Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Частная авиация. Закрытое небо

  • 11:00, 14 января 2009
  • Комментариев[0]
Мы живем в стране, где воздух доступен не всем. То есть дышать, конечно, можно, а вот пользоваться им как средой обитания, разрешается немногим. На начало этого года было намечено облегчение доступа в воздушное пространство для любителей, переход с разрешительной системы на уведомительную. Однако соответствующее изменение в законодательство до сих пор так и не внесено.

Полной информации о числе легких судов нет
Классическая фраза "Ну почему люди не летают?" явно устарела. Летают, и самыми разными способами. Большинство на "Боингах" или других многоместных пассажирских самолетах. Меньшинство - на чем-нибудь маленьком и спортивном, иногда даже без мотора, как дельтапланы или парапланы. И Саратовская область в этом смысле не забыта Богом: у нас есть места, например, Буданова гора, где летом человека с парапланом можно встретить довольно часто. К нам приезжают москвичи, и прочие любители воздухоплавания, чтобы взмыть вверх в восходящих потоках воздуха. Представить их ощущения может каждый, кто на морском курорте летал на парашюте или параплане, который тянул за собой буксировщик. Ну, и естественно, есть бывшие летчики, которые не желают расставаться с небом. И те, кто может себе это позволить, летают на легких или сверхлегких личных самолетах. В конце концов, это не так дорого: стоимость летательного аппарата сопоставима со стоимостью легковой иномарки - 30-40 тыс. долл.
Но при этом рядовой гражданин узнает о малой авиации, как правило, из сводок происшествий. Вот в Саратове в ноябре потерпел крушение одноместный самолет. Он рухнул в районе Голубого озера у села Шумейка Энгельсского района. Там же находится один из частных саратовских аэродромов. В ходе следствия выяснилось, что погибший самостоятельно собрал самолет: регистрационный номер имелся только у двигателя и отсутствовал у всех прочих деталей. Безопасность - вот основная проблема любого полета. Даже при полете на параплане, который тянет за собой буксир, очень важно, чтобы тот шел без рывков и резких поворотов, которые могут привести к раскачиванию и к падению парашютиста. С управлением самолета и того сложнее: этому надо научиться, а качественных летных курсов, в отличие от школ водительского мастерства, не так уж много. У нас в области, практически, единственный вариант - аэроклуб им. Гагарина. Но и там техника старая, и всего 3 летательных аппарата: самолет и вертолеты. Полетать в аэроклубе можно на ЯК-52 - это двухместный винтовой самолет, как раз и предназначенный для учебно-тренировочных полетов. Стоимость одной минуты полета на самолете осенью составляла 250 руб. Можно летать как вдвоем с инструктором, так и одному. Но чтобы летать самостоятельно, надо подтвердить свою квалификацию. Нужно не только иметь удостоверение летчика, но и каждый год сдавать летный минимум. Однако освоить полеты невозможно: вождению самолетов здесь сейчас не обучают. Упор сейчас в деятельности аэроклуба делается именно на прыжки с парашютом (порядка 800 руб. за прыжок). Но даже программу по прыжкам с парашютом сократили с сорока учебных часов до трех. Но не всегда так было. В советские годы в аэроклубе было вполне реально приобрести летные навыки. Рассказывает один из саратовских авиалюбителей. "Я еще когда учился в школе, одновременно занимался в аэроклубе. Сначала было полгода теории, потом пошла практика: пилотирование, освоение фигур высшего пилотажа, прыжки с самолета с парашютом. Потом стал военным летчиком. И сейчас с удовольствием провожу свободное время в самолете. Я, было, хотел свой аппарат купить, когда занимался бизнесом, но потом посчитал, что не так много времени трачу на полеты, а нужно ведь еще платить за обслуживание и содержание самолета круглую сумму. Сейчас летаю с инструктором, но в какой-то момент говорю: "Штурвал отпусти, дальше я сам". И выполняю бочки, петли, полупетли, перевороты. Я приглашал друзей на свой день рождения. 10 человек, которые приехали, были в восторге. Но потом все были в шоке: через неделю, инструктор, с которым мы летали, разбился и сгорел заживо с таким же пассажиром, который приехал полетать".
Тем не менее, считается, что трагедии единичны. Может быть, потому, что в Саратовской области официально зарегистрированных частных летательных средств меньше десятка? В Саратове есть аппараты, взлетающие и с твердых покрытий, и с водных. Представьте: на воде находится вроде как надувная лодка, но включается мотор, и аппарат взлетает: А вот сколько незарегистрированных - неизвестно. Ведь самолет можно не только купить, но и собрать агрегат буквально "на коленке", кустарным способом. Как тот "Шмель", что рухнул в районе Шумейки: у него не было не только разрешения на вылет и регистрации судна, но и радиосвязи. Проблема в том, что как и в случае с частным автомобилем, государство установило такие правила, которые зачастую легче нарушать, чем соблюдать.
По закону все парапланы, дельтапланы, легкие планеры, легкомоторные самолеты, легкие вертолеты, воздушные шары - все они относятся к категории сверхлегких летательных аппаратов. И на их эксплуатацию, как и на крупные коммерческие суда, распространяются требования Воздушного кодекса: они должны быть зарегистрированы в Территориальном органе Ространснадзора, а их владельцы - получить свидетельства эксплуатантов. Но беда в том, что это долго и дорого. В частности, для жителей Саратовской области надо съездить в Нижний Новгород: именно там находится ближайшее подразделение "Росавиации". Новые авиационные правила требуют, чтобы пилот-любитель, прежде чем подняться в воздух, должен представить в Минтранс свидетельство государственного образца, удостоверение техника (или договор на обслуживание самолета), сертификат о соответствии требованиям лётной годности (аналог техпаспорта автомобиля), документы о том, где будет базироваться его летательный аппарат, договоры на диспетчерское, аэронавигационное, медицинское, метеорологическое обслуживание и - всего около десятка различных документов. Только получение сертификата обойдется в 30-60 тыс. руб. Сбор остальных документов тоже влетает в копеечку, да и времени требует порядочно. Кроме того, как говорят специалисты, организовать выполнение всех требований действующей нормативной базы в одиночку практически невозможно.
Естественно, получить разрешение на эксплуатацию самодельных летательных аппаратов, не отвечающих техническим требованиям безопасности, невозможно в принципе. Даже к официальным, но маленьким фирмам, занимающимся разработкой летательной техники, применяются драконовские меры. Например, для сертификации более трех самолётов предусмотрены, в том числе, разрушающие испытания, а это многим экономически не по силам. В то же время современные методы расчетов позволяют проектировать авиационную технику без подобных испытаний. А есть еще необоснованные придирки и большие тарифные ставки в сертификационных органах гражданской авиации. В результате, ни один государственный орган не владеет полной информацией о количестве таких сверхлегких воздушных судов.

