Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Фантазии о деревне Лох. Шанс на туристический транш

  • 11:03, 16 августа 2010
  • Комментариев[0]

В июле премьер Владимир Путин утвердил концепцию федеральной целевой программы "Развитие туризма в РФ на 2011-2016 годы". Ее суть такова - развитие индустрии туризма в нашей стране может стать одним из мощных двигателей российской экономики. С учетом этих перспектив программу предполагается профинансировать в объеме 96 млрд руб. Регионам, интересующимся туризмом, есть о чем задуматься. С этой точки зрения небезынтересен вопрос: может ли местная индустрия туризма хоть на что-то претендовать?

3 млрд:8 млн в пользу соседей

Прежде стоит рассмотреть, есть ли в саратовском регионе хоть какая-то индустрия туризма? В принципе, кое-что на саратовщине есть. Во-первых, министерство спорта, физкультуры и туризма; во-вторых, областной закон "О туризме и туристской деятельности"; в третьих, областная целевая программа "Развитие туризма на 2007-2010 годы". То есть материальная и правовая база имеются. Что, в свою очередь, порождает следующий вопрос: а насколько все это имеет отношение собственно к развитию туристской деятельности в нашем регионе? На этот вопрос недавно попыталось ответить само отраслевое ведомство - через отчет об исполнении ОЦП "Развитие туризма на 2007-2010 годы".
Отчет, честно говоря, получился далеко не оптимистичным. Еще честнее - и без того куцая целевая программа в силу разных обстоятельств оказалась фактически брошенной на произвол судьбы. Ее даже профинансировать толком не смогли: за три года реализации на программные мероприятия было выделено 8,2 млн руб. вместо запланированных 16,5 млн. Кстати, аналогичные программы в ряде регионов Приволжского федерального округа профинансированы следующим образом: Ульяновская область - 218 млн; Самарская - 200 млн; Чувашия - 971 млн; Нижегородская область - 2,98 млрд. Разница, похоже, слишком сильно бьет в глаза.
Но если соседи готовы вкладывать столь большие средства в туризм, то, очевидно, и отдача от него в экономике этих регионов немалая, и вообще в данном случае это вещи взаимосвязанные. В нашем же случае говорить о какой-либо отдаче, очевидно, не имеет смысла. То есть говорить даже не надо, стоит только посмотреть на некоторые осуществленные программные мероприятия. Много времени это не займет. Во-первых, отраслевым министерством выпущен диск "Туризм в Саратовской области. Прогулки по Саратову" тиражом 126 экземпляров; тираж странный, но это, возможно, для того, чтобы не выкладывать диск в свободную продажу, что, кажется, тоже денег стоит. Во-вторых, издан одноразовый рекламно-информационный журнал "Встречи в Саратове", тиражом 1,5 тыс. экземпляров. В-третьих, в прошлом году был объявлен конкурс по теме "Лучший маршрут по Саратовской области", дальнейшая судьба которого, впрочем, неизвестна. В-четвертых, в позапрошлом году был разработан новый маршрут - в Вольск, включающий посещение двух вольских музеев и картинной галереи; маршрут был с помпой презентован, и на этом остановились. Ну и в-пятых, была предпринята попытка реанимировать туристическое прошлое Хвалынска через круиз Саратов-Хвалынск-Саратов, похоже, тоже неудачная; но зато под это программное обеспечение Хвалынску было выделено 4 млн под реставрацию городского пляжа. И это весь набор мероприятий, осуществленных за 3 года реализации программы. Так что ответ на вопрос: "Есть ли туризм в Саратовской области?" просматривается сам собой. Равно как и вклад туриндустрии в региональную экономику. Короче, нет у нас ни того, ни другого. Зато специалистов в сфере туристического бизнеса готовят четыре саратовских вуза. Но в их услугах регион, к сожалению, не нуждается. Так что выпускники, специализированные на туриндустрии, находят применение своим знаниям в основном в турфирмах, работающих на выездной туризм, не имеющий отношения ни к нашему региону, ни к его экономике.

