Аналитики отечественной фармацевтической отрасли прогнозируют нарастание кризисных явлений в следующем году. Специальная осеняя сессия лидеров фармрынка началась с прогнозов о снижении числа аптек, сокращении ассортимента лекарственных средств. Причиной столь пессимистических ожиданий называется государственное регулирование цен на лекарства с 2010 года. Оценки предстоящего ограничения цен диаметрально противоположны - борьба с ценовым хаосом и избавление рынка от слабых игроков с дальнейшей его монополизацией.
Мутная вода и цивилизованные отношения
Директор саратовского филиала фармацевтической компании "Морон" Светлана Татаренкова назвала прогнозы о закрытии аптек и сокращении ассортимента не радужными. "Легче в 2010 году не будет. Часть прибыли у нас отберут. Но поскольку она и так небольшая - 2% рентабельности считается хорошим результатом, то будет очень сложно".
Директор по маркетингу сети аптек "Бонум" Павел Суховаров: "Что касается сокращения числа аптек, то компании будут закрывать те их них, которые находятся на грани рентабельности".
Директор регионального филиала компании "СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ" Вадим Вишневский: "Практически никто не отрицает, что меры государственного регулирования снизят рентабельность фармацевтической деятельности как в розничном, так и в оптовом звене. Но насколько это снижение будет значительным, станет ясно, когда правительством РФ будут сформулированы соответствующие документы и после этого приняты региональные нормативные документы, определяющие предельный уровень торговых наценок".
Имеется в виду единая для всех регионов страны методика определения максимальной торговой надбавки для оптовиков и розницы. Сейчас, к примеру, в Туле общая наценка составляет 10% (у нас на ЖНВЛС - 45%), а в Самаре подобных ограничений нет вообще. В "пакете" предстоящих нововведений также методика расчета отпускных цен производителей лекарств и обязательная регистрация отпускных цен на все жизненно необходимые и важнейшие лекарства (ЖНВЛС).
Настроения лидеров фармацевтического рынка, считает заместитель министра здравоохранения области Дмитрий Кедров, связаны исключительно с опасениями о снижении доходов: "Фармацевтический рынок был и остается очень привлекательным с точки зрения его рентабельности. Игроки привыкли жить очень хорошо. А избранные меры государственного регулирования цен приведут к снижению доходов. Поэтому, естественно, будут вызывать только отрицательную реакцию. И будут приводится все возможные аргументы в пользу того, что делать этого не нужно или делать это не так резко".
Действительно, о поэтапном изменении правил игры на фармрынке говорит Светлана Татаренкова, о предпочтении рыночных методов регулирования - Павел Суховаров. Один из участников рынка, который не пожелал назвать имя, настаивает на саморегулируемости рынка: "Государство много раз пыталось контролировать этот рынок - устанавливало табу, запреты, ограничения, и всякий раз это приводило к печальным последствиям. К примеру, в свое время закон о лекарственных средствах запретил лечебным учреждениям, не имеющим в своем составе лицензионной аптеки, приобретать лекарственные средства у оптовых распространителей. Но ведь при покупке медикаментов в аптеках появляется дополнительное посредническое звено, которое оттягивает на себя часть средств. Те крохи, которые выделяются бюджетом для содержания больницы, тратятся и на содержание этой аптеки. То есть государство стало отнимать у себя ресурсы".
Тот же собеседник выразил сомнение в высокой эффективности обязательной регистрации отпускных цен на ЖНВЛС: "Дело в том, что сейчас действует закон, который обязывает при передаче товара от одного собственника к другому оформлять протокол согласования цен. В нем показывается и отпускная цена завода. Проследить ее можно было и 10 лет назад, и сейчас. Фармрынок интересен своей прозрачностью. Поэтому не совсем понятен смысл нововведений. Вместе с тем, добавлю, что существуют схемы уклонения от существующих норм при покупке медикаментов за валюту. При этом оптовик является первоисточником ценообразования, эта цена является стартовой, сколько бы туда ни заложили".
Дмитрий Кедров подробно об этих схемах: "При всех расходах фармацевтических компаний фармбизнес был чрезвычайно выгодным потому, что вода, в которой ловили рыбу, была достаточно мутной. И мутность этой воды во многом определялась непрозрачной системой декларирования цен на лекарства. Когда товар ввозится на территорию РФ, он походит, так называемую таможенную очистку - заполняется декларация и в зависимости от стоимости товара перечисляется таможенный сбор в бюджет страны. Так вот, существовала ситуация, когда лекарства регистрировались на таможне по одной цене, а на рынок выходили по другой цене - гораздо более высокой. Она становилась стартовой и от нее рассчитывались все наценки. А обязанности производителя регистрировать цену, по которой он ввозит препарат не существовало, поэтому ему ничто не мешало начинать продавать товар с любой стартовой цены. Если сравнивать ценники на лекарства, произведенные в Европе, то в любой европейской стране они значительно ниже российского уровня. Для того, чтобы закрыть эти лазейки, и были приняты решения наладить взаимодействие структур - увязать цену товара в таможенной декларации и стартовую цену препарата. И второе - обязать производителя ЖНВЛС регистрировать отпускные цены".