Будет ли в Саратове вертодром
Разумные люди утверждают, что разрешительный принцип правомерен для регулярных рейсов, но не для малой авиации. Ее главная "фишка" - доступность и оперативность. Например, пожарная или санитарная авиации, выполняющая полеты по срочным вызовам на небольшие расстояния. Собственно, есть еще несколько направлений, где используются легкие самолеты: авиатуризм, аэрофотосъемка, химработы, в частности, в сельском хозяйстве. И для этого требуется уведомительная система на полеты в свободном воздушном пространстве, которая действует в большинстве стран мира. То есть в пространстве, где нет запретных для полетов зон и воздушных трасс, можно перемещаться совершенно свободно. Лично я имела опыт подобного перемещения. Когда я была в США, наша принимающая сторона, местный миллионер, разбогатевший на грузовых автомобильных перевозках, предложил прокатить нас на своем самолете. И вся подготовка к полету состояла в том, что мы приняли решение нарушить требования страховки "не подвергать себя неоправданному риску": приехали на местный небольшой аэродром, выкатили "Сессну" из ангара, уселись и полетели. Надо сказать, это были замечательные впечатления: Между прочим, из 5 500 аэродромов США только 500 связаны регулярными рейсами, а на остальных обслуживают малую авиацию. Да и в Старом Свете это не труднее: уже упоминавшийся авиалюбитель рассказывал мне про друзей, которые свободно летали по Европе на легком вертолете, даже совершили специальный тур Париж-Африка - никаких проблем не возникло: ни с заправкой, ни с закрытыми зонами - все было очень просто. Однако в нашей стране, имеющей громадные воздушные пространства, подобная свобода перемещения остается лишь мечтой. В частности, в Саратовской области достаточно сложно получить разрешение на взлет и посадку: у нас существует большое количество "красных" зон, где находятся военные объекты.
В прошлом году появлялись сообщения, что Росаэронавигация согласовывает новые федеральные правила использования воздушного пространства. Они должны были позволить летать в уведомительном режиме. Однако перед самым Новым годом стало известно, что президент Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть предложение Минтранса об упразднении Росаэронавигации. Ее функции будут переданы Росавиации и Ространснадзору. Предполагается, что это будет очередной шаг к воссозданию в России единого органа по управлению гражданской авиацией. А вот про уведомительный порядок пока что-то больше не слышно:
Тем не менее, малая авиация развивается даже в такой глубинке, как Саратов. В частности, есть предложение организовать вертодром - место базирования, взлета и посадки легких вертолетов. Одновременно предполагалось создать небольшой парк вертолетов и предлагать услуги по перемещению по экстренным вызовам, по деловым поездкам. Для начала планировали поставить 2-3 вертолета. Сейчас, по нашим сведениям, идет отвод земельного участка: 5 га земли на объездной дороге. Начало реализации проекта планировалось на 2009 год. Не известно, как отразится на этих планах финансовый кризис, но осенью уже было 4 заявки на приобретение легких вертолетов в личное пользование. Между прочим, стоимость вертолета "Робинсон" составляет 15,5-16,5 млн руб. Стоимость часа полета на вертолете в Москве - 18-18,5 тыс. Возможно, в Саратове это будет дешевле - сопоставимо с полетом на легком самолете, что обходится в 15 тыс. руб. в час. Между прочим, на легком вертолете от Москвы до Саратова можно долететь за 4 часа.

Маргарита Соловьева

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 14 января 2009
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x