. Мы объедем, если существует объездной путь, а где его нет - уберем помеху. А не так, что сперва весь путь расчистили, а потом поехали. И вообще война никому не нужна. Любые боевые действия, политические, хозяйственные, личностные конфликты крайне негативно воздействуют на инвестиционную привлекательность области. Ведь любая война -чрезвычайно затратная вещь. Инвестор руководствуется принципом: я вложу деньги - получу прибыль. А прибыль можно получать только в стабильной обстановке. Тогда, когда не надо делать затраты на расчистку путей. Человек заплатил деньги и хочет ехать в вагоне с комфортом. Поэтому губернатор крайне против любых конфликтов. А если действует, то очень обдуманно, осторожно, с тем, чтобы не навредить. Потому что главная цель - не какая-то политическая победа (это средство для ее достижения). А главная цель - обеспечение достойного уровня жизни, повышение благосостояния народа. И опять же говорю: это не красивые слова. Я сейчас это объясню с очень простой, прагматичной точки зрения. Чем выше реальные доходы населения, чем лучше живет человек, тем больше денег может заработать любой бизнесмен. Если у народа есть деньги, ему можно продавать и продавать разные продукты. Вот поэтому не надо воевать, а надо строить.
- А изменилось ли, по-вашему мнению, отношение бизнес-сообщества к областной власти?
- Да. Более того, могу сказать, что многие бизнесмены откровенно говорили о том, что они понимают, кто пришел к власти, что Павел Леонидович обеспечит законность выполнения каких-то мероприятий, и с самого начала одобряли его деятельность. И это говорилось не с высоких трибун. Павел Леонидович известен в их кругах как очень прагматичный человек, деловой и порядочный, и никто не сомневается в том, что при переходе на должность губернатора стиль его руководства не изменится.
- А отношения с общественными организациями и партиями стали доверительней?
- Павел Леонидович - член "Единой России" и выполняет все решения партии. Но двери губернатора всегда открыты для членов любых партий. Он одинаково внимательно выслушает и лидера КПРФ, и лидеров других партий. Он здравый политик, взвешенный человек.
- А вообще, как вы оцениваете политическую обстановку, которая сложилась в области? Исчерпаны ли все конфликты, которые возникали при старом правлении?
- Там не было конфликта партий, там были межличностные конфликты. Сейчас подобных конфликтов нет. Почему? Просто все идет по закону. Какой может быть конфликт, если все решения диктуются одной простой вещью - законностью принятия решений.
- И с областной думой тоже полное взаимопонимание?
- Каждый депутат представляет своих избирателей и действует в соответствии с интересами своей партии. Поэтому полного взаимопонимания просто быть не может. Ведь задачи у партий разные, и депутаты стремятся добиться решения этих задач.
- Но ведь большинство думы - "Единая Россия", и правительство опирается на партию власти. Значит, взаимопонимание должно быть полным...
- По идее так и должно быть. "Единая Россия" занимает большинство в областном парламенте, губернатор - член "Единой России". Но все равно с отдельными депутатами никогда не будет полного взаимопонимания, потому что каждый из них помимо партийных задач решает еще и задачи своего округа. А губернатор должен разобраться, где требуется его вмешательство, какие программы необходимо сейчас финансировать и претворять в жизнь с тем, чтобы выполнить основную задачу - обеспечить достойную жизнь населению. И именно этим руководствуется губернатор при принятии решений.
- Но, как мы с вами заметили, у разных политиков разные задачи. Губернатор - это уже политический деятель, которому приходится сталкиваться с разными силами, с которыми у него различные политические интересы. Отсюда конфликты неизбежны. Очевидно, к примеру, различные цели у областной власти и саратовской администрации. Противоречия откровенны, значит и конфликт неизбежен.
- Конфликта здесь нет, а есть противоречия. Есть недостатки, на которые губернатор на каждом совещании указывает. Это не значит, что это какая-то ненависть или грандиозный конфликт. У мэра свои цели, у губернатора свои. Губернатор пытается убедить Юрия Николаевича идти вместе со всеми. Не в ногу маршем, а хотя бы вместе.
Я знаю Юрия Николаевича как очень вдумчивого человека, большого прагматика. Он никогда не сделает неосторожный или опрометчивый шаг. Но, к сожалению, вокруг него собрались люди, у которых цели не только с интересами народа не совпадают, они от собственных интересов Аксененко далеки. И они имеют очень большое влияние на него, пытаются руководить им и подчас подчиняют его себе. И думаю, мэр разберется, с кем он имеет дело в своей администрации. Потому что должен понять, что ему не нужна война. И он, я думаю, уже определился. Он понял, что общество, которое строится в настоящее время в России, не приемлет таких действий. И если он будет их продолжать - окажется вне политики. Поняв это, он сориентировал депутатов и склонил городскую думу к конструктивному диалогу. И именно благодаря конструктивной политике мэра гордума приняла правильное решение по уставу города.
- Значит, вы - член партии мира, хотя как генерал должны принадлежать к партии войны?
- Сейчас задачи другие. Не разрушать, а строить надо. Нужно созидать, поступательно двигаться вперед, улучшая жизнь людей. Если нужно будет воевать, будем воевать. А воевать я умею. Я не военный, а офицер органов госбезопасности. А они руководствуются другими принципами, нежели генералитет. Главная их цель - отстаивание интересов государства любыми способами. И на этом месте, поддерживая губернатора в его начинаниях, я руководствуюсь теми же принципами.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью