Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Гаражный рынок. Потребность без спроса

  • 11:51, 9 июня 2010
  • Комментариев[0]

Потребность центральных районов Саратова в оборудованных "машиноместах", проще говоря гаражах и крытых парковках, превышает 40 тыс. Парадоксальность рынка заключается в том, что при очевидной потребности в местах стоянки автомобилей риэлторы отмечают крайне низкий спрос на гаражи.

Закрытый рынок

Следует отметить, что агентства недвижимости присутствуют на местном рынке гаражей лишь частично. Основная часть сделок, преимущественно в старом гаражном фонде, происходит напрямую между продавцом и покупателем. Риэлторы по большей части работают с предложениями нового формата - это крытые стоянки на нулевом этаже домов премиум-класса или рядом с ним. В агентстве "Терем" признались: "Тех, кто к нам обращается с просьбой продать гараж или найти вариант для покупки, мы советуем проехать гаражные кооперативы. Как правило, там есть доски объявлений, председатели в курсе планов собственников. Вероятность успешного поиска в этом случае намного выше".
Риэлтор фирмы "Ратмир" Андрей Перевертайло говорит о работе в высшем ценовом сегменте: "Те клиенты, которые приобретают дорогие квартиры, просят нас подобрать и место для хранения машины. Это подземная стоянка, крытая парковка, объединенная с жилым комплексом или традиционные гаражи рядом с домом. Иные предложения довольно трудно реализовать. Сейчас у меня в продаже 2 гаража, привлечь покупателя не помогло даже снижение цены".
Сотрудники риэлторских агентств называют данный рынок самостоятельным и закрытым. Между тем, "гаражные" доски объявлений на интернет-сайтах выглядят довольно живо. Число объявлений о продаже гаражей намного превышает количество сообщений о покупке "автожилплощади".

Машиноместо подешевело до 2 млн

Мнения о динамике цен на гаражи разнятся. Андрей Перевертайло говорит об их стабильности: "Темпы роста цен в этом сегменте полностью соответствуют инфляции".
В агентстве "Проспект" отмечают снижение цен. Здесь называют нижнюю ценовую планку на отметке в 60 руб. Однако, в фирме "Эдем-риэлт" убеждены, что на окраине города можно приобрести гараж за 40-50 тыс. Это первая условная группа предложений. Вторую представляют машиноместа в гаражных кооперативах. Следующую составляют отдельно стоящие гаражи во дворах жилых домов. В центре Саратова они стоят от 400 до 700 тыс. руб. Предложений в этой группе очень мало. Эксперты говорят, что по сложности ценообразования гаражи относятся к категории частных домов. Цена зависит от множества факторов: место расположения, метраж, строительный материал, техническое состояние, наличие ямы, погреба, близости грунтовых вод, оформлено ли строение в собственность. Заключительная на сей день группа - это подземные автостоянки в жилых комплексах. В Саратове, по словам ректора высшей школы недвижимости, председателя совета директоров ГК "Лепта" Якова Стрельцина, построено 20 подобных комплексов. Цены на машиноместа вместе с ценниками на жилье заметно снизились. Если в 2007 году заасфальтированный участок под домом стоил более 3 млн руб, то сегодня эти же места на стоянке подешевели до 2-х млн. Общая амплитуда цен в этой группе начинается от 600 тыс. Дороговизна стоянок нового формата объясняется тем, что подземные части дома "два в одном" обходятся дороже из-за инженерных сложностей, в частности, соблюдения норм пожарной защиты.