Представитель фармрынка Павел Суховаров также не спешит поддерживать принятые решения: "Надо разбираться с государственной политикой в этой сфере. Наценка при пересечении границы составляет от 100% до 300%. И разница эта была выявлена при сравнении цен, по которым препараты продаются за рубежом и на российском рынке. Компании, которые занимаются мониторингом фармрынка, знают зарубежные цены, эту стоимость можно считать базовой".
Не все участники рынка готовы верить в благие намерения регуляторов. Один из них на условиях анонимности сказал: "На фармацевтическом рынке сложились цивилизованные отношения. Это стабильный, технологичный сегмент, в котором работали информационные каналы, справочные системы. Рынок устраивал поставщиков и покупателей. Я считаю, что все эти изменения запланированы крупными оптовиками для того, чтобы расчистить рынок и возвести себя в ранг монополиста. Так построены фармрынки в развитых странах. Цены в этом случае станут нерегулируемыми и будут расти".
Еще одно анонимное мнение: "Власти пытаются сдержать социальный взрыв. При этом возлагают бремя исправления допущенных ошибок на другие плечи".
В этом году лекарства подорожали на 8, 52%
Существует мнение, что меры государственного регулирования фармрынка позволят лишь временно снизить цены. Далее из ассортимента исчезнут лекарства из перечня ЖНВЛС, которые о снижением торговой надбавки не выгодно будет держать в обороте, или убытки лягут нагрузкой на все остальные позиции, следовательно, заметно подорожают бренды вне перечня необходимых и важных лекарств.
Павел Суховаров настаивает на более эффективных способах снижения цен: "Чтобы решить вопрос со стоимостью лекарств, необходимо развивать механизмы страхования здоровья. Оплачивать лекарственные средства и медицинское обслуживание в этом случае будут страховые компании". Еще одно предложение игроков рынка касается обновления законодательства: "В нормах, относящихся к оптовой торговле сохранились положения времен СССР, когда многие лекарственные средства изготавливались в аптеках. Если убрать устаревшие нормы, учитывая, что все лекарственные средства продаются в заводской упаковке, снизятся издержки. Тогда аптечные сети вряд ли будут держать нынешний размер наценки. В этом случае всегда найдутся компании, которые захотят занять нишу дискаунтеров. У компаний, работающих в другом сегменте, встанет дилемма - либо терять значительную долю рынка, либо корректировать свою ценовую политику".
Представитель сети "Бонум" добавил: "У нашего государства отсутствует четкая политика решений. Отсюда появляются такие бредовые проекты, как продажа лекарственных средств в супермаркетах. Предысторию знают все. В свое время крупнейшая розничная сеть запустила производство дженериков. И установила ценовую низкую планку. У нас же эту идею скопировали кое-как и как попало".
На вопрос об изменении уровня цен Светлана Татаренкова ответила: "За последние 1,5 месяца цены у нас снизились как минимум на 5%".
Представители компаний, которые не захотели давать комментарий, с частной беседе сказали, что лекарства за лето подорожали из-за дороговизны кредитных ресурсов, инфляции, повышения цен зарубежных производителей, курса валют.
В министерстве здравоохранения области напомнили об увеличении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (было не более 200, стало свыше 2000) и снижении максимальной торговой надбавки для этих лекарств до 45% (ранее - 60%).
По данным территориального управления Росздравнадзора, в августе цены на лекарства по сравнением с июлем повысились на
1, 74% (в стране отмечено снижение на 0, 38%). С января набор из 264 препаратов в регионе подорожал на 8,52%. Лекарства стоимостью до 500 руб. выросли в цене за август на 0, 36%. С января на 10, 77%. Рост цен на лекарственные средства дороже 500 руб. составил 2,92%. Импортные препараты выросли в цене за август на 2, 17%, с января рост составил 12, 59%. Отечественные препараты в Саратовской области подешевели за август на 1,12%.
Павел Суховаров о результатах снижения максимальной торговой набдавки до 45% говорит: "До снижения мы предоставляли пенсионерам скидку в размере 10%, сейчас она снизилась до 7%. Вообще о системе скидок в аптечных сетях упоминается редко. При этом редко встретишь покупателя, который приобретает лекарство по той цене, которая указана на ценнике".
