Как ни странно, в августе глянцевой индустрии Саратова пришлось особенно туго. Казалось бы, последний летний месяц - предчувствие делового сезона, ожидание экономических перемен, в конце концов, смена модных трендов. Оказалось, что многим издателям всего этого недостаточно для выпуска очередного номера.
Журнал "Что" заявил летнюю молчанку во всеуслышание и подвел под нее некую идеологическую базу, а кто-то, например, "Бизнес-журнал", "Дорогое удовольствие" тихо, "без шума и пыли", пережидают тяжелые времена. Конечно, все, как и в любом бизнесе, упирается в деньги. Непонятно только одно - почему перед тем, как затевать журнальный проект, очевидная мысль о средствах не приходит издателям в голову.
С каких пор издательский бизнес в Саратове стал инвестиционно-привлекательным? Даже в тучные годы стабильности срок окупаемости медийного проекта, при удачном стечении обстоятельств, был года три. Без гарантии, что в дальнейшем проект окажется минимально прибыльным. Дело в том, что это очень специфический бизнес, который элементарно многим не по плечу, в силу отсутствия понимания законов медиа-рынка. Отсюда просчеты многих игроков: фальсифицированные тиражи, отсутствие грамотной дистрибуции, нестабильность в сроках выхода журналов. В итоге, вместо полноценных изданий, мы имеем каталоги или журналы-фантомы.
Некоторые путем хитрых махинаций, описанных выше, ведут сумрачное существование, другие, выпустив, 5 номеров, уходят в небытие. Очень показательна на этом фоне история с журналом "Мост". Начиналось все бравурно: обещания взорвать Саратов, 100 страниц драйва, армия поклонников и достойный тираж. У этого проекта, кроме амбиций и команды, были даже инвесторы. Потом - нашумевшее интервью с губернатором. Заговорили, ревновали к эффектному материалу, опасались, что проморгали конкурента. Потом резко и неожиданно проект "сдулся". Так бывает, когда девушка нечеловеческими усилиями стремится замуж, а, добившись своего, "надевает халат и накручивает бигуди" в метафизическом смысле. Возможно, редакция выдохлась на короткой дистанции, а собственники перестали видеть смысл в предприятии. И все-таки для некоторых игроков рынка последний месяц лета стал очередным, взятым на информационном пространстве, рубежом.
Неожиданно, в августе, после долгого перерыва, вышел "Городской журнал". Надо сказать, что у этого проекта непростая история: на протяжении нескольких лет менялись редакционные составы и политика издания. Были даже робкие попытки освещения политических событий и желание приобщиться к гламуру. После мучительных поисков себя журнал так и не обрел свою информационную и имиджевую ниши, в силу отсутствия четко сформулированной концепции. Свежий номер представляет собой набор разрозненных далеко "несвежих" материалов, как всегда не объединенных никакой идеей. Особенно смешно в данном раскладе смотрится амбициозный слоган на обложке "Эксклюзивно о главном". Например, в интервью с Сергеем Шейкиным "В движении - сила" речь идет о выставке "Транспортный комплекс Саратовской области", состоявшейся в начале лета. Или материал "Войны не будет" рассказывает об открытии Антикризисного расчетно-товарного центра "Алиса", который с весны работает в Саратове. Почему редакция "Городского журнала" считает информационные поводы, давно освещенные в разных СМИ, исключительными, непонятно, опять же заявленный эксклюзив отсутствует при подаче материалов. Большинство статей напечатаны без указания авторства. Зато в публикациях случаются неожиданные обобщения: "Заканчивается и время, в течение которого бизнес строился на личных связях и откатах". Почему-то для всей России это время никак не кончится, более того, в кризис суммы откатов выросли в разы, а для "Городского журнала" это счастливое будущее не за горами. В общем, при таком подходе изданию можно спокойно пропускать целые сезоны и не волноваться за потерянную читательскую аудиторию, которой, надо полагать, все равно нет.
Журнал "Выбирай", не сбавляя темпа, выпустил в августе два номера. Один выпуск можно смело назвать удачным. В журнале появились необходимые для развлекательного формата "фишки", преобладают крепкие тексты, присутствуют стилистические находки. Редакция нашла 5 мест, где нет кризиса, протестировала заведения Саратова на жадность, искала самые веселые надписи на заборах. Возможно, скоро, журнал из гадкого утенка постепенно превратится в лебедя. Стоило бы, наверное, сменить типографию, качество полиграфии оставляет желать лучшего.