Вечно пустой причал

При том, что в области есть на что посмотреть и что показать, считаться нормальной такая ситуация не может. Поэтому время от времени на мероприятиях разного уровня она обсуждается; но опять же, к сожалению, без особых последствий. Так, не далее как в июле в облдуме был проведен "круглый стол" по теме "Развитие туризма. Перспективы и проблемы". В слушаниях участвовал и региональный министр спорта и туризма Владимир Пашкин. Он и попытался рассказать о состоянии дел в сфере туризма. Но рассказывать особо было нечего. В регионе работает 11 туроператоров и около 150-ти туристических фирм; но работают они преимущественно "на выезд", то есть укрепляют кошельками наших туристов экономику других стран. А вот внутрирегиональный туризм практически не развивается, и, по словам Владимира Пашкина, его потенциал задействован не более чем на 20%. Он, кстати, тоже нормальной такую ситуацию не считает. Но поскольку министр он относительно новый, в этом плане к нему, видимо, можно отнестись щадящее и не грузить на него бездеятельность прежнего министра. А вот последствия этой бездеятельности разгребать предстоит, похоже, ему. И не исключено, что отчет в этом он себе отдает. Иначе не говорил бы, что при наличии большого количества интересных мест в нашем регионе мы имеем нелегкую ситуацию упущенных возможностей. И это так - у нас одна только Волга могла бы "принимать" туристов со всего мира, но ведь, что интересно, и Волга в этом плане практически не задействована.
Как раз по теме "туризм и Волга" представители турбизнеса собирались на другое аналогичное думским слушаниям мероприятие, прошедшее ранее, в марте этого года. Точнее, тема была заявлена так: "Туристическая инфраструктура Саратова и Саратовской области", но река по этой теме проходила сквозной красной нитью. Что, в общем-то, понятно, поскольку "Волга" и "туризм" по идее и должны проходить в связке. Ведь, если подумать, Саратову в этом плане необычайно повезло, поскольку наличие на территории региона великой русской реки уже само по себе должно служить мощным толчком к развитию туризма. Но почему-то не служит. И, как считает сверхактивно выступавшая на этом "круглом столе" Светлана Тимошок (она директор турагенства "Волга-наследие"), главной причиной нашего туристического застоя является практически полное отсутствие интереса к этой теме местных властей. Как результат - в регионе туристический бизнес в принципе не рассматривается в качестве одного из способов пополнения региональной казны. В итоге же вообще получается замкнутый круг: турбизнес не развивается, туристы регион игнорируют, что, в свою очередь, служит очередным тормозом в развитии турбизнеса. Собственно, на том мартовском круглом столе так и было сказано: "Правительству на туристов, которые везут в область деньги, глубоко плевать". Но никто из правительства этого не слышал, потому что ни один чиновник на это мероприятие не пришел. Министр спорта и туризма, кстати, тоже не пришел.
А теперь, собственно, о Волге. Когда-то межрегиональный туризм в виде круизов по Волге широко практиковался. В настоящее время количество подобных туров резко сокращается, и с первого взгляда даже не сразу поймешь, какие причины здесь превалируют - субъективные или объективные; но, скорее всего, и те, и другие. Например, как рассказывал председатель Совета директоров ОАО "Пассажирское речное пароходство" Александр Тимошок, в Саратове сейчас теплоходы на причалах долго не стоят - причаливают, быстро забирают пассажиров, и плывут себе дальше. Главная причина в этом - установленная муниципалитетом высокая плата за стоянку, из расчета 1,6 тыс. за первый час, и далее в зависимости от метража судна. Так что у туристов, плывущих на туристическом теплоходе по Волге, возможности погулять по Саратову практически нет. Максимум на что они имеют время - погулять вокруг Троицкого собора, и быстренько назад, на теплоход, а то уйдет без них. Но городу-то выгодно, чтобы люди погуляли именно в городе, и именно в Саратове потратили свои деньги. А они будут тратить их в других городах, расположенных вверх и вниз по Волге, где плата за причал более щадящая, или вообще отсутствует. В Ульяновске, кстати, несколько лет назад, так же как и в Саратове, ввели высокую плату за стоянку на причале. Теплоходы, с учетом этого обстоятельства, швартоваться в Ульяновске практически перестали. После чего ульяновские власти спохватились, и плату за стоянку резко снизили; но теплоходы по привычке продолжают проходить мимо Ульяновска.
В Саратов пока заходят. Но, как уже говорилось, ненадолго. По подсчетам саратовского бюро путешествий, в прошлое лето в круизах по Волге приняли участие 82 тысячи человек. Но на осмотр Саратова у них времени практически не было; а если бы эти 82 тыс. туристов оставили в Саратове хотя бы по тысяче рублей, в город бы притекло 82 млн, с которых в бюджет были бы уплачены налоги, и значит бюджет бы существенно пополнился. Но, к сожалению, этого не произошло. Так что: Как считают специалисты в сфере туризма, надо бесплатно давать теплоходам причальную стенку, это стимулировало бы теплоходы останавливаться в нашем городе надолго, может быть, даже и с ночевкой. А вообще-то были времена, когда теплоходы стояли на стоянке с 10 утра до 6 вечера. Сейчас же, откуда ни посмотришь на причал, он вечно пустой. Да и группы туристов встречаются в городе крайне, крайне редко. В общем, туризм не только не развивается, но и идет на спад. Нашим властям действительно не интересно развитие туризма в регионе?