Дмитрий Кедров комментирует: "По нашему мнению, снижение размера надбавки значительно повлияло лишь на работу ОАО "Саратовский областной аптечный склад". Это предприятие в основном занимается оптовой продажей наркотических и сильно-действующих наркотических средств. Эта деятельность требует достаточно высоких накладных расходов и на охрану, на транспортировку. В остальных случаях при крупных объемах товарной массы и большом ассортименте, мы не видим значительного снижения рентабельности, которое бы грозило массовому закрытию аптек".
Большинство участников рынка говорит о постоянном снижении рентабельности фармрынка. Павел Суховаров: "Я бы не сказал, что этот бизнес по- прежнему остается привлекательным. Но миф об этом существует. Наверное, благодаря ему "Рубль Бум" решил запустить свою аптечную сеть".
По данным DSM Group, объем рынка к концу нынешнего года вырастет на 8%, что отражает только падение рубля к бивалютной корзине. При этом сектор поставок в лечебные учреждения может оказаться вообще в минусе, могут произойти сокращение и поставки лекарств по госзакупкам.
Сегмент парафармацевтики, скорее всего, вырастет тоже только на 10%, а сегмент готовых лекарств ( коммерческий сектор) - на 12%. Центр маркетинговых исследований "Фармэксперт " прогнозирует рост коммерческого сектора на уровне 15% в денежном выражении, при этом в количественном выражении ( в упаковках) рынок может сократиться на 6%.
Торговать отечественными препаратами не выгодно
Авторы нововведений в фармацевтической отрасли предложили и меры, призванные послужить развитию отечественной фармпромышленности. В частности, речь идет об отмене регистрации субстанций, закреплении сроков проведения экспертизы и регистрации лекарственных средств, введении развернутого положения по мониторингу безопасности, и эффективности препаратов, о бессрочном регистрационном удостоверении.
Дмитрий Кедров говорит: "Действия, которые сейчас предпринимаются, в первую очередь приведут к тому, что на территории РФ увеличится количество, так называемых, отверточных производств. Это конечные этапы процесса изготовления - расфасовка, упаковка или производство дженериков. В этом случаи стоимость лекарства снижается в разы тому уже есть примеры. При этом существует неоправданное отношение к подобным препаратам, как к лекарствам худшего качества и меньшей эффективности. Есть и маркетинговый нюанс - к дешевым препаратам у населения меньше доверия. Можно утверждать и об отсутствии должного уровня культуры фармрынка. Во всем мире производителям, дистрибьюторам закрыт прямой в лечебные учреждения. У нас все иначе. У нас производители лекарств через обширнейшую сеть торговых представителей не всегда правильно могут влиять на людей, принимающих решения о закупках того или иного препарата. Отечественное фармпроизводство начнет развиваться, когда в стране будут созданы условия, при которых лекарство выгоднее произвести на территории РФ, чем ввозить".
Один из представителей оптового сегмента фармрынка рассказывает: "Сегодня выгодней торговать импортом. Мы везем из Индии, Польши, Германии, Австрии, Югославии, Франции, Англии, США и Китая - лекарства из этой страны сегодня преобладают Кроме того, российские заводы работают на китайских субстанциях. Во-первых, импорт дороже и при меньшей наценке можно получить в абсолютных величинах большую прибыль. Во-вторых, компактней - его удобнее перевозить, чем те препараты, которые стоят 3 копейки за ведро. Для того, чтобы получить ту же прибыль, к примеру на анальгине, придется держать больше людей на складе, увеличить транспортные расходы. Однако, аптечный спрос показывает, что люди стали больше приобретать дженерики. Я думаю, это связано с кризисом - население стало экономить на здоровье".
Прогноз, который сделал собеседник таков: "Если будет потребляться меньше продукции, то производители будут задумываться о сокращении выпускаемой продукцией. Если по-прежнему, торговать препаратами российского производства будет невыгодно, боюсь, как бы эти производства не стали сворачиваться".
Справка
По данным минздрава области, в розничный сегмент фармрынка представляет 241 юридическое лицо, из которых 27 - муниципальных. В области работает 973 аптеки (69 муниципальных и 904 частных).
В этих учреждениях заняты 5 тыс. чел.
По данным ФАС, Саратовская область входит в число 7 регионов с самой низкой долей муниципальных аптек. У нас этот показатель составляет 3,3%, среднероссийский - 26,5%.
Плотность аптечных учреждений в области высокая - 2,99 тыс. чел. На 1 аптечное учреждение. В Саратове - 2,383 тыс. чел, в Энгельсе - 2,56, в Балаково - 2,8, в Балашове - 3,7, в Марксе - 1,56.
По оценкам участников рынка, в области достаточно высокая конкуренция среди фармкомпаний. С приходом кризиса, некоторые из них потеряли устойчивую позицию и испытывают финансовые трудности.
Владиир Ворох
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....