Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Кто разоряет ЖКХ? Структура долгов проблемной отрасли

  • 13:27, 5 апреля 2007
  • Комментариев[0]
Население с 2005 года оплачивает практически 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг. Растут тарифы. Но вместе с тем постоянно лопаются трубы, остывают батареи и текут крыши. И на все вопросы и претензии ответ один - нет денег, виноваты неплатежи. А кто должен? По официальным данным сбор платежей с населения в Саратовской области по итогам 2006 года составил 95%. Это очень хороший показатель - практически все население платит вовремя и регулярно. Значит, мы не виноваты в этих 'неплатежах': Тогда кто и кому задолжал? Почему сложилась такая критическая ситуация, почему как снежный ком, год от года, растут финансовые проблемы в ЖКХ?

Коммунальный эксклюзив - сальдо с минусом
В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс обслуживают 52 000 предприятий и организаций, и более 50% из них находятся на грани банкротства. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики на 1 сентября 2006 года кредиторская задолженность предприятий ЖКХ составила 333 млрд рублей, а дебиторская - 324 млрд рублей. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту задолженности. По сравнению с 2000 годом задолженность в прошлом году увеличилась более чем на 60%, что свидетельствует об углублении финансового кризиса в отрасли. В результате, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций ЖКХ имеет отрицательное значение, в 2004 году он составил (- 8 496) млн рублей, в 2005 году снизился до (- 6 577) млн рублей, а к сентябрю 2006 года опять возрос до (- 8 479) млн рублей. Отметим, что ЖКХ - единственный сектор российской экономики, имеющий отрицательный финансовый результат.

Дважды бюджетные дыры
Главные кредиторы предприятий ЖКХ (те, кому должны) - регулируемые государством структуры в лице РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром". Главный дебитор (тот, кто должен) - бюджет. Около 80% просроченной задолженности образовалось из-за невыполнения бюджетами различных уровней своих обязанностей в связи с применением государственного регулирования цен и тарифов, компенсацией предоставленных льгот и субсидий при оплате жилья и коммунальных услуг. Часть долга на совести бюджетных организаций, которые вовремя не перечислили оплату за потребленные ресурсы. Неисполнение бюджетных обязательств перед организациями жилищно-коммунального комплекса в свою очередь ограничивает активность частного бизнеса в этой сфере экономики, лишает ее инвестиционной привлекательности.
Итак, кредиторы - государственные предприятия, дебиторы - бюджет и бюджетные организации. Таким образом, получается, что жилищно-коммунальный комплекс стал своего рода сосредоточением невыполненных социальных обязательств государства. Для предотвращения грядущих "коммунальных катастроф" и изменения сложившейся ситуации необходимо принятие консолидированного политического решения о реструктуризации долгов, включая и их частичное списание. Принятие закона "О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ", без сомнения, будет иметь положительные социально-экономические последствия, поскольку позволит реально сформировать основы для развития предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве, изменить экономическую ситуацию в отрасли и продолжить дальнейшее ее реформирование и развитие, произвести модернизацию и техническое перевооружение коммунальной инфраструктуры. Принятие законопроекта также позволит осуществить процедуры реструктуризации задолженности, что будет способствовать финансовой стабилизации отрасли.

В должниках до 2018 года
Реструктуризацию задолженности ЖКХ Министерство регионального развития РФ предлагает провести в течение десяти лет, до 2018 года. Предлагается ввести мораторий на погашение участниками программы долгов в течение трех лет и рассрочку на семь лет для списания пеней и штрафов государству. Планируется, что бизнес-план вывода ЖКХ из кризиса будет рассматривать специальная межведомственная комиссия. За масштабной реструктуризацией задолженности последует приватизация предприятий, в том числе в сфере управления и обслуживания жилья. Главным образом, речь идет о приватизации муниципальных унитарных предприятий. Это особо актуально, поскольку текущая ситуация такова, что, являясь неэффективными хозяйствующими субъектами, МУПы в подавляющем своем большинстве не в состоянии не только осуществлять погашение ранее накопленной задолженности, но и обеспечивать в полном объеме текущие платежи. Еще одно слово "против" МУПов - нецелевое использование средств, что является характерной чертой муниципальных жилищных предприятий Саратова. Муниципальные (государственные) предприятия, как правило, действующие в этом секторе, формально являясь коммерческими структурами, подвержены сильному административному влиянию со стороны местных органов власти.
На рисунке отображена структура всех факторов, сформировавших долговую ситуацию в ЖКХ. И неплатежи населения занимают здесь далеко не первое место. Мы видим, что для преодоления сложившейся критической ситуации с задолженностью необходимо в первую очередь добиться полноценного бюджетного финансирования, включая ликвидацию прежней задолженности по недофинансированию, и сбалансировать тарифную политику. Последнее практически исключит возможность нецелевого использования средств.

Структура факторов, сформировавших долговую ситуацию в системе ЖКХ

Паспортами по неплатежам
Саратовская область. По данным министерства ЖКХ, впервые за несколько лет в регионе полностью погашена кредиторская задолженность по мерам социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, отсутствует задолженность по субсидиям, в полном объеме предусмотрены средства на оплату ТЭР учреждениями социальной сферы. По итогам 2006 года в Саратовской области соблюдается принцип полного возмещения затрат.
В 2006 году практически закончена работа по инвентаризации и регистрации имущественного комплекса коммунальной инфраструктуры. На 1 января 2006 года было зарегистрировано 25% имущественного комплекса, на 1 января 2007 года этот показатель вырос до 76%. Начинается активная работа по паспортизации жилищного фонда. За 2007 год пройдет обследование и оценку весь жилищный фонд Саратовской области - более 50 000 многоквартирных домов.
В заключение следует отметить, что решение проблемы реструктуризации задолженности, прежде всего, зависит от позиции представительских органов власти субъектов федерации и муниципальных образований. Если факт бюджетного недофинансирования будет признан, и суммы для погашения задолженности будут включены в бюджеты предстоящего периода, то появятся предпосылки для привлечения инвесторов в сферу ЖКХ. В противном случае трудно рассчитывать на успешный ход реформирования этой обремененной долгами отрасли.

Екатерина Каменева
кандидат экономических наук

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 5 апреля 2007
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x