Участники опроса, который мы проводили на нашем сайте - о проблеме, за решение которой должен взяться старый-новый губернатор, выбрали дорожное покрытие и транспортный вопрос. Вариант ответа "Решить дорожно-транспортную проблему" выбрали 62,04% респондентов. И именно большинству опрошенных придется огорчиться - по крайней мере в этом году в Саратове хороших дорог не будет. Не изменятся и оправдания дырявого покрытия - плохая погода, безденежье, отсутствие технологий и капризный климат.
Найти и обезвредить
Настроение у дорожников вполне оптимистичное. Вот, например, как объяснил нам председатель комитета дорожного хозяйства Саратова Валерий Данилин, ремонт дорожного полотна был начат еще в первом квартале (надо понимать, наверное, в марте, поскольку ни в январе, ни в феврале дорожного полотна зачастую не было видно за снежной коркой). Успели заделать литым асфальтобетоном 1 350 кв. м. ям, и потратить на это чуть больше одного миллиона рублей. Как напомнил главный дорожник города, литой асфальтобетон позволяет работать при пониженных температурах "на участках особо подверженных разрушению", тогда как горячие асфальтобетонные смеси возможно применять, когда среднесуточная температура устойчиво перевалила за 5 град. тепла. В частности, во втором квартале в Саратове планируется потратить 5,34 млн руб. на восстановление покрытия дорожной части площадью 9 315 кв. м, из которых львиная доля будет заделана более дешевым мелкозернистым горячим асфальтом.
Свои цифры есть и в Энгельсской администрации. Объем запланированных средств на текущий (ямочный) ремонт автодорог в этом году останется на уровне прошлого года - 27,9 млн руб. Так же, как и в областном центре, в городе-спутнике "первоочередной задачей в плане ремонта дорог на сегодняшний день стоит текущий (ямочный) ремонт автомобильных дорог".
Саратовские чиновники заявляют, что этот год принес гораздо больше разрушений дорогам, чем прошлый. По данным Валерия Данилина, величина снежного покрова и количества осадков превысили средненормативные показатели в два раза. А интенсивное таяние, когда температуры колебались около нуля, вызвало большее число разрушений, чем в прошлом году.
Однако депутат облдумы от Саратова, сам водитель с большим опытом, Леонид Писной считает иначе: "Эта зима не являлась слишком критической для нанесения ущерба дорожному покрытию. И вот почему - в основе разрушения лежит недостаточная морозоустойчивость асфальтобетона. Плюс у нас историческая беда - мы в области не используем щебень высокопрочных пород. Есть чисто профессиональный показатель - количество циклов замерзания и оттаивания образцов до начала их разрушения. А этой зимой с 11 декабря практически по 23 марта вообще не имели периода положительных температур, за исключением оттепели 2-3 января. А значит, эта зима нанесла меньший ущерб, чем прошлогодняя и позапрошлогодняя".
Так же считают и в Энгельсе: "Зимой, в связи с минимальным количеством переходов температуры через 0, не происходило сильного разрушения асфальтобетона. Весной, с ежедневными ночными заморозками, увеличился объем деформаций и разрушений. Состояние покрытия весной 2009 года было аналогичным".
Депутат облдумы от Энгельса Сергей Богомолов предлагает по-другому взглянуть на ситуацию: "Ямочный ремонт должен проходить всегда. Это нормальное явление - как санация зубов. Правильней было бы называть его не ремонтом, а уходом за дорожным полотном".
Почему же ям по данным дорожников больше? Однозначного ответа нет, но сравнение Саратова и Энгельса по числу ям явно не в пользу Саратова. Леонид Писной видит причину в том, что в Энгельсе более эффективно велась борьба со снегом, его больше вывозили, осушение покрытия дорог произошло раньше, а значит, дней на 10 раньше, чем в Саратове, смогли начать ямочный ремонт. Плюс лучшая эксплуатация дорог зимой и меньшая сеть дорог. Кроме того, по оценке Писного, ремонт в Энгельсе делают более качественно.
Сергей Богомолов соглашается: "Наверное, используются не совсем современные технологии, и не всегда выдерживаются нормативы, если хорошенько проверить. И видимо, неправильно все списывать на погодные условия, но и забывать о них тоже нельзя. Если сравнить весенние дороги, то в других регионах не лучше: и в Ульяновске, и в Пензе, и в Н. Новгороде ездить по распутице неприятно".
И.о. главы администрации МО г. Энгельса Александр Курганов подтверждает: "На улицах, капитально отремонтированных в 2009 году разрушений не появилось. В этом году на тех участках ямочный ремонт производится не будет в связи с отсутствием разрушений".
