Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Интервью руководителя аппарата правительства Саратовской области Виктора Жданова

  • 13:24, 28 ноября 2005
  • Комментариев[0]
Руководитель аппарата правительства Саратовской области Виктор Жданов дал интервью "Новым временам". Он рассказал о своем участии в политике, кадровых проблемах в местном кабинете министров, районных главах, отношениях областной власти с гордской и бизнесом, и многом другом.

- Виктор Леонидович, руководитель аппарата правительства обычно находится в тени. Для обывателя эта должность кажется неприметной. Однако в элитарных кругах о вас говорят как о чуть ли не самом влиятельном человеке в команде губернатора. Как вы сами оцениваете свою роль и функции в правительстве?
- Я не политик. В политику не играю и каких-то других карьерных задач перед собой не ставлю. Свою карьеру я сделал в другом месте и добился всего, чего хотел. Больше мне ничего не надо в карьерном плане. Здесь работаю потому, что надо помочь Павлу Леонидовичу навести в области порядок. Задача крайне тяжелая - поставить область со стагнирующей экономикой на совершенно иные рельсы. Добиться не только стабилизации ситуации, но чтобы с ближайших месяцев пошел отсчет роста. В области есть все необходимое, чтобы люди хорошо жили. Если другие регионы прогрессируют, то почему не можем мы? У нас люди не хуже, ресурсов гораздо больше, чем у соседей - и природных, и промышленных. И если Павел Леонидович взялся за осуществление такой задачи, я буду ему помогать как руководитель аппарата правительства. В чем заключается моя работа? В организации работы губернатора, в подготовке документов, материалов, в организации мероприятий с участием губернатора. Сюда же входит и кадровая политика в правительстве.

- На протяжении более полугода идет формирование правительства. И этот процесс еще не завершен. Чем вызваны задержки? Недостатком преданных, компетентных или честных людей?
- Посмотрите на правительство Российской Федерации. Владимир Владимирович с 2000 года в президентах, а правительство формируется, формируется и формируется. Это процесс непрерывный, потому что возникают различные обстоятельства, ставятся новые задачи.
Вот у нас в правительстве подвели итоги работы за девять месяцев. Поставили новые задачи, которые подчас старая команда не может выполнить, не потому, что неграмотные люди, а потому, что требования другие. Нельзя заставить певца станцевать болеро. Вот сейчас задачи одни, их выполняют одни люди, другие будут - будут работать другие. Если мы хотим просто стабилизировать ситуацию и поддерживать ее на этом уровне, то есть смысл создавать постоянную команду. Но если задача в развитии, то команда будет постоянно меняться. На каждом этапе надо создавать новое звено, новую команду, иногда даже новую структуру в правительстве, новый механизм. Точно так же как хирург, проводя операцию, пользуется разными инструментами, так и здесь: разные задачи - разные инструменты - разные люди.
Доволен ли я кадрами? Нет, не доволен. У нас есть документ, подготовленный нашими аналитиками, который называется примерно так: "О недостатках в кадровой работе". Недостатки мы свои видим и стараемся их исправлять. Недостатки эти связаны в основном с объективными обстоятельствами. Ну, например, хотели мы взять на одну из должностей крупного специалиста, и переговоры уже велись, но ему сделали другое предложение, позаманчивей, и наше отпало само по себе. Такие люди, которые смогут исполнять обязанности и министра, и замминистра, у нас есть, просто их надо искать. Нашли же Щербакова - замечательный специалист, сумели убедить его, но, конечно, сложно было.

- У Аяцкова было окружение со своеобразным стилем управления. У Ипатова тоже есть своя команда. В чем ее отличие в системе и методах управления областью?
- Павел Леонидович - крупный экономист, производственник со стажем, привык работать в хорошо организованной команде. Он сам эти команды и создает. Вот и все отличие. А Дмитрий Федорович - политик. Подход к решению вопроса совершенно разный. А разные подходы диктуют и разные методы в решении задач. Команда должна работать так, чтобы руководитель, дав поручение, не спрашивал отчета о его выполнении: если задача поставлена, она должна быть выполнена. В ходе постановки задачи можно обсудить методы решения, отдельные вопросы, а потом надо выполнять. Вот если подберется такая команда, такие люди - область выиграет.

