Корректировки могут грозить Саратову банкротством. И решения этой проблемы пока не видно. Выделение областной думой 200 млн руб. для оплаты сверхнормативного потребления погашает лишь треть суммы, выставленной энергетиками управляющим компаниям. Остальные 400 млн должны наскрести жители Саратова из своих не слишком богатых карманов. Однако, если жители областного центра прислушаются к недавнему призыву Общественной палаты, то это может поставить крест на карьере нынешних руководителей города. Впрочем, судьбу чиновников решают далеко не все саратовцы, а только жители Заводского района. И эта ситуация напрямую связана с процессом ликвидации ДЕЗов.
Кто не помнит, ДЕЗы - это дирекции единого заказчика, муниципальные предприятия, которые являлись и собственником жилого фонда, и играли роль исполнителя коммунальных услуг. Право на существование они потеряли со вступлением в силу Жилищного кодекса, который определил порядок управления жилым фондом. И вот уже года три, как эти структуры ликвидируются. Правда, идет этот процесс не слишком успешно: лишь недавно на городской думе было принято решение о ликвидации ДЕЗа Фрунзенского района. Да и то, как признался его директор, работавший на общественных началах, это стало возможным лишь потому, что в 2006 году, когда ушел прежний руководитель, после него не нашли никакой финансовой документации. И в частности, не удалось восстановить, сколько ДЕЗу в свое время задолжало население. Правда, поскольку три года уже прошли, то и долги потеряли свою силу - за истечением срока давности. Формально не осталось на балансе муниципального предприятия и жилых домов. Зато за два года здесь задолжали более 200 млн руб. своим бывшим сотрудникам. Кстати, куда смотрела трудовая инспекция? Впрочем, ДЕЗ Фрунзенского района - образцовый. Поэтому он и ликвидирован. Он практически разобрался со своей кредиторкой: из 3 с лишним миллионов долгов взыскано почти 400 тыс. руб, и в судах находятся иски еще на 2,7 млн. Правда, энергетики уже стали предъявлять иски за пользование чужими деньгами, и долги ДЕЗа увеличились еще почти на полмиллиона. Но в других районах ситуация еще хуже.
Относительно благополучным выглядит Волжский район. К ДЕЗу относится 35 одно-двух этажных домов с печным отоплением. Правда, это только на бумаге. В реальности из них 10 снесены, а еще 4 - это обгорелые остовы, а не дома. По остальным 14 ноября должен пройти конкурс на управление ими. Два центрально-тепловых пункта передаются энергетикам, но есть и бесхозные, судьба которых не определена. В результате расходы ДЕЗа в три раза превышают сумму, которую тому удается собрать с жителей себе на жизнь. Дело в том, что ЦТП хоть и бесхозные, но в рабочем состоянии, и ДЕЗу приходится платить за них в СПГЭС и водоканалу. Застарелые долги населения составляют 25 млн руб. С должниками судятся, но получить пока сумели лишь порядка полутора миллионов. Вообще, из 92 млн, которые должны ДЕЗу возможность взыскания просматривается лишь у 40 млн. А остальное, по-видимому, придется списывать.
Есть перспективы у Кировского района. Его возглавляет тот же человек, что является директором крупнейшей управляющей компании района - "Жилкомплекс". И по этому поводу он не испытывает ни малейших затруднений. Например, висит на балансе ДЕЗа 41 дом по несколько квартир в каждом. И вот уже который конкурс на управление ими проводится, да никто не хочет их брать. Оно и понятно: много с такого жилья не возьмешь, а 6 из них вообще сгорели, но по бумагам по-прежнему существуют. И вот наш герой-директор мужественно пообещал участвовать в конкурсе и взять эти дома на себя. Кроме домов на балансе этого муниципального предприятия висит несколько десятков километров коммуникаций: под гаражами, домами, физически изношенных или на частной земле. Короче, такое богатство, которое никому не нужно. Ежегодно на них происходит по несколько десятков аварий, а их ликвидация приносит МУПу сплошные убытки, поскольку за их обслуживание никто не платит. Еще хуже ситуация с принадлежащими ДЕЗу ЦТП - центральными тепловыми пунктами. Принимать их энергетики отказываются, поскольку они не приведены в надлежащее состояние. Время, когда в Самаре сквозь пальцы смотрели на состояние принимаемой инфраструктуры, упущено, и теперь московские владельцы саратовской теплоэнергетики на уступки муниципалитету не идут. Но эта ситуация характерна для всех районов, поэтому в целом у Кировского дела идут неплохо.
В похожей ситуации оказался Октябрьский ДЕЗ. Там, правда, сменился директор, но он не дал уйти с документами, как у фрунзят, своему заму, который одновременно является директором другой крупной управляющей компании "Центрдом". (Почему-то в районе появлялись листовки "не платите в ЕРКЦ, платите в "Центрдом"). В общем, весь вопрос в том, справится ли новый управленец со старым. А так, ДЕЗ практически чист: из имущества лишь садово-ягодные деревья да калькулятор. Да еще полторы сотни миллионов кредиторки и около сотни миллионов дебиторки. Причем львиную долю последней занимают авансы за невыплаченные работы. Другими словами, украденные деньги. Весь вопрос в том, удастся ли их вернуть через суд?
Ленинскому ДЕЗу продолжает делать гадости такая небезызвестная фигура в Саратове как Гордополов. Он продолжает судиться с МУПом за оплату неких ремонтных работ, которые были проведены в 2004-2005 годах. Юридическая служба ДЕЗа хоть и составляет грандиозную, по сравнению с другими районами, силу - три человека, но, случается, даже не знают о некоторых исках, которые вчиняют им и энергетики, и бывшие руководители АТСЖ. Но это не все проблемы северной части Саратова. Например, там находится 26 домов - вагончиков, на которые нет технической документации, и они даже не были признаны муниципальной собственностью. В этом жилье выросло уже не одно поколение бывших железнодорожников, которых тут поселили "временно". Как и везде, у Ленинского ДЕЗа есть другие, "зарегистрированные" дома с печным отоплением, которыми никто не хотел управлять, и которые вроде бы сейчас нашли своего хозяина - УК "Наш дом". Есть и тепловые, водопроводные и электрические сети, которые отказываются принимать те, кому они по логике должны принадлежать - специализированные предприятия. Плюс есть 14 насосных станций, от которых открещивается "Саратовводоканал". И которые приносят очередные убытки.
То есть буквально все ДЕЗы обещают нанести казне города (напомним, это муниципальные предприятия, и все их долги в качестве субсидиарной ответственности взыскиваются с бюджета) довольно серьезный урон. Но даже все вместе они, наверное, не сравнятся с ДЕЗом Заводского района. И дело здесь даже не в соотношении кредиторской и дебиторской задолженности - она вполне обычная, разница составляет порядка 100 млн руб., хотя и это ощутимый вклад в копилку долгов. Причем "легкие" долги, как заверил директор ДЕЗа, уже собраны, остались только те, что трудно взыскать. И не в жилье, которое находится на его балансе: у ДЕЗа числится всего 15 домов, 14 из которых сгорели, а один - аварийный на Огородной, плюс несколько зданий из маневренного жилого фонда. Их согласилась взять одна из управляющих компаний. Дело в другом: на ДЕЗе в Заводском районе "висят" все районные корректировки. Здесь была использована необычная схема выставления коммунальных платежей. Управляющая компания "Стройкомплект" в свое время, когда брала в управление основной массив домов в районе, выторговала себе особые условия: по трехстороннему соглашению счета населению от поставщиков энергоресурсов выставлялись ДЕЗу, а платил по ним "Стройкомплект". И вот теперь около 300 млн руб. - половина всего сверхнормативного потребления коммунальных услуг в городе - числится за муниципальным предприятием.
С 1 ноября корректировки могут быть предъявлены населению. И как прогнозируют многие эксперты, большинство жителей, увидев суммы с тремя нулями, свалившиеся на них с неба, откажутся их оплачивать. Тем более, что наиболее продвинутые уже знают, что именно это советует делать Общественная палата Саратовской области. Что же за этим последует? Если энергетики пойдут до конца, и смогут в судах добиться субсидиарной ответственности горбюджета за этот кусок сверхнорматива, то городу грозит банкротство. Как известно, по законодательству, если с казны муниципального образования требуют 10% его бюджета, то в муниципалитете вводится внешнее управление, а нынешние руководители могут понести вплоть до уголовной ответственности. 10 % бюджета - это как раз 600 млн руб. Понятно, что вся сумма выставлена не будет: 200 млн ветеранам, льготниками и получателям субсидий сверхнорматив погасит областной бюджет. Да и не все корректировки, как мы уже знаем, числятся за ДЕЗами. Но долгов этих МУПов, вкупе с "висяком" Заводского района вполне может хватить, чтобы подкосить нынешний партийный проект в руководстве Саратова. Между тем, в администрации города не придумали ничего лучше, как начисто засекретить всю ситуацию с ДЕЗами.
Денис Смирнов
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....