Издание "Нужные вещи" выходит строго по расписанию и всегда в самом начале месяца. Это, пожалуй, его главный козырь. В остальном все, как обычно: справочная информация, состоящая преимущественно из рекламы. С другой стороны, формат не предполагает полета фантазии и творческого поиска. Есть одна опасность: выпуски журнала, как две капли воды, похожи друг на друга, рекламные сообщения переходят в "джинсу" и обратно, не привлекая особого к себе внимания. Выход есть: либо менять верстку, либо создавать необходимый контекст. А лучше и то, и другое.
Журнал "Территория" по-прежнему держит заявленный уровень культурно-развлекательного издания. В рубрике "Территория поэзии" с Андреем Сокульским в одном из августовских номеров представлена интимная лирика Елены Ивановой. Стоит отметить статью Ольги Волковой о ресторане "Джонка'"- редкий случай, когда от чтения рекламного текста получаешь удовольствие. Книжный клуб с Потапом Плющом как всегда на высоте. Вообще, журнал "Территория" отличается авторскими материалами хорошего уровня, возможно, это главная составляющая успеха этого проекта.
В четвертом номере журнала "Без границ" наметились признаки упадка: во-первых, этот выпуск, сдвоенный - за август-сентябрь, во-вторых - неудачная обложка в грязно-серых тонах. С другой стороны, наконец-то, запахло настоящей журналистикой: живой материал "Арбузное царство. Рыбное государство" Марии Медичи про Астрахань среди кондовых текстов про Барселону, популярные марки и остров Пасхи. В принципе, понятна пассивность редакции в смысле формирования контекста издания: позволить журналистам каждый месяц посещать несколько городов или стран - неосуществимая затея в силу дороговизны путешествий. Отсюда по-настоящему интересным текстам взяться неоткуда. Но, вынуждена повторяться, зачем замахиваться на формат, трудноосуществимый в Саратове в предложенных финансовых рамках, и предлагать читателям безликий продукт.
Проект "Общественное мнение" в августе выбрал необычную тему для текущего момента: "в поисках оптимизма". В рубрику "Кунсткамера" Антон Морван подобрал самые радужные высказывания наших политиков, получилось скорее грустно, нежели смешно. Сергей Щербаков подвел неутешительные итоги инвестиционного бума в Саратовской области. От постоянной финансовой аналитики решили отдохнуть и опросили банкиров об их предпочтениях и хобби. Интереснейший и актуальный материал получился в формате "круглого стола" о перспективах развития интернет-СМИ в регионе.
В рубрику "Чай вдвоем" пригласили дизайнера Анастасию Голубеву, где впервые прозвучали оценки и мнения о расстройстве вкуса у саратовской публики. Наверное, подобное интервью могло появиться в издании, где всегда стремились удивить читателя.
Журнал "Сарафан" объединил июль и август и выпустил "номер про игры". Стоит отметить, что шуттинги на этот раз интереснее и оригинальнее текстов, с которыми явно перемудрили, - например, сессии "Так сложилось" с участием платьев Emilio Pucci и "Сами по себе" с аксессуарами Андрея Голубцова. Новая рубрика "Квартира" - стильный проект о дизайне интерьера украшает журнал и представляет собой образец удачной контекстной рекламы. Журнал заметно похорошел без довлеющей медицинской тематики и быстро пережил кризис идентичности.
В августе журнал "World Class" выпустил юбилейный спецвыпуск, посвященный пятилетию издания. Как уже отмечалось, журнал не зацикливается в корпоративных рамках элитного клуба, а старается делать полноценный проект. В этом номере интервью с директором цирка Иваном Кузьминым, исторические моменты журнала "World Class", интерактивные опросы. В ресторанной рубрике "Гид" автор исследует местные заведения на предмет шашлыка. Надо сказать, что текст отличается некоторой сервильностью и от этого проигрывает, материалу не хватает остроты и смелости в раздаче оценок. Все-таки ресторанная критика жанр изначально полемичный, и браться за него, чтобы всех похвалить, не имеет смысла.
Анастасия Гарина
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....