Заслуженный артист РФ и кандидат в народные, а также - в заслуженные деятели искусств, лауреат всероссийских конкурсов, дипломант международного конгресса иллюзионистов, действительный член американской Лиги иллюзионистов и фокусников - руководитель саратовского театра магии и фокусов "Самокат" Сергей Щукин ответил на наши вопросы в канун двух знаменательных дат: 4 октября ему исполнится 60, а его главному детищу - скоро 25.
Сергей Вадимович, в названии вашего театра присутствует слово "магия". Это - метафора?
- У нас в России почему-то если говорят "магия", то обязательно включаются какие-то мрачные ассоциации: ведьмы, колдуны, мистика, сглаз, порча, барабашки и прочие неприятности. Но я имел в виду магию, свободную от таких ассоциаций, веселое развлекательное искусство - знаете, в английском языке слово magic именно так и воспринимается, безо всякого мрачно-сакрального налета. А вот аналога нашего слова "фокус" на Западе нет, у них focus – понятие скорее узко оптическое. Поэтому мы решили назвать театр так, чтобы понятно было и нашим, и вашим. Хотя, вообще-то, конечно, длинновато получилось - зато универсально.Что до "Самоката" - это название имело вполне определенную расшифровку: саратовский молодежный камерный театр-студия, именно таким он задумывался 25 лет назад, хотя с тех пор изначальная концепция достаточно сильно изменилась. Опять же, разрешение открыть театр мы получали на условиях полного самообеспечения, поэтому о себе шутили: сами едем, сами катим. Изменилось, впрочем, и это: театр стал муниципальным, и часть расходов - зарплату, оплату ЖКУ и аренду зала - взял на себя город.
У вас два образования - иняз и режиссура драмы. Что в профессиональной деятельности пригодилось больше?
- Вы знаете, на фокусников ведь у нас нигде специально не учат. В России это исторически всегда было семейное, фамильное дело - семья Кио, семья Акопянов... и, соответственно, получается очень закрытое такое искусство, каждая семья свои профессиональные секреты оберегает.Так ведь и театр "Самокат" в некотором роде - "семейный подряд"?- Ну, я не могу с этим в полной мере согласиться. Конечно, семья Щукиных - в основе, но ведь "Самокат"» не состоит исключительно из них. В нашем театре есть и другие замечательные артисты, и работники сцены, и персонал, и каждый из них вносит свой вклад в общее дело. Да есть и не люди - например, много лет у нас работал карликовый кролик Малыш, состоял на довольствии, кормили мы его на бюджетные деньги. Вместо него потом купили двух других, нам сказали - карликовые, а они что-то выросли такие здоровенные, что приходится реквизит под них переделывать. Голуби у нас тоже есть. Может быть, завели бы еще каких-нибудь животных-артистов, если бы было где их держать.
Итак, в России - фамильные секреты. А за границей?
- А на Западе все совсем по-иному - там существует, так сказать, индустрия фокуса, пишутся и издаются книги, подробные руководства, проводятся конкурсы, фестивали и конгрессы иллюзионистов, хорошо развита инфраструктура - в частности, есть замечательные магазины реквизита. Все это становится доступно, когда имеешь возможность свободно общаться на иностранных языках, читать иноязычную литературу, просматривать сайты — за это, несомненно, спасибо инязу. Что же до режиссерского образования...
Что такое вообще - режиссура фокуса?
- У фокуса всегда есть техническая сторона - собственно трюк - и есть искусство его "приготовить и подать". Сложно сказать, что из этого главенствует: очень важно сделать фокус "чисто", но сама по себе техника малоинтересна, она - ядро, которому требуется обрамление. От этого обрамления и зависит творческий "почерк" иллюзиониста: так, как я достаю, скажем, кролика из шляпы, достаю кролика из шляпы только я. Для того и нужен режиссер, чтобы простое техническое описание фокуса превратилось на сцене в волшебную сказку. Фокусник должен быть еще и актером - и сам верить в чудо, которое творит. Показывает один - ну, фокус и фокус, а у другого по той же самой технологии настоящее волшебство получается.Собственные разработки у меня в основном - именно в области режиссуры. Например, всегда надо учитывать, что в нашем деле очень важен элемент соучастия, сопричастности публики, особенно когда речь идет о детях - мы ведь стремимся не себя выпятить, а сделать звездой зрителя. Любой фокус - розыгрыш, а у розыгрыша должен быть объект, поэтому в центре трюка всегда зритель - взрослый или ребенок. Потом, непременно надо оставлять себе простор для маневра, импровизации. Хороший режиссер, работая над программой, обо всем этом помнит.
А кстати, есть ли в иллюзионном деле понятие "копирайта"?
- Как и в любом искусстве. Как вы думали, мы когда фокусы заказываем за границей, они через таможню проходят как произведения искусства! Бывает, к сожалению, что наши фокусы копируют и выдают за свои - причем особенно обидно, когда дело касается сценария шоу, каких-то режиссерских находок. На Западе за такие дела лишают лицензии, у нас же реальных возможностей противостоять плагиату нет.
Насколько развита конкуренция между фокусниками?
- Рынок, собственно говоря, небольшой, и игроков на нем в принципе немного - но их и не может быть много, потому что иллюзионист - уникальная, штучная профессия. Конкуренты, например, в Саратове периодически появляются, но работают в основном на корпоративах или же выступают со своими шоу. Или вот Дмитрий Вольный, например, наш ученик, сделал неплохую карьеру иллюзиониста в Москве.
Ваш основной зритель - взрослый или ребенок?
- Стараемся быть интересными и большим, и маленьким. Детские спектакли, как правило - яркие, эффектные, доступные совсем юному зрителю; взрослые - обычно более серьезные, ироничные. Я лично всегда больше специализировался на работе с детьми и для детей, мне это интересно. Переписывался, например, с Дэвидом Гином - признанный мастер, издал около 60 книг в этой конкретной области иллюзионного искусства. Его рекомендациями мы активно пользовались, и, пожалуй, не зря - в этом городе мы буквально вырастили своего зрителя: в Саратове, мне кажется, нет такого ребенка, который не побывал бы хоть раз на наших представлениях. Наши программы смотрит уже третье поколение горожан - те, кто когда-то привел к нам своих детей, сейчас уже дождались внуков. Очень забавно бывает, когда идешь по улице или вот по "Липкам", а тебя какой-нибудь малыш глазами провожает и кричит: "Мама, смотри, волшебник пошел!" И все сразу оборачиваются... (смеется) Вместе с тем, нередко говорят, что искусство фокуса - оно отнюдь не для детей: утонченное, оттачивающее ум, пробуждающее удивление. Всегда есть люди, которым хочется волшебства, романтики, сказки - и искусство фокуса эту жажду утоляет.
"Фокусы - это возможность навсегда остаться в детстве"?
- Да, это действительно так. Я до сих пор, пожалуй, в душе остаюсь ребенком, которому очень нравится играть. Наверное, ребенок должен жить в каждом - но не у всех получается его в себе сохранить. Бывает, выходишь на сцену и видишь - чьи-то глаза не горят. Грустно - в таком зрителе дитя уже не разбудишь...
"Самокат" - самый посещаемый муниципальный театр в Саратове. Вы можете объяснить, почему это так?
- Всегда говорили: "Самокат" - брэнд Саратова. Это действительно так, потому что аналогов нашему театру не существует в России - это не я придумал, это признал и союз цирковых деятелей, об этом мне писал Эмиль Кио. Есть тут и минусы - двигать такое дело в одиночку очень сложно. Я первую половину жизни занимался драматическим театром, который любил и люблю - кстати, мечтаю еще вернуться к драме и, думаю, эту мечту осуществлю. Большую работу над собой проделал, чтобы сформироваться как режиссер - много читал, учился, ставил спектакли, общался с мэтрами. Ездил по России, работал в разных театрах. Вернулся в Саратов в разгар перестройки, обстановка была сложная и нерадостная - захотелось праздника. И вот на этом фоне я выиграл грант и поехал в Америку по программе "Бизнес для России". Увидел, как там развито искусство фокуса, встретился с Дэвидом Копперфильдом, поработал в "магическом магазине" в Цинциннати, штат Огайо - у нас таких, конечно, нет... Приехал и подумал: а почему бы мне что-то такое не сделать у нас, на месте. "Самокат" поначалу открылся как драмтеатр, а после этой поездки пошел ощутимый уклон в иллюзионную сторону. Привез из Америки восьмитомник известного иллюзиониста Харлана Тарбола "Обучение фокусам", большую часть для себя сам перевел... Думаю, мы не прогадали - зритель нас любит, всегда аншлаги, билетики лишние спрашивают. Людям нравится - это главное.
"Самокату" скоро 25 лет - сколько фокусов за эти годы перевидала его сцена?
- Среднестатистический фокусник, собственно говоря, выступает с одной программой всю жизнь, изменения, которые она претерпевает, обычно довольно незначительны. А мы стараемся готовить две премьеры в каждый сезон - иногда думаешь: Господи, за сколько же фокусников я сработал за свою жизнь!(смеется). Вообще, скажем так - вот лично я знаю тысячи профессиональных секретов и секретиков. И около сотни из них - демонстрирую.
Нельзя обойти вниманием наболевший вопрос с помещением для "Самоката". Не наметилось ли каких-то подвижек к лучшему, хотя бы под выборы?
- История с помещением для "Самоката" тянется все 25 лет существования театра. Сейчас в Саратове все муниципальные театры более-менее пристроены - та же "Версия", тот же "Балаганчик". Только мы живем как на вулкане и мечтаем о своем доме, хотя бы небольшом, о зальчике на сто мест - но своем. Городской бюджет нам оплачивает аренду, но ведь это такое дело - выселят, не выселят... А такая неопределенность очень мешает творчеству, так же как и бытовые проблемы наподобие протекающей крыши, которые, к сожалению, ловкостью рук не решишь. И маленькой комнатки, в которой работают 30 человек, нам не хватает. О чем можно говорить, власть сегодня не заинтересована в поддержке и развитии культуры. Если бы у руля стояли люди, которые понимают, насколько велико ее значение, мы бы все, наверное, по-другому жили, ведь культура - это то, что делает население нацией.
Не задумывались о переезде куда-то, где власти более внимательны? В Москву, например, где Юрию Куклачеву построили свой театр?
- В столицу - и раньше звали, и сейчас зовут... Но, пожалуй, сложно было бы отрываться от корней. Хотя из-за того, что в жизни немало пришлось поездить и много где случилось побывать, могу называть себя гражданином мира. Один у нас шарик, и мы все - его дети. А он нас всех везет, старается, чтоб не упали...
Многие из ваших юных зрителей, глядя на вас, наверное, мечтают пойти по вашим стопам и тоже научиться творить чудеса...
- Совет им могу дать один - не сворачивать с дороги, если уж встал на нее. Можно за довольно небольшой промежуток времени освоить несколько салонных фокусов и успешно производить впечатление в дружеских компаниях. Но действительно мастером получится стать, только если посвятить своему делу все время и внимание. "Избравши что-то как звезду, держите путь свой неуклонно". Мне повезло: я с детства знал, что мое - это театр. Мне моя любовь к театру досталась, вероятно, еще от мамы. И первые фокусы со мной разучила именно она, и первые книжки о театре она купила. Потом, отец одно время служил в Туркмении, а там на восточных базарах часто выступали китайские фокусники. Дыни, арбузы, шелка яркие - и фокусы, такие вот у меня детские воспоминания. Не то чтобы театр занимал решительно все мое время — я могу и отвлечься: люблю, например, грибы собирать, гулять по лесу. Но это - именно увлечения, а вот театр - страсть. Я себя и фокусником как таковым никогда, собственно, не считал, не готовился к такой карьере. То есть я все это, конечно, знаю, но у меня своеобразное отношение - я и фокусы театрализую. Вот мой сын, Артем, целенаправленно развивается именно как иллюзионист, манипулятор - у него техника рук...
Расскажите, кстати, как дела у Артема.
- Можно, я не буду сейчас ничего говорить, чтобы не спугнуть удачу? Скажу только, что он на пороге перемен, и перемены эти будут, несомненно, к лучшему.
Как планируете отмечать юбилей? Точнее, юбилеи.
- К 25-летию театра готовим две новые программы - "Comedy Magic" для взрослых и "Волшебные потешки" для малышей. Для "Волшебных потешек" заказали фокусы в Англии - недавно открыли для себя британскую фирму "Practical Magic", которая специализируется именно на фокусах для детей.А вот лично мне придется, скорее всего, обойтись без творческого вечера. Наш зальчик просто не вместит всех желающих - 80 мест. Дай Бог, чтобы одна только пресса расселась благополучно, а ведь еще чиновники, и коллеги, и друзья, и просто зрители, которые нас любят... Предлагали снять зал театра кукол "Теремок" - но, честно говоря, не лежит душа праздновать свой юбилей в чужом доме. Поэтому просто жду поздравлений от тех, кому моя круглая дата небезразлична. Хм... мне по всем документам вроде бы 60, но я не верю, как-то странно - все кажется, что мне 35-40. Ну, по крайней мере, если не телу, то душе уж точно.
В книжках в жанре фэнтези нередко пишут, что маг выглядит на столько лет, на сколько себя чувствует...
- А любое искусство, творчество вообще невероятно омолаживает. Вот только с одним условием - страсть к своему делу должна быть искренней и пламенной. Ну и, конечно, нужно любить искусство в целом, и как процесс, и как результат. Жизнь наша сегодня страшная, тяжелая, меркантильная, лживая, спасаться остается только красотой. Фокус, конечно, тоже в своем роде обман, но добрый и безвредный и при этом - красивый и изящный, приносящий удовольствие. Мне кажется, в театр человек должен, мне кажется, ходить как в лес или в поле - за глотком чистого воздуха и очищением от фальши.
Если Вам нужна продажа авто с пробегом в Саратове, то посетите АвтоГид.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....