Коммунальный эксклюзив - сальдо с минусом
В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс обслуживают 52 000 предприятий и организаций, и более 50% из них находятся на грани банкротства. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики на 1 сентября 2006 года кредиторская задолженность предприятий ЖКХ составила 333 млрд рублей, а дебиторская - 324 млрд рублей. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту задолженности. По сравнению с 2000 годом задолженность в прошлом году увеличилась более чем на 60%, что свидетельствует об углублении финансового кризиса в отрасли. В результате, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций ЖКХ имеет отрицательное значение, в 2004 году он составил (- 8 496) млн рублей, в 2005 году снизился до (- 6 577) млн рублей, а к сентябрю 2006 года опять возрос до (- 8 479) млн рублей. Отметим, что ЖКХ - единственный сектор российской экономики, имеющий отрицательный финансовый результат.
Дважды бюджетные дыры
Главные кредиторы предприятий ЖКХ (те, кому должны) - регулируемые государством структуры в лице РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром". Главный дебитор (тот, кто должен) - бюджет. Около 80% просроченной задолженности образовалось из-за невыполнения бюджетами различных уровней своих обязанностей в связи с применением государственного регулирования цен и тарифов, компенсацией предоставленных льгот и субсидий при оплате жилья и коммунальных услуг. Часть долга на совести бюджетных организаций, которые вовремя не перечислили оплату за потребленные ресурсы. Неисполнение бюджетных обязательств перед организациями жилищно-коммунального комплекса в свою очередь ограничивает активность частного бизнеса в этой сфере экономики, лишает ее инвестиционной привлекательности.
Итак, кредиторы - государственные предприятия, дебиторы - бюджет и бюджетные организации. Таким образом, получается, что жилищно-коммунальный комплекс стал своего рода сосредоточением невыполненных социальных обязательств государства.
Для предотвращения грядущих "коммунальных катастроф" и изменения сложившейся ситуации необходимо принятие консолидированного политического решения о реструктуризации долгов, включая и их частичное списание. Принятие закона "О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ", без сомнения, будет иметь положительные социально-экономические последствия, поскольку позволит реально сформировать основы для развития предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве, изменить экономическую ситуацию в отрасли и продолжить дальнейшее ее реформирование и развитие, произвести модернизацию и техническое перевооружение коммунальной инфраструктуры. Принятие законопроекта также позволит осуществить процедуры реструктуризации задолженности, что будет способствовать финансовой стабилизации отрасли.
В должниках до 2018 года
Реструктуризацию задолженности ЖКХ Министерство регионального развития РФ предлагает провести в течение десяти лет, до 2018 года. Предлагается ввести мораторий на погашение участниками программы долгов в течение трех лет и рассрочку на семь лет для списания пеней и штрафов государству. Планируется, что бизнес-план вывода ЖКХ из кризиса будет рассматривать специальная межведомственная комиссия.
За масштабной реструктуризацией задолженности последует приватизация предприятий, в том числе в сфере управления и обслуживания жилья. Главным образом, речь идет о приватизации муниципальных унитарных предприятий. Это особо актуально, поскольку текущая ситуация такова, что, являясь неэффективными хозяйствующими субъектами, МУПы в подавляющем своем большинстве не в состоянии не только осуществлять погашение ранее накопленной задолженности, но и обеспечивать в полном объеме текущие платежи. Еще одно слово "против" МУПов - нецелевое использование средств, что является характерной чертой муниципальных жилищных предприятий Саратова. Муниципальные (государственные) предприятия, как правило, действующие в этом секторе, формально являясь коммерческими структурами, подвержены сильному административному влиянию со стороны местных органов власти.
На рисунке отображена структура всех факторов, сформировавших долговую ситуацию в ЖКХ. И неплатежи населения занимают здесь далеко не первое место. Мы видим, что для преодоления сложившейся критической ситуации с задолженностью необходимо в первую очередь добиться полноценного бюджетного финансирования, включая ликвидацию прежней задолженности по недофинансированию, и сбалансировать тарифную политику. Последнее практически исключит возможность нецелевого использования средств.
Структура факторов, сформировавших долговую ситуацию в системе ЖКХ
Паспортами по неплатежам
Саратовская область. По данным министерства ЖКХ, впервые за несколько лет в регионе полностью погашена кредиторская задолженность по мерам социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, отсутствует задолженность по субсидиям, в полном объеме предусмотрены средства на оплату ТЭР учреждениями социальной сферы. По итогам 2006 года в Саратовской области соблюдается принцип полного возмещения затрат.
В 2006 году практически закончена работа по инвентаризации и регистрации имущественного комплекса коммунальной инфраструктуры. На 1 января 2006 года было зарегистрировано 25% имущественного комплекса, на 1 января 2007 года этот показатель вырос до 76%. Начинается активная работа по паспортизации жилищного фонда. За 2007 год пройдет обследование и оценку весь жилищный фонд Саратовской области - более 50 000 многоквартирных домов.
В заключение следует отметить, что решение проблемы реструктуризации задолженности, прежде всего, зависит от позиции представительских органов власти субъектов федерации и муниципальных образований. Если факт бюджетного недофинансирования будет признан, и суммы для погашения задолженности будут включены в бюджеты предстоящего периода, то появятся предпосылки для привлечения инвесторов в сферу ЖКХ. В противном случае трудно рассчитывать на успешный ход реформирования этой обремененной долгами отрасли.
Екатерина Каменева
кандидат экономических наук
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей