Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Черный ворон", "Zundapp" и другие. Парад местных автораритетов

  • 09:38, 15 мая 2009
  • Комментариев[0]

Принято считать, что несколько 'тучных' предыдущих лет вынянчили если не армию, то полк коллекционеров старинных авто. В столице время ретро-бума совпало с появлением специальных реставрационных мастерских. Нередко эти специалисты разыскивают, грамотно реанимируют и выставляют на продажу старинные автомобили. Такой бизнес признан высокоприбыльным. Однако, до Саратова подобный сервис так и не дошел. Местные коллекционеры либо находятся на самообслуживании, либо, что гораздо реже, обращаются к услугам московских специалистов. И это, отчасти отражается на качестве саратовских коллекций. По мнению экспертов, старинные автомобили и мотоциклы, которые можно видеть на областных выставках и парадах, не представляют аукционной ценности. Владельцы же ретро-авто готовы с гордостью перечислять достоинства своих приобретений. Если не сомневаться в объективности их слов, то в саратовских коллекциях присутствуют довольно редкие в стране и в мире экземпляры.

Конец эры "халявных" ретромашин

На сегодняшний день владельцами старинных автомобилей являются чуть более десятка жителей Саратовской области. Как выяснилось, парочка ретро-авто имеется у губернатора Павла Ипатова, как минимум ЗИМ и "полуторка" - у бывшего главы Балаковского МО Владимира Рогова. По некоторым сведениям, приличную коллекцию имеет зампред правительства Алексей Щербаков. Не делают тайны из своего хобби депутаты областной Думы Леонид Писной и Василий Синичкин. Почетное место в списке коллекционеров занимает бывший авиационный инженер, бизнесмен Александр Гусев, его считают гуру саратовского движения реставраторов. Несколько любопытных моделей имеет банкир Игорь Горшенев.
Как рассказывают владельцы старинной техники, отечественное автоколлекционирование вступило в очередной и не самый простой период развития. Еще 10-15 лет назад этим хобби увлекались буквально единицы, как правило весьма состоятельные люди. А несколько лет назад оно стало чуть ли не массовым. В докризисные времена старинные автомобили можно было купить у пенсионеров по сходной цене, старомодные неисправные машины без сожаления выбрасывались на свалки. Сегодня, уверяют собеседники, этот потенциал почти исчерпан, для того, чтобы собрать приличный ретро-парк в наши дни потребуется гораздо больше времени и средств. По имеющейся информации, коллекция Леонида Писного целиком приобретена на территории области, у местных жителей купили свои авто братья Лётовы. Из соседних Пензенской и Нижегородской областей привез любимые модели ГАЗ 69 и ГАЗ 21 Сергей Зорин. О сотрудничестве с московской ведущей компанией рассказал только Василий Синичкин - таким образом были приобретены несколько машин, недавно сделан заказ на очередной экземпляр - легковой 'Форд' 1914 года выпуска. Владелец коллекции старинных мотоциклов Евгений Сербинов признается: "Мне повезло, что я стал заниматься этим раньше других. Поэтому удалось многое приобрести почти за бесценок". Так приобретена гордость коллекции - итальянский мотоцикл Gilera 34 года выпуска. Он остался от вражеской армии на оккупационной территории под Сталинградом. Новый хозяин его не использовал - снял мотор, чтобы поставить на лодку, да так и не пришлось. Потому мотоцикл сохранился в отличном состоянии, он до сих пор на ходу. А это одно из условий высокого рейтинга и соответственно цены ретро-авто. Василий Синичкин (владеет 7 ретро-авто) объясняет: "В чем суть старинной коллекционной машины - она должна соответствовать тому времени, в котором выпускалась. А когда люди переделывают, ставят другие двигатели - это уже не то. Для реставрации необходимо использовать исключительно свои детали - пусть они будут ржавыми и старыми, но своими". К слову, настоящие олдтаймеры (старинные коллекционные марки) реставрируются до идеальнейшего состояния. Никаких следов ржавчины. Работы могут продолжаться несколько лет. После такого капитального ремонта цена раритета может вырасти на 5 тыс. долл. Кстати, лучшие отреставрированные образцы ретрокаров ежегодно приносят своему владельцу до 15-20% прибыли в год. Их стоимость колеблется от 200 тыс. до 25 млн долл. Но, повторимся, эксперты не спешат давать столь высокие оценки саратовским коллекциям, в том числе и качеству реставрационных работ. Большинство коллекционеров проводят реанимацию старинных авто самостоятельно, но не без определенных успехов. По мнению автомобильного журнала Саратова "Тест&Драйв", гуру саратовского движения реставраторов является Александр Гусев. Безукоризненно отреставрированная "Эмка" (1939 г.в.) была удостоена сертификата от ГАЗа, свою долю признания получила работа по восстановлению тяжелого мотоцикла 30-х годов Цюндапп и Harley Davidson военных лет. Последнее время реставратор возвращал к жизни Mercedes-Benz 170V 1939 года выпуска. В автомобиле восстановлен даже деревянный каркас кузова, ранее считалось, что в условиях гаража это не возможно. На очереди у Александра Гусева - Oldsmobile F38 six 1936 года выпуска.
Свои ретро-авто реставрируют и братья Лётовы. Специалисты называют восстановленный ими американский военный внедорожник времен II мировой войны Willis грамотной и добротной работой. Григорий Лётов говорит: "Модели приводим в порядок сами, поэтому реставрация длится годами. У нас есть своя мастерская. Отремонтированные модели мы не продаем - это исключительно для себя. Это не бизнес. Максимум, что можем выполнить за деньги - это выполнить чей-то заказ по реставрационным работам".
Евгений Сербинов (имеет около 30 старинных мотоциклов): "Зачем мне услуги специализированных компаний. Я сам реставрирую свои мотоциклы. У меня достаточно скромное финансовое положение, чтобы делать заказы и дорогостоящие покупки".
С интересом старинные автомобили реставрируют в подростковом клубе поселка Светлый Татищевского района под руководством Владимира Бачкина. Там утверждают, что модели ГАЗ-67 "Б" в таком хорошем состоянии и безупречной комплектации, то есть со всеми "родными" деталями, нет даже на московской престижной выставке "Автоэкзотика".
Но ни одной специализированной мастерской по реставрации ретро-автомобилей, как уже говорилось, в Саратове нет. Более того, не раз сетовал Леонид Писной, местные мастера не берутся за подобные заказы - это сложная и кропотливая работа. При этом, за рубежом и в российской столице это весьма высокооплачиваемая работа. По словам московских коллекционеров, чтобы из "разбитого" авто сделать ретрокар уровня show room, необходимо вложить в среднем 100 тыс. долларов. Однако, все саратовские собеседники утверждали, что реставрационные работы доставляют им огромное удовольствие. Впрочем, как и очередной ремонт, говорит владелец ГАЗ 69 и 21-ой "Волги" Сергей Зорин. "Старому автомобилю нужен постоянный уход. Зиму постоял и где-то потекло. Чтобы установить неполадки, приходится обращаться к пожилым людям. Кто сам ездил на таких машинах, могут помочь. А молодежь ничего об этих моделях не знает. Хлопотно, конечно, это все. Но ведь покопаться в железках - это такой кайф". Сергей Зорин, кстати, в отличии от других владельцев ретро-машин, не имеет современной марки - ежедневно пользуется 21-й "Волгой". Он признался, что хоть услугами столичных мастеров не пользуется, но на сайты таких компаний заходит постоянно - познакомиться с современными возможностями реставрации и тюнинга. "Такая же как у меня модель в Москве стоит от 800 тыс. до 2 млн руб". Сергей Зорин 2 года назад приобрел свою красавицу за 100 тыс. руб.

От коллекций - к музею

Если одно из условий высокой цены ретро-авто - это сохранность оригинальных узлов и агрегатов, то главной характеристикой раритета является редкость модели. И если по первому показателю, если верить автовладельцам, саратовские коллекции выглядят вполне прилично, то о редкости моделей сказать можно не много. К примеру, та же самая итальянская "Джилера". Владелец мотоцикла утверждает, что он является единственным образцом модели на территории России. За рубежом подобный экспонат не является редкостью. Наибольшее внимание привлекает немецкий автомобиль "Hanomag" 37 года выпуска из коллекции Леонида Писного (всего в коллекции 14 ретро-автомобилей). Владелец утверждает, что в мире осталось не более 3-х образцов этой модели. У саратовского заменены радиатор и шины, отреставрированы сиденья. Хозяин не скрывает, что это самая дорогая машина в коллекции.
По данным "Тест&Драйв", коллекционер Игорь Горшенев владеет автомобилем Паккард Клиппер 1942 года выпуска. Он популярен в США, но в Советский Союз попали в свое время только 3 экземпляра. В Саратове, к сожалению, оказался совершенно разбитый аппарат, реставрировать его нет смысла. Владелец решил построить на его основе хот-род.
Редкой назвал ГАЗ-АА (полуторка) в интервью Василий Синичкин: "Кинорежиссер Никита Михалков рассказывал, что не мог ее найти для съемок фильма "Утомленные солнцем 2". Сейчас такая модель может стоить порядка 60-70 тыс. долларов". Насколько известно, как минимум 2 саратовских коллекционера имеют эту машину.
Только в наши дни, говорят российские эксперты, рынок авто-раритетов приводится в порядок. Еще 3-4 года назад увлеченные старинными машинами скупали экспонаты без какой-либо коллекционной ценности под видом олдтаймера. Причем по довольно низкой цене. "А это противоречит основному правилу: качественный антиквариат не может быть дешевым, говорит директор российско-немецкой реставрационной фирмы 'Коллекционные автомобили" Вячеслав Лен. Существует и другая тенденция - в России часто продают дешевые модели за очень большие деньги. Например, банальный Mercedes-Benz 190SL, который в Европе продается за 12 тыс. евро, в России предлагают за 60 тыс. евро. По -настоящему же ценных коллекционных автомобилей не так уж и много. У разряду дорогих относят автомобили 30-х годов: компрессорные Mercedes-Benz 540К и Duesenberg SJ, многоцилиндровые Cadillac V16 и Maybach Zeppelin, эксклюзивные модели Horch 853 с заказными кузовами. Как правило, все дорогие автомобили имели заказной кузов, изготовленный по индивидуальным пожеланиям, или для демонстрации высокого художественного уровня дизайнеров, воплощавших свои фантазии в металл. Многие из таких кузовов сегодня признаны настоящими произведениями искусства.
Еще одним условием повышения цены раритета может быть его история. Вообще, настоящий коллекционный раритет всегда был дорог и недоступен обывателю. Даже когда он выходил из заводских ворот, его могли иметь только избранные.
Дороже стоят автомобили, принадлежавшие видным историческим деятелям. Кстати, если в России стоимость тех авто, которыми пользовалась гитлеровское руководство, в цене поднимается, то в Германии, напротив, продаются дешевле.
Каких-либо занятных историй, связанных с использованием автомобилей саратовских коллекций, выяснить не удалось. Разве что рассказ Сергея Зорина: "Я был в музее ГАЗ и поинтересовался - что значит голубая окаемка на моей "Волге" 21. Мне ответили, что такие машины выпускали в подарок летчикам-испытателям. Наверное, моя машина из их числа".
Впрочем, образцы знатных марок послевоенного периода все еще продолжают нарастать рассказами. Сейчас образцам советского автопрома того времени воздают справедливые почести - тогда они не уступали иномаркам. Достается и более поздним выпускам. В собственности транспортного управления Саратова числится "Чайка" ГАЗ 14. Говорят, посол Канады пришел в восторг после поездки на "советском лимузине". Кстати, машина сама зарабатывает себе на "прокорм". Обслуживание "Чайки" производится за счет аренды для свадебных кортежей.
Кстати, вполне возможно, что в Саратове может появиться небольшой частный музей старинных авто. По крайне мере об этом подумывает Василий Синичкин. "У меня есть мысль создать музей старинных машин. Помещение в центре города уже есть. Планирую поделить экспозицию на подвиды: история легковых машин, грузовики и спецмашины. Плюс выставить несколько металлообрабатывающих станков старых времен. Если все получится, я готов бесплатно пускать людей".

Парад

По имеющейся информации перечень наиболее любопытных старинных образцов известных марок в саратовских коллекциях таков: Леонид Писной: "Hanomag" (37 г.в.), "Виллис" (44 г.в.) с допоненным тюнингом, ГАЗ 67 (43 г.в.), "Победа", "Волга" 21 (51 г.в.), "Запорожец" (61 г.в.).
Василий Синичкин: "Запорожец" (1954 г. в.), ГАЗ 67 Виллис-Иван (1943 г.в.), прадедушка "Волги" ГАЗ-М1 "Черный ворон" (1937г.в.), ГАЗ АА "полуторка" (1943 г.в.), пожарная машина "Форд" (1915 г.в.), грузовой "Форд" (1914 г.в.).
Владимир Рогов: ГАЗ-12 ЗИМ, ГАЗ-АА (полуторка, лицензионная копия американского грузовика Форд-АА образца 1930 года).
Игорь Горшенев: BMW 321 купе (1948 г.в.), Адлер Трумф Юниор (1936 г.в.), "Волга" ГАЗ-21Б (1958 г.в.) первой серии, мотоциклы BMW R35, М-72, Паккард Клиппер (1942 г.в.).
Владимир Бачкин: "Willis", "ГАЗ М1" ("Эмка"), ГАЗ-69, ГАЗ-67Б, ГАЗ-АА, армейский мотоцикл М-72. Александр Гусев: Mercedes-Benz 170V (1939 г.в.) 'ГАЗ М1'(1939 г.в.), тяжелые мотоциклы 30-х годов выпуска "Zundapp" и "Harley Davidson", "Oldsmobile" F38 six (1936 г.в.).
Евгений Сербинов: мотоциклы BMW R 75 "Sahara" (42 г.в.), "Gilera" (1934 г.в.), "Triumph Wermaht Nuremberg" (1939 г.в.), "Harley Davidson".
Константин и Григорий Летовы: "Willis" (1942 г.в.), мотоциклы ИЖ 49, (1949 г.в.), ИЖ 250 (40-е г.г.в.), ГАЗ 67.
Сергей Зорин: ГАЗ 69, "Волга" ГАЗ 21 1958 г.в.).

Евгений Татарников

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 15 мая 2009
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x