- Общественностью активно обсуждается тема о наличии в правительстве нескольких групп влияния: балаковской, володинской и небольшой старшовской...
- Я вам скажу так. Очень просто сформировать у населения какое-то мнение. Об этом надо написать. Причем не обязательно, чтобы это соответствовало действительности. Надо написать, что есть три-четыре-пять групп в правительстве и примерно расставить людей, чтоб похоже было. Если повторить раз пять, то на это будут ссылаться и говорить: да об этом же всем известно: Нет такого распределения, и групп нет. Когда говорят: есть володинские, есть ипатовские, противопоставляют Вячеслава Викторовича и Павла Леонидовича. Нет между ними соперничества и каких-то противоречий. А многие хотели бы вбить клин между ними. Отсюда байка о различных группировках и родилась. Мне приходится видеть, как они общаются, как часто созваниваются и для того, чтобы обсудить какие-то вопросы, и просто пообщаться по-дружески. Не надо их противопоставлять.

- Сейчас идет процесс ротации руководителей органов местного самоуправления. Какие, на ваш взгляд, существуют проблемы и какие районы считаются "трудными"?
- Достаточно посмотреть, как оцениваются муниципальные образования, и тогда все сразу станет ясно. Самый проблемный район у нас Балтайский, проблемы в Ровенском, Питерском районах. Ротация там идет и идти будет. Совсем недавно ездили мы в Степное, там глава администрации ушел на пенсию - естественная ротация. Уже несколько глав выразили желание оставить эту хлопотную должность, потому что введение 131-го закона кажется им крайне тяжелым. Они, оценивая свои силы, говорят: я не могу, я не готов к такой ситуации. Это естественно. Был Аяцков - было другое время, другие люди, другие методы. Это время прошло, сейчас все по-другому.

- То есть нужно поменять всех глав?
- Почему? Не стоит задача подобрать людей под определенного начальника. Районы должны работать, а люди в них - жить, и жить достойно. И я могу привести в пример Ивантеевский район. Каленова давно работает, у нее район - конфетка. Окраинный район, в котором ничего не было, а она сумела его поднять. Все вопросы решены. Достаточно сказать, что за 2005 год в адрес облправительства из района поступило всего 12 жалоб. Зачем же ее менять? И нет такого понятия - "прежняя команда" и "нынешняя команда". Если человек достойно работает, то пускай работает и дальше.

- Вас называют жестким человеком, это верно?
- Да. Я долго взвешиваю все "за" и "против", когда принимаю какое-либо решение. Но если принял - неукоснительно иду к его воплощению в жизнь.

- По характеру вы жестче Павла Леонидовича?
- Не думаю.

- При Аяцкове существовал некоторое время совет безопасности, который пытался осуществлять контроль за силовыми ведомствами. Целесообразно ли сейчас вернуться к созданию подобного органа?
- Нет. Потому что местные структуры в соответствии с российским законодательством подчинены своим структурам в Москве, а те в свою очередь - либо президенту, либо премьер-министру. И каким образом губернатор может влиять на работу этих структур? Да никак. Координировать, опять же в рамках законодательства, должен, и такую задачу как раз и ставил президент, когда подписал указ от 2 июля. Совет безопасности, каким он был, хотел всем командовать, руководить и строить. Это противоречит российскому законодательству.

- Достаточно ли у областной исполнительной власти полномочий по проведению объявленных губернатором реформ в экономической, социальной и административной сферах? Стоило бы расширить их, к примеру, в сфере воздействия на глав муниципалитетов, которые не желают или не могут встроиться в новую систему?
- Я считаю, что достаточно. Тем более что указ от 2 июля дает ему массу дополнительных полномочий.
Что касается влияния губернатора на глав муниципалитетов, можно сказать одно - есть закон и его нужно выполнять, неважно, нравится он нам или не нравится. В этом и есть демократия.

- Но это мешает проведению новой политики. Может быть, лучше сломать районный механизм управления, саботирующий или тормозящий реализацию реформ?
- Да не надо ломать! Что вам все: ломать да ломать. Строить надо!

- Но прежде чем построить новый дом, нужно расчистить площадку от старого.
- Вы все исходите из принципа: мы мир разрушим до основанья, а затем... Мы же действуем по-другому. Вот идет паровоз. На рельсах что-то лежит. Мы объедем, если существует объездной путь, а где его нет - уберем помеху. А не так, что сперва весь путь расчистили, а потом поехали. И вообще война никому не нужна. Любые боевые действия, политические, хозяйственные, личностные конфликты крайне негативно воздействуют на инвестиционную привлекательность области. Ведь любая война -чрезвычайно затратная вещь. Инвестор руководствуется принципом: я вложу деньги - получу прибыль. А прибыль можно получать только в стабильной обстановке. Тогда, когда не надо делать затраты на расчистку путей. Человек заплатил деньги и хочет ехать в вагоне с комфортом. Поэтому губернатор крайне против любых конфликтов. А если действует, то очень обдуманно, осторожно, с тем, чтобы не навредить. Потому что главная цель - не какая-то политическая победа (это средство для ее достижения). А главная цель - обеспечение достойного уровня жизни, повышение благосостояния народа. И опять же говорю: это не красивые слова. Я сейчас это объясню с очень простой, прагматичной точки зрения. Чем выше реальные доходы населения, чем лучше живет человек, тем больше денег может заработать любой бизнесмен. Если у народа есть деньги, ему можно продавать и продавать разные продукты. Вот поэтому не надо воевать, а надо строить.