Автовладельцы дежурят во дворе

Потребность Саратова в оборудованных крытых парковочных местах очевидна. Достаточно заехать в любой двор жилого дома - эту картину уже давно метко назвали "автомобильным тетрисом". Яков Стрельцин говорит: "Городу машиноместа нужны как воздух. Сегодня Саратов располагает мизерным количеством оборудованных закрытых стоянок. Мы изучали ситуацию и выяснили, что только центру города требуется более 40 тыс. машиномест".
При этом только в одном агентстве недвижимости отметили сохраняющийся спрос на гаражи. Большинство риэлторов отмечают интерес только к отдельным строениям в центре города, которые отвечают требованиям гаража шаговой доступности, и подземным стоянкам.
Виталий Смоляков, руководитель "Бюро недвижимости Смолякофф" предполагает, что снижение популярности гаражных кооперативов объясняется невысоким качеством этих объектов. "Порой зимой до автомобиля в гаражном массиве невозможно добраться - дороги там не чистят. Еще один вопрос - качество строения. Ведь к гаражным помещениям применяются жесткие СНИПы. К сожалению, постройки в кооперативах часто возведены с нарушением требований к вентиляции. Хранить машину в таком гараже хуже, чем на улице. Есть еще один аспект. Большинство автомобилей куплены в кредит, а значит имеют КАСКО. То есть застрахованы от угона. В этом случае многие считают затраты на гараж или охраняемую стоянку лишними расходами".
Председатель гильдии строителей при областной ТПП Борис Чернодед напоминает о пресловутом менталитете: "Саратовские владельцы машин оставляют их во дворе даже если рядом с домом достаточно мест на стоянках, как в поселке Солнечный. Там водители дежурят во дворе по очереди. Полупустыми стоят и подземные парковки, чему немало примеров приводят те, кто устанавливает двери в эти помещения. Порой они служат хранилищем для строительного мусора. Даже небедные владельцы дорогих квартир отказываются от покупки места на стоянке из-за непомерно высоких цен. Если есть охраняемый двор, то машина остается на улице. Те, у кого есть лишний миллион не торопится тратить его на место под землей".

Многоэтажный гараж окупается за 10 лет

Но других современных форм решения проблемы в Саратове не используют.
Риэлтор агентства "Эдем-риэлт" Алина Гусева: "Ничего о каких-либо новых проектах, кроме подземных гаражей не известно. Думаю, что отсутствие их в центре города объясняется тем, что рентабельнее здесь строить дорогое жилье. А на окраине вряд ли эти объекты будут пользоваться высоким спросом".
Яков Стрельцин возражает: "Дорогого жилья в Саратове достаточно. Поэтому неверно считать нерентабельным строительство гаражей. Невыгодно строить отдельно стоящий одноэтажный объект. У нас уже разработан проект многоэтажного гаража с лифтами. Но пока из-за отсутствия необходимых средств к нему не приступили. Кроме того, в нескольких концепциях мы представили многоэтажные дома с многоэтажным гаражом. Так как подземный гараж не может быть по определению на всех жителей дома, мы спроектировали многоэтажную подземную парковку с расчетом 1-2 машиноместа на каждую квартиру". Собеседник уверяет, что на сей день свободных мест на подземных парковках нет.
Борис Чернодед убежден, что инвестировать даже в многоэтажный гараж не выгодно - проект окупится только через 10 лет.
При этом оба собеседника говорят о необходимости властей города обратиться к разумным схемам градостроительной политики, то бишь к выделению участков для подобных проектов. Борис Чернодед приводит в пример Пензу. Разрешение на жилищное строительство там дается только в том случае, если число парковочных мест равно числу квартир в доме. В качестве одного из решения проблемы "под завязку" заполненных автомобилями дворов эксперт предлагает создавать универсальные стоянки. Днем использовать их в обычном режиме, а ночью - охранять. В этом случае цена услуги будет ниже. Вместе с этим предлагается ввести запрет на стоянку автомобилей во дворах жилых многоэтажных домов.

Землю под кооперативами застроят

Виталий Смоляков предполагает, что спрос на гаражи продолжит смещение в пользу мест на охраняемых стоянках. Использование строений в гаражных массивах снизится со сменой поколения, поскольку традиция хранить в гараже домашние заготовки на зиму стремительно сходит на нет.
Борис Чернодед считает, что гаражные кооперативы по-прежнему будут составлять значительную долю гаражного фонда, ими будут пользоваться. Вторая волна бума гаражного строительства, как в советские годы, когда земля выделялась бесплатно, сейчас не возможна. Машиноместа на подземных парковках, возможно, подешевеют - к этому собственников приведет желание активизировать продажи. Но объемы их, как и сейчас будут невелики.
Яков Стрельцин полагает, что со временем земля под гаражными кооперативами будет застроена: "В Саратове принят генплан и правила землепользования застройки. Часть гаражных кооперативов должна будет, грубо говоря, изменить назначение из-за того, что некоторые земельные участки становятся очень дорогими. Кадастровая стоимость земельных участков растет быстро, растет налог или арендная плата. Скоро владельцы гаражей в кооперативах столкнутся с тем, что одноэтажное сооружение на земельном участке будет обходиться очень дорого. При этом, если мы строим несколько этажей на одном участке, нагрузка на владельца недвижимости резко снижается. Поэтому экономика и градостроительная логика толкает к тому, что в городе возводились многоэтажные этажи. Проектировщики и застройщики давно к этому готовы".

Татьяна Гордеева

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 9 июня 2010
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x