Ямы были, есть и будут
В общем, ничего нового не сказали собеседники. В очередной раз эксперты-депутаты заявили, что в нашем регионе построить нормальные, не требующие частого ремонта дороги просто нельзя!
Леонид Писной утверждает: "В нашем климате даже чисто теоретически невозможно устройство дорог, которые бы не требовали ремонта. Наука не знает материалов с нужными показателями. Но возможно улучшение ситуации на дорогах при использовании более качественных материалов - например, гранитного щебня, лучшего подбора асфальтобетона и, самое главное, подрядчиков".
Например, у Писного есть претензии к качеству работы подчиненных Данилина: те по наблюдению депутата пропускают ямы. Они недостаточно качественно обрабатывают кромки ям, в результате заплатки видны, а этого быть не должно. И наконец, недостаточно надолго перекрывают движение, а литому асфальту, чтобы набрать прочность, надо от часа до двух прежде чем по нему начать ездить.
Сергей Богомолов уточняет: "К сожалению, у нас климат не как в Германии и Италии, чтобы сделать дороги один раз и на века. В наших широтах слишком часто температура переходит через ноль, иногда за сутки по несколько раз. В Европе, например, температура редко опускается ниже нуля. К тому же зимой у нас слишком холодно, а летом - слишком жарко. В результате, у нас труднее подобрать состав полотна. Если делать его более пластичным, чтобы он лучше вел себя зимой, то летом он "плывет" и образуются горбы. Если делать его более прочным, чтобы асфальт лучше воспринимал летнюю жару, то в морозы он будет крошиться". Тем не менее, ремонт дорог делает их более устойчивыми к возникновению ям. Поэтому Леонид Писной считает, что вообще нельзя сравнивать состояние дорог в этом и в прошлом году, потому что именно в 2009 году в Саратове резко увеличилось число капитально отремонтированных трасс. Но через несколько лет они уже начинают активно разрушаться.
А в Энгельсе на вопрос о технологиях отвечают: "В настоящее время существуют технологии устройства надежного покрытия и они применяются на территории области (пример - литой асфальтобетон, георешетки, модифицированные битумы и прочее). В первый год службы проявление ям на вновь уложенном покрытии указывает на нарушение технологий и организации, производящие ремонт обязаны устранить брак".
И Валерий Данилин из саратовского дорожного комитета любит повторять, что всем отремонтированным дорогам подрядчики дают гарантию от двух до трех лет. И если ремонт был сделан некачественно, то ошибки они исправляют за свой счет. И по данным Данилина "таких работ немного, и они проводятся". Но с ним согласны далеко не все. Леонид Писной на постоянно действующем совещании в правительстве области даже инициировал проверку тех дорог, которые были капитально отремонтированы с 2007 года, на предмет соответствия гарантиям подрядчиков. Дороги, по его мнению, все, безусловно, нуждаются в ямочном ремонте. То есть опять мы возвращаемся к проблеме качества:
Ну, и наконец, есть вечная причина, которая тоже вносит свою лепту в общее бездорожье. Это традиционная нехватка денег. Сергей Богомолов, как зампред комитет облдумы по экономической политике, собственности и земельным отношениям, ничем порадовать не может: "Знаю, что в этом году в бюджете предусмотрено значительно меньше средств на ремонт дорог в области, чем в прошлом. И как бы рационально не старались использовать деньги местные руководители, их все равно не хватает".
Как докладывал зампреду облправительства Александру Стрелюхину министр транспорта и дорожного хозяйства области Иван Панков, на приведение дорог в порядок по нормативу необходимо более 23 млрд руб. А в областном бюджете заложено 700 млн. Причем львиная доля средств - 600 млн - планируется тратить на содержание, а не на ремонт.
Если вернуться к муниципальному уровню, то на содержание магистральных дорог Саратова в этом году выделено 105 млн руб. - 1/5 от потребности. 6 млн из них тратят сейчас на ямочный ремонт. Уже прошли на конкурсы на освоение этих денег. И если у вас будут претензии к содержанию дорожного полотна в областном центре, то знайте, что за центральные улицы отвечает МУП "Дорстрой", за окраины - МУП "Городские дороги плюс".
И все же почему-то хочется видеть свет в конце тоннеля, то есть отсутствие ям по весне. Ведь ездят же как-то в Канаде, северных штатах США, Норвегии и Финляндии без препятствий в виде ухабов. У нас не самый суровый климат в мире: Сергей Богомолов так и предлагает - изучать опыт других стран, активно привлекать ученых: "Ясно только, что одним увеличением финансирования проблему дорог не решить. Тем более, что на дворе финансовый кризис".
Маргарита Соловьева
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....