- А изменилось ли, по-вашему мнению, отношение бизнес-сообщества к областной власти?
- Да. Более того, могу сказать, что многие бизнесмены откровенно говорили о том, что они понимают, кто пришел к власти, что Павел Леонидович обеспечит законность выполнения каких-то мероприятий, и с самого начала одобряли его деятельность. И это говорилось не с высоких трибун. Павел Леонидович известен в их кругах как очень прагматичный человек, деловой и порядочный, и никто не сомневается в том, что при переходе на должность губернатора стиль его руководства не изменится.

- А отношения с общественными организациями и партиями стали доверительней?
- Павел Леонидович - член "Единой России" и выполняет все решения партии. Но двери губернатора всегда открыты для членов любых партий. Он одинаково внимательно выслушает и лидера КПРФ, и лидеров других партий. Он здравый политик, взвешенный человек.

- А вообще, как вы оцениваете политическую обстановку, которая сложилась в области? Исчерпаны ли все конфликты, которые возникали при старом правлении?
- Там не было конфликта партий, там были межличностные конфликты. Сейчас подобных конфликтов нет. Почему? Просто все идет по закону. Какой может быть конфликт, если все решения диктуются одной простой вещью - законностью принятия решений.

- И с областной думой тоже полное взаимопонимание?
- Каждый депутат представляет своих избирателей и действует в соответствии с интересами своей партии. Поэтому полного взаимопонимания просто быть не может. Ведь задачи у партий разные, и депутаты стремятся добиться решения этих задач.

- Но ведь большинство думы - "Единая Россия", и правительство опирается на партию власти. Значит, взаимопонимание должно быть полным...
- По идее так и должно быть. "Единая Россия" занимает большинство в областном парламенте, губернатор - член "Единой России". Но все равно с отдельными депутатами никогда не будет полного взаимопонимания, потому что каждый из них помимо партийных задач решает еще и задачи своего округа. А губернатор должен разобраться, где требуется его вмешательство, какие программы необходимо сейчас финансировать и претворять в жизнь с тем, чтобы выполнить основную задачу - обеспечить достойную жизнь населению. И именно этим руководствуется губернатор при принятии решений.

- Но, как мы с вами заметили, у разных политиков разные задачи. Губернатор - это уже политический деятель, которому приходится сталкиваться с разными силами, с которыми у него различные политические интересы. Отсюда конфликты неизбежны. Очевидно, к примеру, различные цели у областной власти и саратовской администрации. Противоречия откровенны, значит и конфликт неизбежен.
- Конфликта здесь нет, а есть противоречия. Есть недостатки, на которые губернатор на каждом совещании указывает. Это не значит, что это какая-то ненависть или грандиозный конфликт. У мэра свои цели, у губернатора свои. Губернатор пытается убедить Юрия Николаевича идти вместе со всеми. Не в ногу маршем, а хотя бы вместе.
Я знаю Юрия Николаевича как очень вдумчивого человека, большого прагматика. Он никогда не сделает неосторожный или опрометчивый шаг. Но, к сожалению, вокруг него собрались люди, у которых цели не только с интересами народа не совпадают, они от собственных интересов Аксененко далеки. И они имеют очень большое влияние на него, пытаются руководить им и подчас подчиняют его себе. И думаю, мэр разберется, с кем он имеет дело в своей администрации. Потому что должен понять, что ему не нужна война. И он, я думаю, уже определился. Он понял, что общество, которое строится в настоящее время в России, не приемлет таких действий. И если он будет их продолжать - окажется вне политики. Поняв это, он сориентировал депутатов и склонил городскую думу к конструктивному диалогу. И именно благодаря конструктивной политике мэра гордума приняла правильное решение по уставу города.

- Значит, вы - член партии мира, хотя как генерал должны принадлежать к партии войны?
- Сейчас задачи другие. Не разрушать, а строить надо. Нужно созидать, поступательно двигаться вперед, улучшая жизнь людей. Если нужно будет воевать, будем воевать. А воевать я умею. Я не военный, а офицер органов госбезопасности. А они руководствуются другими принципами, нежели генералитет. Главная их цель - отстаивание интересов государства любыми способами. И на этом месте, поддерживая губернатора в его начинаниях, я руководствуюсь теми же принципами.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Еще новости - Интервью
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 28 ноября 2005
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x