Фантазии о деревне Лох

Судя по исполнению и финансированию ОЦП "Развитие туризма в Саратовской области", это весьма близко к истине. Напомним, из 16 запланированных миллионов программа была профинансирована вдвое меньшем объеме; то есть это очень смешное финансирование. Особенно если сравнить с аналогичной нижегородской туристической программой, на которую нижегородские власти не пожалели миллиардов, и где из 2 млрд 977 млн 1,5 млрд составили деньги нижегородского регионального бюджета, остальное финансирование проистекало из внебюджетных источников. Последнее обстоятельство указывает на то, что бизнес не чурается вкладываться в туризм, и это значит, что он действительно приносит неплохой доход. В нашем же саратовском случае о внебюджетном финансировании даже речи не идет, что в очередной раз указывает на то, что туристического бизнеса у нас в принципе нет. Как нет и туристической инфраструктуры. То есть нет ни развитой гостиничной сети, ни приемлемой сети общественного питания, а есть, как констатирует областной министр спорта и туризма, "ситуация упущенных возможностей". Но как упущенное наверстывать, пока, кажется, никому не ясно.
Июльский круглый стол по теме туризма в облдуме, о котором говорилось выше, был далеко не первым подобным мероприятием. Интерес к сфере туризма на законодательном уровне нет-нет, да и вспыхивает. Помнится, еще несколько лет назад депутаты добросовестно пытались нащупать в Саратовской области какие-нибудь свежие туристические маршруты. Весело так пытались; фантазировали, например, по поводу деревни Лох; припоминали, с учетом школьных знаний по истории, какими тропами "гуляли" по здешним местам Емельян Пугачев и Степан Разин; и так далее. Но, как это часто бывает, дальше фантазий дело не пошло. Это, в принципе, для нас нормально и привычно, но, с другой стороны, если фантазии не имеют тенденцию к воплощению, почему бы не воспользоваться хорошо забытыми старыми туристическими тропами? К примеру, когда-то и в Хвалынске, и в Вольске останавливались теплоходы, они стояли там часами, и туристы могли вдоволь нагуляться по этим старинным и очень интересным городам. Сейчас же там даже причалов нет. Напомним, в областной туристической программе реанимация хвалынского и вольского маршрутов была обозначена как подлежащие исполнению мероприятия; но ведь это так и осталось неисполненным. То же касается и множества других "благих намерений", до которых не доходят ни руки, ни деньги. Еще раз повторим: 8 млн за 3 года на туризм - это даже не смешно, это просто нелепо. Это значит, что ни законодательной, ни исполнительной властям сфера туризма в принципе не нужна. Дело даже не в том, что представители власти, как правило, предпочитают отдыхать за пределами Саратова, и в принципе за пределами России и лично для себя регион не рассматривают как туристический объект; а дело в том, что власти в принципе не рассматривают область как территорию, где могла бы развиваться туристическая сфера, приносящая доход в региональный и муниципальный бюджеты. Так что, скорее всего, пока местные власти не докажут свой интерес к туристической деятельности, регион не сможет рассчитывать на транши из федерального бюджета в рамках федеральной программы развития туризма. На реализацию которой, напомним, выделяется беспрецедентная сумма в 96 млрд руб. Жаль, потому что при потенциальных возможностях-то нашего региона он, наверняка, мог бы на что-то рассчитывать.

Ольга Блохина

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Жители Саратовской области могут предложить, где усилить связь билайн Жители Саратовской области могут предложить, где усилить связь билайн

Источник фото: пресс-служба билайна.

билайн предлагает жителям Саратова и Саратовской области указать места, где на территории региона нужно улучшить качество сотовой связи. Это...

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 16 августа 2010
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x